БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА
ВЫПУСК 1
АЗБУКА
ДЛЯ АСПИРАНТОВ
ТОМСК 2015
УДК 378.245.2
ББК 72я2
БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
КАРНЫШЕВ В. И.
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ
Серия методических пособий «Библиотечка Толкового
Аспиранта» предназначена для аспирантов технических спе-
циальностей с целью облегчить им работу над своей диссер-
тацией.
Первый выпуск БТА «Азбука для аспирантов», написан-
ный не вполне серьёзно, посвящён основным понятиям про-
цесса обучения в аспирантуре.
Пособие свёрстано в системе MiKTeX 2.9.
c
Карнышев В. И., 2015
АЗБУКА для аспиранта
Аспирантура
Примерно 5% всей сознательной жизни некоторой кате-
гории граждан. Иногда к науке, как таковой, отношения не
имеет, превращаясь в плавное продолжение весёлой и без-
думной студенческой жизни. У 2–3% поступивших в «Ас-
пирантуру» и успешно её закончивших наука становится ис-
точником пропитания и смыслом оставшейся жизни. В прин-
ципе, «Аспирантура» должна заканчиваться «Защитой»
«Диссертации», но часто заканчивается «Тупиком». Все за-
кончившие «Аспирантуру» любят на старости лет рассказы-
вать внучатам о своих научных «подвигах» в стиле охотни-
чьих рассказов Остапа Вишни.
Банкет
Мероприятие для членов диссертационного «Совета»,
а также ближайших коллег и жён, проводимое после
успешной «Защиты» «Диссертации». Для защитившегося
«Банкет» является временной передышкой перед оформ-
лением кучи бумаг, выполнения всяческих формальнос-
тей и отправки документов в «ВАК». Для проведения «Бан-
кета» в современных условиях особых усилий диссертанта,
кроме опустошения личного кошелька или карточки, не тре-
буется. В советские времена продуктовые и вино-водочные
составляющие «Банкета» начинали комплектоваться за пол-
4 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
года до «Защиты». Особо приветствовались личные знаком-
ства с зав. столовыми и людьми из продмагов.
ВАК
Высшая аттестационная комиссия. Пережиток славного
прошлого, или родимое пятно советской системы подготовки
кадров высшей квалификации. Поскольку у проклятых «бур-
жуинов» никаких «ВАКов» нет и в помине, то объяснить
существование по сю пору этого «музея восковых фигур»
месье Филиппова просто невозможно, учитывая стремление
нынешних «вождей» полностью вестернизовать россий-
скую науку. Именно «ВАК» несёт всемирно-историческую
ответственность за тысячи утверждённых липовых псевдо-
гуманитарных диссеров. Кстати, предпоследним председате-
лем «ВАК» был славный сын трудового Кавказа, подозрева-
емый в хищении сотен «лимонов» и выпущенный под под-
писку о невыезде. Нахрена нужна эта шарашкина контора,
кроме как для имитации борьбы за «чистоту» научных рядов
и выдачи дипломов остепенившимся, знают только некото-
рые умудрённые мудростью наимудрейших члены «ВАК»,
а больше никто по эту сторону Вселенной.
Грант
По задумке вестернизаторов из «Министерства» данный
способ финансирования научных исследований российских
учёных должен стать основным в обозримом будущем. Ви-
димо, только для тех, кто всё-таки выживет, несмотря на
перманентные «реформы» московских креаклов, и не эми-
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 5
грирует в более «тёплые» научные края. Кивки официальных
и закулисных «реформаторов» на «Запад» с огромным чис-
лом разнообразнейших частных фондов и всего лишь, по
сути, тремя государственными (РФФИ, РГНФ, РНФ) и горст-
кой частных фондов у нас лишены какого-либо здравого
смысла. Точно так же, как ЕГЭ был задуман в качестве убой-
ного средства для сокращения числа бюджетных студентов,
процесс «грантизации» направлен на ликвидацию Россий-
ской академии наук и выдуман известными персонажами,
которых в своё время «бортанули» в этой самой Академии.
Диссертация
Квинтэссенция «Аспирантуры» как трёхлетнего марш-
броска с полной выкладкой за степенью кандидата техни-
ческих или физико-математических наук. Представляет со-
бой структурированный научный труд, придуманный и на-
писанный соискателем лично, а не чужим дядей, папой–
профессором или другими потусторонними силами, и, тем
более, не за деньги. Нормальный объём кандидатского дис-
сера от 150 до 250 страниц машинописного текста, разби-
тый на 3–4 главы плюс «Введение», «Заключение» и «При-
ложения». Вылупляется на свет в виде 6–8 толстых «кир-
пичей» обязательно в красном или другого немыслимого
цвета коленкоре, которые в XXI веке являются предметом
беспрерывного изумления людей, знакомых с издательским
делом, электронными книгами, форматами tex и pdf. Мно-
гочисленные поколения библиотечных мышей и тараканов
России просто обожают этот пережиток инструкций про-
шлого века и низко склоняют свои усы перед «ВАКом».
6 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
Ежедневник
То, без чего не могли обойтись порядочные тургеневские
или уайльдовские барышни и без чего «влёгкую» обходятся
десятки тысяч российских аспирантов. Точно также, как пер-
вые полгода в армии беспрестанно хочется жрать, но затем
дисциплина и зарядка, замешанные на трёхразовом питании,
приводят мозг и желудочно-кишечный тракт в абсолютно
рабочее состояние, так и ежедневная фиксация результатов
работы над «Диссертацией» через полгода делает из разбол-
танных послестудентов что-то похожее на всамоделишных
исследователей. Или не делает, если каждый Божий день
будут появляться только подобные строки: «Выпил полто-
рашку пива. Потом попёр тусить в «Факел»».
Ёлы-палы
Первая цензурная мысль в голове научного «Руководи-
теля» после прочтения чернового варианта статьи, написан-
ной аспирантом самостоятельно на родном русском языке.
Почему? Да потому, что всё больше и больше аспирантов не
умеют связно изложить на бумаге (экране) даже простейшие
мысли, которые циркулируют у них в мозгу. Отметим в этом
гигантскую заслугу «Министерства» образования и науки,
постоянно совершенствующего школьную систему с тем,
чтобы довести наконец уровень российского образования до
уровня сельских школ Республики Бурунди. Однако, к ве-
ликому сожалению чиновников от образования, несмотря на
все их усилия, время от времени «проскакивают» выпуск-
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 7
ники, которые всё-таки умеют грамотно писать по-русски,
попадая после школы в студенты, а затем в аспиранты.
Желторотик
Подвид «аспиранта обыкновенного» («аспирантус вуль-
гарис»). Наиболее распространён в первый год после зачис-
ления в «Аспирантуру». Затем плавно трансформируется в
«аспирантус трудягус» или, что происходит гораздо чаще
в «аспирантус бездельникус пофигитус» или «аспиран-
тус халтуриус». Иногда, «раскрыв клюв», все три года ждёт
«подкормки» со стороны своего научного «Руководителя».
В последнем случае, как правило, «погибает» от интеллек-
туального истощения, не доживая до «Защиты».
Защита
Самое весёлое и забавное мероприятие (или “event”, как
кому нравится) во всей «Аспирантуре». Но не для диссертан-
та, конечно, а для присутствующих членов диссертационно-
го «Совета». Помогает седовласым профессорам вспомнить
свою боевую молодость, когда они блистали интеллектом,
а не ролексом или лысиной, и чисто поржать (про себя)
над подрастающей научной сменой. Редко, но иногда за-
канчивается скандалом или фиаско соискателя, когда маль-
чик (девочка) попадает в жернова соперничающих научных
Алой и Белой роз или когда «Диссертация» написана чужи-
ми (“Aliens”) за деньги. «Защита» любит наглых, в хорошем
смысле этого слова, соискателей, которые драматургически
правильно выстраивают перформанс и не лезут за словом в
8 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
карман при ответе на вопросы, добиваясь полуобморочного
состояния вопрошавшего, когда тот сам умоляет прекратить:
«Я понял, понял... Достаточно!».
Игнорант
Ругательное слово, используемое в отношении аспиран-
тов, прочитавших в своей жизни только две «Книги»: бук-
варь и синюю. Шансы на то, что такой «исследователь»
самостоятельно напишет толковую научную работу, близки
к абсолютному нулю. Широкий личный кругозор в самых
разных сферах хорош не только тем, что повышает ассоци-
ативность мышления, но также тем, что позволяет глянуть
на разрабатываемую научную проблему с «б
´
ольшей высо-
ты» и не доверять слепо каждому встречному-поперечному
«умнику».
Йад
Народное средство, которое все порядочные люди реко-
мендуют выпить натощак «вождям» Минобрнауки и Высшей
школы экономики в полном составе. Абсолютно непонятно,
почему высшее руководство страны продолжает выписы-
вать карт–бланши министру, прочно оседлавшему последнее
место в рейтингах популярности, и против истребитель-
ных «инноваций» которого выступают многие действитель-
но уважаемые люди в России.
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 9
Книга (устар.)
Когда-то была лучшим подарком в гостях для хозяев и
их четвероногой живности с зубами и хвостом. В «Книгах»
можно было загибать страницы, прятать заначку от жены,
а на полях гордо проставлять NB! В киндле подобные ма-
нипуляции уже не проходят. По крайней мере, с заначкой.
К сожалению, нынешний аспирант и книжка, как правило,
две вещи несовместные.
1
Поэтому современный живопи-
сец, который сумеет написать дивное полотно «Аспирант,
читающий «Книгу»», лет этак через сто сравняется с Гой-
ей или Босхом, как изобразивший почти сюрреалистический
сюжет. Хотя аспирант, у которого нет «Книг» по специаль-
ности в печатном или электронном виде, чего-то попутал
и явно попал не туда, поскольку наличие интернета и эле-
ментарных навыков поиска информации позволяет легко и
просто добиться элементарной человеческой радости спе-
реть хорошую «Книгу» по профилю диссера у буржуев. Ведь
отличие хороших буржуйских «Книг» от большей части со-
временных монографий российских авторов состоит в том,
что те пишутся для людей, а наши для «галочки» и отчёт-
ности перед вышестоящими.
Литература
Полужаргонное обозначение списка использованных в
диссертации источников. Между прочим, квалификацион-
ная работа на соискание степени кандидата технических
1
«А гений и злодейство Две вещи несовместные. Не правда ль?»
(«Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин)
10 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
наук с числом затекстовых ссылок меньше сотни невольно
вызывает вопросы к соискателю: «А чо так мало?». Кста-
ти, лет 20–25 назад никто из технарей особо не «замо-
рачивался» по этому поводу. Всё получалось «автоматом».
А сейчас «Литература» требует чрезвычайно внимательного
к себе отношения и тщательной выверки всех «Цитат» из-
за шизофренического синдрома «борьбы» с «Плагиатом» у
«Министерства» и «ВАКа». Хотя именно этим двум зло-
качественным образованиям, прямо или косвенно способ-
ствовавшим расцвету псевдогуманитарщины, страна обяза-
на копипастной вакханалией за последние 10–15 лет. Мож-
но глянуть на учёные степени руководящего состава ми-
нистерств и ведомств: за редким исключением сплош-
ные кандидаты и доктора неестественных и противоесте-
ственных наук. Найти среди них, например, доктора техни-
ческих или физико-математических наук так же «легко», как
белого человека в каком-нибудь распоследнем злачном нар-
копритоне Гарлема.
Министерство
«Министерство» образования и науки, которое, по сути,
превратилось в Главный штаб антиобразовательной и анти-
научной контрреволюции в нашей стране. В действительно-
сти название этого ведомства должно было бы звучать так:
«Министерство развала образования и уничтожения науки».
Обюрокрачивание всего, что только возможно; девятый вал
бумаг и циркуляров, обрушенный на школы и вузы; манипу-
ляция цифрами и нарастающие расходы на прокорм тысяч
и тысяч своих тупоголовых и криворуких чиновников всех
полов, которые в образовании и науке не сделали ничего пут-
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 11
ного за всю свою бессмысленную жизнь. Все глобальные
инициативы «Министерства» («присоединение к Болонско-
му процессу», «введение обязательного ЕГЭ», «мониторинг
эффективности вузов», «вхождение в топ-100», «оптимиза-
ция РАН») являются наипримитивнейшими кальками с за-
падных устаревших образцов и неуклюжей попыткой ве-
стернизации российского образования и науки. Кому выгод-
на эта идиотская вестернизация, обясняет старая восточная
мудрость: «Чтобы победить врага, нужно воспитать его
детей». Не удивлюсь, если нынешний и прошлый руководи-
тели «Министерства» уже получили медали Конгресса США
за особые заслуги.
Настойчивость
То, «чего есть, но мало» у большей части аспиран-
тов. Является приобретённой, а не врождённой, способно-
стью, при этом шлифуется и оттачивается годами. Неплохо,
если она уже имеется до поступления в «Аспирантуру»,
но гораздо хуже, когда она появляется только при офор-
млении своей пенсии и хождении по собесам. В процессе
обучения в «Аспирантуре» «Настойчивость» чрезвычайно
необходима при общении со своим, ну очень занятым, на-
учным «Руководителем». Хныкающая реплика профессора
«Ну, чо ты ко мне пристал?!» это явный признак наличия
«Настойчивости» у аспиранта.
Обзор
«Обзор», или первая Глава «Диссертации», одна из
важнейших её частей, а также основополагающий резуль-
12 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
тат «Аспирантуры». Посторонние формализованные люди
(эксперты, рецензенты и т.п.) читают в «Диссертации», как
правило, только «Введение» и «Заключение». Те же, кто
хочет что-то понять и разобраться, читают «Обзор». На-
писание «Обзора» на последнем году «Аспирантуры» есть
глупость несусветная и трагическая ошибка. На третьем го-
ду нужно только слегка подправлять и приукрашивать 1-ю
Главу, но никак не писать её с нуля или кардинально пе-
ределывать. Отсутствие как минимум половины «Обзора» к
середине «Аспирантуры» это тревожный сигнал: «Что-то
у их не то!». Написание «Обзора» в современных усло-
виях существенно облегчается при наличии у соискателя
головы на плечах, в которую он не только ест, а которой
временами и думает, а также при наличии доступа к интер-
нету. «Стырить» или «взять во временное пользование» по-
лезную для «Диссертации» информацию можно «влёгкую»,
имея даже мало-мальские навыки поиска в Гугле. Отсут-
ствие в «Обзоре» у технаря релевантных ссылок на буржуй-
ские публикации и защищённые патентами «тамошние и/или
тутошние» технические решения означает, что он, скорее
всего, написал «Фуфло». Обязательным в «Обзоре» является
развёрнутое упоминание своих личных научно-технических
достижений, чтобы всем, в том числе членам диссертацион-
ного «Совета», стало понятно, что вы тоже не лыком шиты
и так
´
и год
´
итесь в «учёные».
Плагиат (модн.)
Внебрачный ребёнок, появившийся на свет в резуль-
тате служебного инбридинга между «Министерством» и
«ВАКом». Правда, потом «родители» от него отказались,
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 13
сдав уродливое «дитя» в детдом. «Первый» из «родителей»
налицензировал и нааккредитовывал хренову тучу «табуре-
тошных» университетов, а «вторая» с закрытыми глазами
штамповала научные степени диссертантам, защитившим-
ся в упомянутых заведениях. Иногда через «ВАК» успешно
«проходили» диссертации, у которых был изменён только
титульный лист и фамилия «учёного»! Поднятая несколько
лет назад бывшим замом здравствующего министра исте-
рика по поводу «Плагиата» превратилась ныне в оружие
массового поражения политических конкурентов. Неудиви-
тельно, что 95% всех «сплагиаченных» работ это дис-
сертации в области неестественных и противоестественных
наук. Экономисты, юристы, социологи, политологи, истори-
ки и прочие «высокоинтеллектуальные» деятели копипастят
друг у дружки направо и налево десятками страниц по самое
«нехочу» без зазрения совести. Предложение честн
´
ой науч-
ной общественности убрать «срок давности» по «перепёр-
тым» диссертациям наталкивается на угрюмое отторжение
со стороны руководства «Министерства». Что тоже понятно,
ибо в этом славном ведомстве работает не один, не два и не
три «товарища», которых напрямую обвинили в «Плагиате»
их диссертационных работ. Хотя для технарей данное «за-
болевание» нехарактерно и встречается очень редко, как
лихорадка Эбола, но тем не менее лучшим профилактиче-
ским средством от «Плагиата» является самостоятельная ра-
бота над «Диссертацией» и скурупулёзно-дотошная запись
и оформление всей заимствованной информации. Надеять-
ся на абсолютно непрозрачные, с непонятным алгоритмом
функционирования, системы типа «Антиплагиат» не стоит,
ибо они иногда выдают такую «лажу», что хоть святых вы-
носи.
14 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
Руководитель (науч.)
Человек мужского или женского пола, которого аспирант
в любом случае запомнит до конца своих дней. По боль-
шей части с благодарностью, но иногда с присловьем «Чтоб
тебя черти взяли!». Научный «Руководитель», у которого
нет грантов или хоздоговорных работ, публикаций в прилич-
ных журналах или хотя бы одной монографии за послед-
ние 10 лет, таковым, по сути, не является. Он всего лишь
имитирует научное руководство с большей или меньшей до-
стоверностью. Распознать такого «имитатора» даже умному
аспиранту удаётся не всегда зачастую только после окон-
чания «Аспирантуры», что уже поздно. Отсутствие зачатков
чувства «Юмора» и железобетонные понты «Руководителя»
должны сразу же насторожить юного исследователя. А то,
что при нулевых показателях «Руководитель» изображает из
себя звезду как минимум европейской величины, должно
напомнить аспиранту знаменитое высказывание великой Фа-
ины Георгиевны Раневской: «Под самым красивым хвостом
павлина скрывается самая обычная куриная ж.па. Так что
меньше пафоса, господа».
Совет (дис.)
Консилиум специалистов для выяснения перспектив на-
учной жизни соискателя. Варианты заключения: «Пациент
скорее жив, чем мёртв», «Э, да вы еще меня переживёте!»,
«О, батенька, в морг, всенепременнейше в морг . . . ». Для
действительно работающих в науке членов диссертацион-
ного «Совета» «Защита» является рядовым мероприятием,
на которое они пришли, чтобы посмотреть и послушать
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 15
диссертанта, а также выяснить, что им реально непонятно
в представляемой работе. Такие профессора, как правило,
люди доброжелательные и вполне миролюбивые, если при
своём ответе не озлобить их до крайней степени какой-либо
галиматьёй. Другая категория членов «Совета», имитаторов
научной деятельности, приходит на «Защиту» ради того, что-
бы в очередной раз «свою Я показать». Их абсолютно не
интересует, что и как отвечает соискатель. Главное это
продемонстрировать своё персональное «значение» для ми-
ровой науки и несомненное научное «ничтожество» защи-
щающегося. Спорить с такими бессмысленно, вы всё равно
их не переубедите. Наилучший, но чрезвычайно нахальный
ответ на выступление подобного «товарища»: «Следующий
вопрос, пожалуйста!» Это, понятное дело, шутка, лучше
не пробовать, а то нарвётесь.
Тупик
Бывает виртуальный и реальный. Виртуальные, или ка-
жущиеся, «Тупики» встречаются во время «Аспирантуры»
неоднократно и, как правило, успешно преодолеваются. Ре-
альный встречается только один раз и может закончиться
фиаско. Реальный «Тупик» может быть идейным огда на-
прочь отсутствует или «гавкнулась» тема «Диссертации»),
межличностным случае серьёзного конфликта с научным
«Руководителем», или когда вы «послали лесом», скажем,
председателя диссертационного «Совета») и форсмажорным
(куча вариантов, вплоть до отъезда на п.м.ж. к любимой ба-
бушке в Канаду). Выбраться из реального «Тупика» вам не
поможет никто, кроме самих себя. Хотя в первом и третьем
случаях не видать вам «Защиты», как своих ушей это сто-
16 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
пудово. Во втором случае вполне реально защититься через
год–два после окончания «Аспирантуры», зажав всю свою
волю в кулак и найдя конструктивную помощь на стороне.
Примеры этого есть, и я их знаю.
Усидчивость
Одно из важных качеств аспиранта, помогающее в ра-
зы ускорить работу над «Диссертацией». Очень эффектив-
на в сочетании с «Ягодицами». Отсутствие указанного ка-
чества, а также «Настойчивости», резко снижает вероят-
ность написания и «Защиты» «Диссертации» в срок. Если
«Усидчивость» не привита папой с мамой в глубоком дет-
стве, не закрепилась учителями и преподами в школе и вузе,
то появиться в «Аспирантуре» из ничего она не сможет.
Фуфло
Основной тип псевдогуманитарной «Диссертации». Сре-
ди работ в области инженерных наук, физики, математики,
химии, биологии и др. встречается крайне редко. Подавляю-
щая часть докторских диссертаций по экономике, «защищён-
ных» высокопоставленными чиновниками, это «Фуфло»
в чистом и первозданном виде, «написанное» литературны-
ми «неграми» за приличное «бабло» в «зелени» или «ев-
рах». Обратите внимание на говорящую рифму: «Фуфло»
«бабло». Практически все «левые» конторы, предлагающие
платные услуги по написанию и защите диссертаций, имеют
в виду экономические (политологические, юридические, . . . )
и прочие псевдонауки. Я ещё никогда в жизни не встречал
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 17
объявлений типа «Напишу за большие деньги диссертацию
на соискание степени доктора технических наук по специ-
альности 05.12.14 «Радиолокация и радионавигация»». Хотя
сам смог бы. Опять шучу.
Хэндаут
Простое русское слово, означающее раздаточный мате-
риал на «Защите». Зачастую представляет собой полную
«передирку» слайдов из презентации соискателя. На ста-
реньких членов диссертационного «Совета», не страдающих
дальтонизмом, «Хэндаут» с цветными иллюстрациями ока-
зывает благотворное и умиротворяющее впечатление. Они
вновь чувствуют себя при этом уважаемыми людьми. За-
мена цветного «Хэндаута» раздачей присутствующим на
«Совете» оставшихся экземпляров автореферата, набитого
чёрно-белым текстом, не есть «гуд». Люди вместо букв
любят смотреть картинки, а лучше цветные.
Цитата
Как выяснилось, является не менее грозным оружием в
борьбе со своими политическими конкурентами (оппонен-
тами), чем паяльник, утюг, арматурина и бита начала 90-х,
сравнившись с ними по убойной силе в XXI веке. Сей-
час достаточно произнести волшебные слова «А у г-на NN
в его диссертации наличествует «Плагиат»», и дело сделано
пусть потом «отмывается» и оправдывается до сконча-
ния века. И уже не важно, то ли он украл, то ли у него
стырили. «Процесс пошёл». Во избежание осложнений, все
18 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
«Цитаты» в «Диссертации» должны быть оформлены кор-
ректно до невозможности. Поскольку вы не знаете всех
своих «доброжелателей», то для того, чтобы не дать шан-
сов кляузе в «ВАКе» расцвести пышным цветом, цитируем
«тщательн
´
ей».
Чтение
Этому процессу должен быть железно посвящён первый
год «Аспирантуры». Соискатель, не перечитавший в начале
пути кучи статей, желательно буржуйских, и книжек, на-
прасно потерял 365 дней. Здорово, когда аспирант 1-го года
обучения легко «чешет» по–английски устно. Но еще лучше,
когда он читает «с листа» закордонные статьи без словаря.
Таких в своей жизни я встречал от силы человек пять. Чи-
тать, читать и ещё раз читать толковые статьи и монографии:
«Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товари-
щи!».
2
Шаблон
«Шаблон» «Диссертации» это оболочка, в которую ас-
пирант должен вдохнуть «душу», нарастить кости, мышцы и
кожный покров. «Пятый элемент» видели? «Шаблон» быва-
ет для «MS Word» и для «LaTeX». О написании диссертации
в «MS Word»: «Я не скажу, что это подвиг, но что-то
героическое в этом есть».
3
Конечно, известны различные
2
Заключительные слова выступления Н. С. Хрущёва на XXII съезде
Коммунистической партии Советского Союза (1962).
3
Бургомистр, х/ф «Тот самый Мюнхгаузен» (1979).
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 19
извращения, но именно «мазохизм» наиболее распространён
среди аспирантов, ваяющих свой диссер в «Ворде». Неже-
лание потратить 1 (один!) месяц на то, чтобы разобраться
с «LaTeX» («MiKTeX»), и дальше не знать хлопот, приводит
к нервному расстройству на завершающем этапе подготов-
ки диссертации в ублюдочном детище Билла Гейтса «MS
Word». Вольному воля, спасённому рай.
Щёлкать (клюв.)
«Щёлкал клювом» или «Прощёлкал диссер»» говорят
об аспиранте, который понадеялся на «дядю», то бишь на-
учного «Руководителя». Но любой, самый бриллиантовый,
«Руководитель» не будет писать за вас «Диссертацию», если,
конечно, он не ваш папа–профессор. Да и то, не всегда. На
всё про всё у вас 1095 суток. Умело распределяйте силы
и средства для достижения поставленной цели «Защиты»
«Диссертации», не «Щёлкайте» клювом!
Ъ–Ы–Ь
Вопль успешно защитившегося «под ноль» соискателя на
выходе из зала заседаний диссертационного «Совета». Ино-
гда, после утверждения в «ВАКе» и получения «корочек»,
с бывшим соискателем происходит странная метаморфоза:
у него расправляются плечи, он начинает говорит полу–
басом, и вообще начинает вести себя с окружающими доста-
точно странно, производя комичный эффект. Особенно это
касается докторов наук. У нормальных людей этот «после-
защитный» синдром плавно сходит на нет недели через две.
20 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 1
Правда, я знал одного доктора технических наук, у которого
этот процесс затянулся на полгода. Очень редко, но встре-
чаются аномалии, когда это не лечится временем. «Так что
меньше пафоса, господа».
Эксперимент
Для технарей является необходимым, но не достаточным
условием успешной «Защиты». При этом не имеет большого
значения, получили вы эти данные самостоятельно, в своём
научном коллективе, или позаимствовали их у других кол-
лег стественно, с полным указанием реквизитов тех, кто
получил экспериментальные данные). «Эксперимент» может
быть натурным, например дистанционное радиолокационное
зондирование малоразмерных физических объектов на фоне
подстилающей поверхности, или вычислительным неваж-
но. Важна его интерпретация, обоснованный выбор методов
обработки данных и, самое главное, подтверждение сво-
их теоретических предположений. Большое значение имеет
также форма представления полученных результатов обра-
ботки экспериментальных данных. Приводить в XXI веке в
своей «Диссертации» отсканированные рисунки, выполнен-
ные дрожащей соискательской рукой, это п
´
ошло и «не в
тренде».
Юмор (чувств.)
Культивировать это чувство в себе невозможно. Оно либо
есть, либо его нет. Отсутствие чувства «Юмора» у научного
«Руководителя» должно компенсироваться наличием оного
АЗБУКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ 21
у аспиранта, или наоборот. Когда это чувство отсутствует у
обоих это «капец». Когда его в избытке у того и другого
это тоже «капец». Просмотр «юмористических» передач с
участием Петросяна, «Камеди Клаб» и прочей хрени не толь-
ко не развивает чувство «Юмора», оно убивает имевшиеся
крохи. Помочь может только «Чтение» текстов Академика
юмористических и сатирических наук РФ Михаила Михай-
ловича Жванецкого.
Ягодицы
Именно эта часть тела несёт б
´
ольшую часть ответствен-
ности за изучение иностранных языков, без которых аспи-
ранту в быстротекущей и будущей научной жизни просто
«труба». Освоить, ну, хотя бы, тот же язык малочисленной
островной народности английский, можно только с ис-
пользованием «Ягодиц» сидеть и ежедневно заниматься
его изучением. Никак иначе. Если кто-то рассказывает вам
о другом, гораздо более лёгком, способе освоения иностран-
ного языка, то знайте, что он (она) брешет, как сивый мерин
обыла).
Содержание
Аспирантура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Банкет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ВАК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Грант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Диссертация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Ежедневник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Ёлы-палы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Желторотик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Игнорант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Йад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Министерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Настойчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Плагиат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Руководитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Совет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Тупик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Усидчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Фуфло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Хэндаут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Цитата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Шаблон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Щёлкать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Ъ–Ы–Ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Юмор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Ягодицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Полезные ссылки
Министерство образования и науки РФ
http://минобрнауки.рф/
Сайт Высшей аттестационной комиссии
http://vak.ed.gov.ru/
Российский научный фонд
http://www.rscf.ru/РНФ
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
http://www.rfbr.ru/rffi/ru/
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)
http://www.rfh.ru/index.php/ru/
Портал «Аспирантура»
http://www.aspirantura.spb.ru/
Книги для аспирантов
http://www.aspirantura.spb.ru/books/1.html
Законодательство РФ и нормативные акты для аспирантов
http://www.aspirantura.spb.ru/other/zakons.html
Советы аспирантам
http://my-thesis.chat.ru/sod.htm
Электронная библиотека российских диссертаций
http://www.dissercat.com/
Электронная библиотека зарубежных диссертаций
http://pqdtopen.proquest.com/search.html
Яндекс.Метрика