03 сентября 2013, 09:28, ИА Амител
Учителей теперь считают за людей второго сорта, простую прислугу. Мне, например, стыдно сказать, что я работаю в школе, людям других профессий и должностей. Даже просто своим ровесникам. На меня тут же смотрят с сочувствием, сожалением или презрением и всё время советуют уйти из школы. Так что распространённое клише о преподавателе как человеке с призванием — это всё вчерашний день, такое отношение давно кануло в Лету.
Статус школы имеет большое значение. Например, в
Большинство из них не заинтересовано в развитии детей, потому что они сами не так уж много знают.
Но всегда просят о дополнительном внимании к ребёнку. Такой, что ли, осколок социализма в голове: "Позанимайтесь с моим ребёнком после уроков". Я говорю: "Математика простая — в сутках 24 часа. Если каждому уделить хотя бы час, то где мне взять 100 часов?" Я когда-то должна и сама спать, и образовываться, кушать, душ принять, к уроку подготовиться.Есть, конечно, система кружков, факультативов, туда дети приходят по желанию. Но если ещё в конце
В этом году мы доучивали беременную девочку — они же сейчас рожают в
У нас была ответственность, мы воспитывались в другой системе. Даже ПТУ, техникумы и училища готовили хороших, толковых специалистов. Образование было бесплатным, стипендии на всё хватало. Почему мы хорошо учились в вузах? Потому что мы жили в стране социалистической: если учишься хорошо — у тебя будет высшее образование, у тебя будет всё. Сейчас такого нет.
В этом году я поэкспериментировала. У меня был очень слабый класс —
5 "Г", коррекционный (это я так со стороны сужу, официально статуса
"коррекционного" у него не было). Так вот однажды я взбунтовалась
и сказала, что его надо оформлять: пусть в нашей школе нет коррекционных
классов по документам, но по интеллекту, по уму учеников они есть!
А чтобы всё это оформить, надо подавать заявку, собирать кучу документов
и привести доказательную базу, что эти дети действительно
коррекционного уровня. Нужны исследования психологов, тестирование,
обоснования. Директор школы должен прийти в районо (районный отдел
народного образования, — прим. Сиб.фм) и показать все бумаги. Я работала
в
Они не дебилы, не идиоты, я ни в коем случае не навешиваю на них такие диагнозы, но дети отставали в развитии, были запущены: некоторые не могли ни читать, ни писать даже в десятом классе.
Я подняла бучу, сказала, что этот класс надо объявить коррекционным, там нельзя работать. Мне вежливо отказали, сказали, что это невозможно. Просто никто не хочет этим заниматься, это громадная работа. В то же время, если всё грамотно оформить, преподавателю будет идти 25% надбавки за работу по коррекционным методикам. Причём проценты идут не от директора, всё оплачивает напрямую муниципалитет. Сами-то по себе ведь коррекционники не столь плохи, от них тоже можно добиться высоких результатов, но с ними нужен другой подход, немного сниженный уровень оценок. Их можно вывести и на ЕГЭ, и на ГИА (государственная итоговая аттестация для девятиклассников, — прим. Сиб.фм), но, так сказать, в замедленном режиме — в коррекционной школе учатся не 11 лет, а 12.
Я как-то ходила на курсы и слушала преподавателей-коррекционников. Там выступала древняя-древняя бабушка. Зубов почти не осталось, сама в сарафанчике, ей было лет 85. Я думала, что она вот-вот упадёт, а она так раскрылась! Рассказывала, как преподаёт своим детям сказку "Звёздный мальчик" Оскара Уальда. И я поняла, что рассказываю это же не коррекционникам, а обычным детям из обыкновенной школы.
Иду в слабый класс со скачанными в интернете адаптированными учебными планами. Опускаюсь на этот уровень. Вынуждена опускаться.
Теоретически, мы можем оставить ребёнка на второй год. По закону,
если у ребёнка есть две "двойки" по итогам года — например, за русский
и математику — надо оставлять. Но приходит из районо сообщение, что
лучше не надо, максимум пять-шесть человек. А на самом деле можно хоть
всю школу оставлять, 80% точно стоит. И тут палка о двух концах: если
я ставлю двойку, мне директор в конце года вопит: "А что вы сделали для
того, чтобы ребёнок не получил „два“?!"; если ставлю тройку, то она
незаслуженна. Иногда мы действительно вынуждены ставить липовые тройки,
потому что просто-напросто не знаем, куда девать этих детей. Вот как
Лариса Ивановна, директор
Оставлять детей на второй год нежелательно и по материальным причинам. Нас могут лишить "стимулирующего фонда" — тех доплат, что идут к зарплате. Если ты ведёшь внеклассную работу по предмету и имеешь победителей олимпиад и научно-практических конференций, то тебе всё это будет оплачено.
Я готовила девочку из десятого класса к конференции. За то, что мы несколько месяцев писали доклад, анализировали источники, я получила 5000 рублей. И это большая сумма, мне впервые выделили столько из стимулирующего фонда. Тем преподавателям, чьи дети не смогли приехать, но "засветились" — 3000 рублей. Если совсем ничего не заняли — остаёшься с носом, хоть заработайся. И как быть, когда все ребята слабые?
Если ребёнок получит золотую медаль, то доплату дадут всем, кто его учил. Могут дать 500 рублей, могут больше — на усмотрение директора. Естественно, самому директору тоже идут отчисления за каждую медаль, но, правда, неизвестно сколько.
Так что это уже закон: если ребёнок пишет ГИА на двойку и идёт пересдавать его в нашу школу, я сама сажусь и пишу всё за него.
Мы специально пишем дурацким, "детским" почерком, придумываем ошибки, и все потом расписываемся. Я несу на последнюю подпись директору, она тоже шлёпает печать и подаёт документы, чтобы выдали аттестат. Вот такая у нас кухня.
Если ты молодой учитель, то тебе подскажут, как это делается. Не захочешь писать, уйдёшь с гордо поднятой головой — за тебя напишут другие учителя. Даже директор. Ей эти шишки сверху не нужны. И если я сейчас попру против этой школьной системы, то я ничего не сделаю одна. И главное: куда мы денем этих двоечников? Мы можем оставлять ребёнка на второй год, третий — и так до 18 лет. Можем выдать справку, что такой-то прослушал курс средней школы, но это ведь просто бумажка.
Если вернуться к призванию, то я могу готовить детей на 100 баллов и убедить их, что списывание — это не выход. В школе многое зависит от личностного фактора, от фигуры самого преподавателя. Но, если честно, это такой великий труд. Мы все работаем на перспективу, я уже привыкла получать маленькую зарплату. Ничего такого не жду. Вот только единственная просьба ко всем родителям: воспитывайте своих детей честными. Честь и достоинство должны быть в любом человеке.
Совсем скоро в школу пойдут дети тех, кто взрослел в
Это будет другая страна, другой мир, другое мировосприятие. Мне как педагогу уже убелённому сединами надо будет перестраиваться. И дело не в электронном оснащении школ, надо менять сознание преподавателей.
Уже сейчас сознание учеников клиповое. Через пару лет мне надо будет находить совершенно другие методы и приёмы, чтобы подстроиться под них. Я, может, ещё и смогу это сделать, а те преподаватели, которые на десять лет старше, уже нет. Они закостенели. Для того, чтобы успеть за новыми детьми, нужно менять подход к обучению самих педагогов и предъявлять другие требования к уже работающим.
Хотя "наверху" вряд ли успеют среагировать, там ведь тоже немолодые сидят.
Меня шокирует то, что дети сейчас молчат. Молчат не только потому, что говорить не умеют — они способны лишь оперировать фактами. Я не знаю, что произойдёт в будущем, но это будет что-то совершенно иное, нежели есть сейчас. Вот, например, есть модное слово "тьютор" — "направляющий", учитель как дирижер. Это значит, что ребёнок может сам вести урок с помощью своих гаждетов, а я должна сидеть и карандашиком указывать, то он говорит или нет. Он сам добывает информацию, сам учится, а учитель его только направляет. Но дети пока к этому не готовы. Может, и есть продвинутые, те, которым учителя мешают, вот только таких учеников единицы. А мы и вовсе это не примем. Любой человек помнит своего первого учителя, того человека, который дал ему первые знания. Конечно, сейчас всю информацию можно найти самому, но ведь детям ещё нужно общение и понимание — всем детям и во все времена.