РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 535 789
(13)
C1
(51) МПК
  • F42B 10/00 (2006.01)
  • F42B 10/02 (2006.01)
  • F42B 10/14 (2006.01)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: действует (последнее изменение статуса: 05.05.2022)
Пошлина: учтена за 10 год с 03.08.2022 по 02.08.2023. Установленный срок для уплаты пошлины за 11 год: с 03.08.2022 по 02.08.2023. При уплате пошлины за 11 год в дополнительный 6-месячный срок с 03.08.2023 по 02.02.2024 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2013136336/11, 02.08.2013

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
02.08.2013

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 02.08.2013

(45) Опубликовано: 20.12.2014 Бюл. № 35

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: US 20100314488 A1, 16.12.2010. US 20050229806 A1, 20.10.2005. RU 2243488 C1, 27.12.2004.

Адрес для переписки:
141700, Московская обл., г. Долгопрудный, пл. Собина, 1, Руководителю предприятия Ежову Г.П.

(72) Автор(ы):
Акимов Владимир Николаевич (RU),
Бобырев Валерий Михайлович (RU),
Иванов Дмитрий Николаевич (RU),
Паевская Лидия Григорьевна (RU),
Соломатин Андрей Васильевич (RU),
Эктов Василий Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" (RU)

(54) СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области управляемых ракет, а именно к складным аэродинамическим рулям беспилотных летательных аппаратов. Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата состоит из корневой части, складывающейся части, подпружиненных стопоров и оси складывания с пружиной. Складывающаяся часть руля содержит консоль с выполненным отверстием. На концах консоли внутренняя поверхность выполнена в виде конусов, а торцы консоли имеют направляющие фаски. Достигается оптимизация габаритных характеристик аэродинамических рулей в сложенном положении при обеспечении усилия раскладывания в условиях мощного набегающего потока и повышение надежности. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.


Изобретение относится к складным аэродинамическим рулям беспилотных летательных аппаратов.

Такого рода аэродинамические рули обычно применяются в ракетах при их размещении в транспортно-пусковых контейнерах.

Известны устройства складных рулей, поворачивающихся вокруг оси параллельно оси ракеты, которые представлены патентами RU №2365866, RU №2458316 и RU №2453799.

Известно также устройство складного аэродинамического руля, представленное патентом RU №2280230. Это устройство наиболее близко по технической сущности к предлагаемому изобретению и выбрано в качестве прототипа. Согласно указанному патенту аэродинамический орган содержит руль, цапфу, ось складывания, пружины, фиксаторы, при этом в руле выполнен паз, в котором установлена цапфа с осью. В руле и цапфе симметрично по обе стороны от продольной оси руля размещены подпружиненные фиксаторы с конической частью на конце и ось складывания с пружиной, при этом пружина оси складывания одним концом соединена с рулем, а другим - с цапфой.

Недостатком данной конструкции является невысокая жесткость руля и довольно развитая корневая часть руля, что влечет за собой ухудшение аэродинамических характеристик ракеты. Технической задачей изобретения является создание компактной и надежной конструкции руля.

Техническим результатом является повышение жесткости руля и уменьшение поперечных габаритов в корневой части руля.

Задачей предлагаемого изобретения является достижение оптимальных габаритных характеристик аэродинамического руля в сложенном положении при обеспечении усилия раскладывания, достаточного для раскладывания аэродинамического руля в условиях мощного набегающего потока и повышение надежности работы устройства.

Задача решается за счет того, что складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата состоит из неподвижной (корневой) части, складывающейся части, устройства фиксации, содержащего подпружиненные стопора, расположенные в корневой части руля, параллельные оси складывания руля, а также пружины раскладывания, расположенной на оси вращения параллельно продольной оси ракеты. Стопора и ось вращения расположены в вертикальной плоскости руля. В сложенном положении стопора в отверстиях корневой части руля запирает подпружиненный упор, расположенный в пазу корневой части руля.

Конструкция аэродинамического руля представлена следующими чертежами:

Фиг.1 - общий вид руля;

Фиг.2 - вид спереди;

Фиг.3 - руль в раскрытом положении;

Фиг.4 - отверстия для установки оси и стопоров;

Фиг.5 - руль в сложенном положении (вид сбоку);

Фиг.6 - направляющие фаски;

Фиг.7 - руль в сложенном положении.

Аэродинамический руль состоит из корневой части 1 (Фиг.1) и складывающийся части 2. Корневая часть 1 руля представляет собой цилиндрическую поверхность 3 (Фиг.2), переходящую в систему кронштейнов 4 (Фиг.3) для крепления деталей механизма стопорения, фиксации, оси 11 вращения. Цилиндрическая поверхность 3 является валом приводов, передающим вращательное движение рулю для управления ракетой. В кронштейнах 4 корневой части 1 руля выполнены отверстия для крепления законцовки 5 и прижима 6, в полости которых расположены пружины 7 и стопора 8 с конической частью на конце. В кронштейнах 4, расположенных перпендикулярно цилиндрической поверхности 3 руля, выполнены соосные отверстия 9, 10 (Фиг.4) для размещения стопоров 8 и оси 11 вращения руля. В пазу 18 (Фиг.7) расположен подпружиненный пружиной 12 упор 13, служащий для запора стопоров 8 в отверстиях 9 при сложенном положении руля.

Складывающаяся часть 2 руля представляет собой коническую поверхность, переходящую в элемент консоли 14 (Фиг.5), в которой выполнено отверстие для стыковки с корневой частью 1 руля при помощи оси 11 вращения. Также в консоли 14 выполнено отверстие 19 для фиксации стопоров 8 при раскладывании руля. Раскладывания руля происходит за счет раскручивания взведенной пружины 15, передающей вращательное движение от корневой части 1 руля к складывающейся части 2 и расположенной на оси вращения 11.

Раскрытие аэродинамического руля происходит следующим образом.

При выходе ракеты из контейнера складывающаяся часть 2 руля больше не удерживается от разворота внутренней поверхностью транспортно-пускового контейнера и под действием пружины 15 складывающаяся часть 2 начинает разворачиваться вокруг оси 11 вращения. Складывающаяся часть 2 своей консолью 14 во время движения воздействует на упор 13 и складывает его в паз 18 корневой части 1 руля относительно оси 16 (Фиг.7) вращения упора 13. Упор 13, складываясь (Фиг.3), освобождает стопора 8, которые под действием усилия пружин 7 начинают движение навстречу друг к другу, попадая в направляющие фаски 17 (Фиг.6), выполненные на торцевых поверхностях консоли 14, и своими коническими поверхностями проходят в отверстие 19 консоли 14, тем самым фиксируя аэродинамический руль в раскрытом положении. Направляющие фаски 17 в консоли 14 являются дополнительным элементом конструкции, увеличивающим скорость раскрытия аэродинамического руля, за счет усилия пружин 7 воздействующие на стопора 8, передающие на наклонную поверхность фаски 17 при стопорении в отверстие консоли 14.

Предложенный вариант обеспечивает стабильную и жесткую фиксацию складывающейся части руля в раскрытом положении, характеризуется малыми размерами и лучшими аэродинамическими характеристиками.

Данная конструкция прошла лабораторно-стендовые и летные испытания в составе зенитной управляемой ракеты, обеспечив минимальное время раскрытия руля.

Формула изобретения

1. Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата, состоящий из корневой части, складывающейся части, подпружиненных стопоров и оси складывания с пружиной, отличающийся тем, что имеет консоль в складывающейся части руля с выполненным отверстием, на концах которой внутренняя поверхность выполнена в виде конусов, а торцы консоли имеют направляющие фаски.

2. Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что механизм стопорения расположен в вертикальной плоскости руля и не выходит за пределы габаритов руля.

3. Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что фиксация происходит за счет воздействия консоли на упор, который освобождает стопора, складываясь в паз, и те, в свою очередь, под действием пружин входят в отверстие консоли, тем самым фиксируя руль в раскрытом положении.

4. Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что пружина с осью вращения руля расположены в вертикальной плоскости и не выходят за габариты руля, что улучшает аэродинамические характеристики.

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика