РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19)
RU
(11)
2 181 333
(13)
C2
(51) МПК
  • B64D 27/20 (2000.01)
  • B64D 33/02 (2000.01)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: не действует (последнее изменение статуса: 02.07.2021)
Пошлина: учтена за 12 год с 18.04.2011 по 17.04.2012. Патент перешел в общественное достояние.

(21)(22) Заявка: 2000109452/28, 17.04.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
17.04.2000

(45) Опубликовано: 20.04.2002 Бюл. № 11

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: US 5372337 A, 13.12.1994. US 4259658 A, 31.03.1981. RU 2133210 C1, 20.07.1999. RU 0004109 U, 16.05.1997. RU 2018785 C1, 30.08.1994. EP 0285463 B1, 05.10.1988. WO 97/18484 A1, 27.05.1997.

Адрес для переписки:
127352, Москва, ул. Псковская, 2, корп.1, кв.120, В.В. Ростопчину

(71) Заявитель(и):
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХКОМТЕХ"

(72) Автор(ы):
Бондаренко Н.Н.,
Ростопчин В.В.,
Румянцев С.С.,
Чевардов С.Г.

(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХКОМТЕХ"

(54) БЕСПИЛОТНЫЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

(57) Реферат:

Изобретение относится к авиационной технике. Аппарат содержит фюзеляж, силовую установку, оперение, несущие плоскости, шасси, систему управления и бортовое оборудование. Фюзеляж выполнен по интегральной схеме, оперение расположено впереди несущих плоскостей, количество несущих плоскостей и их размещение обеспечивают аэродинамическую симметрию в плоскости YOZ, перпендикулярной к строительной оси аппарата. Механизация несущих плоскостей обеспечивает взлет и посадку с применением убирающегося в корпус шасси и устойчивый полет на больших углах атаки. Воздухозаборник выполнен кольцевым с расположением плоскости входа вблизи центра масс летательного аппарата. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей путем повышения маневренности. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к авиационной технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам, имеющим назначение, идентичное пилотируемым типа самолет.

Известен беспилотный летательный аппарат (патент US 5372337, 13.12. 1994 г. [1]). Предлагаемый летательный аппарат имеет силовую установку с поворотными соплами для обеспечения дополнительной степени свободы и нормальную аэродинамическую схему, что не позволяет достичь высокой маневренности и многорежимности.

Известны беспилотные летательные аппараты, используемые в военных целях [2,3]. Однако все они являются однорежимными и маломаневренными летательными аппаратами, не оснащены шасси для взлета и посадки и, в основном, являются одноразовыми. Все это не позволяет применять их с той же эффективностью, что и пилотируемые летательные аппараты.

Задачей изобретения является разработка беспилотного многорежимного высокоманевренного летательного аппарата, позволяющего достичь следующий технический результат: заменить пилотируемый летательный аппарат в условиях применения сопряженных с риском для человеческой жизни.

Сущностью изобретения является беспилотный многорежимный высокоманевренный летательный аппарат, содержащий корпус, шасси, несущие плоскости, расположенные симметрично в плоскости, перпендикулярной к строительной оси аппарата, механизацию несущих плоскостей для обеспечения взлета, посадки и маневрирования, оперение, силовую установку, имеющую по крайней мере один воздушно-реактивный двигатель с отклонением вектора тяги и воздухозаборник, систему управления и бортовое оборудование, предназначенное для самостоятельного взлета, навигации в автономном полете, возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку.

Указанный технический результат достигается тем, что его корпус выполнен по интегральной схеме, оперение располагается впереди несущих плоскостей, количество несущих плоскостей и их размещение обеспечивают аэродинамическую симметрию в плоскости YOZ, перпендикулярной к строительной оси аппарата, механизация его несущих плоскостей обеспечивает взлет и посадку с применением убирающегося в корпус шасси, маневрирование и устойчивый полет на больших углах атаки, в его силовой установке применяется один или несколько воздушно-реактивных двигателей с отклонением вектора тяги, а ее воздухозаборник выполнен кольцевым с расположением плоскости входа вблизи центра масс летательного аппарата, бортовое оборудование, устанавливаемое на аппарат, обеспечивает самостоятельный взлет, навигацию в автономном полете, выбор профиля и программы полета, поиск, обнаружение и идентификацию цели, ее сопровождение и, с учетом приоритетности, перенацеливание, а также возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку.

Перечень фигур:
фиг.1 - компоновка аппарата;
фиг.2 - вид спереди.

Корпус 1 (фиг.1) выполнен по интегральной схеме и обеспечивает плавное сочленение с несущими плоскостями 2 и оперением 3. Для обеспечения статической неустойчивости оперение 3 располагается впереди несущих плоскостей 2. В хвостовой части упомянутого корпуса 1 размещается силовая установка 4, включающая один или несколько воздушно-реактивных двигателей (ВРД) с отклонением вектора тяги. ВРД оканчивается многофункциональным выходным устройством 5, обеспечивающим отклонение вектора скорости истекающих газов в заданном направлении. Воздухозаборник 6 (фиг.2) упомянутой силовой установки 4 выполнен дозвуковым с механизацией, обеспечивающей необходимый расход воздуха и устойчивую работу турбокомпрессорной части силовой установки при любых эволюциях аппарата и во всем диапазоне эксплуатационных скоростей полета. Упомянутый беспилотный летательный аппарат оснащен убирающимся в корпус шасси 8. Для перемещения аппарата по поверхности аэродрома при рулении, взлете и посадке, выпуска и уборки шасси 8, по крайней мере, одна из несущих плоскостей выполнена складывающейся 7. Передние кромки несущих поверхностей 9 и рулевые поверхности 10 выполнены отклоняемыми, что обеспечивает дифференциальные изменения кривизны профилей несущих поверхностей.

Упомянутая компоновка беспилотного летательного аппарата обеспечивает аэродинамическую симметрию в плоскости, перпендикулярной строительной оси, что, в совокупности со статической неустойчивостью и отсутствием биологического объекта (пилота), позволяет достичь более высокого уровня маневренности по сравнению с пилотируемым летательным аппаратом.

Применение в силовой установке ВРД с отклонением вектора тяги вместе с дифференциально изменяемой кривизной профилей несущих поверхностей дает возможность обеспечить устойчивость и управляемость аппарата при полете на больших углах атаки и околонулевых скоростях полета.

Так как аэродинамические силы и моменты зависят от скорости полета, то система управления аппарата реализует одновременно аэродинамическое и тягово-моментное управление движением аппарата и угловым положением его строительной оси в пространстве. Под тягово-моментным управлением в данном случае понимается одновременное управление модулем силы тяги силовой установки и углом отклонения выходного устройства для создания требуемого управляющего момента с целью изменения или сохранения углового положения строительной оси упомянутого аппарата в пространстве при реализации его заданного движения. Соотношение между управляющими сигналами в контуры аэродинамического и тягово-моментного управления (передаточное отношение) определяется в зависимости от угла атаки и действующего скоростного напора.

Бортовое оборудование, устанавливаемое на аппарат, обеспечивает самостоятельный взлет, навигацию в автономном полете, выбор профиля и программы полета, поиск, обнаружение и идентификацию цели, ее сопровождение и, с учетом приоритетности, перенацеливание, а также возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку. Определение профиля и программы полета осуществляется исходя из характерного профиля земной поверхности и условий полета. Перенацеливание осуществляется в автоматическом режиме или дистанционно с указанием координат и типа цели. Прекращение полета, возврат на аэродром базирования и выбор способа посадки осуществляется автоматически, но с возможностью коррекции вырабатываемого бортовым оборудованием решения через дистанционный пункт управления с учетом технического состояния аппарата.

Источники информации
1. Unmanned aerial aircraft having a single engine with dual jet exhausts. US патент 5372337 кл. В 64 С 15/12, В 64 С 29/04, В 64 D 27/00 от 13 декабря 1994 г.

2. Военный энциклопедический словарь. - М: Воениздат, 1983.-863 с. с ил.

3. Ю. А. Зуенко, С.Е. Коростылев. Боевые самолеты России. - М.: Элакос, 1994.-192 с. с ил.

Формула изобретения

1. Беспилотный многорежимный высокоманевренный летательный аппарат, содержащий корпус, шасси, несущие плоскости, расположенные симметрично в плоскости, перпендикулярной к строительной оси аппарата, механизацию несущих плоскостей для обеспечения взлета, посадки и маневрирования, оперение, силовую установку, имеющую по крайней мере один воздушно-реактивный двигатель с отклонением вектора тяги и воздухозаборник, систему управления и бортовое оборудование, предназначенное для самостоятельного взлета, навигации в автономном полете, возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку, отличающийся тем, что корпус выполнен по интегральной схеме с возможностью уборки шасси, оперение расположено впереди несущих плоскостей, упомянутая механизация предназначена для полета на больших углах атаки, упомянутый воздухозаборник выполнен кольцевым с расположением плоскости входа вблизи центра масс аппарата.

2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что упомянутый воздухозаборник выполнен дозвуковым с механизацией, предназначенной для обеспечения устойчивой работы упомянутой установки.

3. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере одна из несущих плоскостей выполнена складывающейся.

4. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что передние кромки несущих плоскостей выполнены отклоняемыми для дифференциального изменения кривизны профиля.

5. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что система управления имеет контуры аэродинамического и тягово-моментного управления в зависимости от угла атаки и действующего скоростного напора.

ИЗВЕЩЕНИЯ

MM4A - Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 17.04.2002

Извещение опубликовано: 20.11.2003БИ: 32/2003


NF4A - Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

(21) Регистрационный номер заявки: 2000109452

Дата, с которой восстанавливается действие патента: 27.03.2005

Извещение опубликовано: 27.03.2005БИ: 09/2005


TK4A - Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях "Изобретения (заявки и патенты)" и "Изобретения. Полезные модели"

(21) Регистрационный номер заявки: 2000109452

Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003

Страница: 761

Код раздела: MM4A

Напечатано:
Дата прекращения действия 17.04.2002

Следует читать: Дата прекращения действия 18.04.2003

Извещение опубликовано: 27.03.2005БИ: 09/2005


PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

(21) Регистрационный номер заявки: 2000109452

(73) Новый патентообладатель:
ООО"Центральный научно исследовательский институт авиационных ракетных комплексов и систем"

(73) Прежний патентообладатель:
ООО"Техкомтех"

Договор № РД0000954 от 04.07.2005

Извещение опубликовано: 20.09.2005БИ: 26/2005


MM4A - Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

(21) Регистрационный номер заявки: 2000109452

Дата прекращения действия патента: 18.04.2007

Извещение опубликовано: 20.03.2008БИ: 08/2008


NF4A - Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

(21) Регистрационный номер заявки: 2000109452

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.03.2008

Извещение опубликовано: 27.03.2008БИ: 09/2008


MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.04.2012

Дата публикации: 10.02.2013

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика