РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
(19)
RU
(11)
2 769 760
(13)
C1 | |||||||
|
Статус: | действует (последнее изменение статуса: 10.04.2022) |
Пошлина: | Установленный срок для уплаты пошлины за 3 год: с 23.04.2022 по 22.04.2023. При уплате пошлины за 3 год в дополнительный 6-месячный срок с 23.04.2023 по 22.10.2023 размер пошлины увеличивается на 50%. |
(21)(22) Заявка: 2021111454, 22.04.2021 (24) Дата начала отсчета срока действия патента: Дата регистрации: Приоритет(ы): (22) Дата подачи заявки: 22.04.2021 (45) Опубликовано: 05.04.2022 Бюл. № 10 (56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: Роботизация и военное дело будущего / М.С.Баранов, С.Бендетт, С.А. Денисенцев, А.В. Лавров, М.С.Сухарева, Д.В. Федутинов, М.Ю. Шеповаленко; под ред. В.Н. Бондарева. - М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2021. - 232 с. RU 2733907 C1, 08.10.2020. RU 107432 U1, 10.08.2011. RU 2678553 C1, 29.01.2019. RU 2658684 C1, 22.06.2018. US 6990406 B2, 24.01.2006. Адрес для переписки: |
(72) Автор(ы): (73) Патентообладатель(и): |
(54) Система идентификации технического состояния робототехнических средств
(57) Реферат:
Изобретение относится к средствам технической диагностики наземных робототехнических комплексов военного назначения. Система идентификации технического состояния наземных робототехнических средств содержит контрольно-проверочную аппаратуру. При этом в ее состав включено переходное устройство с дополнительной диагностической розеткой, расположенное на крыше моторно-трансмиссионного отделения наземного робототехнического средства, и беспилотный летательный аппарат коптерного типа с прикрепленным к нему соединительным кабелем контрольно-проверочной аппаратуры и штекером, установленным на беспилотном летательном аппарате, обеспечивающие удаленное подключение контрольно-проверочной аппаратуры к наземным робототехническим средствам посредством соединения с переходным устройством путем посадки с последующей состыковкой диагностической розетки и штекера. Технический результат - снижение потерь личного состава группы TP при осуществлении идентификации технического состояния НРТС в условиях воздействия средств поражения противника. 2 ил.
Изобретение предназначено для снижения потерь личного состава группы технической разведки (TP) ремонтно-восстановительных органов при идентификации технического состояния наземных робототехнических средств (НРТС) в случае выхода их из строя или потери управления в условиях деструктивного воздействия противника.
Известны наземные робототехнические комплексы военного назначения, например, боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9» и многофункциональный комплекс мобильных робототехнических средств «Кунгас» [1], в состав которых входят НРТС.
Применение данных НРТС по назначению будет сопровождаться выходом их из строя. При применении экипажных образцов ВВСТ организуются и разворачиваются ремонтно-восстановительные органы с задачами:
осуществления технической разведки вышедших из строя образцов ВВСТ;
осуществления эвакуации образцов ВВСТ из-под огня противника;
осуществления ремонта вышедших из строя образцов ВВСТ;
возвращения образцов ВВСТ в строй.
Основным преимуществом использования НРТС в бою является сокращение потерь личного состава за счет выполнения боевых задач в безэкипажном режиме. При осуществлении TP экипажных образцов ВВСТ основными задачами TP являются своевременное нахождение вышедших из строя образцов и правильное определение степени их поражения. Это осуществляется группой TP путем поиска поврежденных образцов и технической диагностики их состояния, а также состояния экипажа. Кроме того, информация о состоянии экипажного образца может быть получена непосредственно от экипажа образца. Все эти операции осуществляются в условиях воздействия огня противника и сопряжены с риском угрозы жизни и здоровью личного состава группы ТР.
НРТС представляет собой сложную информационно-техническую систему, выход из строя которой, может произойти по следующим причинам:
воздействие обычных средств поражения;
воздействие средств радиоэлектронного поражения и подавления;
информационное воздействие;
эксплуатационные отказы.
Для определения причины выхода из строя НРТС необходимо осуществить подключение контрольно-проверочной аппаратуры (КПА) к диагностическому разъему робота, что в настоящее время, осуществляется вручную специалистами группы ТР.
Принцип работы существующей системы проверки технического состояния НРТС представлен на фигуре 1, где: 1 - НРТС; 2 - диагностическая розетка (разъем); 3 - КПА группы TP; 4 - соединительный кабель КПА группы TP и штекера; 5 - штекер соединения с диагностической розеткой (на конце кабеля 4).
В качестве недостатка существующей системы проверки технического состояния НРТС следует отметить следующее - необходимость ручного подключения КПА в условиях воздействия средств поражения противника, что ставит под угрозу жизнь личного состава группы ТР.
Целью настоящего изобретения является снижение потерь личного состава группы TP при осуществлении идентификации технического состояния НРТС в условиях воздействия средств поражения противника.
Данная цель достигается использованием переходного устройства с дополнительной диагностической розеткой и беспилотного летательного аппарата (БпЛА) коптерного типа с прикрепленным к нему соединительным кабелем КПА для диагностики технического состояния (фигура 2), где 1 - НРТС, 2 - диагностическая розетка; 3 - КПА группы TP; 6 - соединительный кабель КПА группы TP и штекера на БпЛА; 7 - БпЛА; 8 - штекер, установленный на БпЛА; 9 - переходное устройство с дополнительной диагностической розеткой, установленной на НРТС.
Принцип действия изобретения заключается в следующем. После визуального обнаружения вышедшего из строя НРТС группа TP с безопасного расстояния запускает БпЛА коптерного типа с прикрепленном к нему соединительным кабелем КПА. БпЛА доставляет кабель до НРТС и осуществляет соединение с переходным устройством, расположенным на крыше моторно-трансмиссионного отделения, методом посадки с последующей состыковкой разъемов и штекера.
Группа TP осуществляет диагностику технического состояния НРТС, оставаясь при этом в укрытии на безопасном расстоянии от средств поражения противника. При этом кабельное соединение позволит осуществить все процедуры, связанные с управлением и оценкой технического состояния НРТС:
1. Идентификацию технического состояния НРТС.
2. Управление НРТС в случае неисправности радиоканала:
отвести НРТС на безопасное расстояние или в ближайшее укрытие; активировать системы защиты и маскировки (система постановки завесы);
активировать, при необходимости, систему противопожарной защиты.
3. Извлечение добытой НРТС информации.
4. Заблокировать или уничтожить информацию и программное обеспечение в случае угрозы захвата НРТС противником и т.д.
Техническим решением предложенного изобретения является использование переходного устройства с дополнительной диагностической розеткой и БпЛА, обеспечивающих удаленное подключение КПА.
Техническим результатом предложенного изобретения является снижение потерь личного состава группы TP при идентификации технического состояния НРТС в условиях воздействия средств поражения противника.
Литература:
1. Роботизация и военное дело будущего / М.С.Баранов, С.Бендетт, С.А. Денисенцев, А.В. Лавров, М.С.Сухарева, Д.В. Федутинов, М.Ю. Шеповаленко; под ред. В.Н. Бондарева. - М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2021. - 232 с.
Формула изобретения
Система идентификации технического состояния наземных робототехнических средств, содержащая контрольно-проверочную аппаратуру, отличающаяся тем, что в ее состав включено переходное устройство с дополнительной диагностической розеткой, расположенное на крыше моторно-трансмиссионного отделения наземного робототехнического средства, и беспилотный летательный аппарат коптерного типа с прикрепленным к нему соединительным кабелем контрольно-проверочной аппаратуры и штекером, установленным на беспилотном летательном аппарате, обеспечивающие удаленное подключение контрольно-проверочной аппаратуры к наземным робототехническим средствам посредством соединения с переходным устройством путем посадки с последующей состыковкой диагностической розетки и штекера.