Подсчитываем свои шансы защитить диссер (Или 15 честных вопросов аспиранту и его руководителю)
Конечная утилитарно-идеальная цель пребывания в аспирантуре – это защита диссертации. Причин для того, чтобы этого не сделать буквально 1000 и 1. Потому, что главное отличие человека от обезьяны состоит в том, что homo sapiens может придумать оправдание любому своему действию. Или бездействию. Что же касается поступивших в аспирантуру, то интересно, что среди обучающихся в автошколах1)См. для сравнения занятную статью Е.В. Ткаченко “Анализ влияния стоимости обучения в автошколах на экзаменационные показатели и аварийность“ процент успешно сдавших на права в несколько раз больше, чем аспирантов-технарей, защитившихся в установленный срок. Хотя и те и другие претендуют на “вождение”. Первые – по дорогам и бездорожью России, а вторые – по извилистым научным тропам.
Пессимист жалуется на ветер.
Оптимист надеется на перемену
погоды. Реалист ставит паруса.
(Уильям Артур Уорд)
Лет 20-25 назад, а, тем более, в советские времена, успешным финалом-апофеозом аспирантуры считался положительный результат защиты диссертации с последующим получением соискателем учёной степени диплома кандидата наук.
Но лет 15 назад у “вестернизаторов” из Минобрнауки, а, точнее, в мозгах отмороженных либерастов из грёбаной Высшей школы экономики, “родилась, как ни странно, ням-ням, мысль”2)Фрагмент х/ф “Служебный роман”. Ссылка на . – превратить до тех пор худо-бедно, но функционирующую, аспирантуру в некую третью ступень высшего образования.
Уже тогда этих идиотов-чиновников и дурных депутатов Госдумы предупреждали об абсолютно предсказуемых и хреновых последствиях такого “экскремента”. Но, несмотря ни на что, включая возражения “народных масс”, эту фигню на исходе 2012 года таки пропихнули в Закон об образовании. После чего деградация аспирантуры, как института подготовки для страны научных кадров высшей квалификации, понеслась уже со страшным свистом.
Вместо требования традиционной защиты в диссовете полноценной квалификационной работы, подготовленной аспирантом, появился какой-то ублюдочный “диплом об окончании аспирантуры”, который нафиг никому не сдался. Потому что никому из потенциальных работодателей не нужна, по сути, нелепая справка о том, что человек прошёл третий уровень образования. Прошёл и прошёл. Не факт, что и у дипломов кандидатов наук было бы “безоблачное будущее”, но всё-таки. Для того, чтобы описать все злоключения аспирантуры и то, что с ней вытворяли интеллектуальные недоноски из Минобрнауки на протяжении последних 15 лет, потребовался бы новый Фёдор Михайлович. Правда, роман пришлось бы назвать “Преступление без наказания”…
Но не будем о печальном. Однако, если вы, товарищи аспиранты, всё-таки приняли решение участвовать в трёх-четырёхлетнем “марафоне”, то глупо было бы начинать “забег” только ради “согреться” или сойти с дистанции за 200 метров до финиша. Поэтому уже на самом старте желательно оценить свои шансы добежать до конца.
На мой серемяжный взгляд, успешный – с защитой диссера, финал аспирантуры на 60% зависит от научного руководителя, на 25% – от мотивации самого аспиранта, и на 15% – от имевшегося у него в начале аспирантуры задела (знаний) и всяких “потусторонних” сил и факторов. К коим можно отнести уровень поддержки аспиранта со стороны отдела аспирантуры и докторантуры в ходе обучения, степень “благожелательности” или “зверскости” диссертационного совета и т.п.
Чтобы уже сейчас оценить свои шансы на положительный исход, я предлагаю аспирантам 1-го (или максимум 2-го) года обучения пройти “тест” из 15 вопросов, касающихся их самих. И, помимо этого, ответить на 15 вопросов о своём научном руководителе.
Как и любой тест, данный вопросник не претендует на полноту охвата, а выдаваемый “диагноз” – на 100-процентную серьёзность. Верить полученным результатам, как ро́дной маме, конечно, не следует. Тем не менее, все вопросы взяты мной из жизни, а точнее из более чем 40-летнего опыта работы в университете. Так что правдивый ответ на них, как мне кажется, может помочь аспиранту быстрее соориентироваться на “научной местности” и принять решение – “делать ноги” из аспирантуры или поднапрячься изо всех сил и всё-таки сваять “кирпич”.
Примечание 1. Заполняя “анкету” своего научного руководителя, помните, что если число ваших ответов “не знаю” окажется больше 5, то оценить свои шансы на защиту под его руководством вы не сможете. Нужно будет “поднасобирать” о нём сведений побольше. Или вы, поступив к профессору в аспирантуру, “купили кота в мешке”?
Примечание 2. В обеих “анкетах” можно смоделировать крайние варианты для “руководителя” и “аспиранта”. “Ангелы” набирают максимум 103 и 116 баллов, а “демоны” – “по нулям”, соответственно. Хотя в реальной жизни ни “ангелов”, ни “демонов”, ни с той, ни с другой стороны обычно не бывает.
Тем же из аспирантов, кто наберёт “мало” баллов для своего научрука и себя лично, расстраиваться не нужно. Я видел, как защищались ребята и девчата, оказавшиеся в “пиковых ситуациях”3)Причём, “девчата” демонстрировали гораздо большую стрессоустойчивость и “жизнестойкость”, чем так называемый “сильный пол”., и как благополучно закапывали свой талант в землю те, которым, казалось бы, всё было дано.
Итак, те кто не боится, могут пройти “тестирование”. Единственное, чего не нужно после этого делать – это расстраиваться или задирать нос!
Подсчёт шансов на защиту диссертации
Сноски
↑1 | См. для сравнения занятную статью Е.В. Ткаченко “Анализ влияния стоимости обучения в автошколах на экзаменационные показатели и аварийность“ |
↑2 | Фрагмент х/ф “Служебный роман”. Ссылка на . |
↑3 | Причём, “девчата” демонстрировали гораздо большую стрессоустойчивость и “жизнестойкость”, чем так называемый “сильный пол”. |