РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
2 775 499
(13)
C2
(51) МПК
  • F42B 10/48 (2006.01)
  • F42B 10/56 (2006.01)
(52) СПК
  • F42B 10/48 (2022.02)
  • F42B 10/56 (2022.02)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 08.09.2022)
Пошлина: Установленный срок для уплаты пошлины за 3 год: с 08.09.2021 по 07.09.2022. При уплате пошлины за 3 год в дополнительный 6-месячный срок с 08.09.2022 по 07.03.2023 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2020129574, 07.09.2020

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
07.09.2020

Дата регистрации:
04.07.2022

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 07.09.2020

(43) Дата публикации заявки: 09.03.2022 Бюл. № 7

(45) Опубликовано: 04.07.2022 Бюл. № 19

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2231016 C1, 20.06.2004. RU 2545477 C1, 27.03.2015. RU 2540036 C1, 27.01.2015. WO 2019226073 A1, 28.11.2019. US 3047259 A, 31.07.1962.

Адрес для переписки:
119160, Москва, Фрунзенская наб., 22/2, Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

(72) Автор(ы):
Гаврилов Артур Леонидович (RU),
Демаков Владимир Аркадьевич (RU),
Крюковский Алексей Валерьевич (RU),
Мещанкин Юрий Серафимович (RU),
Мышкин Сергей Николаевич (RU),
Тумаков Владимир Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU)

(54) Узел крепления и отделения системы торможения и стабилизации (СТС) боевой части беспилотного летательного аппарата

(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к отделяемой системе торможения и стабилизации боевой части беспилотного летательного аппарата. Узел крепления и отделения системы торможения и стабилизации боевой части беспилотного летательного аппарата содержит корпус, к которому жестко крепится система торможения и стабилизации, пиротехнический механизм, состоящий из порохового заряда и пиропатрона. Корпус узла крепится к корпусу боевой части за счет выполнения кольцевой проточки на корпусе боевой части, в которую устанавливаются два полукольца, имеющие возможность откидывания в радиальном направлении и соединенные между собой разрывными болтами. Полукольца крепятся к корпусу посредством тяг, связанных с поршнями, установленными в коллекторе с пиротехническим механизмом и имеющими возможность подъема тяг с полукольцами. Коллектор с пиротехническим механизмом установлен в корпусе узла крепления. Технический результат заключается в уменьшении воздействия осевых перегрузок на боевую часть при отделении системы торможения и стабилизации боевой части беспилотного летательного аппарата. 3 ил.


Изобретение относится к ракетной технике, а именно к отделяющимся головным частям беспилотных летательных аппаратов, оснащенных системой торможения и стабилизации (СТС).

Из патента РФ на изобретение №2545477 «Система отделения и стабилизации для боевого отсека снаряда», опубл. 27.03.2015 г., бюл. №9, МПК F42B 15/36, F42B 10/56, известна система отделения и стабилизации для боевого отсека снаряда, содержащая оболочку с дном, в которой размещены узел отделения и парашютная система стабилизации, имеющая в своем составе контейнер с дном и крышкой и парашют с вертлюгом. В ней контейнер снабжен вытягивающим звеном, выполненным в виде поршня с центральным газоводом, подвижно связанным с крышкой парашютного отсека и обеспечивающим газодинамическую связь узла отделения с исполнительным механизмом боевого отсека. В дне контейнера размещено устройство разделения отсеков замедленного действия, газодинамически связанное с зоной отделения и рабочей полостью, выполненной между дном контейнера и поршнем вытягивающего звена, а на внутренней поверхности контейнера размещен фиксатор, выполненный в виде распорного пружинного кольца, упорно взаимодействующего с поршнем вытягивающего звена, одновременно крышка, скрепленная с вертлюгом и оболочкой, снабжена узлом форсирования, связывающим ее с контейнером парашютного отсека, а вытягивающее звено связано с куполом парашюта посредством вытяжного фала.

Недостатком данного устройства является нестабильность раскрытия парашютной системы, а невозможность ее отделения от головной части препятствует дальнейшему движению головной части, а также поиску цели.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату для изобретения (прототипом) является патент РФ на изобретение №2231016 «Отделяемая головная часть», опубл. 20.06.2004 г., бюл. №17, МПК F42B 15/36, F42B 10/56. Конструкция отделяемой головной части содержит парашютный отсек в виде кожуха с дном, заряд отделения, механизм вскрытия с толкателем и зарядом вскрытия, предохранительно-исполнительный механизм, исполнительные органы и узлы форсирования. Механизм вскрытия жестко закреплен в дне парашютного отсека и выполнен в виде цилиндра с поршнем и кольцевыми упорами. На поршне механизма вскрытия смонтирован заряд вскрытия и полый толкатель, скрепленный с кожухом парашютного отсека. В полости толкателя размещен заряд отделения, газодинамически связанный с полостью отделения. Заряды отделения и вскрытия газодинамически связаны с размещенным в поршне двухканальным предохранительно-исполнительным механизмом.

Использование такой конструкции позволяет обеспечить стабильность работы парашютной системы стабилизации, но ограничивает ее применение, так как парашютная система не отделяется от головной части, тем самым препятствует дальнейшему движению головной части. Кроме того, недостатком данного устройства является большая перегрузка на головную часть в момент срабатывания нескольких зарядов отделения, что может привести к сбою оборудования, изменению настроек.

Технической задачей заявляемого изобретения является уменьшение воздействия перегрузок на боевую часть (БЧ) в момент отделения системы торможения и стабилизации (СТС), которая достигается путем крепления пиротехнического механизма за пределами корпуса БЧ. При этом полукольца, за счет которых обеспечивается крепление корпуса, откидываются в радиальном направлении, не воздействуя на корпус БЧ.

Заявляемое изобретение «Узел крепления и отделения системы торможения и стабилизации (СТС) боевой части беспилотного летательного аппарата» представлено на:

- Фиг. 1 - общий вид крепления системы торможения и стабилизации;

- Фиг. 2 - показано устройство крепления полуколец;

- Фиг. 3 - показан пиротехнический механизм коллектора. Заявляемый «Узел крепления и отделения системы торможения и стабилизации (СТС) боевой части беспилотного летательного аппарата» состоит из корпуса 1 (фиг. 1), к которому жестко, болтовым соединением, крепится система торможения и стабилизации 2 (фиг. 1), с тягами 3 (фиг. 1) и полукольцами 4 (фиг. 1), через которые корпус крепится к кольцевой проточке 5 (фиг. 2) на корпусе БЧ 6 (фиг. 1). Для подъема полуколец 4 с тягами 3, связанных с поршнями 7 (фиг. 3), в корпусе 1 установлен коллектор 8 (фиг. 1) с пиротехническим механизмом, состоящим из порохового заряда 9 (фиг. 1) и пиропатрона 10 (фиг. 3).

Крепление СТС 2, представляющей собой контейнер с парашютом, осуществляется посредством корпуса, который крепится к корпусу БЧ за счет наличия кольцевой проточки на корпусе БЧ 6, в которое устанавливаются два полукольца 4, соединенных между собой двумя разрывными болтами 11 (фиг. 2). Полукольца закреплены четырьмя тягами, связанными с поршнями, которые установлены в коллекторе с пиротехническим механизмом.

Заявляемое изобретение работает следующим образом: при соприкосновении датчиков, которые расположены в носовой части БЧ, с поверхностью воды, подается сигнал на разрывные болты 11 и пиропатрон 10, разрывные болты рвутся и под действием пороховых газов от порохового заряда 9 четыре поршня поднимают тяги 3 с полукольцами 4, которые выходят из зацепления с проточкой изделия и за короткое время (~ 0,05 с) освобождают его от корпуса, жестко соединенного с системой торможения и стабилизации. При этом осевые перегрузки снижены до минимальных, не приводящих к сбою электронного оборудования летательного аппарата.

Предложенное техническое решение позволило разработать рациональную конструкцию узла крепления и отделения СТС, обеспечивающую отделение парашютной системы при приводнении БЧ для дальнейшей ее корректной работы под водой.

Заявляемое изобретение может быть создано в условиях серийного производства с использованием современных материалов и технологий.

Формула изобретения

Узел крепления и отделения системы торможения и стабилизации боевой части беспилотного летательного аппарата, содержащий корпус, к которому жестко крепится система торможения и стабилизации, пиротехнический механизм, состоящий из порохового заряда и пиропатрона, отличающийся тем, что корпус крепится к корпусу боевой части за счет выполнения кольцевой проточки на корпусе боевой части, в которую устанавливаются два полукольца, имеющие возможность откидывания в радиальном направлении и соединенные между собой разрывными болтами, а полукольца крепятся к корпусу посредством тяг, связанных с поршнями, установленными в коллекторе с пиротехническим механизмом и имеющими возможность подъема тяг с полукольцами, при этом коллектор с пиротехническим механизмом установлен в корпусе узла крепления.

© 2022, ФИПС
ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев. БД "БПЛА" патентов РФ на изобретения

Яндекс.Метрика