Как писать много

Как писать много

Пишем эмпирическую статью: практические советы Как писать много

Работа над журнальной статьёй больше похожа на написание сценария романтической комедии: вам нужно просто выучить некую формулу. Как бы странно это не звучало, но вы должны быть благодарными за существование стиля АПА. Как только вы поймёте, что нужно писать, а чего не нужно, то вы сразу увидите, как легко писать журнальные статьи. Если у вас нет нового Руководства по представлению материалов Американской психологической ассоциации (APA, 2001), то купите его.

Набросок и предварительный вариант

В моем списке способов, которые превращают написание текста в пытку, пункт “Пишем без составления плана” стоит довольно высоко – между пунктами “Учим собаку печатать под диктовку” и “Набираем текст в шерстяных варежках”. Составление плана – это не какая-то прелюдия к “реальному делу”, а сам процесс написания.

Те, кто жалуются на творческий кризис – это люди, у которых нет плана работы. После попытки написать что-либо вслепую, они приходят в расстройство и начинают всем жаловаться на то, как трудно выдавливать из себя слова. А чего тут удивляться – никто не напишет статью, если не знает, что писать. Плодовитые авторы многое и планируют. “Кто ясно мыслит – тот ясно излагает”, сказал Зинссер (Zinsser, 2001, стр. 9).

Поэтому прежде, чем пытаться о чём-то сообщить научному сообществу, приведите-ка лучше свои мысли в порядок. Составление плана статьи позволяет вам принимать любые решения на раннем этап, причём ответы на вопросы:

  • Какого объема статью вы хотите написать?
  • Сколько места нужно уделить проведённому исследованию?
  • Какого формата должна быть статья: кратким сообщением или полноразмерной?

и т.д. зависят только от вас и от предмета исследования.

Но вот вам мой совет – пишите покороче. После длительного периода, когда журналы были забиты раздутыми статьями, психология опять возвращается к более лаконичным публикациям. Некоторые престижные журналы издают только короткие статьи (например, “Psychological Science”). В других журналах также появились разделы для небольших сообщений.

Краткость – сестра таланта. Вспомните, что вы чувствуете, когда читаете журнальную статью. Ждёте ли с нетерпением её окончания, или вместе с авторами хотите растянуть удовольствие ещё на 14 страниц? Не пытайтесь впихнуть всё в одну рукопись. За свою научную карьеру вы напишете ещё много статей, так, что успеете развернуть упущенную идею в другой статье, или посвятить ей отдельную публикацию.

Внутренний читатель – мысленный образ тех, кто прочитает вашу статью – поможет вам принимать решения при написании статьи. Насколько полно нужно описывать соперничающие теории визуального внимания? Нужно ли подробно описывать использованный статистический метод, или можно считать, что большинство читателей и так в этом разбирается?

Профессионалы в вашей области – профессора и аспиранты – все те, кому близки ваши исследования, или те, кто хочет больше узнать – самая большая часть вашей аудитории. Пишите именно для неё. Более немногочисленные группы читателей из вашей аудитории включают студентов, журналистов, людей, работающие в смежных областях, и таких эклектичных читателей, как, например, блоггеры и юмористы. Для многих ваших читателей английский – это второй, или даже третий язык. Всегда вспоминайте их, когда появляется желание использовать ультрамодные или жаргонные словечки.

Чтобы определиться с внутренней аудиторией, составьте примерный список журналов, в которых бы вы хотели издать свою статью. Такие журналы, как “Journal of Experimental Psychology: General and Psychological Science” имеют широкую аудиторию. Другие журналы, например, “Visual Cognition” и “Self and Identity”, привлекают узких специалистов.

Когда вы пишете для профессионалов, то можно считать, что ваши читатели уже знакомы с конкретными теориями, результатами и методами. Так, что пишите статью в спокойном, профессиональном ключе. Ваша цель – предстать нормальным человеком, у которого есть что сказать – и не будьте при этом слишком глубокомысленным или поверхностным.

Название и аннотация

Большинство читателей, которые наткнутся на вашу статью, первым делом прочитают её название и аннотацию, так что уделите им особое внимание. В названии следует отразить баланс между общим и специфичным. Объясните, о чём ваша статья, но не настолько конкретно, чтобы ваша статья показалась слишком занудной.

Если есть соблазн написать модное, актуальное или смешное название, подумайте, как оно будет звучать лет через десять. Поймут ли исследователи будущего ваш юмор?

В цифровой век, читатели ищут статьи в электронных базах данных, которые хранят названия и аннотации. Включите все ключевые слова в аннотацию, если хотите, чтобы вашу статью нашёл хоть кто-нибудь. Например, для своего исследования в области самосознания, я использую в аннотации такие синонимы как само-фокусирование, самофокусированное внимание и самосознание. У меня такое ощущение, что почти все пишут название и аннотацию в последнюю очередь. Будем как все?

Читайте также:  Справочник Мэйфилда для аспирантов и молодых учёных

Введение

От того, насколько удачно вы напишете введение, зависит, каким будет выглядеть ваше научное исследование: значительным или тривиальным.

Из всех разделов вашей статьи, скорее всего, прочитают (а не пролистают или пропустят) именно введение. Поэтому этот раздел пугает авторов больше всего.

Кое-кто предупреждает начинающих авторов, что для введения не существует никакой формулы (например, Kendall, Silk & Chu, 2000). Чепуха! Конечно же, она существует. Успешные авторы пользуются хорошей формулой, и вы её узнаете.

  • Начните введение с краткого обзора статьи, который должен быть не более одного (двух) абзацев. В этом обзоре опишите общую проблему, вопрос или теорию, которая сподвигла вас на проведение научного исследования. Цель раздела – объяснить появление данной статьи, заинтересовать читателя и описать структуру, которая поможет ему понять оставшуюся часть статьи.
  • После краткого обзора, начните с заголовка, который представляет вторую часть вашего введения. Заголовок может походить на название статьи. Этот второй раздел – основная часть введения.  Здесь вы описываете соответствующие теории, делаете обзор проведённых исследований, и более подробно анализируете вопрос, который стал причиной появления вашей работы. Используйте заголовки и подзаголовки в качестве указателей. Если, например, имеются две теории, то подзаголовок создают для каждой.  В этом разделе внимание должно быть сосредоточено на проблеме, которую вы описали в первом разделе.
  • После этого напишите заголовок “Современные эксперименты” или “Современные исследования”. Пока вы только дали краткий обзор проблемы (раздел 1) и рассмотрели необходимые теории и имеющиеся данные (раздел 2). Но с этого места читатель уже начинает понимать контекст и смысл сформулированного вами вопроса.  В третьем разделе опишите проведённые вами эксперименты и объясните, как они отвечают на поставленный вопрос. Для этого может потребоваться от одного до четырёх абзацев, в зависимости от уровня детализации. Завершите этот раздел заголовком, который начинает раздел “Метод” (Метод 1 или Исследование 1).

Данная формула введения знакомит читателя с вашей проблемой (раздел 1), делает обзор теорий и исследований, которые имеют к ней непосредственное отношение (раздел 2), и даёт чёткий ответ, как эта проблема будет решаться в вашей работе (раздел 3).

Она показывает читателю верный путь, и не даёт автору свернуть в сторону.

В формуле есть исключения: для коротких сообщений вполне достаточно написать отдельный раздел без заголовков. Но она будет верой и правдой служить вам для всех остальных статей.

Введение должно лишь представить ваше научное исследование, а не подробно изложить всё, что когда-либо говорилось о рассматриваемой проблеме.

Короткие сообщения могут иметь небольшие введения объёмом 2–3 страницы; гигантские рукописи, отправленные в журналы, потакающие многословным авторам, могут иметь введения, насчитывающие от 12 до 20 страниц. Поэтому для обычных научных статей введение не должно превышать 10 рукописных страниц. (Прим.: для технических статей такой объём не характерен.)

Метод

Раздел “Метод” не относится к категории “гламурных”, но зато он демонстрирует, насколько тщательно вы провели своё исследование (Reis, 2000).

Хорошо написанный раздел “Метод” позволяет другому исследователю повторить вашу работу. Как и введение, раздел “Метод” строится по некоторой формуле. Этот раздел состоит из нескольких подразделов. Первый – “Участники” или “Участники и план эксперимента”, описывает величину и параметры выборки, а для экспериментов – соответствующий план.

Если в ходе исследования вы использовали какое-либо оборудование, например, физиологическое, нестандартное программное обеспечение, клавиатуру для ответов, или управляемые голосом устройства выбора, то вам будет нужен подраздел под названием “Аппаратура”.

Подраздел “Измерения” необходим в том случае, если во время исследования были использованы различные шкалы, средства тестирования и оценивания в виде нейрокогнитивных тестов, различных анкет, самоотчётов об индивидуальных различиях либо отношении к чему-либо.

За этими подразделами вы вставляете подраздел “Процедуры” – основную часть раздела “Метод”. В нём необходимо описать то, что вами было проделано и при каких условиях.

Рецензенты обращают пристальное внимание именно на этот подраздел, поэтому не создавайте у них впечатление, что вы что-то скрываете. Подробно опишите все независимые и зависимые переменные. Ваша главная цель – связать предложенные вами процедуры с тем, что уже было описано в опубликованных статьях.

Если в вашем эксперименте использовался метод обработки данных, который применялся ранее, то стоит сослаться на похожие эксперименты, даже если это метод известен. Если вы использовали новые преобразования, то необходимо сделать ссылку на те работы, в которых были применены сходные манипуляции, или на статьи, в которых бы подтверждалась обоснованность ваших преобразований.

Читайте также:  «Как писать книги»

Если ваша независимая переменная была связана с классификацией людей (например, на группы с низким и высоким уровнем социального беспокойства), то следует описать базовые признаки классификации (границы отсечения, номинальные значения, правила), или сослаться на те публикации, в которых подобная классификация уже использовалась ранее. Связь ваших процедур с уже проведёнными исследованиями вызовет меньше подозрений в обоснованности ваших методов.

Рецензенты обязательно захотят узнать, как вы измеряли зависимые переменные. Если эти переменные хорошо известны, то сошлитесь на публикации, в которых описано или использовалось подобное шкалирование. В отношении профессиональных тестов стоит процитировать соответствующие руководства, а так же известные статьи, в которых они использовались.

Если ваши зависимые переменные носили особый характер (например, шкала самоотчетов), то перечислите все пункты шкалы и дайте ссылку на статью, где использовалось нечто подобное. Для шкалы самоотчета перечислите её значения (например, шкала с 7 отчётами может лежать в интервале от 1 до 7, от 0 до 6, или от -3 до +3) вместе со словесными характеристиками, привязанными к шкале (например, 1 = “никак”, 7 = “чрезвычайно”). Если ваши зависимые величины носили физиологический или поведенческий характер, то дайте краткое описание опубликованной работы, которая бы подтверждала справедливость построенной вами шкалы.

В статьях, описывающих последовательный ряд исследований, можно сэкономить место, сообщая об изменениях методов в первом эксперименте. Если во всех трёх экспериментах использовалась, например, одна и та же аппаратура, то её не нужно описывать три раза. Описывая более поздние эксперименты, отметьте, что в них использовалось то же самое оборудование.

Результаты

В разделе “Результаты” приводится ваш анализ. Начинающие авторы считают своим долгом сообщать обо всех вариантах анализа полученных ими данных, вероятно потому, что этого от них требуют диссертационные советы. Помните – журнальные статьи должны быть конкретными. Приводите только те данные, которые непосредственно относятся к вашей проблеме.

Неудачный раздел “Результаты” представляет собой длинную “портянку” из чисел и статистических тестов. В отличие от него, хороший раздел “рассказывает историю” (Salovey, 2000).

Во-первых, начните раздел “Результаты” с анализа, который бы показал целостность вашего исследования. В нём можно описать логическую связь шкал самоотчётов, привести оценки межэкспертных соглашений, проанализировать способы контроля манипуляций, или методов редукции и обработки данных.

Во-вторых, последовательно и логично опишите проделанный вами анализ. Для этого не существует какого-то одного способа: всё зависит от ваших методов и гипотез. Попытайтесь как-то выделить полученные вами основные данные. Саловей (Salovey, 2000) предложил сообщать о наиболее интересных и важных результатах в самом начале.

Описывая результаты, не нужно просто перечислять один тест за другим. Для каждого теста напомните читателю о выдвинутой гипотезе, приведите статистику, а затем объясните, что эти тесты означают. “Но, ведь, обсуждение полученных данных следует проводить в разделе “Общее обсуждение” – возразят мне начинающие авторы. Это – ошибочная точка зрения, которую аспиранты усвоили при обучении методам научных исследований.

Раздел “Результаты” – это не привилегированный клуб, куда вход разрешён только числам. Не нужно говорить об одностороннем дисперсионном анализе и рассказывать о том, как это было важно. Лучше опишите ваш прогноз, расскажите об эксперименте и прокомментируйте полученные данные. У какой группы выявились преимущества над остальными? Согласуется ли ваша модель с прогнозом?

В-третьих, вместо свалки из чисел, которой является большая часть разделов “Результаты”, используйте таблицы и рисунки.

Когда я рецензирую рукописи, моё самое общее замечание звучит так: “Авторам нужно представить описательную статистику в виде таблицы”. Для экспериментальных данных создайте таблицу, которая содержит значения средних, стандартные отклонения и размер группы. Сделайте больше, чем нужно – добавьте 95%-ые доверительные интервалы – и рецензенты оценят вашу открытость, а читатели смогут провести свой собственный анализ ваших данных.

Чтобы представить результаты корреляционного анализа, создайте таблицу, которая содержит средние значения, стандартные отклонения, размеры выборки, доверительные интервалы, оценки внутренней непротиворечивости и корреляционную матрицу. Имея эту информацию, читатель сможет создать и проверить модели структурного уравнения ваших данных (Kline, 2005).

Не существует ограничений, каким образом отображать данные – в виде рисунков или в виде таблиц. Рисунок – для тех читателей, которые хотят видеть данные в графической форме, а таблица – для тех, кто хочет покопаться в мелочах.

Обсуждение

Если в вашей статье описано несколько экспериментов, то каждый раздел с результатами должен заканчиваться разделом “Обсуждение”. Они, конечно, меньше по размеру, чем заключительный раздел “Обсуждение”. В них суммируются полученные данные, и обсуждается, каким образом они способствуют решению основной проблемы статьи. В этих разделах необходимо обязательно упомянуть об ограничениях в эксперименте, например, об имевших место неожиданных результатах, или проблемах с процедурой. Рассмотрим создание раздела “Результаты и обсуждение”, если в этом разделе просто суммируются результаты.

Читайте также:  Google Translator против Collins Translator

Общее обсуждение

В этом разделе вы отступаете на шаг назад и пытаетесь взглянуть на полученные вами данные с точки зрения других теорий и уже проведённых исследований. Начните “Общее обсуждение” с краткого обзора вашей проблемы и полученных вами данных. Одного или двух абзацев обычно будет достаточно. Хорошие разделы подобного рода имеют мало общего, поскольку ваша проблема, методы и область исследований определяют то, что вы должны обсудить. Есть исключение – всё это нужно описать коротко.

Вспомните, как вы читаете разделы “Общее обсуждение”. Вы пробегаете по ним взглядом, не читаете или жалуетесь на многословие автора по каждому незначительному аспекту научного исследования? Попробуйте написать “Общее обсуждение” короче, чем введение. Если вам так нравится, то закончите этот раздел одним абзацем с резюме всей статьи.

Ваш неопытный собрат по научным исследованиям посоветовал вам закончить раздел “Общее обсуждение” некоторыми соображениями об ограничениях. Ваш диссертационный совет также, наверное, хотел бы видеть упоминание о них. Это упражнение, полезное с точки зрения самообразования, абсолютно бессмысленно в статье, предназначенной для профессионального журнала.

Некоторые ограничения присущи для всех научных исследований. Да, было бы хорошо иметь большую и более репрезентативную выборку. Да, было бы здорово включить ещё больше измеряемых величин. И, скорее всего, исследования, в которых будут использованы другие измеряемые величины и большие выборки, приведут к другим результатам. Но не обижайте своих читателей – все и так знают, что подобные ограничения характерны для любого научного исследования. Другие ограничения характерны лишь для узкой области исследований.

Так, когнитивные психологи прекрасно знают, что используют компьютерные модели, которые “притянуты за уши>>; а социальные психологи – что используют весьма удобные выборки студентов. Другими словами, специалисты в курсе, что ваше научное исследование несёт на себе печать ограничений, характерных для этой области.

Так, что не тратьте понапрасну время, излагая очевидное. Вместо этого, рассмотрите ограничения, характерные именно для вашего исследования. Но при этом нужно не просто упомянуть о них, а описать и сразу же объяснить, почему они не столь зловещи, как кажутся.

Литература

В разделе “Литература” приводится список источников, которые оказали влияние на ваши идеи в статье. Встраивая вашу работу в конкретную область науки, ссылки на литературу могут многое сказать о том, как вы сами относитесь к своему исследованию.

Будьте избирательны – не нужно цитировать всё, что вы прочитали по теме, и никогда не следует цитировать книги или статьи, которые вы в глаза не видели. Специалисты, которые читали всё это, сразу скажут, что вы “увели” ссылку из другого источника.

Не столь эффектный, как “Введение”, и не такой “мускулистый”, как “Результаты”, раздел “Литература” достоин лучшего. Как рецензент, я постоянно сталкиваюсь с сырыми списками литературных источников.

Ленивые авторы часто совершают серьёзные преступления против стиля АПА, не приводя ссылки на статьи, процитированные в тексте. “Подумаешь, какая ерунда!” – сказали бы некоторые. “Это всего лишь ссылки”. Конечно, не беда, если этот сырой список увидят только ваши друзья. Но критически настроенные, анонимные рецензенты должны увидеть вашу работу во всём блеске.

Опытные авторы используют список литературы для того, чтобы повысить шансы заполучить нужных рецензентов. Когда редакторы рассматривают возможных кандидатов на рецензирование вашей статьи, они часто просматривают раздел “Литература”, чтобы узнать, кого вы там процитировали. Я не уверен, что этот трюк работает, но и ущерба от него, вероятно, не будет никакого.

Кроме того, стоит процитировать свою уже опубликованную работу в новых рукописях. (Прим.: эта идея вступает в противоречие с политикой многих технических журналов, индексируемых в Web of Science и Scopus.) У некоторых авторов самоцитирование выглядит как наглое возвеличивание самого себя. Но я встречал авторов, неизменно новичков в этом деле, которые отказывались себя цитировать. Цитирование полученных вами результатов связывает последнюю статью с общим направлением вашей работы. Если кто-то вдруг заинтересовался вашей работой до такой степени, что прочитал вашу последнюю статью, то ему или ей, наверное, было бы интересно прочитать и другие ваши статьи. Самоцитирование поможет им узнать о них.

Яндекс.Метрика