Аспирантура… Глава 1

Введение       home

1.1. Что такое аспирантура?
1.2. Ну и зачем вам эта аспирантура?
1.3. Аргументы “против”
1.4. И все-таки в аспирантуру
1.5. Аспирант, заочник, соискатель

“Все книги делятся на три категории первая – те, которые следует читать,
вторая – те, которые следует читать и перечитывать,
и третья – те, которые не следует читать вовсе”
Оскар Уайльд

1.1. Что такое аспирантура?

“Аспирантура” – (от лат. “aspiro” – стремлюсь, стараюсь приблизиться) – в Российской Федерации форма подготовки научных работников при вузах и научно-исследовательских учреждениях.

Поступление в аспирантуру – дело сугубо добровольное. Заставить заниматься наукой или проявлять творческие усилия невозможно. Творчество – это процесс, не поддающийся регламентированию, его невозможно ограничить, запретить или же, напротив, заставить творить.

Аспирантура – это самостоятельная (!) форма получения образования, цель которой – научиться заниматься научной работой, овладеть научными методами, написать и защитить квалификационную работу – кандидатскую диссертацию. Для кого-то три года в аспирантуре станут лучшими годами и надолго определят весь жизненный путь. А для другого – аспирантура превратится в кошмар, которым он будет пугать своих маленьких детей.

В процессе работы над своей диссертацией на протяжении трех лет аспирант должен будет:

  • самостоятельно определить интересующее его (или актуальное) научное направление,
  • выбрать тему исследования,
  • изучить литературу, касающуюся этой темы,
  • организовать и провести эксперимент,
  • получить и обработать данные,
  • сравнить полученные результаты с уже имеющимися в данной области исследований,
  • сделать выводы.

1.2. Ну и зачем вам эта аспирантура?

“Если люди поступают в аспирантуру, значит это кому-нибудь нужно”
(фольклор)

А зачем она вам? В мире полным-полно успешных и небедных людей, у которых нет никаких ученых степеней. Они им не нужны, и они не лезут в чужой огород.

Аспирантура – это, конечно, не флотская служба на подводной лодке, откуда сбежать не удастся. Но, тем не менее – это все-таки три года вашей молодой жизни. Не больше, но и не меньше. Поэтому еще до принятия решения о поступлении в аспирантуру, необходимо определиться со “сверхзадачей”, которую вы себе ставите на эти ближайшие три года: “заниматься наукой, и таки защитить диссертацию” или “провалять дурака”. Не следует тешить себя иллюзиями, что существует какая-то альтернатива этим двум вариантам.

Понятно, что причин, по которым люди попадают в аспирантуру, достаточно много:

  • перекантоваться три года – вроде как при деле,
  • “Маша поступила – а я чем хуже”,
  • удовлетворить собственные амбиции и тщеславие,
  • выделиться на работе среди своих коллег,
  • получить ученую степень как строку в анкете, например, для корректировки имиджа,
  • нравится научно-исследовательская и преподавательская работа.

Зачастую, любовь к науке, как мотив, действительно оказывается на одном из последних мест. Причин сверхсрочного, сразу же после окончания ВУЗа, поступления в аспирантуру тоже не так уж и много. На мой взгляд, их всего лишь две:

  • желание “откосить” от службы в Вооруженных силах Российской Федерации;
  • наличие серьезного научного задела, созданного за годы обучения в вузе, начиная с младших курсов.

Первая причина, как говорится, без комментариев. Хотя, с уменьшением срока службы в армии большая часть “самострелов” скорее согласятся красить траву в зеленый цвет и тянуть носочек вместо трех лет аспирантуры.

Вторая причина распространена гораздо меньше, и подразумевает наличие фактического научного руководителя диссертации, конкретное направление исследований, а также опубликование результатов работы в печати и выступления на конференциях. При этом весьма трудно понять логику того, кто поступает в бюджетную аспирантуру, но свою дальнейшую жизнь и работу с наукой связывать не собирается.

Сложнее всего придется тем, кто видит в аспирантуре залог своего будущего материального процветания. Не спорю, оно может все-таки наступить, несмотря ни на что. Но зачем идти к материальному благополучию таким тернистым путем? Открывайте лучше свой бизнес и делайте деньги там.

Или, если собственный бизнес вам не по плечу, то всегда можно примкнуть к категории наемных работников. Для примера приведем сводку вакансий от 13 октября 2007 г. с томского сайта http://70.ru/ с указанием стартовых заработных плат (в месяц):

  • заместитель генерального директора по производству в солидную строительную компанию, ведущую промышленное строительство в Заполярье (108000 руб.),
  • медицинский представитель (30000 руб.),
  • независимый менеджер (25000 руб.),
  • сотрудник для удаленной работы на дому (25000 руб.),
  • официант (6500 руб.),
  • сортировщик изображений (16000 руб.),
  • работа на дому (21000 руб.),
  • заместитель главного инженера по строительству (63000 руб.),
  • юрисконсульт (25000 руб.),
  • кассир-оператор (16000 руб.),
  • сотрудник для удаленной работы в интернете (20000 руб.).

Ну, так и чем плоха работа на дому за 21000 руб.? Я уже не говорю о заместителе генерального директора на диких просторах Заполярья.

В СССР защита кандидатской диссертации, согласно фольклору, называлась “три часа позора и тридцать лет счастливой жизни”. Защита кандидатской обеспечивала автоматическую прибавку к зарплате 50 рублей, то есть часто увеличивала ее в полтора раза. Более того, эта степень позволяла перейти на более высокую должность – старшего научного сотрудника (с.н.с.) с окладом 300 рублей в месяц, что было очень и очень хорошо. Докторская диссертация прибавляла к этим 300 рублям еще 100 рублей, и с.н.с. со степенью доктора наук начинал кататься как “сыр в масле” – разумеется, по советским понятиям, и как сыр советского качества.

В рыночных условиях все эти материальные блага исчезли. В настоящее время, после указа Президента о прибавках, кандидат наук получает “за степень” 3000, а доктор наук – 7000 рублей. В результате доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Академии наук получает сейчас “на руки” 11500 рублей, что лишь в 2,5 раза меньше, чем машинист электропоезда московского метро [1].

Поэтому если вы серьезно не относитесь к обучению в аспирантуре, и морально не готовы “… всего себя отдать науке, без задних мыслей, и в награду получить тяжелый крест трезвого знания“, как говорил Александр Герцен, то вас ждет фиаско.

В последнее время увеличивается (в среднем на 8,5% в год) число защищаемых кандидатских и докторских диссертаций по экономическим, педагогическим и юридическим наукам. А по физико-математическим, техническим и военным оно снижается; по медицинским и сельскохозяйственным пока остается без существенных изменений.

Количество “заказных” диссертаций (в ценовом диапазоне от 2000 до 25000 у.е.) похоже выросло настолько, что заставило больших начальников нарушить “обет молчания”. Так, по словам главы Высшей аттестационной комиссии М.П. Кирпичникова [17], примерно 10000 диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год диссертаций, ежегодно пишутся отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги. Самые востребованные направления – юриспруденция и экономика. Так, например, по юридическим наукам в 95-м была написана 91 докторская диссертация, а сейчас – 731. Налицо почти десятикратный рост числа защит диссертаций по этим наукам [16].

31 октября 2007 г. на встречу с ректорами ведущих вузов страны первый вице-премьер Д.А. Медведев захватил девять диссертаций с разными названиями, но одним и тем же содержанием. “Из квалификационного критерия диссертации и их защита зачастую превращаются в некое статусное украшение. Такой бантик, который отдельные соискатели хотят получить для дальнейшего движения по карьерной лестнице. Для многих чиновников, представителей бизнеса, других лиц защита диссертации превратилась в мероприятие, абсолютно ничего общего не имеющее с наукой”, – заявил первый вице-премьер [16].

Несмотря на то, что и в советские времена, защищались диссертации, не выдерживавшие никакой критики, средний научный уровень кандидатских диссертаций 15 или 20 лет назад был существенно выше, да и небо синее. Выход на защиту (по техническим специальностям) менее чем с десятью публикациями, или без авторских свидетельств на изобретения был дурным тоном. Сейчас же совершенно спокойно можно защищаться с четырьмя плохонькими тезисами докладов и одной вымученной статьей в ВАКовском журнале. Так, что, если в аспирантуру вы идете за чем-то иным, чем поиск нового знания и самоутверждение на научном поприще, то бросьте. Не стоит оно того.

В противном случае:

  • все три года придется слушаться научного руководителя,
  • получение степени кандидата наук смогут оценить только другие кандидаты, остальным – все равно,
  • родители будут спрашивать, когда же вы займетесь настоящим делом,
  • в смысле денег, три года будут потеряны безвозвратно,
  • никто и никогда не прочтет вашу диссертацию, кроме двух-трех человек и т.д. и т.п.

1.3. Аргументы “против”

Несколько слов об эффективности аспирантуры

“Как и мечта, статистика – это форма исполнения желания”
Дж. Бодриллард

Послушаем сначала, что говорит высокое начальство. “Я готов выйти с предложением в правительство с целью внести изменения в законы и продлить срок обучения в аспирантуре с 3 до 4 лет, – сказал министр. – Я считаю, что за три года хорошую диссертацию написать невозможно” (министр образования и науки А.А. Фурсенко) [6].

Немного “весёлой” статистики по аспирантуре и защитам диссертаций. Налицо путаница в показаниях… Точных данных об эффективности аспирантуры вы нигде не найдете. Да и потом, средняя эффективность аспирантуры сродни средней температуре по больнице.

Сравнение данных по приему в аспирантуру и количеству защит показывает, что эффективность работы аспирантуры в вузах России колеблется от 2% до 65%” [2]. “… сегодня средний показатель эффективности аспирантуры по России намного ниже 25%, примерно 15%” [3]. В среднем в России из окончивших аспирантуру защищается по статистике 15-20%. В 2005 году, например, защищено 35 тысяч кандидатских и 1 тысяча докторских [1]. “… только 30% российских аспирантов защищают диссертацию после окончания учебы. У докторантов этот показатель несколько выше – 38,9%, но все равно он остается крайне низким на протяжении последних нескольких лет. Наблюдается парадокс: число соискателей ученой степени кандидата и доктора наук постоянно растет, а количество “защищенных” диссертаций уменьшается” [6].

А вот цитата из документа Высшей аттестационной комиссии, относящегося к 2003 г. “В 2003 г. отклонено, снято с рассмотрения и возвращено в диссертационные и ученые советы 201 докторская, 744 кандидатских и 39 профессорских аттестационных дел. Основные причины принятия отрицательных решений по диссертациям в ВАК – непродуманный выбор темы, отсутствие новизны, незавершенность работы, ее описательность, низкий научный уровень. Бывает слабой методическая сторона исследования, обнаруживаются ошибки в математическом аппарате, необоснованность выводов и научных положений” [4]. В среднем количество отклоненных диссертаций в ВАКе составляет 3% от общего числа [5].

Причины фиаско

Таким образом, только 20% (по чересчур оптимистичным оценкам) аспирантов доводят дело до защиты. Аспирант может успешно выполнить все требования “Положения об аттестации”, и, тем не менее, не защититься в срок. Так что же, объективно мешает этой славной прослойке населения достойно завершить обучение в аспирантуре и защититься в срок?

Причина 1. Отсутствие полноценного научного задела. Почти никто из аспирантов не обсуждает такие вопросы, как будущая тема, трактовка, направление исследований ДО поступления в аспирантуру. А навыки научной работы приобретаются (или не приобретаются) уже с самого поступления в ВУЗ (при осмысленном обучении и дальновидном взгляде на жизнь). Поэтому решение “Я хочу заниматься наукой” не должно приниматься во втором семестре последнего курса.

Причина 2. Дело том, что большинство поступают в аспирантуру без намерения защититься или, как минимум, без мыслей о защите, которые то ли возникнут потом, то ли нет. Данная категория товарищей искренне полагает, что в аспирантуре они спокойно смогут провести 2-2,5 года, ничего не делая. Причем формального повода отчислить их не будет, т.к. диссертацию раньше срока все равно никто не потребует, а систематической учебы как таковой в аспирантуре нет.

Причина 3. Отсутствие профессионального руководства со стороны научного руководителя.

Причина 4. Кто-то после поступления в аспирантуру уходит с головой в работу либо другой вид деятельности, где вырисовываются более привлекательные перспективы, чем грызть гранит науки.

Причина 5. Женитьба (или замужество), а, тем более, появление киндеров, также зачастую ставят жирный крест на учебе в аспирантуре.

Причина 6. Лень-матушка и неорганизованность.

Причина 7 и т.п. Внезапные проблемы со здоровьем, конфликт с руководителем, неудачный результат предварительной защиты, и еще тысяча и одна причина.

Можно, конечно, на старости лет успокаивать себя фразой “Талантливые не защищаются не потому, что не могут, а потому, что не хотят“, но это дела не меняет.

Практическая ситуация

Пятеро человек учились в аспирантуре, но так и не защитили свои диссертации в срок. Один просто бросил аспирантуру на втором году обучения; другой был отчислен, поскольку фактически прекратил работу над диссертацией; двух других “зарубили” на предзащите. Правда, один из них через несколько лет защитился, другой до сих пор нет, и уже вряд ли. И последний аспирант из этой пятерки забросил науку после того, как его лишили места в общежитии.

Грустно…

1.4. И все-таки в аспирантуру

“Чтобы потратить деньги с умом, нужно всего лишь две вещи”
(фольклор)

Итак, отговорить вас не удалось. Ну, что же, тогда пеняйте на себя.

Были когда-то вечные студенты, а есть вечные аспиранты, которые пишут диссертацию по 20 лет. Сейчас, правда, это встречается редко, а раньше было довольно распространено. Вот так вот писал человек, писал, по 15 лет, по 20, ну и к 50 годам защищал кандидатскую диссертацию. Или не защищался. Вот чтобы не превратиться в такого “вечного аспиранта”, лучше защищаться своевременно и, желательно, в срок.

Далее процитируем одного неглупого человека: “В условиях все возрастающей “коммерциализации” кандидатских степеней, заметное упрощение их получения, расширение пресловутого “диссертационного бизнеса”, возможность покупки диплома кандидата наук в переходе метро в Москве, в научной работе все-таки должны оставаться незыблемыми ряд общечеловеческих принципов:

  • не лгать,
  • не красть,
  • не мздоимствовать,

а также несколько принципов, присущих именно научной деятельности:

  • постоянно добывать новые знания,
  • делиться знаниями с другими,
  • не становиться “шаманом”,
  • не “изобретать велосипеда”,
  • все проверять и перепроверять,
  • не заниматься наукой только ради денег или славы”.

1.5. Аспирант, заочник, соискатель

ВОПРОСЫ НАИВНЫХ АСПИРАНТОВ

ВОПРОС

В чем разница между очным аспирантом, заочником и соискателем?

ОТВЕТ

  • Основное место работы аспиранта – это аспирантура (обучение в ней), а все остальное вторично, либо отсутствует. Соискатель же работает где-то на основном месте работы, а в свободное от работы время занимается диссертацией. То есть для него работа – первична, обучение – вторично.
  • В некоторых вузах требуют, чтобы трудовая книжка очного аспиранта лежала в отделе кадров вуза, так как все аспиранты-очники имеют право работать только на полставки. В других требуется лишь копия трудовой книжки. Заочники и соискатели такого ограничения не имеют.
  • Очный аспирант учится три года, заочный аспирант и соискатель – четыре.
  • Очный аспирант имеет отсрочку от армии, а заочный и соискатель – нет.
  • Очный аспирант сдает и вступительные и кандидатские экзамены, а соискатель – только кандидатские.
  • За научное руководство аспирантом руководитель получает, как правило, вдвое больше, чем за руководство соискателем. В некоторых вузах пропорция следующая: за руководство очным аспирантом руководителю выделяется 40 часов, заочником – 30 часов, соискателем – 25 часов.
  • Очный аспирант обязан принимать участие в заседаниях кафедры (заочный – только тогда, когда отчитывается) и нести педагогическую нагрузку. В одних вузах очный аспирант отчитывается 2 раза в год, а заочный (соискатель) – только один раз.
  • В большинстве вузов соискательство для неработающих в вузе (НИИ) – платное.
  • Степень готовности диссертации у соискателя, как правило, гораздо выше. Прикрепляются соискателем уже после того, как работа написана, лишь для сдачи кандидатских экзаменов и выхода непосредственно на защиту.
ЦИТАТА [14]

<…>

2. С учетом норм ст.19 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (Собрание законодательства Российской Федерации N 15, ст.4135, 1996) докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющими гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. Соискательство является формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру.

<…>

V. Подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства

68. Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование. Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

69. Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет и для подготовки кандидатской диссертации – на срок не более трех лет.

<…>

Лица, не полностью использовавшие срок пребывания в качестве соискателей, могут быть прикреплены к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям на оставшееся время.

70. Прикрепление соискателей к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям производится в сроки, устанавливаемые ректорами высших учебных заведений или руководителями научных учреждений, организаций.

71. Для прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации соискатель подает на имя руководителя заявление с приложением копии диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании и удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов, если они сданы /для лиц, сдавших кандидатские экзамены за рубежом справки о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче кандидатских экзаменов, выданной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации/; документ, удостоверяющий личность, и диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании /для лиц, получивших высшее профессиональное образование за рубежом – соответствующий диплом и свидетельство о его эквивалентности/ предъявляются соискателем лично. Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, предъявляют диплом кандидата наук.

72. Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем /консультантом/ и заключения соответствующей кафедры /отдела, сектора, лаборатории/ издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя /научного консультанта/.

В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается. Научными руководителями /консультантами/ соискателей назначаются приказом ректора высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, как правило, лица из числа докторов наук или профессоров.

73. Соискатели представляют на утверждение кафедры /отдела, сектора, лаборатории/ согласованный с научным руководителем /консультантом/ индивидуальный план /план подготовки диссертации/ в срок не позднее трех месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации.

74. Индивидуальный план /план подготовки диссертации/ и тема диссертации утверждаются ректорами /учеными советами/ высших учебных заведений или руководителями /научно-техническими советами/ научных учреждений, организаций по представлению кафедр /отделов, секторов, лабораторий/ в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями. Соискатели периодически отчитываются и ежегодно аттестуются кафедрой высшего учебного заведения или отделом / сектором, лабораторией/ научного учреждения, организации. Соискатели, не выполняющие индивидуальный учебный план работы, подлежат отчислению.

75. Соискатели пользуются необходимым оборудованием, кабинетами, библиотеками и т.п. по месту прикрепления. Руководители высших учебных заведений, научных учреждений, организаций и предприятий, где работают соискатели, оказывают им помощь в создании необходимых условий для работы над диссертациями.

76. Соискатели ученой степени кандидата наук сдают по месту прикрепления кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине. При отсутствии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации права приема кандидатских экзаменов по отдельным дисциплинам /философии, иностранному языку/ по ходатайству руководителей этих высших учебных заведений или научных учреждений, организаций соискателям разрешается сдача кандидатских экзаменов по таким дисциплинам в других высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру.

77. Оплата труда научных руководителей /консультантов/ производится из расчета 25 часов на одного соискателя в год. Ректоры высших учебных заведений и руководители научных учреждений, организаций имеют право устанавливать научным руководителям /консультантам/ доплату без ограничения ее предельных размеров.


ВОПРОС

В чем отличие заочного обучения от соискательства?

ОТВЕТ

Эти отличия регламентируются в “Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.


ВОПРОС

Что положено аспиранту?

ОТВЕТ

ЦИТАТА [14]

<…>

53. Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно- методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научных учреждений, организаций.

54. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

<…>

60. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном размере; иногородним предоставляется общежитие.

Ректоры высших учебных заведений и руководители научных учреждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов без ограничения их предельных размеров. Аспирантам в установленном порядке могут быть назначены государственные именные стипендии, а именные стипендии высшего учебного заведения или научного учреждения, организации – решением ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации за счет внебюджетных средств.


ВОПРОС

Положен ли отпуск на подготовку кандидатской диссертации и (или) сдачу кандидатского минимума при обучении в заочной аспирантуре (платной), кроме стандартного в 30 календарных дней? Если да то какими нормативными документами это устанавливается?

ОТВЕТ

ЦИТАТА [34]

<…>

Статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели

<…>

7. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.


О книге    Глава 2    Глава 3    Глава 4    Глава 5    Список литературы

Яндекс.Метрика