РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ |
(19)
RU
(11)
2 317 227
(13)
C1 | |||||
|
Статус: | действует (последнее изменение статуса: 08.07.2022) |
Пошлина: | учтена за 17 год с 26.07.2022 по 25.07.2023. Установленный срок для уплаты пошлины за 18 год: с 26.07.2022 по 25.07.2023. При уплате пошлины за 18 год в дополнительный 6-месячный срок с 26.07.2023 по 25.01.2024 размер пошлины увеличивается на 50%. |
(21)(22) Заявка: 2006126880/11, 25.07.2006 (24) Дата начала отсчета срока действия патента: (45) Опубликовано: 20.02.2008 Бюл. № 5 (56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2242404 С2, 20.12.2004. RU 2158214 C1, 27.10.2000. US 3520502 А, 14.07.1970. US 5763811 A, 25.05.1999. Адрес для переписки: |
(72) Автор(ы): (73) Патентообладатель(и): |
(54) АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
(57) Реферат:
Изобретение относится к авиационной технике. Авиационный комплекс включает самолет - носитель (1), в грузовом отсеке (4) которого на вращающемся барабане (2) многопозиционной пусковой установки (3) размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты (5), в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель (8) с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса (7). Топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак (14), размещенный в полости (6) корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака. Авиационный комплекс также включает источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители (27) с перекрывными клапанами (28). Источник топлива выполнен в виде топливного бака (24), размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи (29). Изобретение уменьшает длину магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшает их вес и гидравлическое сопротивление, упрощает их конструкции. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, а конкретно к системам заправки топливом в полете летательных аппаратов (ЛА), транспортируемых другими летательными аппаратами, и может быть использовано в топливных системах беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), отделяемых от самолета-носителя.
Известен принятый за прототип авиационный комплекс - патент РФ №2242404, состоящий из самолета-носителя (С-Н), в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки (МПУ) размещены отделяемые БПЛА, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса. Источник топлива С-Н и топливные системы каждого БПЛА соединены между собой линиями сообщения, содержащими разъемные соединители, до и после которых установлены перекрывные клапаны, имеющими общий участок между МПУ и топливной системой С-Н, снабженный узлом вращения. Топливная система каждого БПЛА на входе линии сообщения содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя.
Общими признаками с предложенным техническим решением являются следующие - авиационный комплекс включает самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами.
Недостатками данной конструкции являются:
- большая длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, как следствие, - их большой вес и гидравлическое сопротивление, и усложненность их конструкции,
- уменьшение запаса топлива в топливной системе С-Н при заправке БПЛА,
- необходимость задействования топливной системы С-Н,
- невозможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого (отличного от топлива С-Н) вида.
Предлагаемым изобретением решаются технические задачи уменьшения длины магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшения их веса и гидравлического сопротивления, упрощения их конструкции, сохранения запаса топлива в топливной системе С-Н и исключения ее задействования, возможности заправки бака БПЛА дегзированным топливом или топливом другого вида.
Для достижения указанного технического результата в авиационном комплексе, включающем самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; а также включающем источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи. Для обеспечения универсальности конструкции барабана топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата. Топливный бак может быть размещен в свободном объеме в центре барабана МПУ. А блок топливоподачи может быть реализован в виде любого известного устройства, например электронасоса или вытеснительной системы, содержащей газогенератор или баллон сжатого газа с пусковым клапаном, задействуемых системой управления С-Н.
Отличительными признаками предлагаемого решения от указанного выше являются следующие - источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане МПУ, и снабжен блоком топливоподачи. Топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.
Благодаря наличию указанных отличительных признаков достигается следующий технический результат:
- уменьшается длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшается их вес и гидравлическое сопротивление, упрощается их конструкция;
- сохраняется запас топлива в топливной системе С-Н, исключается ее задействование;
- появляется возможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого вида;
- обеспечивается универсальность конструкции барабана МПУ.
Предложенное техническое решение может найти применение при создании топливных систем БПЛА.
Предлагаемый авиационный комплекс иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-7.
На фиг.1 изображен поперечный разрез фюзеляжа самолета-носителя авиационного комплекса.
На фиг.2 изображен вид сбоку авиационного комплекса в районе грузового отсека самолета-носителя при снятой обечайке фюзеляжа самолета-носителя (вид В, фиг.1).
На фиг.3 изображено продольное сечение корпуса беспилотного летательного аппарата в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение А-А, фиг.1).
На фиг.4 изображено сечение А-А фиг.1 при выдвинутом положении маршевого двигателя БПЛА и заправленном эластичном топливном баке.
На фиг.5 изображено поперечное сечение БПЛА в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение Д-Д, фиг.3).
На фиг.6 изображено поперечное сечение БПЛА при выдвинутом маршевом двигателе (сечение Е-Е, фиг.4).
На фиг.7 изображена принципиальная схема топливной системы авиационного комплекса.
Представленный на фиг.1-7 авиационный комплекс содержит: самолет - носитель 1; вращающийся барабан 2 многопозиционной пусковой установки 3, расположенный в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1; БПЛА 5, в полости 6 корпуса 7 которых размещен маршевый двигатель 8 с пилоном 9, а также рычажный параллелограмный механизм 10 с приводом 11 выдвижения двигателя 8 в рабочее положение и фиксаторами внутреннего 12 и внешнего 13 положений двигателя.
В полости 6 каждого БПЛА размещается эластичный топливный бак 14, состоящий из двух частей 15 и 16 (для размещения переднего рычага выдвижения двигателя), сообщенных между собой через фланцы 17 и 18 переливным каналом 19. топливо из эластичного бака 14 в основной бак 20 БПЛА поступает по линии 21 с насосом 22 и перекрывным клапаном 23.
Топливный бак 24 стыкуется на барабане 2 на тех же узлах, что и БПЛА 5, соединяется с БПЛА топливными линиями 25 и коллектором 26.
Линии 25 содержат разъемные соединители 27, установленные на барабане, до и после которых установлены перекрывные клапаны 28. Подвесной топливный бак снабжен блоком топливоподачи 29, сообщенным линиями 25 через перекрывные клапаны 28 и разъемные соединители 27 с эластичным топливным баком 14 каждого БПЛА. Основной топливный бак 20 БПЛА 5 сообщен с маршевым двигателем 8 магистралью 30 подачи топлива.
Устройство работает следующим образом.
Топливный бак 24 устанавливается в заправленном виде на барабан 2 одновременно с БПЛА 5. Производится стыковка разъемного соединителя 27 и системы задействования (не показана) блока топливоподачи 29 с системой управления С-Н (не показана).
Перед запуском БПЛА 5 задействуется вращение барабана 2 многопозиционной пусковой установки 3 в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1 таким образом, чтобы предназначенный для отделения БПЛА 5 располагался в нижней части напротив люка грузового отсека 4 самолета-носителя 1.
Перед отделением БПЛА 5 расфиксируется убранное положение двигателя 8 выдергиванием фиксатора 12 внутреннего положения и двигатель 8 выпускается задействованием привода 11 и механизма 10 и становится на фиксатор 13 внешнего положения, выдвигаясь за обводы корпуса 7.
Системой управления С-Н включается система задействования блока топливоподачи 29, открываются перекрывные клапаны 28 на линии 25 соединения топливного бака 24 и эластичного топливного бака 14 пускового БПЛА и топливо из топливного бака 24 по линии 25 и коллектору 26 под действием гидростатического перепада давления и под воздействием блока топливоподачи 29 бака 24 поступает в эластичный топливный бак 14, который расправляется и занимает после завершения заправки объем в полости корпуса 7 БПЛА, освободившийся после выдвижения двигателя 8.
После завершения заправки эластичного бака 14 закрываются перекрывные клапаны 28, отключается блок топливоподачи 29 и осуществляется отделение БПЛА 5 с разъемом соединителей 27, затем запускается двигатель 8.
В автономном полете БПЛА 5 задействуется система выработки из эластичного топливного бака 14 - системой управления БПЛА 5 открывается клапан 23 и включается насос 22 и топливо по магистрали 21 перетекает в основной топливный бак 20, из которого по магистрали 30 поступает в маршевый двигатель 8, обеспечивая увеличение максимальной дальности полета БПЛА 5.
Формула изобретения
1. Авиационный комплекс, включающий самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, отличающийся тем, что источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки и снабженного блоком топливоподачи.
2. Авиационный комплекс по п.1, отличающийся тем, что топливный бак установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.
ИЗВЕЩЕНИЯ
MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.07.2016
Дата внесения записи в Государственный реестр: 27.04.2017
Дата публикации: 27.04.2017
NF4A Восстановление действия патента
Дата, с которой действие патента восстановлено: 13.11.2018
Дата внесения записи в Государственный реестр: 13.11.2018
Дата публикации и номер бюллетеня: 13.11.2018 Бюл. №32