РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
(19)
RU
(11)
2 536 696
(13)
C1 | |||||
|
Статус: | действует (последнее изменение статуса: 29.12.2014) |
Пошлина: | не взимаются - статья 1366 ГК РФ |
| |
(21)(22) Заявка: 2013155873/11, 16.12.2013 (24) Дата начала отсчета срока действия патента: Приоритет(ы): (22) Дата подачи заявки: 16.12.2013 (45) Опубликовано: 27.12.2014 Бюл. № 36 (56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: US 20120248259 A1, 04.10.2012. US 2011315827 A1, 29.12.2011. EP 1057724 A2, 06.12.2000. Статья "Конвертоплан V-22 "Оспри"", журнал "Авиация и космонавтика", N5 2012, сс.19-40. US 2011001020 A1, 06.11.2011 Адрес для переписки: |
(72) Автор(ы): (73) Патентообладатель(и): |
(54) САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (КОНВЕРТОПЛАН)
(57) Реферат:
Изобретение относится к конструкции самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (конвертопланам) и может быть использовано, в том числе, при производстве беспилотных летательных аппаратов. Самолет вертикального взлета и посадки содержит высокорасположенное крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами. Конструкция самолета включает устройство, позволяющее поворачивать и фиксировать одну половину крыла с мотогондолой на торце по отношению к другой половине крыла с мотогондолой на торце в положении 180°, а также механизм, допускающий вращение с реверсом трансформированного крыла вокруг вертикальной оси самолета посредством лопастных воздушных винтов. Достигается возможность выполнения взлета и посадки аппарата по-самолетному, посадки в режиме аварийной авторотации, минимизирования эффекта «вихревого кольца».
Изобретение относится к конструкции самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (конвертопланам) и может быть использовано, в том числе, при производстве беспилотных летательных аппаратов.
Известен самолет вертикального взлета и посадки (конвертоплан) (см., например, журнал «Авиация и космонавтика», 2012, №5, стр.19-25, 33-40), содержащий высокорасположенное над фюзеляжем крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами.
Самолет-прототип выполняет взлет и посадку по-вертолетному, а летает как самолет. Переход из «вертолетного» в «самолетный» режим и обратно осуществляется поворотом установленных на торцах крыла мотогондол с трехлопастными винтами большого диаметра.
Высокорасположенное крыло с небольшим углом обратной стреловидности самолета-прототипа установлено на верхней части фюзеляжа на круговой опоре, обеспечивающей разворот крыла (как одно целое) вдоль фюзеляжа при размещении самолета-прототипа на палубе авианесущего корабля.
К недостаткам самолета-прототипа относится то, что: 1) взлет и посадку по-самолетному прототип выполнять не способен; 2) исключена возможность аварийной посадки прототипа в режиме авторотации; 3) эффект «вихревого кольца» проявляется у прототипа в полной мере.
Для устранения отмеченных недостатков в самолете вертикального взлета и посадки (конвертоплане), содержащем высокорасположенное крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами, конструкция самолета имеет устройство, позволяющее поворачивать и фиксировать одну половину крыла с мотогондолой на торце по отношению к другой половине крыла с мотогондолой на торце в положении 180°, а также имеет механизм, допускающий вращение с реверсом трансформированного крыла вокруг вертикальной оси самолета посредством лопастных воздушных винтов.
Трансформированное (поворотом на 180° одной из двух консолей) крыло с мотогондолами на торцах крыла при синхронном запуске двигателей обеспечивает «вертолетный» режим работы аппарата.
Понятно, что как «вертолетный», так и «самолетный» режимы работы по предлагаемому техническому решению возможны при любом другом четном количестве и симметричном расположении мотогондол на крыле аппарата.
Оптимальным аэродинамическим профилем крыла для заявленной изобретением цели представляется симметричный вариант.
Использование изобретения с предлагаемым техническим решением позволяет выполнять взлет и посадку аппарата (конвертоплана или беспилотника) по-самолетному, сохранить аппарату режим аварийной авторотации, минимизировать эффект «вихревого кольца».
Таким образом, по мнению заявителя, предлагаемое техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо на аппаратах более мобильных, чем самолеты, и более быстрых, чем вертолеты.
Формула изобретения
Самолет вертикального взлета и посадки (конвертоплан), содержащий высокорасположенное крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами, отличающийся тем, что конструкция самолета имеет устройство, позволяющее поворачивать и фиксировать одну половину крыла с мотогондолой на торце по отношению к другой половине крыла с мотогондолой на торце в положении 180°, а также имеет механизм, допускающий вращение с реверсом трансформированного крыла вокруг вертикальной оси самолета посредством лопастных воздушных винтов.