Россия намерена принять контрмеры в случае, если США введут новые антироссийские санкции. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
«Мы оставляем для себя все опции, в том числе применялись и, если потребуется, будут применяться достаточно болезненные контрмеры», — заявил высокопоставленный дипломат.
Буквально накануне официальный представитель Госдепартамента США Джен Псаки заявила, что Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают возможность введения санкций в отношении России в случае ухудшения ситуации на Украине.
Разговоры об ответных санкциях Западу со стороны России ведутся давно. Однако почти ничего кроме частичного продовольственного эмбарго в отношении европейских производителей предпринято не было.
Есть ли возможности у России предпринять «болезненные контрмеры» и решится ли она на это?
— Да, возможности серьёзно досадить США есть, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Но российское руководство воспользуется ими только в самом крайнем случае. Следует помнить, что Россия обладает вооружениями, способными нанести большой ущерб. И если эти вооружения попадут в руки, скажем так, оппонентов США, для американцев это, действительно, будет очень болезненно.
Российские власти достаточно прозрачно намекают на такой вариант. Но из-за расширения чёрного списка российских чиновников или числа попавших под санкции предприятий Кремль на такой ответ не пойдёт. Весь вопрос, чем решат ущемить Россию Соединённые Штаты.
Например, если они отключат нас от системы SWIFT, это будет болезненная для российских банков мера, но, скорей всего, не смертельная. Однако стоит помнить, что российские финансовые резервы во многом размещены в ценных бумагах США. И хотя их доля там снижается, речь, по-прежнему, идёт об очень крупных средствах. Об этом сейчас мало говорят, но Соединённые Штаты могут наложить арест на эти активы. Кроме того, многие российские компании за рубежом заключают сделки в долларах. Любая сделка в долларах безналом проходит через счета Федеральной резервной системы США. Её можно заблокировать. Если Запад пойдёт на меры такого порядка, то и Россия будет действовать радикально.
«СП»: — Под поставками вооружений вы имеете в виду комплексы С-300 для Ирана?
— Да, это первый шаг. Но в самом крайнем случае, мы можем выйти из соглашения о нераспространении ядерного оружия. Плюс к этому можно закрыть перевалочную базу НАТО в Ульяновске. Хотя сейчас, когда большая часть войск Североатлантического альянса выведена из Афганистана, важность этой базы для США сомнительна.
— Авиационная промышленность Соединённых Штатов очень зависима от поставок российского титана, — говорит член Комитета по обороне Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. — Мы бы могли полностью или частично прекратить эти поставки. В космической сфере мы могли бы отказать американцам в помощи по доставке грузов на Международную космическую станцию. Можно ударить и по союзникам США в Европе, сократив поставки газа.
Важно прекратить «кормить Америку» деньгами. Несмотря на санкции, поток российских денег в США не ослабевает. А по некоторым данным и усиливается.
Я бы на месте российской власти резко сократил закупки голливудской продукции. Для американцев продажа «киношного ширпотреба» — один из важных источников дохода.
А самой эффективной мерой стало бы отстранение от власти экономического прозападного блока российского правительства. Именно потому, что там, по-прежнему, находятся люди из «гайдаровско-ельцинской» команды. С уходом этих людей из правительства можно ожидать, что мы будем реально идти к экономической независимости. Как ни парадоксально, самый болезненный удар по США мы можем нанести изнутри России.
У нас достаточно эффективных управленцев, которые способны вывести страну из экономического кризиса, несмотря на санкции.
«СП»: — Что касается поставок титана в США — получается, что одновременно мы ударим и по собственной промышленности?
— Да, к этой мере надо прибегать в последнюю очередь. Поскольку американцы в ответ неизбежно прекратят поставки запчастей для тех российских авиакомпаний, которые эксплуатируют Боинги. Однако иногда достаточно уметь твёрдо сказать «нет», чтобы это вразумило наших западных партнёров.
Поставки оружия потенциальным противникам США также действенная мера. Во времена СССР мы всегда отвечали адекватно американцам, если те ущемляли наши интересы в каком-то регионе мира. Мы совершали симметричное «телодвижение» в другом регионе.
«СП»: — Политическая воля российского руководства достигла «градуса», когда мы можем действовать, как вы говорите?
— Думаю, нет.
С одной стороны на уровне внешнеполитических ведомств
мы декларируем готовность жёстко отвечать Западу.
А на уровне экономических ведомств заметно стремление
сохранить прежний порядок вещей, оставить Россию сырьевой полуколонией
Запада.