РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 704 687
(13)
C1
(51) МПК
  • F42B 10/14 (2006.01)
  • F42B 10/20 (2006.01)
(52) СПК
  • F42B 10/14 (2019.08)
  • F42B 10/20 (2019.08)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: действует (последнее изменение статуса: 15.03.2022)
Пошлина: учтена за 5 год с 09.11.2022 по 08.11.2023. Установленный срок для уплаты пошлины за 6 год: с 09.11.2022 по 08.11.2023. При уплате пошлины за 6 год в дополнительный 6-месячный срок с 09.11.2023 по 08.05.2024 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2018139298, 08.11.2018

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.11.2018

Дата регистрации:
30.10.2019

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 08.11.2018

(45) Опубликовано: 30.10.2019 Бюл. № 31

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2458316 C1, 10.08.2012. RU 2365866 C1, 27.08.2009. RU 2524475 C1, 27.07.2014. RU 2037135 C1, 09.06.1995. RU 2520812 C1, 27.06.2014. US 3650496 A1, 21.03.1972.

Адрес для переписки:
141401, Московская обл., г. Химки, ул. Академика Грушина, 33, Акционерное общество "Машиностроительное конструкторское бюро "Факел" имени Академика П.Д. Грушина" (АО "МКБ "Факел"), отдел по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности

(72) Автор(ы):
Гайдукевич Виктор Леонидович (RU),
Яковлев Александр Сергеевич (RU),
Мурашов Роман Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Акционерное общество "Машиностроительное конструкторское бюро "Факел" имени Академика П.Д. Грушина" (RU)

(54) СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно - к складываемым аэродинамическим поверхностям беспилотных летательных аппаратов. Складной аэродинамический руль летательного аппарата содержит соединенные полуосями корневую часть и раскрывающуюся поворотную часть, выполненную с возможностью стопорения, источник газа высокого давления и пружину сжатия, используемые в качестве механического привода и расположенные в корневой части руля. Механизм раскрытия состоит из штока, опирающегося на пружину сжатия и соединенного через ось с серьгой, а также фиксатора для стопорения раскрывающей части, связанного со штоком через перемычку. Серьга шарнирно соединена через промежуточную ось с поворотной частью и имеет выше оси со штоком паз, равный половине диаметра оси штока. Ось штока срезана на половину своего диаметра в месте вращения серьги. Совместное поступательное движение фиксатора и серьги обеспечивает синхронную работу раскрывающей и стопорящей частей механизма. Использование в качестве одного из элементов раскрытии руля источника газа высокого давления совместно с пружиной сжатия позволяет получить значительный раскрывающий момент. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.


Описание изобретения.

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к ракетной технике и касается складываемых аэродинамических поверхностей, механизмов раскрытия и стопорения.

Уровень техники.

Известен механизм раскрытия и стопорения руля (см. патент RU 2458316 C1, МПК F42B 10/14, 2006.01 «Складной руль управляемой ракеты», дата публикации - 10.08.2012), выбранный в данном изобретении в качестве аналога.

Складной руль управляемой ракеты содержит корневую часть руля, поворотную часть руля и механизм раскрытия руля. Корневая часть руля закреплена на выходном валу привода. Поворотная часть руля содержит поперечную глухую прорезь и установлена на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него. Механизм раскрытия руля содержит взаимодействующий с поворотной частью руля подпружиненный толкатель, расположенный в корневой части руля, имеющий возможность перемещения по оси вала привода. Механизм раскрытия руля дополнительно снабжен источником газа высокого давления для перемещения толкателя при раскрытии руля и поворотным рычагом, кинематически связывающим толкатель и поворотную часть руля, тем самым повышается надежность срабатывания складных рулей.

Недостатком аналога является использование механизма раскрытия руля, выполненного отдельно от механизма фиксации, вследствие чего возникает ударное воздействие и теряется полезный момент, а также возрастает конструктивная сложность и снижается надежность фиксации, что, в свою очередь, требует увеличения толщины корневой части.

Также известен «Механизм раскрытия и стопорения рулей и крыльев» (см. патент RU 2037135 С1, МПК F42B 10/14, МПК F42B 10/48, опубликован 09.06.1995, патент утратил свое действие), наиболее близкий к предлагаемому изобретению и выбранный в качестве прототипа. Механизм, содержащий поворотную и корневую части конструкции, раскрывающую и стопорящую исполнительные части и пружину в качестве механического привода, в котором соединение воедино механизмов раскрытия и фиксации поворотной части руля или крыла позволяет работать синхронно раскрывающим и стопорящим элементам, полностью используя энергию привода и инерцию подвижных частей для раскрытия и стопорения рулей и крыльев, не вызывая их противодействия, при этом обеспечивается компактное размещение механизма в теле конструкции без увеличения ее аэродинамического сопротивления, момента инерции и массы.

Недостатком прототипа является малый момент раскрытия руля, что, в свою очередь, накладывает ограничения на его использование при определенных условиях пуска, требующих большего момента раскрытия.

Раскрытие сущности изобретения.

Технический результат, который устраняет указанные недостатки, заключается в объединении механизмов раскрытия и стопорения поворотной части руля в единый механизм, расположенный компактно в теле конструкции и обеспечивающий ей наилучшие аэродинамические характеристики и минимальный момент инерции относительно оси поворота для раскрытия руля.

Технический результат достигается применением в конструкции механизма перемычки, которая соединяет фиксатор, являющийся стопором поворотной части, и шток, являющийся элементом раскрывающей части механизма.

Совместное поступательное движение фиксатора и серьги обеспечивает синхронную работу раскрывающей и стопорящей частей механизма.

Использование в качестве одного из элементов раскрытия руля источника газа высокого давления совместно с пружиной сжатия позволяет получить значительный раскрывающий момент.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на Фиг. 1 показано размещение механизмов раскрытия и фиксации при раскрытом положении руля, на Фиг. 2 показано поперечное сечение руля при сложенном положении руля и на Фиг. 3 - в раскрытом положении.

Складной аэродинамический руль включает: источник газа высокого давления 1, пружину 2, фиксатор 3, шток 4, ось 5, полуоси 6, серьгу 7, промежуточную ось 8, корневую часть 9, поворотную часть 10, перемычку 11.

В корневой части 9 расположены: источник газа высокого давления 1, пружина сжатия 2, фиксатор 3, связанный со штоком 4 через перемычку 11. Шток 4 соединен с серьгой 7 через ось 5, имеющей паз, равный по ширине половине диаметра оси штока 4. Серьга 7 связана через промежуточную ось 8 с поворотной частью 10. Полуоси 6 являются осью складывания руля.

Осуществление изобретения.

Поворотная часть 10 переходит из сложенного положения в раскрытое, являющееся продолжением корневой части 9. Раскрытие осуществляется крутящим моментом вокруг оси складывания, который создается суммарной силой источника газа высокого давления 1 и пружины сжатия 2, действующей на шток 4 и передающейся на поворотную часть 10 с помощью кривошипно-ползунного механизма (механического привода), образованной серьгой 7, установленной на шарнирах.

Шток 4, двигающийся в процессе раскрытия, поступательно продвигает через перемычку 11 фиксатор 3, серьга 7 проворачивается относительно оси 5, установленной в штоке 4 (см. Фиг 2), срезанная часть диаметра оси 5 проскальзывает в паз серьги 7, позволяя совершить дополнительное поступательное движение фиксатору 3 для стопорения консоли. Пружина сжатия 2 в раскрытом положении консоли 10 обеспечивает поджатие фиксатора 3.

Формула изобретения

1. Складной аэродинамический руль летательного аппарата, содержащий соединенные полуосями корневую часть и раскрывающуюся поворотную часть, выполненную с возможностью стопорения, источник газа высокого давления и пружину сжатия, используемые в качестве механического привода и расположенные в корневой части руля, отличающийся тем, что механизм раскрытия состоит из штока, опирающегося на пружину сжатия и соединенного через ось с серьгой, а также фиксатора для стопорения раскрывающей части, связанного со штоком через перемычку, причем серьга шарнирно соединена через промежуточную ось с поворотной частью и имеет выше оси со штоком паз, равный половине диаметра оси штока, а ось штока срезана на половину своего диаметра в месте вращения серьги.

2. Складной аэродинамический руль летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что большая часть момента раскрытия создается источником газа высокого давления.

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика