РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 538 741
(13)
C1
(51) МПК
  • F42B 10/14 (2006.01)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 22.08.2022)
Пошлина: учтена за 9 год с 22.08.2021 по 21.08.2022. Установленный срок для уплаты пошлины за 10 год: с 22.08.2021 по 21.08.2022. При уплате пошлины за 10 год в дополнительный 6-месячный срок с 22.08.2022 по 21.02.2023 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2013138668/11, 21.08.2013

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
21.08.2013

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 21.08.2013

(45) Опубликовано: 10.01.2015 Бюл. № 1

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2458316 С1, 10.08.2012. RU 2365866 C1, 27.08.2009. US 2006163423 A1, 27.07.2006. US 6092264 A, 25.07.2000

Адрес для переписки:
141700, Московская обл., г. Долгопрудный, пл. Собина, 1, Руководителю предприятия Садков В.М.

(72) Автор(ы):
Акимов Владимир Николаевич (RU),
Бобырев Валерий Михайлович (RU),
Иванов Дмитрий Николаевич (RU),
Паевская Лидия Григорьевна (RU),
Соломатин Андрей Васильевич (RU),
Эктов Василий Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" (RU)

(54) СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области управляемых ракет, а именно к складным аэродинамическим рулям беспилотных летательных аппаратов. Складной аэродинамический руль состоит из корневой части, складывающейся части, механизмов фиксации и раскрытия руля. В полости деталей корневой части руля размещены элементы механизма фиксации в виде подпружиненных стопоров, которые одновременно удерживают на поверхности руля механизм раскрытия при запирании их подпружиненным упором в отверстиях корневой части при сложенном положении аэродинамического руля. В консоли выполнено отверстие для фиксации аэродинамического руля в разложенном положении при помощи стопоров корневой части руля. Механизм раскрытия руля представляет собой ось с расположенной на ней пружиной, запираемой с двух сторон кронштейнами, при помощи которых происходит закрепление его на поверхности руля. Достигается оптимизация габаритных характеристик аэродинамических рулей, обеспечивается повышенная жесткость и возможность повторного складывания при наземных испытаниях систем ракеты. 7 ил.


Изобретение относится к складным аэродинамическим рулям беспилотных летательных аппаратов.

Такого рода аэродинамические рули обычно применяются в ракетах при их размещении в транспортно-пусковых контейнерах.

Известны конструкции аэродинамических рулей, чьи механизмы раскрытия содержат подпружиненный толкатель, расположенный в корневой части руля с возможностью его перемещения по оси вала привода (RU №2365866 и RU №2458316).

Также известна конструкция устройства механизма раскрытия руля, представляющая собой пружину, расположенную на оси вращения, одним концом соединенную с рулем, а другим - с цапфой (RU №2280230).

Также известен узел раскладывания, содержащий трос, контактирующий с поршнем, камера которого соединена с пневмосистемой и расположена вдоль хорды неподвижной части, соединяющей неподвижную и складывающуюся части, и проходящий во внутренней полости руля (RU №2453799).

Задачей предлагаемого изобретения является достижение оптимальных габаритных характеристик и увеличение жесткости конструкции аэродинамического руля при обеспечении усилия раскрытия, достаточного для раскрытия аэродинамического руля в условиях мощного набегающего потока, и повышение надежности работы устройства.

Задача решается за счет того, что складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата, состоящий из неподвижной (корневой) части, складывающейся части, устройства фиксации, содержащего подпружиненные стопоры и упор, расположенные в корневой части руля, имеет механизм раскрытия, который представляет собой конструкцию, размещающуюся на внешней поверхности аэродинамического руля при помощи выступающих за габариты руля элементы стопоров.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:

на фиг. 1 представлен складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата в разложенном положении общий вид);

на фиг. 2 изображен аэродинамический руль в разложенном положении (разрез);

на фиг. 3 изображены отверстия для размещения оси вращения и стопоров;

на фиг. 4 представлен упор в сложенном положении;

на фиг. 5 представлен аэродинамический руль в сложенном положении (вид спереди);

на фиг. 6 представлен аэродинамический руль в сложенном положении с механизмом раскрытия;

на фиг. 7 представлен механизм раскрытия.

Аэродинамический руль состоит из корневой части 1 (Фиг. 1) и складывающейся части 2. Корневая часть 1 руля представляет собой цилиндрическую поверхность 3, переходящую в систему кронштейнов 4 (Фиг. 2), в которых выполнены отверстия 5, 6 (Фиг. 3) для размещения стопоров 7 и оси 8 вращения руля. К кронштейнам 4 корневой части 1 крепятся законцовка 9 и прижим 10, в полости которых расположены пружины 11 и стопоры 7. В пазу 13 (Фиг. 4) расположен подпружиненный пружиной 14 упор 15, служащий для запора стопоров 7 в отверстиях 5 при сложенном положении руля.

Складывающаяся часть 2 руля представляет собой коническую поверхность, переходящую в элемент консоли 16 (Фиг. 5), в которой выполнено отверстие для стыковки с корневой частью 1 руля при помощи оси 8 вращения. Также в консоли 16 выполнено отверстие 12 для фиксации стопоров 7 при раскрытии руля (Фиг. 2).

Раскрытие руля происходит при помощи механизма раскрытия (Фиг. 7), представляющего собой ось 18, с расположенной на ней пружиной 19, запертой с двух сторон кронштейнами 20, имеющими отверстия 21 для закрепления на выступающих элементах α стопоров 7 (Фиг. 6) на поверхности руля. Пружина 19 представляет собой конструкцию, по краям которой выполнены концы β (Фиг. 6), которыми упирается на поверхность неподвижной корневой части 1 руля, а в средней части выполнен упор γ, служащий для передачи вращательного движения складывающейся части 2, путем воздействия на внешнюю поверхность (Фиг. 5).

Отверстие 22 (Фиг. 1) в прижиме 10 и законцовки 9 предназначены для отжатая стопоров 7 при складывании руля.

Раскрытие аэродинамического руля происходит следующим образом.

При выходе ракеты из контейнера складывающаяся часть 2 руля больше не удерживается от разворота внутренней поверхностью транспортно-пускового контейнера и под действием пружины 19 механизма раскрытия подвижная часть 2 начинает разворачиваться вокруг оси 8. Складывающаяся часть 2 своей консолью 16 во время движения воздействует на упор 15 и складывает его в паз 13 корневой части 1 руля относительно оси вращения 17 упора 15. Упор 15, складываясь, освобождает стопоры 7, которые под действием усилия пружин 11 начинают движение навстречу друг к другу и проходят в отверстие 12 консоли 16, тем самым фиксируя аэродинамический руль в раскрытом положении. Одновременно после фиксации стопоров 7 в отверстие 12 консоли 16 происходит утопание элементов α конструкции стопоров 7 в полость руля, что приводит к освобождению отверстий 21 кронштейнов 20 механизма раскрытия, и происходит отбрасывание механизма раскрытия от поверхности руля за счет инерции пружины 19.

Предложенный вариант обеспечивает стабильную и жесткую фиксацию складывающейся части руля в раскрытом положении, характеризуется малыми размерами и лучшими аэродинамическими характеристиками. Данная конструкция прошла лабораторно-стендовые и летные испытания в составе зенитно-управляемой ракеты, обеспечив минимальное время раскрытия руля.

Формула изобретения

Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата, состоящий из корневой части, складывающейся части и механизмов раскладывания, фиксации, отличающийся тем, что механизм раскладывания закрепляется на внешней поверхности руля при помощи элементов конструкции стопоров, которые под действием пружин перемещаются и фиксируются в отверстии консоли складывающейся части и тем самым освобождают механизм раскрытия от фиксации, который затем покидает руль.

ИЗВЕЩЕНИЯ

PD4A Изменение наименования, фамилии, имени, отчества патентообладателя

(73) Патентообладатель(и):
Публичное акционерное общество "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" (RU)

Адрес для переписки:
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, пл. Собина, д. 1, ПАО "ДНПП"

Дата внесения записи в Государственный реестр: 21.04.2021

Дата публикации и номер бюллетеня: 21.04.2021 Бюл. №12


PD4A Изменение наименования, фамилии, имени, отчества патентообладателя

(73) Патентообладатель(и):
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU)

Адрес для переписки:
119160, Москва, Фрунзенская наб., 22/2, УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ, Захарову М.А.

Дата внесения записи в Государственный реестр: 13.09.2021

Дата публикации и номер бюллетеня: 13.09.2021 Бюл. №26

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика