БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСП ИРАНТА
ВЫПУСК 2
ШАНСЫ
НА ЗАЩИТУ
ТОМСК 2015
УДК 378.245.2
ББК 72я2
БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
КАРНЫШЕВ В. И.
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ
Серия методических пособий «Библиотечка Толкового
Аспиранта» предназначена для аспирантов технических спе-
циальностей с целью облегчить им работу над своей диссер-
тацией.
Второй выпуск БТА «Азбука для аспирантов», посвящён
«научному» подсчёту шансов на успешную защиту диссер-
тации аспирантом. Ответив честно на предложенные 15 во-
просов, касающихся лично соискателя научной степени, и 15
вопросов, касающихся его научного руководителя, аспирант
сможет объективно оценить вероятность успешного окон-
чания аспирантуры. Если, конечно, успеет написать саму
диссертацию в срок.
Пособие свёрстано в системе MiKTeX 2.9.
c
Карнышев В. И., 2015
Шансы на защиту
К
онечная утилитарная цель пребывания в аспирантуре
это защитить диссертацию. Причин для того, чтобы
этого не сделать тысячи. Человек тем и отличается от
обезьяны, что может придумать оправдание любому своему
действию или бездействию.
На мой взгляд, успешный финал трехлетнего марафона
на 50% зависит от научного руководителя, на 30% от са-
мого аспиранта и на 20% от всяких «потусторонних» сил
и факторов, к коим можно отнести уровень поддержки ас-
пиранта со стороны отдела аспирантуры и докторантуры в
ходе обучения, степень «благожелательности» или «зверско-
сти» диссертационного совета, влияние и авторитет самого
вуза и т.п.
4 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
Некогда, в своей книжке про аспирантуру
1
, я изложил
все эти соображения «словесно». Но уже тогда меня не по-
кидала мысль каким-то образом формализовать оценку шан-
сов аспиранта на защиту диссертации. В результате мной
был составлен тест из 15 вопросов, касающихся самих аспи-
рантов, и 15 вопросов о научных руководителях. Его я пред-
лагаю пройти аспирантам 1-го или 2-го года обучения, по-
скольку подобная процедура на последнем году аспирантуры
похоже на беготню по аптекам в поисках теста на седьмом
месяце беременности.
Как и любая формализованная проверка, эта не претен-
дует на полноту охвата, а выдаваемый «диагноз» на 100-
процентную серьёзность. Верить полученным результатам
как «р
´
одной маме» не следует. Тем не менее, все вопросы
взяты «из жизни» и правдивый ответ на них, как мне кажет-
ся, может помочь аспиранту быстрее «сориентироваться» на
«научной местности» и принять решение «делать ноги»
из аспирантуры или поднапрячься изо всех сил и всё-таки
«сваять кирпич».
Примечание 1. Заполняя «анкету» научного руководите-
ля, помните, что если число ваших ответов «не знаю» ока-
жется больше 5, то оценить свои шансы на защиту под его
руководством вы не сможете. Нужно будет «поднасобирать»
о нём сведений побольше.
Примечание 2. В обеих «анкетах» можно смоделировать
крайние варианты для «руководителя» и «аспиранта». «Ан-
гелы» набирают максимум 103 и 116 баллов, а «демоны»
«по нулям» соответственно. Хотя в реальной жизни ни
1
В. И. Карнышев. Аспирантура: а оно вам надо? Томск: Изд-во «В-
Спектр», 2007. 204 с.
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 5
«ангелов», ни «демонов», ни с той, ни с другой стороны не
бывает.
Тем же из аспирантов, кто наберёт «мало» баллов для
своего научрука и себя лично, расстраиваться не нужно.
Я видел, как благополучно защищались ребята и девчата,
оказавшиеся в «пиковых ситуациях», и как настойчиво за-
капывали свой талант в землю те, которым, казалось бы, всё
было дано.
Начнём и желаю успехов!
6 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
15 ВОПРОСОВ
лично к аспиранту
1. Собираетесь ли Вы написать и защитить
диссертацию?
1. нет, нужно просто «откосить» от армии, отсидеться
2. да
3. пока не решил
4. наверное
2. Сформулирована ли тема диссертации
в письменном виде?
1. ещё нет
2. нет
3. да
4. да, но она мне не нравится
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 7
3. Выбран ли диссертационный совет,
в котором Вы собираетесь защищаться?
1. нет
2. да, но будем менять
3. пока нет
4. да
4. Составлен ли план работы
над диссертацией?
1. мне он не нужен
2. нет
3. да, на все три года
4. да, только на первый год
5. Как часто Вы обсуждаете ход работы
над диссертацией с научным руководителем?
1. раз в год
2. раз в неделю
3. вообще не обсуждаем
4. раз в месяц
8 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
6. Как регулярно Вы работаете
над материа лами диссертации?
1. ещё не начинал
2. раз в неделю
3. каждый день по полчаса
4. раз в месяц
7. Какой у Вас уровень математической
подготовки?
1. математика мне не нужна
2. нормальный
3. никакой
4. средний
8. Владеете ли Вы английским языком?
1. да, читаю по специальности со словарём
2. нет
3. да, свободно читаю технические тексты
4. да, читаю и говорю
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 9
9. Сколько ст атей у Вас
1)
уже опубликовано
в журналах ВАК?
1. больше 3
2. ни одной
3. от 1 до 3
4. а разве статьи нужны?
10. Есть ли у Вас
1)
публикации в зарубежных
изданиях?
1. нет
2. больше одной
3. одна
4. только написана, но ещё не отправлена
11. Сколько заявок на изобретения (полезные
модели, ПрЭВМ, БД, ТИМС) Вами
1)
подано?
1. от 1 до 3
2. ни одной
3. одна
4. больше 3
10 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
12. Выступали ли Вы на конференциях
(российских, международных) с докладами?
1. да, один раз
2. нет
3. да, несколько раз
4. собираюсь принять участие
13. Подрабатываете ли Вы «на стороне»,
кроме аспирантуры?
1. работаю полный день в другом месте
2. нет, только аспирантура
3. да, регулярно
4. да, изредка
14. Как у Вас с бытовыми условиями?
1. живу с родителями на всём готовом
2. плохо
3. живу в общежитии
4. снимаю квартиру
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 11
15. Как у Вас на «личном фронте»?
1. пока не защищусь, никаких женитьб (замужеств)
2. нормально
3. собираюсь жениться (выйти замуж)
4. ужасно
1)
или с вашим участием
12 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
15 ВОПРОСОВ
о любимом научном руководителе
1. Когда состоялась последняя успешная
защита под его руководством?
1. у него ещё никто не защищался
2. в этом году (1-3 года назад)
3. не знаю
4. больше 5 лет назад
2. Какую административную должность
он занимает?
1. простой профессор (доцент)
2. не знаю
3. заведующий кафедрой (декан)
4. ну очень большой начальник
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 13
3. Сколько у него аспирантов и соискателей,
кроме вас?
1. только я
2. 5-10 и более
3. от 2 до 5
4. не знаю
4. Как часто проходят научные семинары
на кафедре, где он работает?
1. не знаю
2. один раз в год
3. каждый месяц
4. не проводятся
5. Какие отзывы о нём вы слышали
от бывших аспирантов?
1. очень строгий и требовательный
2. «никакой»
3. нормальный
4. не знаю
14 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
6. Является ли он руководителем НИР
по гранту или хоздоговору?
1. да
2. не знаю
3. числится формально
4. нет
7. Какой годовой объём НИР оздоговоров)
на кафедре, где он работает?
1. 0 руб. 00 коп.
2. 0,5-1 млн. руб. и более
3. меньше 500 тыс. руб.
4. не знаю
8. Имеются ли у него контакты с зарубежными
исследовательскими организациями?
1. формальные, только на бумаге
2. не знаю
3. нет
4. да
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 15
9. Владеет ли он английским языком?
1. да, читает по специальности
2. не знаю
3. нет
4. да, читает и говорит
10. Когда была издана его последняя
монография?
1. у него нет монографий
2. в этом году (1-3 года назад)
3. не знаю
4. больше 5 лет назад
11. Сколько у него статей опубликовано
в зарубежных журналах за последние 5 лет?
1. не знаю
2. 5-10 и более
3. ни одной
4. от 1 до 5
16 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
12. Сколько у него публикаций в журналах РФ
из списка ВАК за последние 3 года?
1. 3-10 и более
2. ни одной
3. от 1 до 3
4. не знаю
13. Сколько заявок на изобретения (полезные
модели) подано им
2)
за 3 года?
1. больше 5
2. от 1 до 5
3. не знаю
4. ни одной
14. Сколько патентов на изобретения
(полезные модели) получено им
2)
за 5 лет?
1. не знаю
2. больше 3
3. от 1 до 3
4. нет патентов
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 17
15. Сколько программ для ЭВМ Д, ТИМС)
зарегистрировано им
2)
за 3 года?
1. от 1 до 3
2. не знаю
3. больше 3
4. нет свидетельств
2)
или с его участием
18 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
Подсчёт баллов для аспиранта
вариант ответа
вопроса а) б) в) г)
1 0 14 8 9
2 3 0 6 2
3 0 1 2 4
4 4 0 8 6
5 4 9 0 6
6 0 7 9 5
7 2 5 0 3
8 6 0 8 9
9 8 0 6 3
10 0 7 5 2
11 5 0 4 7
12 3 0 5 2
13 0 11 4 6
14 7 0 3 4
15 7 4 2 0
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 19
Результат подсчёта суммы баллов
для аспиранта
Сумма (S) Шансы
0 Вы случайно не перепутали аспирантуру
с акупунктурой?
0 < S 25 Защититься в т аких условиях
и с т аким «багажом» почти невозможно.
25 < S 39 Ваши шансы на защиту диссертации
очень малы.
39 < S 53 Шансы на защиту диссертации невелики.
53 < S 65 Шансы на защиту диссертации
чуть выше среднего.
65 < S 77 Шансы на защиту диссертации заметно
выше среднего.
77 < S 90 У Вас большие шансы на успешную защи-
ту.
90 < S 103 Вероятность успешной защиты
очень велика.
103 < S 116 Максимальные шансы защитить
диссертацию в срок.
S = 116 Стопроцентная защита вам гарантирована!
20 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
Подсчёт баллов для научрука
вариант ответа
вопроса а) б) в) г)
1 0 14 7 10
2 4 1 2 0
3 7 0 6 4
4 4 5 8 0
5 7 0 5 3
6 6 3 4 0
7 0 9 6 5
8 3 2 0 4
9 4 2 0 5
10 0 6 3 5
11 3 7 0 5
12 10 0 7 5
13 6 4 2 0
14 2 5 3 0
15 3 2 5 0
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 21
Результат подсчёта суммы баллов
для научного руководителя
Сумма (S) Шансы
0 Бегите скорей от такого руководителя!
0 < S 24 Вам практически ничего «не светит»
с таким руководителем.
24 < S 36 Шансы на защиту диссертации очень малы.
36 < S 48 Ваши шансы на защиту диссертации
не очень высоки.
S = 48 Вы ничего не знаете о своём руководителе!
48 < S 60 Шансы на защиту диссертации
чуть выше среднего.
60 < S 72 Шансы на защиту диссертации
заметно выше среднего.
72 < S 82 Большая вероятность успешной
защиты диссертации.
82 < S 92 Очень большая вероятность успешной
защиты в срок.
92 < S 103 Поздравляю! С таким руководителем
защита у Вас «в кармане».
22 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 2
Послесловие
Д
опустим, что вы подсчитали свои, а также «руководи-
телевы» баллы. Предположим, что вы, вместе о своим
научным руководителем, успешно прошли «тест». О чём это
говорит? Да ни о чём!
Жизнь, она гораздо сложнее всех напридуманных всяки-
ми «умниками» схем. И лишь 20–30% (по оптимистичным
оценкам) аспирантов-технарей доводят дело до своевремен-
ной защиты. Аспирант может успешно выполнить все тре-
бования «Положения об аттестации» и, тем не менее, не
защититься в срок. Так что же объективно мешает этой слав-
ной прослойке населения достойно завершить обучение в
аспирантуре и защититься в срок?
Причина 1. Отсутствие полноценного научного задела.
Почти никто из аспирантов не обсуждает такие вопросы, как
будущая тема, трактовка, направление исследований до по-
ступления в аспирантуру. А навыки научной работы приоб-
ретаются (или не приобретаются) уже с самого поступления
в вуз (при осмысленном обучении и дальновидном взгляде
на жизнь). Поэтому решение «Я хочу заниматься наукой» не
должно приниматься во втором семестре последнего курса.
Причина 2. Отсутствие полноценной мотивации. Дело
том, что большинство поступает в аспирантуру без намере-
ния защититься или, как минимум, без мыслей о защите,
которые то ли возникнут потом, то ли нет. Данная категория
товарищей искренне полагает, что в аспирантуре они спо-
койно смогут провести 2–2,5 года, ничего не делая. Причем
формального повода отчислить их не будет, так как диссер-
ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ 23
тацию раньше срока все равно никто не потребует, а систе-
матической учебы как таковой в аспирантуре нет.
Причина 3. Отсутствие профессионального руководства
со стороны научного руководителя.
Причина 4. Кто-то после поступления в аспирантуру
уходит с головой в работу либо другой вид деятельности, где
вырисовываются более привлекательные перспективы, чем
грызть гранит науки.
Причина 5. Женитьба (или замужество), а тем более по-
явление киндеров также зачастую ставят жирный крест на
учёбе в аспирантуре.
Причина 6. Лень-матушка и неорганизованность.
Причина 7 и т.п. Внезапные проблемы со здоровьем,
конфликт с руководителем, неудачный результат предвари-
тельной защиты и еще тысяча и одна причина.
Можно, конечно, на старости лет успокаивать себя фра-
зой: «Талантливые не защищаются не потому, что не могут,
а потому, что не хотят». Но это дела не меняет.
Практическая ситуация
Пять человек учились в аспирантуре, но так и не за-
щитили свои диссертации в срок. Первый просто бросил
аспирантуру на втором году обучения. Второй был отчислен,
поскольку фактически прекратил работу над диссертацией.
Ещё двух «зарубили» на предзащите, один из которых за-
щитился через несколько лет, а другой уже наверное нет.
Последний из этой великолепной пятерки забросил науку по-
сле того, как его лишили места в общежитии.
Вот так как-то...
А для тех, кто хочет ответить на вопросы в интернете:
http://www.piohelp.ru/myfiles/testhtm/aspirant.html
http://www.piohelp.ru/myfiles/testhtm/nauchruk.html
Содержание
Шансы на защиту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
15 ВОПРОСОВ лично к аспиранту . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
15 ВОПРОСОВ о любимом научном руководителе . . . . . . . . . 12
Подсчёт баллов для аспиранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Результат подсчёта суммы баллов для аспиранта . . . . . . . . . . . 19
Подсчёт баллов для научрука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Результат подсчёта суммы баллов для научного руководителя . . . 21
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Яндекс.Метрика