РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 773 056
(13)
C1
(51) МПК
  • F41H 11/16 (2011.01)
  • B64C 39/02 (2006.01)
  • G05D 1/12 (2006.01)
  • G01S 13/88 (2006.01)
(52) СПК
  • B64C 39/024 (2022.02)
  • B64C2201/12 (2022.02)
  • B64C2201/146 (2022.02)
  • G05D 1/12 (2022.02)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: действует (последнее изменение статуса: 22.07.2022)
Пошлина: освобождение от уплаты пошлин до 21.07.2022. Установленный срок для уплаты пошлины за 6 год: с 27.07.2025 по 26.07.2026. При уплате пошлины за 6 год в дополнительный 6-месячный срок с 27.07.2026 по 26.01.2027 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2021121993, 26.07.2021

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
26.07.2021

Дата регистрации:
30.05.2022

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 26.07.2021

(45) Опубликовано: 30.05.2022 Бюл. № 16

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: EP 3447436 A1, 27.02.2019. Автомобильный комплекс ПЕЛЕНА - 1000, 23.04.2021. RU 2562890 C2, 10.09.2015. EP 0002485107 A2, 08.08.2012. US 20190113912 A1, 18.04.2019. RU 2704268 С1, 25.10.2019.

Адрес для переписки:
125480, Москва, а/я 39, Задорожному Артему Анатольевичу

(73) Патентообладатель(и):
Задорожный Артем Анатольевич (RU)

(54) СПОСОБ БЛОКИРОВАНИЯ СИГНАЛА В ЛОКАЛЬНОМ РАЙОНЕ НАХОДЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к обеспечению безопасности и может быть использовано, в частности, для противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам, обеспечения информационной безопасности. Управление маршрутом полета выполняют с использованием оптического маркера, размещенного на наземном материальном объекте, перемещающегося по некоторому маршруту. На беспилотном летательном аппарате установлена специальная установка, которая представляет собой блокиратор, включающий излучающую антенну. Способ обеспечивает быстрое и безопасное блокирование связи в локальном районе нахождения материального объекта. Повышается эффективность. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к обеспечению безопасности и может быть использовано, в частности, для противодействию радиоуправляемым взрывным устройствам, обеспечения информационной безопасности и т.д.

Известна установка для обезвреживания замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств, работа которой основана на выведении из строя чувствительных элементов приемника взрывного устройства электромагнитным излучением с регулируемыми параметрами (пат. RU №54162 ПМ, опубл. 10.06.2006. Бюл. №16). Источником электромагнитного излучения, по известному решению, является импульсный электромагнитный излучатель, установленный на выдвигаемой опоре на специальном транспортном средстве и снабженный регулятором частоты импульсов и регулятором мощности. Электромагнитный излучатель выдвигается на одну - правую - сторону транспортного средства так, что вторая - левая - сторона остается необследованной, а возможно установленные там взрывные устройства необезвреженными. К недостаткам известного решения относится ограничение области применения возможностями специального транспортного средства, в частности, невозможность использования для обезвреживания взрывных устройств, размещенных на крышах домов, на пересеченной местности и т.п. Кроме того, другим недостатком устройства является узкий и ограниченный сектор обследования поверхности, а именно только с одной стороны самоходного шасси, что влечет опасность подрыва взрывных устройств с противоположной стороны установки по направлению ее движения. При уничтожении взрывного устройства может быть поврежден или полностью уничтожен сам источник импульсного электромагнитного излучения, а при большой мощности взрывного устройства могут пострадать и операторы данной установки.

Наиболее близким аналогом данного изобретения является автомобильный комплекс ПЕЛЕНА-1000 (http://kobra.su/catalog/avtomobilnyj/item/47-pelena-1000А/ дата обращения: 23 июля 2021 года). Изделие предназначено для защиты пассажиров сопровождаемого автомобиля либо колонны сопровождаемых автомобилей от несанкционированного прослушивания с помощью специальных радиоустройств и предотвращения срабатывания радиоуправляемых взрывных устройств (РВУ). Блокиратор выполнен в виде блока основных передатчиков и блока питания, смонтированных в металлической стойке. В зависимости от типа применяемого автомобиля, блоки могут собираться в виде единой стойки, либо разбиваться на несколько отдельных стоек и блоков. Также изделие комплектуется четырьмя дополнительными передатчиками и четырнадцатью выносными антеннами на магнитных основаниях для монтажа на крыше автомобиля, пультом дистанционного управления с 6-ти метровым кабелем и бензогенератором.

К недостаткам известного решения относится ограничение области применения возможностями специального транспортного средства, в частности, невозможность использования в труднопроходимых местах. К тому же в автомобиле размещено много дополнительного оборудования (АКБ, бензогенератор и т.д. - такое оборудование затруднительно к переноске людьми, к перевозке на небольших транспортных средствах и т.д.).

Вообще применение любых блокираторов на шасси, в том числе с целью блокирования радиосигналов в локальном районе (в том числе и с целью противодействия РВУ или обеспечения информационной безопасности) будет иметь существенные «минусы»:

1) риск для обслуживающего персонала (такой блокиратор должен быть доставлен в определенный район);

2) не всегда доставка блокиратора возможна из-за транспортной доступности;

3) скорость доставки также будет достаточно длительной, что может негативно сказаться на безопасности населения в районе использования.

Кроме того, очевидно, что блокирование, осуществляемое с большой высоты (БПЛА), более эффективно, чем с наземных позиций.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание способа блокирования сигнала в локальном районе нахождения (перемещения) материального объекта, в том числе в труднодоступных местах. При этом материальный объект может быть небольших размеров (габариты человека, например).

Решение поставленной технической задачи достигается за счет совокупного применения следующих технических решений:

- использования беспилотного летательного аппарата для доставки специальной установки, непосредственно создающей блокирование радиосигналов;

- за счет выполнении БПЛА функции сопровождения в том числе и подвижного материального объекта. Сопровождение же осуществляется за счет с использованием оптического маркера, размещенного на подвижном (или неподвижном) наземном материальном объекте (например, автомобиле или человеке).

Для повышения эффективности излучающая антенна от блокиратора (доставляемого БПЛА) может быть приближена к наземному объекту. Это может быть осуществлено за счет снижения беспилотного летательного аппарата над объектом или за счет удаления излучающей антенны вместе с блокиратором от корпуса беспилотного летательного аппарата на специальном кабеле (либо может быть удалена от корпуса только антенна). При этом излучающая антенна может быть приближена как отдельно, так и совместно с блокиратором (в зависимости от решаемых задач, при этом надо учитывать существенные потери при перемещении отдельно от блокиратора РВУ).

Необходимо пояснить, что в качестве блокиратора в данной заявке имеется в виду любое устройство способное создавать помехи (обычно посредством генерируемого сигнала) на определенных радиочастотах (диапазонах частот). В различных источниках такие блокираторы иногда называют джаммеры, блокираторы связи, постановщики помех, генераторы шума, блокираторы РВУ и т.д.

В качестве блокиратора может быть использован, например, блокиратор типа «Грифон-10» (https://detsys.ru/catalog/antiterroristicheskoe-oborudovanie/blokatory-radiovzryvatelej/grifon_l0t/). Блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств GRTPHON-10T предназначен для защиты VTP-персон от покушения способом подрыва РВУ, размещенного в какой-либо точке маршрута движения авто. GRIPHON-10T обеспечивает надежную защиту от подрыва РВУ с приемниками, использующими практически любой современный стандарт связи. Блокиратор подавляет радиовзрыватели в большинстве диапазонов частот связи, в том числе - на сверхвысокой частоте 5 ГГц.

Принцип работы и алгоритм эксплуатации GRIPHON-10T

Принцип работы автомобильного блокиратора радиовзрывателей основывается на генерировании шумовых сигналов - заградительных широкополосных помех. Помехи, создаваемые GRIPHON-10T, блокируют сигналы, которые поступают на приемник РВУ. Защита от подрыва обеспечивается благодаря подавлению сигналов, призванных активировать взрывное устройство.

Выполнение бпла функции сопровождения материального объекта поясняется рисунком (фиг. 1), где позициями обозначено: БПЛА - 1 с видеокамерой 11, наземный материальный объект 2, оптический маркер 21.

Конструкция наземного материального объекта 2 не является предметом охраны по настоящей заявке. При сопровождении БПЛА человека, маркер может наноситься, например, на его шлем. При сопровождении автомобиля маркер может наноситься на крышу.

Для маркировки допускается использование штрихкода (qr-кода). Дело в том, что многие современные камеры способны идентифицировать объекты, оснащенные штрихкодами, в автоматическом режиме.

Для увеличения дистанции контроля БПЛА перемещающегося материального объекта в плохо освещенной местности и/или в ночное время рекомендуется оптический маркер изготавливать с помощью люминесцентной краски.

При этом может задаваться за ранее высота БПЛА при сопровождении объекта, также высота может меняться по определенному заданному алгоритму (например, вследствие ухудшения видимости), либо сам оператор может менять высоту любым возможным способом (в том числе и по радиоканалу).

При этом в отличие от других распространенных способов сопровождения БПЛА наземных объектов по данному способу не требуется дополнительных радиоканалов для связи с БПЛА (что очень важно, учитывая, что БПЛА имеет по данному способу нагрузку в виде блокиратора связи, который будет блокировать в том числе и каналы управления БПЛА)

Предлагаемый способ блокирования сигнала в локальном районе нахождения материального объекта работает следующим образом.

БПЛА со специальной установкой в виде блокиратора сопровождает материальный объект от пункта «А» до пункта «Б». При этом в зависимости от задач могут выбираться частоты (диапазоны) излучения блокиратора (например, задачи могут быть по блокированию РВУ, различных каналов утечек, «жучков» и т.д.).

На наземном материальном объекте любым известным способом наносят идентифицирующую маркировку, которая будет являться оптическим маркером для БПЛА.

Предпочтительным является нанесение оптического маркера на крышу материального объекта. Этот вариант показан на фиг. 1.

БПЛА взлетает и набирает высоту, заданную изначально в устройство, являющееся частью конструкции БПЛА, или передаваемое на это устройство любым известным способом.

Наземный материальный объект начинает движение из пункта «А» в пункт «Б». Видеокамера, расположенная на БПЛА, ведет постоянное отслеживание оптического маркера. На фиг. 1 конус 13 символизирует поле зрения видеокамеры. Вычисление необходимых поправок к курсу БПЛА происходит вне зависимости от абсолютных навигационных координат наземного материального объекта, а лишь для устранения отклонения границ поля зрения видеокамеры от оптического маркера.

За счет того, что материальный объект постоянно сопровождает БПЛА со специальной установкой - блокиратором в локальном районе нахождения (передвижения) материального объекта будет выполнена задача по блокированию связи в месте его (мат. объекта) нахождения.

Наземный материальный объект может двигаться по любой пересеченной местности, причем ограничением является только его проходимость. Возможность предлагаемого способа ограничиваются движением наземного материального объекта в тоннелях, но этот случай является достаточно редким.

При этом если наземный объект производит остановку, БПЛА «зависает» над ним в определенной точке пространства.

Техническим результатом применения предлагаемого способа является быстрое и безопасное блокирование связи в локальном районе нахождения (передвижения) материального объекта.

Формула изобретения

1. Способ блокирования сигнала в локальном районе нахождения материального объекта, отличающийся тем, что управление маршрутом полета выполняют с использованием оптического маркера, размещенного на наземном материальном объекте, перемещающегося по некоторому маршруту, кроме того, на беспилотном летательном аппарате установлена специальная установка, при этом специальная установка представляет собой блокиратор, включающий излучающую антенну.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что специальная установка включает также кабель, причем антенна блокиратора размещена с возможностью приближения к материальному объекту как совместно с беспилотным летательным аппаратом, так и отдельно от него на кабеле.

ИЗВЕЩЕНИЯ

PC4A Государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права

Дата и номер государственной регистрации договора: 21.07.2022 РД0403433

(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОТКАНИ. ДИЗАЙН" (RU)

Приобретатель исключительного права:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОТКАНИ. ДИЗАЙН" (RU)

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Задорожный Артем Анатольевич (RU)

Адрес для переписки:
410054, г. Саратов, а/я 3315, Наумовой Е.В.

Дата внесения записи в Государственный реестр: 21.07.2022

Дата публикации и номер бюллетеня: 21.07.2022 Бюл. №21

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика