Россия, Москва (издание включено в: РИНЦ, eLibrary.ru)
Форма участия: очно-заочная
Английскую литературу конца XVI – первой половины XVII в. мы привычно называем "золотым веком", но в ней обычно видна лишь одна по-настоящему "золотая" фигура – У. Шекспир. У этого давно известного факта есть и своя положительная сторона – Шекспир стимулирует читательский и зрительский интерес к своим современникам, к английской литературе и театру. Не удивительно, что их пьесы чаще всего ставят именно в шекспировских театрах – Royal Shakespeare Company и Shakespeare’s Globe.
Всероссийская научная конференция "Современники Шекспира: выйти из тени Барда?"
Если в XIX в. в России интерес к современникам Шекспира – прежде всего к К. Марло и другим "предшественникам" – лишь зарождался (тут в первую очередь следует вспомнить переводы "Фауста" и исследования Н. И. Стороженко) , то в ХХ столетии заметны две волны интереса к современникам Шекспира – издательская и филологическая. Вначале в фокусе оказалась елизаветинская и яковианская драма. В 1920-е и 1960-е гг. вышли в свет одно- и двухтомники Б. Джонсона, К. Марло, Ф. Бомонта и Дж. Флетчера; отдельные пьесы Дж. Вебстера, Дж. Форда, Т. Деккера, Т. Хейвуда. За последние 50 лет этот поток почти прекратился, и на смену ему пришел интерес к поэзии и прозе – Дж. Донну, Ф. Сидни, "метафизикам", "кавалерам", Р. Бертону – интерес напрямую не "шекспировский", но не забывающий Шекспира, держащий его в поле зрения.
Стоим ли мы на пороге новой волны, когда творчество Шекспира будут рассматривать в диалоге с современниками, а "забытые" авторы получат в России новую жизнь, как Вебстер и Донн в англоязычном мире после критических статей Т. С. Элиота? Как показал опыт прошедшей в 2018 г. марловской конференции и более раннего интернет-проекта "Современники Шекспира", существующий академический, читательский, а возможно, и театральный интерес для этого вполне достаточен. Насколько быстро может наступить такой переход, покажет предлагаемая конференция.
Хотелось бы обсудить следующие проблемы (в предварительной формулировке) :
- Насколько актуален взгляд на того или иного автора как "современника Шекспира"?
- История жанров и взаимовлияние в рамках отдельных произведений и в литературном процессе в целом (драма – памфлет – роман – цикл сонетов и т. д.) .
- Литература и культура шекспировской Англии и последующих эпох: влияния и подражания в разных видах искусства.
- "Анатомия" жанра и текста.
- "Пристальное" и "далекое" чтение.
- Мейнстримные и альтернативные традиции в литературе и культуре шекспировской Англии.
- Как возникала литературная и театральная репутация в шекспировскую эпоху?
- Рецепция автора и его творчества в разные эпохи. История интерпретаций его произведений.
- Английская культура и европейские традиции.
- Цифровые гуманитарные науки и культура шекспировской Англии.
- Современники Шекспира в России: парадоксы их рецепции в XIX–XXI вв.
- Как преподавать английскую литературу конца XVI – первой половины XVII в.?
- Приглашаем к участию филологов, театроведов, историков, культурологов, искусствоведов и других ученых-гуманитариев, а также практиков театра и всех видов искусств.
Оргкомитет:
- А. В. Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор РИТИ – ГИТИС, главный научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания, председатель Шекспировской комиссии РАН;
- Н. В. Захаров, доктор философии (PhD) , кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН;
- В. С. Макаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
- Б. Н. Гайдин, кандидат философских наук, начальник научно-исследовательского отдела цифровых технологий Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета;
- В. А. Рогатин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина;
- И. И. Лисович, доктор культурологии, заместитель начальника отдела основных и дополнительных образовательных программ учебно-методического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры философии, политологии и культурологии Московского гуманитарного университета;
- В. Р. Поплавский, режиссер театра-студии Московского городского дома учителя "Горизонт", переводчик;
- В. С. Флорова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета.
Для зарубежных участников конференции проблематика расширяется, включая их национальные трактовки и восприятие Шекспира.
Рабочие языки конференции – русский и английский.
Регламент:
- доклад – 20 минут;
- сообщение – 10 минут.
Заявки на участие могут быть поданы по электронной почте и должны включать: ФИО автора, место работы, контакты и тезисы докладов (аннотацию на 250–300 слов) следует присылать на русском и английском языках. Крайний срок подачи: 15 октября 2019 г.
При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт "Конференции.ru" как на источник информации.
Последний день подачи заявки: 15 октября 2019 г.
Организаторы: Научный совет "История мировой культуры" РАН, Шекспировская комиссия; Государственный институт искусствознания; Московский гуманитарный университет; Институт фундаментальных и прикладных исследований; Шекспировский центр; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Контактная информация: Николай Владимирович Захаров, Шекспировский центр Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. 111395 г. Москва, ул. Юности, 5. Эл. почта: russhake@gmail.com, nikoltine@yandex.ru. Тел.: +7 (499) 374-67-23
Эл. почта: russhake@gmail.com
© www.konferencii.ru 2007–2019