РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 749 540
(13)
C1
(51) МПК
  • F41H 11/00 (2006.01)
  • F41H 13/00 (2006.01)
(52) СПК
  • F41H 11/00 (2021.02)
  • F41H 13/00 (2021.02)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 13.10.2022)
Пошлина: Установленный срок для уплаты пошлины за 3 год: с 13.10.2021 по 12.10.2022. При уплате пошлины за 3 год в дополнительный 6-месячный срок с 13.10.2022 по 12.04.2023 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2020133606, 12.10.2020

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
12.10.2020

Дата регистрации:
15.06.2021

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 12.10.2020

(45) Опубликовано: 15.06.2021 Бюл. № 17

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2714785 C1, 19.02.2020. RU 2353891 C1, 27.04.2009. RU 2016119586 A, 24.11.2017. CN 209126956 U, 19.07.2019. KR 1020170116821 A, 20.10.2017.

Адрес для переписки:
199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 8, "Военная академия материально-технического обеспечения", ООНР

(72) Автор(ы):
Гречушкин Игорь Васильевич (RU),
Прутчиков Игорь Олегович (RU),
Репин Александр Владимирович (RU),
Маккавеев Александр Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации (RU)

(54) Способ проведения технической разведки повреждённых образцов вооружения и военной техники в ходе ведения боевых действий

(57) Реферат:

Изобретение относится к способу проведения технической разведки на местности. Для проведения технической разведки используют машину технической разведки для выдвижения в установленный район. Во время движения машины осуществляют навигацию с использованием систем позиционирования и ориентации и обеспечивают защиту ее экипажа от воздействия современных средств поражения. Для определения координат местоположения отказавших образцов вооружения и военной техники производят подготовку к запуску и запуск беспилотного летательного аппарата, получают и обрабатывают разведывательные и навигационные данные, выводят их на средства отображения информации и передают их по каналам связи потребителям информации. В случае необходимости получения информации о состоянии инженерной и дорожной обстановки из машины выгружают малогабаритный робототехнический комплекс, осуществляют дистанционное управление его движением оператором, сбор данных об инженерной и дорожной обстановки с использованием средств обнаружения взрывоопасных предметов и средств наблюдения за состоянием дорожного полотна, и осуществляют передачу их оператору по защищенным каналам связи, при этом в опасных ситуациях осуществляют дистанционное управление движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления. Обеспечивается повышение надежности и оперативности проведения технической разведки о наличии взрывоопасных предметов и состоянии дорожного полотна на местности, имеющей препятствия для проведения наземной оптической разведки в условиях ведения боевых действий.


Изобретение относится к области военной техники, а именно к средствам, комплексам и системам военного назначения для проведения технической разведки поврежденных образцов вооружения и военной техники в ходе ведения боевых действий.

Из предшествующего уровня развития техники известен способ проведения технической разведки по патенту RU 183683, МПК F41H 11/00 от 23.10.2017 г., основанный на применении защищенного автомобиля и включающий рекогносцировку местности и определение местоположения отказавших образцов вооружения, военной техники с использованием средств наблюдения, навигацию автомобиля с использованием систем позиционирования и ориентации, обработку полученных разведывательных и навигационных данные, вывод их на средства отображения информации и передачу их по защищенным каналам связи потребителям информации [1].

При несомненных достоинствах данного способа, принимаемого за прототип, он имеет низкую эффективность проведения технической разведки и ограниченную область применения, связанные с отсутствием возможностей по проведению надежной и оперативной технической разведки в различных условиях ведения боевых действий, особенно при ведении боевых действий на местности, имеющей естественные или искусственные препятствия для проведения наземной оптической разведки, по проведению дистанционной инженерной разведки о наличии взрывоопасных предметов на дорогах и о состоянии их дорожного полотна, по проведению дистанционного управления движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления в опасных ситуациях, связанных с действием на экипаж машины поражающих факторов современных средств поражения. Задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в повышении эффективности проведения технической разведки и расширении области применения способа за счет достижения следующих полезных технических результатов:

обеспечивается возможность по проведению надежной и оперативной технической разведки в различных условиях ведения боевых действий, особенно при ведении боевых действий на местности, имеющей естественные или искусственные препятствия для проведения наземной оптической разведки,

обеспечивается возможность по проведению дистанционной инженерной разведки о наличии взрывоопасных предметов на дорогах и о состоянии их дорожного полотна,

обеспечивается возможность по проведению дистанционного управления движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления.

Сущность изобретения, обеспечивающая достижение указанных технических результатов, заключается в следующем.

В способе проведения технической разведки с использованием машины технической разведки, в процессе реализации которого последовательно проводят рекогсценировку местности и определяют координаты местоположения отказавших образцов вооружения и военной техники с использованием средств наблюдения, обрабатывают полученные разведывательные и навигационные данные, выводят их на средства отображения информации и передают их по каналам связи потребителям информации, при этом во время движения машины осуществляют навигацию машины с использованием систем позиционирования и ориентации и защиту ее экипажа от воздействия современных средств поражения, при выдвижении в установленный район из машины выгружают беспилотный летательный аппарат, осуществляют подготовку беспилотного летательного аппарата к запуску и его запуск, во время полета аппарата осуществляют дистанционно управление его движением, сбор данных о местности и местоположении отказавших образцов вооружения и военной техники с использованием системы наблюдения, установленной на аппарате, передачу, обработку и отображение этих данных на устройстве отображения информации, установленном внутри машины, а в случае необходимости уточнения разведывательной информации выдвигают объектив оптико-электронной системы, установленной на корпусе машины, осуществляют сбор уточненной информации, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, во время движения машины в случае необходимости уточнения информации о техническом состоянии и принадлежности отказавшего образца вооружения и военной техники осуществляют подъезд машины к образцу, сбор уточненной информации с использованием манипулятора с видеоблоками, установленного на корпусе машины, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, при этом полученные разведывательные и навигационные данные обрабатывают и передают по защищенным каналам связи потребителям информации, а в случае необходимости получения информации о состоянии инженерной и дорожной обстановки из машины выгружают малогабаритный робототехнический комплекс, осуществляют дистанционное управление его движением оператором, сбор данных об инженерной и дорожной обстановке с использованием средств обнаружения взрывоопасных предметов и наблюдения за состоянием дорожного полотна, установленных на корпусе комплекса, и передачу их оператору по защищенным каналам связи, при этом в опасных ситуациях осуществляют дистанционное управление движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления.

Обозначенная сущность изобретения связана с достижением заявленного технического результата следующим образом соответственно.

1. Введение в известный способ технической разведки новых взаимосвязанных действий, а именно: при выдвижении в установленный район из машины выгружают беспилотный летательный аппарат, осуществляют подготовку беспилотного летательного аппарата к запуску и его запуск, во время полета аппарата осуществляют дистанционно управление его движением, сбор данных о местности и местоположении отказавших образцов вооружения и военной техники с использованием системы наблюдения, установленной на аппарате, передачу, обработку и отображение этих данных на устройстве отображения информации, установленном внутри машины, а в случае необходимости уточнения разведывательной информации выдвигают объектив оптико-электронной системы, установленной на корпусе машины, осуществляют сбор уточненной информации, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, во время движения машины в случае необходимости уточнения информации о техническом состоянии и принадлежности отказавшего образца вооружения и военной техники осуществляют подъезд машины к образцу, сбор уточненной информации с использованием манипулятора с видеоблоками, установленного на корпусе машины, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, при этом полученные разведывательные и навигационные данные обрабатывают и передают по защищенным каналам связи потребителям информации, позволяет обеспечить возможности по проведению надежной и оперативной технической разведки в различных условиях ведения боевых действий, особенно при ведении боевых действий на местности, имеющей естественные или искусственные препятствия для проведения наземной оптической разведки,

Кроме того, дистанционный сбор данных об инженерной и дорожной обстановке с использованием средств обнаружения взрывоопасных предметов и наблюдения за состоянием дорожного полотна, установленных на корпусе малогабаритного робототехнического комплекса, и передачу их оператору по защищенным каналам связи, а также дистанционное управление движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления в опасных ситуациях позволяет обеспечить защиту и исключение потерь экипажа и повреждений машины технической разведки, а также повысить достоверность принятия решения об способах эвакуации поврежденных образцов вооружения и военной техники.

2. Повышение эффективности проведения технической разведки и расширение области применения способа обеспечивается за счет возможностей по проведению надежной и оперативной технической разведки в различных условиях ведения боевых действий, особенно при ведении боевых действий на местности, имеющей естественные или искусственные препятствия для проведения наземной оптической разведки, по обеспечению защиты и исключению потерь экипажа и повреждений машины технической разведки, а также по повышению достоверности принятия решения о способах эвакуации поврежденных образцов вооружения и военной техники (см. п. 1).

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

При выдвижении в установленный район из машины оператором выгружают беспилотный летательный аппарат и осуществляет его подготовку к запуску, которая заключается в проверке работоспособности бортового оборудования, при необходимости в зарядке аккумуляторных батарей, вводе программы полета беспилотного летательного аппарата (траекторные параметры в зависимости от времени) и ключа для криптографической защиты данных. Далее оператором запускают беспилотный летательный аппарат и во время его полета осуществляют сбор данных о местности и местоположении отказавших образцов вооружения и военной техники с использованием системы наблюдения, установленной на беспилотном летательном аппарате, передачу, обработку и отображение этих данных на устройстве отображения информации, установленном внутри машины. При этом полет беспилотного летательного аппарата осуществляют по заданной программе или под управлением оператора.

В случае необходимости уточнения разведывательной информации оператором выдвигают объектив оптико-электронной системы, установленной на корпусе машины, осуществляют сбор уточненной информации, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, а во время движения машины в случае необходимости уточнения информации о техническом состоянии и принадлежности отказавшего образца вооружения и военной техники осуществляют подъезд машины к образцу под управлением водителя, сбор оператором уточненной информации с использованием манипулятора с видеоблоками, установленного на корпусе машины, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации. В результате полученные разведывательные и навигационные данные обрабатывают и передают по защищенным каналам связи потребителям информации.

В случае необходимости получения информации о состоянии инженерной и дорожной обстановки из машины выгружают малогабаритный робототехнический комплекс, осуществляют дистанционное управление его движением оператором, например, с использованием дистанционного пульта управления, сбор данных об инженерной и дорожной обстановке с использованием средств обнаружения взрывоопасных предметов и наблюдения за состоянием дорожного полотна, установленных на корпусе комплекса, и передачу их оператору по защищенным каналам связи.

Кроме того, в опасных ситуациях, связанных с высокой вероятностью воздействия поражающих факторов современных средств поражения на экипаж машины технической разведки, осуществляют дистанционное управление движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления.

Для реализации предложенного способа система для его осуществления должна включать в свой состав машину технической разведки, имеющую возможность дистанционного управления ее движением оператором с использованием дистанционного пульта управления, по крайней мере один беспилотный летательный аппарат с установленной на нем системами наблюдения, например, видео, теленаблюдения, дистанционной системой передачи данных, и один малогабаритный робототехнический комплекс с установленными на нем средствами обнаружения взрывоопасных предметов и наблюдения за состоянием дорожного полотна, имеющий возможность дистанционного его управления оператором с использованием дистанционного пульта управления. Возможности по дистанционному управлению транспортными средствами оператором с использованием дистанционного пульта управления могут быть реализованы известными техническими средствами [2].

В частных случаях применения способа функции водителя и оператора могут быть совмещены.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет обеспечить возможности по проведению надежной и оперативной технической разведки в различных условиях ведения боевых действий, особенно при ведении боевых действий на местности, имеющей естественные или искусственные препятствия для проведения наземной оптической разведки, по обеспечению защиты и исключение потерь экипажа и повреждений машины технической разведки, по повышению достоверности принятия решения о способах эвакуации поврежденных образцов вооружения и военной техники, что приводит к повышению эффективности проведения технической разведки и расширению области применения способа.

Источники информации:

1. Патент 183683, Российская Федерация, МПК F41H 11/00. Боевая машина технической разведки [Текст] /Мосиенко С.А., заявитель и патентообладатель: Мосиенко С.А. - №2017137146; заявл. 25.10.2017; опубл. 01.10.2018. Бюл.№28.

2. Патент 2714785, Российская Федерация, МПК B25J 5/00, F41H 7/00. Способ доставки грузов в места ведения боевых действий и система для его осуществления [Текст] / Гречушкин И.В., Прутчиков И.О., Сергеев В.В., Фадеев Д.Ю., Федосеев А.В., Каширин П.Е., Зорин С.Д.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ имени генерала армии А.В. Хрулёва». - №2019115494; заявл. 21.05.2019; опубл. 19.02.2020. Бюл. №5.

Формула изобретения

Способ проведения технической разведки с использованием машины технической разведки, в процессе реализации которого последовательно проводят рекогносцировку местности и определяют координаты местоположения отказавших образцов вооружения и военной техники с использованием средств наблюдения, обрабатывают полученные разведывательные и навигационные данные, выводят их на средства отображения информации и передают их по каналам связи потребителям информации, при этом во время движения машины осуществляют навигацию машины с использованием систем позиционирования и ориентации и защиту ее экипажа от воздействия современных средств поражения, отличающийся тем, что при выдвижении в установленный район из машины выгружают беспилотный летательный аппарат, осуществляют подготовку беспилотного летательного аппарата к запуску и его запуск, во время полета аппарата осуществляют дистанционно управление его движением, сбор данных о местности и местоположении отказавших образцов вооружения и военной техники с использованием системы наблюдения, установленной на аппарате, передачу, обработку и отображение этих данных на устройстве отображения информации, установленном внутри машины, а в случае необходимости уточнения разведывательной информации выдвигают объектив оптико-электронной системы, установленной на корпусе машины, осуществляют сбор уточненной информации, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, во время движения машины в случае необходимости уточнения информации о техническом состоянии и принадлежности отказавшего образца вооружения и военной техники осуществляют подъезд машины к образцу, сбор уточненной информации с использованием манипулятора с видеоблоками, установленного на корпусе машины, обработку и отображение ее на устройстве отображения информации, при этом полученные разведывательные и навигационные данные обрабатывают и передают по защищенным каналам связи потребителям информации, а в случае необходимости получения информации о состоянии инженерной и дорожной обстановки из машины выгружают малогабаритный робототехнический комплекс, осуществляют дистанционное управление его движением оператором, сбор данных об инженерной и дорожной обстановке с использованием средств обнаружения взрывоопасных предметов и наблюдения за состоянием дорожного полотна, установленных на корпусе комплекса, и передачу их оператору по защищенным каналам связи, при этом в опасных ситуациях осуществляют дистанционное управление движением машины оператором с использованием дистанционного пульта управления.

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика