22 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК № 2
Послесловие
Д
опустим, что вы подсчитали свои, а также «руководи-
телевы» баллы. Предположим, что вы, вместе о своим
научным руководителем, успешно прошли «тест». О чём это
говорит? Да ни о чём!
Жизнь, она гораздо сложнее всех напридуманных всяки-
ми «умниками» схем. И лишь 20–30% (по оптимистичным
оценкам) аспирантов-технарей доводят дело до своевремен-
ной защиты. Аспирант может успешно выполнить все тре-
бования «Положения об аттестации» и, тем не менее, не
защититься в срок. Так что же объективно мешает этой слав-
ной прослойке населения достойно завершить обучение в
аспирантуре и защититься в срок?
Причина 1. Отсутствие полноценного научного задела.
Почти никто из аспирантов не обсуждает такие вопросы, как
будущая тема, трактовка, направление исследований до по-
ступления в аспирантуру. А навыки научной работы приоб-
ретаются (или не приобретаются) уже с самого поступления
в вуз (при осмысленном обучении и дальновидном взгляде
на жизнь). Поэтому решение «Я хочу заниматься наукой» не
должно приниматься во втором семестре последнего курса.
Причина 2. Отсутствие полноценной мотивации. Дело
том, что большинство поступает в аспирантуру без намере-
ния защититься или, как минимум, без мыслей о защите,
которые то ли возникнут потом, то ли нет. Данная категория
товарищей искренне полагает, что в аспирантуре они спо-
койно смогут провести 2–2,5 года, ничего не делая. Причем
формального повода отчислить их не будет, так как диссер-