РБК, Общество, 18 фев, 00:00
Вузы из проекта «5–100» так и не вошли в топ-100 международных рейтингов
Счетная
палата, проанализировав реализацию проекта «5–100» по продвижению
российских вузов в международных рейтингах, сделала вывод, что его цель
не достигнута. В Минобрнауки с этим не согласны, там считают планы
перевыполненными.
Ни один российский университет из числа
участников программы по повышению конкурентоспособности вузов «5–100»
не вошел в первую сотню институциональных рейтингов ведущих мировых
университетов, то есть британских QS, THE, китайского ARWU. Об этом
говорится в аналитическом докладе Счетной палаты (есть у РБК),
посвященном анализу эффективности господдержки отечественных
университетов в рамках проекта.
К 2020 году пять отечественных
вузов должны были войти в топ-100 мировых рейтингов, согласно одному из
майских указов Владимира Путина, подписанных в 2012 году.
В
первую сотню вузов двух мировых рейтингов в 2020 году попал лишь МГУ —
89-е место в рейтинге QS, 93-е место в рейтинге ARWU; в рейтинге THE он
189-й. Однако МГУ не был участником проекта «5–100».
За семь лет реализации проекта «5–100» на него было выделено из бюджета 80 млрд руб., говорится в отчете аудиторского ведомства.
Что такое проект «5–100»
В
проекте по повышению конкурентоспособности российских вузов принял
участие 21 вуз — НИУ ВШЭ, ИТМО, МИСиС, Университет Лобачевского,
Томский государственный университет и другие.
За реализацию
проекта отвечало Министерство науки и высшего образования. Также
организатором проекта выступал Международный совет по повышению
конкурентоспособности, в который входили вице-премьер Татьяна Голикова,
заместитель министра финансов, а в последующем глава Минобразования
Михаил Котюков, глава Сбербанка Герман Греф и другие.
Несмотря
на то что ключевой показатель не был достигнут, аудиторы и эксперты
отмечают, что проект существенно повлиял на развитие вузов-участников и
системы российского высшего образования в целом. Кроме того, восемь
вузов — участников проекта вошли к 2020 году в первую сотню
международных предметных рейтингов.
В чем отличие институционального рейтинга от предметного
Мировые
институциональные рейтинги показывают позицию университета в целом,
предметные рейтинги показывают позицию вуза по более узким научным
направлениям или областям (математика, лингвистика, физика,
юриспруденция и т.п.).
В президентском указе
2012 года ставилась задача не менее пяти российским вузам войти в
топ-100 университетов ведущих рейтингов. Однако там не уточняется,
какие конкретно рейтинги имеются в виду — институциональные или
предметные. В постановлении
правительства, напротив, приведен перечень глобальных рейтингов, но
отсутствует конкретика по целевым показателям — местам, которые должны
достичь вузы. Как отбирались участники программы и к чему это привело
Участники
проекта были определены Минобрнауки в 2013 и 2015 годах в ходе
конкурса. Это оказалась неоднородная группа вузов, говорится в докладе
государственных аудиторов, для которой тем не менее был установлен
одинаковый набор показателей результативности. В частности, с точки
зрения финансов вузы имели разные стартовые позиции: к примеру, объем
субсидирования Сеченовского университета превышал аналогичный
показатель Балтийского федерального университета более чем в семь раз.
Такой же разрыв между вузами был и по показателям ЕГЭ. И хотя тот факт,
что уровень вуза не стал барьером для его участия в проекте, можно
считать позитивным, за время его реализации разрыв между вузами только
увеличился.
При этом вузы — участники программы были разделены
на три группы, и объем субсидий зависел от того, в какой из трех групп
по итогам года окажется вуз. Учитывались промежуточные достижения
научно-образовательных и других показателей, промежуточное положение в
рейтингах. Это должно было мотивировать университеты наращивать успехи,
но за период 2016–2020 годов перераспределение случилось только один
раз и затронуло шесть вузов-участников, отмечают госаудиторы.
Чего добились вузы в ходе программы
Несмотря
на то что на федеральном уровне система управления проектом «5–100»
была цельной, на уровне вузов система достижения заявленных показателей
была неуравновешенна, говорится в докладе Счетной палаты. К примеру,
могли различаться задачи и показатели, которые фигурировали в
первоначальной программе конкурентоспособности вуза и «дорожной карте»
по реализации этой программы. «Дорожные карты» регулярно обновлялись,
но внесение изменений в сами программы предусмотрено не было.
Кроме
того, вузы-участники самостоятельно формулировали целевые значения
результативности, исходя из собственной цели развития вуза и его
возможностей. В итоге за период с 2016 по 2019 год только три вуза из
проекта — ВШЭ, МИФИ, ИТМО — достигли всех заявленных плановых значений
и обязательных показателей эффективности.
Вузы должны были
повышать привлекательность своих программ магистратуры, аспирантуры,
чтобы увеличивать приток бакалавров, специалистов или магистров из
других вузов. В заключительные три года существования проекта 14 вузов
ежегодно выполняли или перевыполняли этот показатель.
Другой
показатель — увеличение количества зарубежных профессоров,
преподавателей, исследователей. Аудиторы считают, что в этой области
вузы продемонстрировали низкий уровень достижений. Остаются барьеры для
расширения интернациональности вузов. По версии авторов отчета, это
может быть связано как с общим низким уровнем привлекательности
российских вузов в мире, так и с правовыми и экономическими
препятствиями для привлечения иностранцев.
Почему университеты не попали в топ-100
Согласно
выводам аудиторов, было три ключевые причины того, что участники
программы не попали в первые сотни институциональных рейтингов.
- Большинство
вузов-участников ориентировались на вхождение в институциональные и
предметные рейтинги QS как наиболее доступные для попадания.
- Рейтинги
THE и ARWU отличаются более высоким барьером вхождения (не менее 150
индексируемых научных статей в Web of Science или трудоустройства в
вузах преподавателей с высоким уровнем цитируемости в Nature, Science).
- Изменение государственных требований к вузам — так, в России количество студентов на одного преподавателя должно было вырасти
с 10,2 в 2013 году до 12 в 2018 году. В то же время рейтинг QS дает
больше баллов вузу, если на одного преподавателя приходится меньше
студентов.
Несмотря на то что ни один из вузов проекта
«5–100» не вошел в первую сотню международных институциональных
рейтингов, в период с 2016 по 2020 год большинство участников
показывали положительную динамику хотя бы в одном из них. В числе
вузов-лидеров, которые улучшили свои позиции в двух или сразу трех
рейтингах, — МИСиС, МФТИ, ВШЭ, СПбПУ. Антилидеры, по версии Счетной
палаты, то есть вузы, которые либо не вошли ни в международный
институциональный рейтинг, либо вошли в него с места выше 1 тыс. —
Балтийский федеральный университет, Сеченовский университет и Тюменский
государственный университет. РБК направил запросы в эти вузы.
Как на доклад отреагировали в Минобрнауки
В
министерстве поспорили с выводами аудиторов — там обратили внимание на
то, что в президентском указе говорится о вхождении российских вузов в
первую сотню мировых университетов согласно рейтингам. С позиции
Минобрнауки, в 2020 году этот план был перевыполнен.
«По
итогам 2019 года в институциональные, отраслевые и предметные рейтинги
входили 19 университетов — участников проекта «5–100», в 2018 году —
19, в 2017 году — 18», — говорится в ответе министерства. По версии
министерства, в постановлении правительства, которое было принято в
исполнение указа президента, учитываются в том числе предметные
рейтинги.
Что думают эксперты об итогах проекта
При
всей неоднозначности рейтингов вхождение не менее пяти вузов в топ-100
как ориентир проекта представляется разумным, считает Ярослав
Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, вуза — участника «5–100». Одним из успехов
проекта для вуза он называет увеличение до 70% доли сотрудников, чьи
публикации индексируются в Scopus и Web of Science. Положительно он
оценивает проект и с точки зрения привлечения иностранных студентов —
на сегодняшний день они составляют около 12% всех учащихся. «От чего
следует точно отказаться — от практики финансирования на один год, при
том что де-факто оно было на полгода. <...> Минимальный горизонт
финансирования для науки и образования должен составлять три года, а
лучше пять, семь или десять лет. Очень трудно формировать устойчивый
научный коллектив, не имея 5–7-летнего горизонта его существования», —
объясняет Кузьминов, говоря о недостатках проекта.
Андрей
Волков, директор Института общественных стратегий «Сколково» и
заместитель председателя совета проекта «5–100», отмечает, что за время
существования проекта количество статей российских ученых в мировых
базах данных удвоилось. Тем не менее некоторые вузы боролись за
формальные показатели, не производя внутренних изменений; также, по его
мнению, не удалось изменить процедуру контроля за вузами — к слабому
узкоотраслевому вузу и исследовательскому университету был одинаковый
подход. «Много дискуссий было о том, достаточный ли ресурс был выделен
и как эффективно он использован. <...> сравнительный анализ
убедительно показывает, что мы за очень скромные деньги получили весьма
значительный прирост и в сути работы университета, и в его репутации»,
— заключает он.
Как российская высшая школа будет развиваться дальше
Министр
науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что проект выполнил
свою задачу. Ему на смену придет программа стратегического
академического лидерства «Приоритет-2030», рассчитанная на девять лет,
в течение которых вузы будут получать субсидии на программы развития.
На сегодняшний день общая сумма финансирования программы неизвестна. По
словам замминистра науки и высшего образования Андрея Омельчука, в ней
должны принять участие около 100 вузов.
Автор
Егор Губернаторов