РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 657 866
(13)
C1
(51) МПК
  • H02J 7/00 (2006.01)
(52) СПК
  • H02J 7/0045 (2006.01)
  • B64C 25/32 (2006.01)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: действует (последнее изменение статуса: 16.04.2022)
Пошлина: учтена за 6 год с 08.04.2022 по 07.04.2023. Установленный срок для уплаты пошлины за 7 год: с 08.04.2022 по 07.04.2023. При уплате пошлины за 7 год в дополнительный 6-месячный срок с 08.04.2023 по 07.10.2023 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2017111732, 07.04.2017

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
07.04.2017

Дата регистрации:
18.06.2018

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 07.04.2017

(45) Опубликовано: 18.06.2018 Бюл. № 17

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2593207 C1, 10.08.2016. WO 9530575 A1, 16.11.1995. RU 122809 U1, 10.12.2012. US 7318564 B1, 15.01.2008.

Адрес для переписки:
141435, Московская обл., Г.О. Химки, мкр. Новогорск, Академия гражданской защиты МЧС России

(72) Автор(ы):
Зверев Алексей Петрович (RU),
Гомонай Михаил Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Федеральное Государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования "Академия гражданской защиты МЧС России" (ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России") (RU)

(54) Система подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат - повышение надежности контакта летательного беспилотного аппарата с зарядным устройством, сокращение времени зарядки бортового аккумулятора аппарата и повышение устойчивости аппарата при зарядке. Согласно изобретению система подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата включает в себя бортовые электроды, навигационное устройство и зарядную станцию, которая расположена на горизонтальной площадке и содержит навигационный маяк 7 и матрицу с электродами, которые выполнены в виде параллельно расположенных решетки 1 (плюс) и металлической пластины 2 (минус), и источник питания 3, при этом источник питания 3 для подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата выполнен в виде блока электролитических конденсаторов или ионисторов, выходящие клеммы которого подсоединены к электродам матрицы, причем «плюс» подключен к решетке 1, а «минус» - к металлической пластине 2 или наоборот, кроме этого в электрической схеме питания предусмотрено устройство контроля зарядки аккумулятора 5, причем контакты электродов 8 на корпусе летательного аппарата 6 выполнены Г-образной формы, а на опорах 10 аппарата - в виде поворотных подпружиненных клемм 9, а металлическая пластина (клемма «минус») 2 выполнена выпуклой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.


Изобретение относится к области систем управления и может быть использовано для подзарядки аккумуляторов мобильных технических средств и в частности беспилотных летательных аппаратов.

Известны системы и устройства для подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата (патент US №7318564, патент US №5892350, патент №7227334, патент RU №2523420 и др.), в которых предусматривается подзарядка аккумулятора от линии электропередач переменного тока посредством кольцевого магнитопровода с обмоткой, например, в №7318564. Такая подзарядка имеет ограниченную область распространения ввиду отсутствия в районе полета линий электропередач необходимого напряжения. Кроме того, надежность контактов БПЛА с электропроводом невысокая и требует сложной системы наведения и фиксации на проводе.

Система подзарядки мобильного технического средства по патенту US №7227334 включает бортовые электроды, подключение к бортовому аккумулятору, навигационное устройство и зарядную станцию, состоящую из источника питания и матрицы дежурных электродов. Матрица дежурных электродов представляет собой два ряда горизонтально расположенных контактов.

Известная система не обеспечивает надежного контакта электродов летательного аппарата с контактами дежурных электродов источника питания и требует точного наведения и приземления летательного аппарата.

Наиболее близким техническим решением к заявленному объекту является способ зарядки аккумуляторных батарей беспилотных летательных аппаратов (патент RU №2593207, кл. H02J 7/00, опубл. в 2016 г.).

По известному способу зарядка аккумуляторных батарей реализуется с помощью зарядной установки, которая содержит два электрода и контроллер заряда, причем один из электродов выполнен в виде металлической решетки, а второй в виде металлического листа. Зарядное устройство летательного аппарата также имеет два электрода, один из которых располагается на опорах летательного аппарата и свободно проходит через ячейки решетки и контактирует с металлическими листами, а второй электрод располагается на корпусе летательного аппарата и контактирует с металлической решеткой.

При приземлении летательного аппарата на зарядное устройство происходит электрический контакт электродов беспилотного летательного аппарата с электродами зарядного устройства. Подзарядка осуществляется от аккумулятора, и одновременно производится контроль заряда.

К недостаткам прототипа можно отнести большую продолжительность подзарядки и слабую устойчивость летательного аппарата при подзарядке (ветер может отклонить аппарат от контактов аккумулятора зарядного устройства). На металлическом горизонтальном листе может собраться мусор (листва, грязь, вода, снег и пр.), что нарушит контакт электродов. Конструкция контактов электродов не в полной мере обеспечивает надежное их соединение, так как четыре точки контакта в разных плоскостях не могут одновременно надежно контактировать, а это значит, что зарядка будет производиться некачественно.

Целью настоящего изобретения является сокращение времени на подзарядку бортового аккумулятора беспилотного летательного аппарата и повышение надежности контактной системы электродов зарядного устройства и летательного аппарата.

Техническим результатом является резкое сокращение времени на подзарядку бортового аккумулятора летательного аппарата и увеличение надежности контактирования электродов аппарата с электродами зарядного устройства и повышение устойчивости аппарата при зарядке аккумулятора.

Указанный результат достигается тем, что источник питания для подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата выполнен в виде блока электролитических конденсаторов или ионисторов, выходящие клеммы которого подсоединены к электродам матрицы, причем «плюс» подключен к решетке, а «минус» - к металлической пластине или наоборот, при этом в электрической схеме питания включено устройство контроля зарядки аккумулятора летательного аппарата, причем контакты электродов на корпусе летательного аппарата выполнены Г-образной формы, а на опорах аппарата выполнены в виде поворотных подпружиненных клемм, а металлическая пластина выполнена выпуклой.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид системы подзарядки, размещенной на крыше сооружения; на фиг. 2 - схема подзарядки летательного аппарата в увеличенном масштабе, на фиг. 3 - узел 1 фиг. 2 - опора летательного аппарата и на фиг. 4 - узел 2 фиг. 2 показан контакт решетки зарядного устройства с электродом корпуса летательного аппарата.

Предложенная система подзарядки бортового аккумулятора беспилотного летательного аппарата состоит из: решетчатого электрода 1, снизу которого расположен второй электрод в виде металлической пластины 2. Оба электрода 1 и 2 подключены к клеммам источника питания 3, выполненного в виде электролитического конденсатора или ионистора (суперконденсатора), при этом электрод 2 подключен к клемме минус, а электрод 1 к клемме плюс ионистора (суперконденсатора). Сам конденсатор (ионистор) 3 подключен через адаптер 4 к электросети стандартного напряжения. Для контроля процесса зарядки устройство снабжено измерителем 5. Металлическая пластина 2 выполнена выпуклой формы.

Работа предложенного технического решения для подзарядки бортового аккумулятора летательного аппарата заключается в следующем.

Беспилотный летательный аппарат 6 с помощью собственной навигационной системы, расположенной на аппарате, и навигационного маяка 7, расположенного на площадке, где размещено зарядное устройство, ориентируется по отношению к месту расположения зарядного устройства. Зарядное устройство может располагаться на крыше отдельно стоящего высотного здания или сооружения, например элеватора, водонапорной башни. На беспилотном летательном аппарате имеются два электрода: один 8 на корпусе и второй 9 на опорах 10 летательного аппарата 6, которые свободно проходят через ячейки решетчатого электрода 1 и контактируют с металлической пластиной (электрод) 2. Для точного обеспечения контакта электрода 8 на корпусе летательного аппарата 6 и электрода 1 на решетке беспилотный аппарат 6 в нижней части имеет конусообразный выступ, а контактная клемма 8 выполнена в Г-образной формы и имеет скос. На опорах 10 летательного аппарата 6 установлена поворотная подпружиненная клемма 9, которая может быть выполнена в виде круглого или овального сечения. Беспилотный летательный аппарат 6 приземляется на зарядное устройство, при этом его опоры 10 проходят через ячейки решетчатого электрода 1, а выпуклая часть его днища попадает в одну из ячеек электрода 1, и аппарат скользит вниз (оседает), в результате чего происходит электрический контакт электродов 8 и 9 аппарата 6 с электродами 1 и 2 зарядного устройства. С помощью контролирующего устройства 5 производится сброс запаса энергии с бортового аккумулятора летательного аппарата 6. Это необходимо для обеспечения надежности и быстроты зарядки аккумулятора с помощью суперконденсатора (ионистора). Происходит быстрый заряд летательного аппарата 6 от электролитического суперконденсатора (ионистора) 3. Ионисторы 3 (суперконденсатор), как известно из физики, являются: накопителями со значительным запасом энергии и быстрым разрядом (время разряда (передача энергии из ионистора к потребителю) находится в пределах от десятков микросекунд, до десятков миллисекунд). Ионисторы используются, как известно, в электрофизике, импульсных источниках света в различных электро- и радиотехнических приборах, измерительных приборах, в строительном оборудовании, для запуска двигателей внутреннего сгорания, газотурбинных двигателей военной техники и пр. [Литература: Шурыгина В. Суперконденсаторы. Размеры меньшие, мощность выше, журнал Электроника TБ. www.electronics/ru.2016г. или Денщиков К.К. Суперконденсаторы: принципы построения, техника и применение. Pandia.ru>text/78/057/96067.php.].

С целью обеспечения надежных контактов между электродами летательного аппарата 6 и зарядного устройства клеммы электродов 8 на корпусе аппарата выполнены Г-образной формы со скошенной кромкой (фиг. 4) и на концах опор 10 аппарата установлены повороты подпружиненные клеммы 9. Это позволяет без всякой регулировки и настройки обеспечивать надежный контакт электродов аппарата с электродами зарядного устройства. Выпуклость металлической пластины 2 способствует его очищению от различных осадков (ветер сдувает снег, листву, а вода стекает и пр.). Кроме этого выпуклость металлической пластины 2 позволяет повысить устойчивость летательного аппарата при подзарядке, так как возникают реакции (сопротивление) от наклонной поверхности (появляются составляющие сил, противодействующие сдвигу опор летательного аппарата).

Благодаря применению Г-образных клемм 8 и поворотных подпружиненных клемм 9 обеспечивается надежный контакт электродов летательного аппарата с электродами зарядного устройства. Контроль за зарядкой бортового аккумулятора летательного аппарата 6 осуществляется с помощью измерительного устройства 5, которое при полной зарядке аккумулятора летательного беспилотного аппарата 6 отключит источник питания 3 от аппарата 6, и аппарат 6 может далее выполнять свои функции, взлетая и покидая место зарядки.

Таким образом, предложенное устройство обеспечивает надежную и быструю подзарядку бортового аккумулятора беспилотного летательного аппарата. Данная система может быть использована и для подзарядки других технических средств (например, роботы, электрокары и др.).

Формула изобретения

1. Система подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата, включающая бортовые электроды, навигационное устройство и зарядную станцию, которая расположена на горизонтальной площадке и содержит навигационный маяк и матрицу с электродами, которые выполнены в виде параллельно расположенных решетки (клемма «плюс») и металлической пластины (клемма «минус»), и источник питания, отличающаяся тем, что источник питания для подзарядки аккумулятора беспилотного летательного аппарата выполнен в виде блока электролитического суперконденсатора-ионистора, выходящие клеммы которого подсоединены к электродам матрицы, причем «плюс» подключен к решетке, а «минус» - к металлической пластине или наоборот, при этом в электрической схеме питания включено устройство контроля зарядки аккумулятора, причем контакты электродов на корпусе летательного аппарата выполнены Г-образной формы, а на опорах аппарата - в виде поворотных подпружиненных клемм.

2. Система подзарядки по п. 1, отличающаяся тем, что металлическая пластина (клемма «минус») выполнена выпуклой.

ИЗВЕЩЕНИЯ

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.04.2020

Дата внесения записи в Государственный реестр: 15.01.2021

Дата публикации и номер бюллетеня: 15.01.2021 Бюл. №2


NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 14.04.2022

Дата внесения записи в Государственный реестр: 14.04.2022

Дата публикации и номер бюллетеня: 14.04.2022 Бюл. №11

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика