РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19)
RU
(11)
2 317 227
(13)
C1
(51) МПК
  • B64D 5/00 (2006.01)
  • B64D 37/14 (2006.01)
  • B64D 39/00 (2006.01)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: действует (последнее изменение статуса: 08.07.2022)
Пошлина: учтена за 17 год с 26.07.2022 по 25.07.2023. Установленный срок для уплаты пошлины за 18 год: с 26.07.2022 по 25.07.2023. При уплате пошлины за 18 год в дополнительный 6-месячный срок с 26.07.2023 по 25.01.2024 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2006126880/11, 25.07.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
25.07.2006

(45) Опубликовано: 20.02.2008 Бюл. № 5

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2242404 С2, 20.12.2004. RU 2158214 C1, 27.10.2000. US 3520502 А, 14.07.1970. US 5763811 A, 25.05.1999.

Адрес для переписки:
141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Жуковского, 2а, ОАО "ГосМКБ "РАДУГА" им. А.Я. Березняка", патентный отдел

(72) Автор(ы):
Дмитриев Альберт Иванович (RU),
Закота Анатолий Иванович (RU),
Карпов Сергей Иванович (RU),
Кликодуев Николай Григорьевич (RU),
Кучеренко Юрий Стефанович (RU),
Мищенко Анатолий Петрович (RU),
Обрезчиков Владимир Васильевич (RU),
Селезнев Игорь Сергеевич (RU),
Трусов Владимир Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "РАДУГА" ИМЕНИ А.Я. БЕРЕЗНЯКА" (RU)

(54) АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

(57) Реферат:

Изобретение относится к авиационной технике. Авиационный комплекс включает самолет - носитель (1), в грузовом отсеке (4) которого на вращающемся барабане (2) многопозиционной пусковой установки (3) размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты (5), в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель (8) с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса (7). Топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак (14), размещенный в полости (6) корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака. Авиационный комплекс также включает источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители (27) с перекрывными клапанами (28). Источник топлива выполнен в виде топливного бака (24), размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи (29). Изобретение уменьшает длину магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшает их вес и гидравлическое сопротивление, упрощает их конструкции. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.


Изобретение относится к авиационной технике, а конкретно к системам заправки топливом в полете летательных аппаратов (ЛА), транспортируемых другими летательными аппаратами, и может быть использовано в топливных системах беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), отделяемых от самолета-носителя.

Известен принятый за прототип авиационный комплекс - патент РФ №2242404, состоящий из самолета-носителя (С-Н), в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки (МПУ) размещены отделяемые БПЛА, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса. Источник топлива С-Н и топливные системы каждого БПЛА соединены между собой линиями сообщения, содержащими разъемные соединители, до и после которых установлены перекрывные клапаны, имеющими общий участок между МПУ и топливной системой С-Н, снабженный узлом вращения. Топливная система каждого БПЛА на входе линии сообщения содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя.

Общими признаками с предложенным техническим решением являются следующие - авиационный комплекс включает самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами.

Недостатками данной конструкции являются:

- большая длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, как следствие, - их большой вес и гидравлическое сопротивление, и усложненность их конструкции,

- уменьшение запаса топлива в топливной системе С-Н при заправке БПЛА,

- необходимость задействования топливной системы С-Н,

- невозможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого (отличного от топлива С-Н) вида.

Предлагаемым изобретением решаются технические задачи уменьшения длины магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшения их веса и гидравлического сопротивления, упрощения их конструкции, сохранения запаса топлива в топливной системе С-Н и исключения ее задействования, возможности заправки бака БПЛА дегзированным топливом или топливом другого вида.

Для достижения указанного технического результата в авиационном комплексе, включающем самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; а также включающем источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи. Для обеспечения универсальности конструкции барабана топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата. Топливный бак может быть размещен в свободном объеме в центре барабана МПУ. А блок топливоподачи может быть реализован в виде любого известного устройства, например электронасоса или вытеснительной системы, содержащей газогенератор или баллон сжатого газа с пусковым клапаном, задействуемых системой управления С-Н.

Отличительными признаками предлагаемого решения от указанного выше являются следующие - источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане МПУ, и снабжен блоком топливоподачи. Топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков достигается следующий технический результат:

- уменьшается длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшается их вес и гидравлическое сопротивление, упрощается их конструкция;

- сохраняется запас топлива в топливной системе С-Н, исключается ее задействование;

- появляется возможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого вида;

- обеспечивается универсальность конструкции барабана МПУ.

Предложенное техническое решение может найти применение при создании топливных систем БПЛА.

Предлагаемый авиационный комплекс иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-7.

На фиг.1 изображен поперечный разрез фюзеляжа самолета-носителя авиационного комплекса.

На фиг.2 изображен вид сбоку авиационного комплекса в районе грузового отсека самолета-носителя при снятой обечайке фюзеляжа самолета-носителя (вид В, фиг.1).

На фиг.3 изображено продольное сечение корпуса беспилотного летательного аппарата в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение А-А, фиг.1).

На фиг.4 изображено сечение А-А фиг.1 при выдвинутом положении маршевого двигателя БПЛА и заправленном эластичном топливном баке.

На фиг.5 изображено поперечное сечение БПЛА в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение Д-Д, фиг.3).

На фиг.6 изображено поперечное сечение БПЛА при выдвинутом маршевом двигателе (сечение Е-Е, фиг.4).

На фиг.7 изображена принципиальная схема топливной системы авиационного комплекса.

Представленный на фиг.1-7 авиационный комплекс содержит: самолет - носитель 1; вращающийся барабан 2 многопозиционной пусковой установки 3, расположенный в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1; БПЛА 5, в полости 6 корпуса 7 которых размещен маршевый двигатель 8 с пилоном 9, а также рычажный параллелограмный механизм 10 с приводом 11 выдвижения двигателя 8 в рабочее положение и фиксаторами внутреннего 12 и внешнего 13 положений двигателя.

В полости 6 каждого БПЛА размещается эластичный топливный бак 14, состоящий из двух частей 15 и 16 (для размещения переднего рычага выдвижения двигателя), сообщенных между собой через фланцы 17 и 18 переливным каналом 19. топливо из эластичного бака 14 в основной бак 20 БПЛА поступает по линии 21 с насосом 22 и перекрывным клапаном 23.

Топливный бак 24 стыкуется на барабане 2 на тех же узлах, что и БПЛА 5, соединяется с БПЛА топливными линиями 25 и коллектором 26.

Линии 25 содержат разъемные соединители 27, установленные на барабане, до и после которых установлены перекрывные клапаны 28. Подвесной топливный бак снабжен блоком топливоподачи 29, сообщенным линиями 25 через перекрывные клапаны 28 и разъемные соединители 27 с эластичным топливным баком 14 каждого БПЛА. Основной топливный бак 20 БПЛА 5 сообщен с маршевым двигателем 8 магистралью 30 подачи топлива.

Устройство работает следующим образом.

Топливный бак 24 устанавливается в заправленном виде на барабан 2 одновременно с БПЛА 5. Производится стыковка разъемного соединителя 27 и системы задействования (не показана) блока топливоподачи 29 с системой управления С-Н (не показана).

Перед запуском БПЛА 5 задействуется вращение барабана 2 многопозиционной пусковой установки 3 в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1 таким образом, чтобы предназначенный для отделения БПЛА 5 располагался в нижней части напротив люка грузового отсека 4 самолета-носителя 1.

Перед отделением БПЛА 5 расфиксируется убранное положение двигателя 8 выдергиванием фиксатора 12 внутреннего положения и двигатель 8 выпускается задействованием привода 11 и механизма 10 и становится на фиксатор 13 внешнего положения, выдвигаясь за обводы корпуса 7.

Системой управления С-Н включается система задействования блока топливоподачи 29, открываются перекрывные клапаны 28 на линии 25 соединения топливного бака 24 и эластичного топливного бака 14 пускового БПЛА и топливо из топливного бака 24 по линии 25 и коллектору 26 под действием гидростатического перепада давления и под воздействием блока топливоподачи 29 бака 24 поступает в эластичный топливный бак 14, который расправляется и занимает после завершения заправки объем в полости корпуса 7 БПЛА, освободившийся после выдвижения двигателя 8.

После завершения заправки эластичного бака 14 закрываются перекрывные клапаны 28, отключается блок топливоподачи 29 и осуществляется отделение БПЛА 5 с разъемом соединителей 27, затем запускается двигатель 8.

В автономном полете БПЛА 5 задействуется система выработки из эластичного топливного бака 14 - системой управления БПЛА 5 открывается клапан 23 и включается насос 22 и топливо по магистрали 21 перетекает в основной топливный бак 20, из которого по магистрали 30 поступает в маршевый двигатель 8, обеспечивая увеличение максимальной дальности полета БПЛА 5.

Формула изобретения

1. Авиационный комплекс, включающий самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, отличающийся тем, что источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки и снабженного блоком топливоподачи.

2. Авиационный комплекс по п.1, отличающийся тем, что топливный бак установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.

ИЗВЕЩЕНИЯ

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.07.2016

Дата внесения записи в Государственный реестр: 27.04.2017

Дата публикации: 27.04.2017


NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 13.11.2018

Дата внесения записи в Государственный реестр: 13.11.2018

Дата публикации и номер бюллетеня: 13.11.2018 Бюл. №32

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика