РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 741 825
(13)
C1
(51) МПК
  • B64B 1/30 (2006.01)
  • B64C 27/08 (2006.01)
(52) СПК
  • B64B 1/30 (2020.08)
  • B64C 1/08 (2020.08)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 10.07.2022)
Пошлина: Установленный срок для уплаты пошлины за 3 год: с 10.07.2021 по 09.07.2022. При уплате пошлины за 3 год в дополнительный 6-месячный срок с 10.07.2022 по 09.01.2023 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2020122707, 09.07.2020

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.07.2020

Дата регистрации:
28.01.2021

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 09.07.2020

(45) Опубликовано: 28.01.2021 Бюл. № 4

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2014110201 А, 27.09.2015. CN 107364578 A, 21.11.2017. RU 97119014 A, 10.07.1999. RU 176 625 U1, 24.01.2018.

Адрес для переписки:
143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Карбышева, 8, ФГКВОУ ВО Военная академия РВСН имени Петра Великого МО РФ

(72) Автор(ы):
Куканков Сергей Николаевич (RU),
Молдован Денис Владимирович (RU),
Литвинов Александр Анатольевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации (RU)

(54) Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат

(57) Реферат:

Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат относится к области авиационной техники, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) легче воздуха. Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей. Фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть которых заполнена подъемным газом, другие подсоединены к вакуумному насосу и имеют впускной и выпускной клапаны и систему стравливания воздуха. На крыльях фюзеляжа с каждого борта размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы и воздушно-винтовые электродвигатели. Сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи. Внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, а в нижней части - устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки. Задачей изобретения является создание летательного аппарата способного вертикально взлетать и садится, возможностью выбора и изменения высоты над заданной точкой, маневренностью и управляемостью в полете, возможностью длительного нахождения в воздухе и совершения длительных перелетов, использования различных видов полезной нагрузки и пополнения в полете энергоресурсов. 3 ил.


Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) легче воздуха.

В настоящее время использование беспилотников приобрело массовое распространение. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) активно используются в сферах деятельности. В военном деле их используют для разведки, корректировки огня и нанесение ударов, сьемки координат объектов противника, замера расстояний и площадей, они хорошо зарекомендовали себя в Сирии. Беспилотники в мирных целях могут быть использованы при наблюдение за лесами, миграцией животных и птиц, рыбоохране, контролем состояние плотин и водоемов, газовых и транспортных магистралей, разведка во время чрезвычайных ситуаций, пожарный контроль за состоянием зданий и других объектов, доставка грузов терпящим бедствие, потерявшимся людям, альпинистам, геологам и т.п. в зонах радиоактивного и химического заражения. Есть потребность применения БПЛА и в черте городов из-за пробок ни техническая, ни медицинская помощь быструю помощь оказать не могут. Поэтому, беспилотные летательные аппараты активно развиваются, существует большое количество разновидностей этих аппаратов и продолжается создание новых и совершенствование уже существующих.

Известен гибридный дирижабль (WO 2008025139 А1, 06.03.2008), состоящий из шаровидной оболочки фиксированного объема, заполненной легким газом, установленной на воздухоплавательном отсеке, от которой крестообразно отходят в стороны кронштейны с воздушно-винтовыми авиадвигателями на их оконечностях.

Недостатком этого устройства является оболочка, которая выполнена мягкой, ее неполное газозаполнение ведет к утрате ею шаровидной формы, ткань оболочки будет свисать произвольными складками без натяжения, что ухудшает обтекаемость и повышает парусность аппарата.

Известен также воздухоплавательный аппарат (RU 2652 322 С1, 16.05.2017), включающий мультикоптер, гондолу, капсулу АСУ, батарейный отсек, захваты грузового контейнера, систему ориентации и слежений, мультикоптер состоящий из нескольких сектакоптеров, соединенных замковыми устройствами и поворотной площадки, находящейся на опорной раме мультикоптера, ниже расположена гондола, корпус которой выполнен в виде сильфона, с возможностью сжиматься и расширяться в зависимости от условий полета, внутри гондолы установлен пневмодомкрат, распирающийся между опорной рамой гондолы и опорной рамой мультикоптера, под которой расположены захваты грузового контейнера, сверху мультикоптера находится капсула АСУ с самописцами параметров полета, а над ней расположена система ориентации и слежения.

Недостатком этого устройства является сложность исполнения газонаполненной оболочки в виде двояковыпуклой линзы с мягкой горизонтально-складчатой поверхностью и жесткими выпуклой крышкой и плоским днищем. Горизонтальная симметричность и опора которой обеспечивается внутренней телескопической колонной с вложенными и свободно перемещающимися в ее корпусе звеньями. При этом часть корпуса выступает вниз за пределы оболочки, имея на конце заглушку и крепежные захваты. К верхнему торцу центрально-осевого вложенного звена колонны прикреплена выпуклая крышка газонаполненной оболочки, а начало выступающей из оболочки вниз части колонны соединено с плоским днищем оболочки.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленному изобретению является беспилотный летательный аппарат легче воздуха (RU 2600556 С1, 21.05.2015), содержащий фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, в отсеке фюзеляжа расположена эластичная, воздухонепроницаемая оболочка, внутри которой находится резервуар с подъемным газом под давлением, оборудованный травящим клапаном, и компрессор.

Недостатком этого устройства является использование для пополнения запасов электроэнергии только солнечной батареи, эффективное получение электроэнергии которой в темное время суток будет недостаточным, необходимость постоянно возить резервуары с подъемным газом, что утяжеляет конструкцию в ущерб полезной нагрузки.

Задачей изобретения является создание летательного аппарата способного вертикально взлетать и садится, возможностью выбора и изменения высоты над заданной точкой, маневренностью и управляемостью в полете, возможностью длительного нахождения в воздухе и совершения длительных перелетов, использования различных видов полезной нагрузки и пополнения в полете энергоресурсов.

Требуемый технический результат достигается тем, что энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат, содержит фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть отсеков заполнена подъемным газом, другие отсеки выполнены прочными и подсоединены к вакуумному насосу с системой стравливания воздуха, на корпусе каждого прочного отсека имеется впускные клапаны и выпускной клапан на системе стравливания воздуха, на крыльях фюзеляжа с каждого борта между верхним и нижним крылом размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы, а над ними на верхнем крыле воздушно-винтовые электродвигатели, сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, в нижней части устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 представлен энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат, включающий в свой состав:

1 - фюзеляж;

2 - блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи;

3 - герметичные отсеки, заполненные подъемным газом;

4 - впускной клапан;

5 - герметичные отсеки, подсоединенные к вакуумному насосу;

6 - выпускной клапан;

7 - система стравливания воздуха;

8 - вакуумный насос;

9 - система управления;

10 - аккумуляторная батарея;

11 - сменный модуль полезной нагрузки.

На Фиг. 2 и Фиг. 3 представлены вариант расположения устройств движения и выработки электроэнергии, включающие в свой состав:

12 - воздушно-винтовые электродвигатели;

13 - вертикальные многолопастные ветрогенераторы;

14 - крыло биплан;

15 - электрогенератор;

16 - солнечная батарея.

Изобретение работает следующим образом: в зависимости от поставленной задачи определяется необходимый состав средств для ее решения. Они собираются на платформе сменного модуля полезной нагрузки (11) и крепятся к фюзеляжу (1) через устройства крепления в нижней части.

Герметичные отсеки (3) заполняются подъемным газом легче воздуха (водородом, гелием), при этом грузоподъемность должна быть пропорциональна внутреннему объему оболочки с учетом массы полезной нагрузки. Поэтому масса сменного модуля полезной нагрузки (11) подбирается чтобы при заполненных герметичных отсеках (3) устройство было вывешено в нейтральном положении. Для взлета устройства в герметичных отсеках (5) закрываются впускные клапана (4), отсеки герметизируются и запускается вакуумный насос (8) который через открывшийся выпускной клапан (6) направляет откачиваемый из отсеков (5) воздух в систему стравливания воздуха (7) и далее в атмосферу. За счет уменьшения плотности воздуха в отсеках (5) увеличивается подъемная сила и энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат начинает взлет. Высоту полета устройства подбирают в зависимости от поставленных задач и используемых средств для их решения, а регулируют подъем дополнительной откачкой воздуха вакуумным насосом (8), спуск приоткрытием впускного клапана (4). Управление полетом, изменение высоты и других параметров полета, осуществляется системой управления (9) контролирующей и управляющей параметрами движения на борту устройства, с помощью системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и системы связи (2) по радиокомандам с пункта управления.

Движение осуществляется при помощи воздушно-винтовых электродвигателей (12) расположенных с каждого борта на верхнем крыле биплана (14) над вертикальными многолопастными ветрогенераторами (13) установленными между верхним и нижним крылом. Также воздух, выходящий через систему стравливания воздуха (7) при работе вакуумного насоса (8) создает тягу, толкающую аппарат вперед. Управление движением в горизонтальной плоскости осуществляется изменением мощности работы того или другого воздушно-винтовых электродвигателей (12). Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат может быть использован для осуществления длительного полета по маршруты с возможностью его изменения в процессе движения, длительного зависания, в определенном пунктом управления месте, в том числе и с применением тросовой системы и наземной лебедки.

Время полета устройства определяется актуальностью выполняемых им задач и набором средств в сменном модуле полезной нагрузки (11) который можно оперативно адаптировать (заменить на другие). Электропитание воздушно-винтовыми электродвигателями (12) и электронного оборудования контролируется и управляется системой управления (9) и осуществляется от аккумуляторной батареи (10), пополнение запасов электроэнергии которой в полете осуществляется от солнечных батарей (16) и от вертикальных многолопастных ветрогенераторов (13), что обеспечивает большую длительность полета по времени. Расположение и работа воздушно-винтовых электродвигателей (12) прямо над вертикальными многолопастными ветрогенераторами (13) позволяет использовать воздушный поток от работающих воздушно-винтовых электродвигателей (12) для пополнения запасов электроэнергии, вырабатываемой с помощью вертикальных многолопастных ветрогенераторов (13).

Наличие в бортовом комплексе аппаратуры системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (2) позволит сохранять заданное положение над объектом и на маршруте следования с высокой точностью, корректируя отклонения работой воздушно-винтовых электродвигателей (12).

Сменный модуль полезной нагрузки (11) позволяет использовать различные средства наблюдения (видеокамеры и др.), обнаружения (тепловизоры, РЛС и др.) и поражения. Имеется возможность комплектования этими средствами и/или любыми комбинациями этих средств сменного модуля полезной нагрузки (11), меняя которые решаются различные задачи, ограничения будут касаться только массогабаритных характеристик полезной нагрузки.

Герметичные отсеки, подсоединенные к вакуумному насосу (5) должны быть выполнены из легких и прочных синтетических материалов и иметь дополнительные поперечные и продольные упоры, препятствующие разрушению при сжатии от вакуумирования. Внешнее давление на них будет уменьшатся с увеличением высоты полета.

Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат найдет свое применение в различных сферах деятельности, станет надежным помощником человека. Контроль над лесными массивами с целью предупреждения пожаров и помощь при тушении, контроль над посевами зерновых и других культур, контроль состояния трубопроводов в малообжитой и труднодоступной местности, контроль дорожного движения в крупных городах, экологическая и другие виды разведок и многое другое по плечу летательным аппаратам данного класса.

Формула изобретения

Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, отличающийся тем, что фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть отсеков заполнена подъемным газом, другие отсеки выполнены прочными и подсоединены к вакуумному насосу с системой стравливания воздуха и имеют впускной и выпускной клапаны, на крыльях фюзеляжа с каждого борта размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы и воздушно-винтовые электродвигатели, сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, в нижней части устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки.

ИЗВЕЩЕНИЯ

TC4A Изменение сведений об авторе(ах)

(72) Автор(ы):
Куканков Сергей Николаевич (RU),
Молдован Денис Владимирович (RU),
Логвинов Александр Анатольевич (RU)

Дата внесения записи в Государственный реестр: 28.04.2021

Дата публикации и номер бюллетеня: 28.04.2021 Бюл. №13

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика