РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 721 642
(13)
C1
(51) МПК
  • F41H 13/00 (2006.01)
(52) СПК
  • F41H 13/00 (2020.02)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 25.10.2022)
Пошлина: учтена за 3 год с 25.10.2021 по 24.10.2022. Установленный срок для уплаты пошлины за 4 год: с 25.10.2021 по 24.10.2022. При уплате пошлины за 4 год в дополнительный 6-месячный срок с 25.10.2022 по 24.04.2023 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2019134034, 24.10.2019

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
24.10.2019

Дата регистрации:
21.05.2020

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 24.10.2019

(45) Опубликовано: 21.05.2020 Бюл. № 15

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2229676 C1, 27.05.2004. RU 2695015 C1, 18.07.2019. US 20190063881 A1, 28.02.2019. RU 139238 U1, 10.04.2014. RU 2499730 C1, 27.11.2013. RU 2604914 C2, 20.12.2016.

Адрес для переписки:
141062, Московская обл., г. Королев, мкр. Первомайский, ул. Кирова, 71, кв. 4, Михайленко В.И.

(72) Автор(ы):
Михайленко Владимир Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Михайленко Владимир Иванович (RU)

(54) СПОСОБ ДАЛЬНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области военного авиастроения. Способ дальнего обнаружения летательных аппаратов заключается в том, что осуществляют совместный полет боевого самолета и сопровождающего его впереди по курсу легкого беспилотного летательного аппарата с бортовой радиолокационной станцией. Беспилотный летательный аппарат выпускают с борта самолета подобно ракете класса "воздух-воздух" на расстояние, необходимое для увеличения радиуса действия основной бортовой радиолокационной станции боевого самолета. Осуществляют раннее обнаружение всех летательных аппаратов, представляющих угрозу. Демаскируют малозаметные воздушные и наземные боевые средства противника путем провоцирования их на расход боезапаса в свой адрес. Маневрируют с целью ухода от боевых ракет противника и возврата на борт своего самолета на догонном курсе путем стыковки аналогичной стыковке с заправочной горловиной самолета заправщика. Достигается повышение живучести боевого самолета, за счет возможности дальнего обнаружения боевых средств противника.


Способ дальнего обнаружения летательных аппаратов (ЛА) относится к военному авиастроению и предназначено для своевременного обнаружения малозаметных ЛА.

В настоящее время ведущей тенденцией в военном авиастроении является снижение малозаметности ЛА. В противовес ей интенсивно исследуются способы раннего их обнаружения. Традиционные способы повышения дальности обнаружения ЛА базируются на увеличении энергетического потенциала радиолокационных станций (РЛС) и повышения качества обработки сигнала (topwar.ru Проблема обнаружения летательных аппаратов типа "стеле" Военное обозрение). Эти два направления работ имеет свои пределы, поэтому предлагается новый более эффективный способ обнаружения малозаметных ЛА.

Способ дальнего обнаружения ЛА заключается в совместном полете боевого самолета и сопровождающего его впереди по курсу легкого беспилотного летательного аппарата (БЛА), выпущенного с борта самолета подобно ракете класса "воздух-воздух", с бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) на расстояние, необходимое для увеличения радиуса действия основной БРЛС боевого самолета с целью раннего обнаружения всех ЛА, представляющих для них угрозу; демаскировки малозаметных воздушных и наземных боевых средств противника, за счет провоцирования их на расход боезапаса в свой адрес; маневрирования, с целью ухода от боевых ракет противника и возврата на борт своего самолета на догонном курсе способом стыковки подобно стыковке с заправочной горловиной самолета заправщика. При этом, БЛА может быть либо возвращен на борт самолета методом затягивания на свое рабочее место, либо дозаправлен топливом для выполнения последующих боевых задач. Прототипом настоящего изобретения может быть самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 (topwar.ru Главный козырь российского А-50 Военное обозрение). Основным отличием изобретения от прототипа является отсутствие экипажа в беспилотнике, что позволяет ему допускать высокие перегрузки при маневрировании по высоте и по курсу в процессе ухода от боевых ракет противника. Основным преимуществом настоящего изобретения является возможность обнаружения малозаметных ЛА на безопасных дальних подступах к боевому самолету превышающих радиус действия его БРЛС. При этом значительно повышается вероятность обнаружения малозаметных ЛА за счет облучения их не только в передней полусфере с самой низкой эффективной площадью рассеивания (ЭПР), но и со всех направлений. Этот эффект увеличивается при использовании двух и более БПЛА. Радиолокационный портрет БЛА, близкий по своим характеристикам к боевому самолету, способен, как провоцировать противника расходовать боезапас ракет класса "земля-воздух", создавая при этом воздушные коридоры для безопасного входа в них пилотируемых боевых самолетов, так и демаскировать его стартовые площадки противоракетной обороны (ПРО).

Таким образом, БЛА, выпущенный с борта боевого самолета, способен не только обнаруживать малозаметные ЛА противника на дальних безопасных подступах к боевому самолету, но и проводит разведку боем, что значительно повышает живучесть основного пилотируемого боевого самолета. Дополнительно появляется экономически выгодная возможность использовать скопившиеся предшествующие модификации БРЛС на БПЛА без ущерба в воздушных боевых действиях.

Формула изобретения

Способ дальнего обнаружения летательных аппаратов, заключающийся в совместном полете боевого самолета и сопровождающего его впереди по курсу легкого беспилотного летательного аппарата, выпущенного с борта самолета подобно ракете класса "воздух-воздух", с бортовой радиолокационной станцией на расстояние, необходимое для увеличения радиуса действия основной бортовой радиолокационной станции боевого самолета с целью раннего обнаружения всех летательных аппаратов представляющих для них угрозу; демаскирования малозаметных воздушных и наземных боевых средств противника, за счет провоцирования их на расход боезапаса в свой адрес; маневрирования, с целью ухода от боевых ракет противника и возврата на борт своего самолета на догонном курсе способом стыковки подобно стыковке с заправочной горловиной самолета заправщика.

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика