Как писать много

Как писать много

Мнимое препятствие 4 Как писать много

“Я жду, пока я не почувствую нечто”

либо

“Я пишу лучше всего, когда ко мне приходит вдохновение”

Это заключительное мнимое препятствие является самым иррациональным из всех.

Я слышал это от многих авторов, которые по непонятным причинам сопротивляются созданию графика работы над рукописью. “Мне лучше всего работается, когда у меня вдохновение”, говорят они. “Не стоит даже пытаться что-то написать, если нет настроения. У меня должно появиться желание писать”.

Забавно, когда это слышишь от “горе-писателей”. Это похоже на то, как заядлые курильщики, защищая сигареты, утверждают, что сигарета их расслабляет.

Когда эти “писатели” защищают своё нежелание составить график, то они выдают себя с головой. Если вы думаете, что должны писать только тогда, когда у вас появляется желание, задайте себе несколько простых вопросов. Как эта стратегия работала до сих пор? Довольны ли вы тем, сколько написали? Испытываете ли вы стресс от нехватки времени, чтобы писать или завершить недоделанные проекты? Часто ли вы жертвуете своими вечерами и выходными для того, чтобы писать?

Разрушить это мнимое препятствие очень легко. Исследования показали, что ожидание вдохновения не срабатывает. Бойс (Boice, 1990, стр. 79-81) провёл исследование с весьма неприятными выводами для всех “запойных” авторов, которые ждут вдохновения.

Он собрал группу профессоров из разных колледжей, которые испытывали проблемы с написанием текстов, и поручил им (случайным образом) использовать различные методики.

Читайте также:  Паша 2,44%

Одним запрещалось писать что-либо, кроме чрезвычайных случаев. Другим было предписано 50 сеансов, во время которых они могли писать, но только если чувствовали вдохновение. И, наконец, третьим было определено 50 сеансов, во время которых они должны были писать обязательно. (При этом если во время сеанса ничего не было написано, они должны были высылать чек на определённую сумму).

В качестве зависимых переменных выступали число страниц, написанных за день, и число творческих идей в день. На рис. 2.2 показано, что обнаружил Бойс (Boice, 1990, стр. 80).

Первый момент. Люди из третьей группы написали существенно больше. Они написали в 3,5 раза больше страниц, чем испытуемые из 2-ой группы и в 16 раз больше, чем из первой. Люди, которые писали только тогда, “когда они чувствовали себя в соответствующем состоянии”, оказались ненамного более производительными, чем их коллеги из первой группы. Таким образом, “вдохновение” явно переоценивается.

Во-вторых, когда людей заставляют писать, число креативных идей у них возрастает. У людей из 3-ей группы творческие идеи возникали с периодом примерно в один день. Для второй группы это было 2 дня, и 5 дней для первой группы. Другими словами, сам процесс написания порождает новые идеи.

Читайте также:  English на пробу и вприкуску

Как писать многоКак писать многоРис. 2.2. Влияние различных методик письма на (а) число страниц, написанных каждый день
и (б) среднее число дней между появлением креативных идей

Некоторые виды подобной работы настолько неприятны, что ни один нормальный человек не захочет их когда-либо делать. Ну, какая категория людей испытывает восторг от написания заявки на грант?

<…>

“Горе писатели”, которые “ждут вдохновения”, должны слезть со своей высокой трибуны и присоединиться к “немытым” массам тех, кто реально пишет.

У древних греков были музы поэзии, музыки и трагедии, но у них не было музы журнальных статей, написанных в стиле Американской психологической Ассоциации (APA). Как учёные, мы не создаем высокую литературу. У нас нет поклонников, которые бы стерегли нас у гостиниц в надежде получить автограф на последних выпусках “Бюллетеня личности и социальной психологии”. Мы пишем технические профессиональные тексты.

Некоторые виды этой работы, как, например, учебники, или, возможно, эта книжка, несколько адаптированы. Но даже они сводятся лишь к передаче полезной информации читателям. То, что мы пишем, важно потому, что это практично, понятно и основано на некоторой идее.

Ральф Кейес (Ralph Keyes, 2003) доказал, что знаменитые романисты и поэты – люди, которые, как мы думаем, обязательно дожидаются своей музы – не признают идею о том, что писать нужно только в состоянии вдохновения.

Читайте также:  Эдисон против Кулибина

Плодовитый писатель Энтони Троллоп (1815-1882) писал, что есть те “…, кто думает, что человек, который работает с воображением, должен дожидаться момента, когда его посетит вдохновение. Услышав подобную доктрину, я едва смог скрыть своё презрение. Что касается меня, то не более абсурдно было бы, если бы вдохновения ждал сапожник; или торговец сальными свечами томился бы в ожидании божественного момента таяния …  Мне как-то сказали, что лучшей помощью в написании моей книги был кусок воска сапожника на моём стуле. Я, конечно, верю гораздо больше в этот кусочек воска, чем во вдохновение”.

Как же тогда пишут эти знаменитые авторы? А, вот, угадайте! Успешные профессиональные писатели (авторы романов, документальных произведений, стихов или пьес) добились таких результатов потому, что они пишут регулярно, как правило, каждый день.

Они отвергают идею о том, что нужно быть в настроении, чтобы писать. Как выразился Кейес (Keyes, 2003), “Серьезные авторы пишут при наличии вдохновении или без него. Спустя некоторое время они понимают, что заведённый порядок для них гораздо больший друг, чем вдохновение” (стр. 49). Другими словами можно сказать, что они составляют график и придерживаются его.

Яндекс.Метрика