"Как написать научную статью за 15 минут"


 

2. Начало

 

  •  Построение плана

  •  Выбор журнала

  •  Унифицированные требования

  •  Инструкции для авторов

  •  Авторство

  •  Порядок следования имен авторов

  •  ''Подарочные'', ''призрачные'' и ''приглашенные'' авторы

  •  Вклад

  •  Благодарности

 


«... Исаак Ньютон всегда с большой неохотой публиковал свои
результаты и ставил под ними своё имя. Значительно позже,
и гораздо менее известный, Юрий Стручков отправлял в печать
новую статью каждые 3,9 дня в течение 10 лет»

Drummond Rennie

 

Цель этого раздела состоит в том, чтобы понять как:

•  составить план статьи;
•  выбрать соответствующий журнал;
•  подготовить статью в правильном формате;
•  принять решения об авторстве;
•  решить, кто внёс вклад в вашу работу;
•  решить кому нужно принести благодарности.

 

Журнальные статьи являются самой важной частью библиографии учёного, потому, что в них изложены результаты его оригинальных исследований. Чтобы вашу статью опубликовали, она должна быть построена соответствующим образом и удовлетворять принятым стандартам. Если ваше исследование представляет интерес для других, то вы должны попытаться ознакомить с вашими результатами как можно больше людей.

...

 

Построение плана

...

Построение статьи – вещь достаточно простая, если начать с некоторого плана в уме. Ваша задача становится не такой страшной, как могло бы показаться, если при написании статьи использовать шаблон и логически упорядочивать свои мысли. Также нужно следовать некоторым простым правилам при составлении плана рукописи и написании параграфов и предложений. При этом важно не допустить, чтобы статья начала разрастаться и сворачивать не в ту сторону.

...

При написании статьи вы не должны забывать о потенциальной аудитории, для которой вы её пишете. Редактор и внешние рецензенты журнала – единственные люди, которых вы должны поразить, чтобы вашу статью опубликовали, поэтому пишите, ориентируясь, в первую очередь, на них. Если они решат, что вашу работу стоит опубликовать, то и научная аудитория, внимание которой вы хотите привлечь, будет думать также.

...

Практически все авторы имеют доступ к компьютеру с программами для работы с текстами, что может существенно ускорить процесс написания. Однако, в отсутствие чёткого плана статьи, известный подход "вырезал–вставил" зачастую приводит к ненужному и непродуктивному перетасовыванию текста. Помочь избежать этого может создание тщательной структуры статьи в самом начале работы.

...

Некоторые авторы предпочитают записывать всё вручную, особенно на начальной стадии написания статьи.

...

Если вы пишите статью на компьютере, то важно использовать весь имеющийся у вас технический арсенал. Заголовки и колонтитулы могут использоваться для разметки статьи, нумерации страниц и указания времени внесения поправок.

...

Умелое применение подобных приёмов при работе над статьёй является профессиональным и эффективным с точки зрения рационального использования времени.

Но ещё до того, как вы коснётесь клавиатуры, или возьмёте в руки ручку, вам необходимо обсудить со своими соавторами те вопросы, на которые в вашей статье будет дан ответ. В идеале, вам следовало бы выбрать конкретный журнал, в котором вы собираетесь публиковаться, и ознакомиться с соответствующими "Инструкциями для авторов". Вот после этого можно начинать.

Сначала нужно создать документ, вставляя заголовки и подзаголовки, которые вы будете использовать. Сформировав каркас, в котором будут собраны ваши цели, методы, результаты и мысли, вы увидите, что весь ваш материал расставлен по нужным местам. На рис. 1 показана схема объединения материалов статьи и её развитие от начального плана до конечного документа.

 

Рис. 2.1. План написания статьи

 

При написании первого варианта черновика наилучшим подходом является принцип "разделяй и властвуй".

...

В большинстве журналов сообщение о полученных результатах обычно представлено в формате IMRAD. Поэтому начните, поместив "Введение" в начале первой страницы, "Методы" в начале следующей, "Результаты" в начале следующей, и так далее. После этого можно приступать к наполнению каждого из разделов. Но делать это лучше, начав с самых простых разделов, а именно с "Методов" и "Результатов".

Определитесь предварительно с объёмом и содержанием каждого раздела. Статья не должна быть больше 2000-2500 слов, которые в черновом варианте займут 8-10 страниц через два интервала. В некоторых журналах существует ограничение по объёму в виде четырёх или шести страниц для опубликованной версии статьи, включая таблицы и рисунки.

В табл. 2.1 показан объём, который должен занимать в среднем каждый раздел чернового варианта статьи.

 

Таблица 2.1. План чернового варианта статьи

Раздел

Вопрос, на который нужно дать ответ

Цель

Предполагаемый объем (формат A4, шрифт кегль 10-12, интервал 1,5)

"Введение"

Зачем вы предприняли это исследование?

Четко резюмировать смысл вашего исследования и изложить его цели

1 страница

"Методы"

Что сделано?

Достаточно подробно изложить ход исследования для того, чтобы его можно было бы повторить

2-3 страницы

"Результаты"

Что получено?

Описать результаты исследования с использованием анализа данных, позволяющего дать ответ на поставленные в работе цели

2-3 страницы

Таблицы и рисунки

Что показывают полученные результаты?

Разъяснить полученные результаты

3-6 таблиц или рисунков

"Обсуждение"

Что же все это означает?

Интерпретировать полученные вами результаты в контексте других литературных источников и описать их возможное влияние на данную область исследований

2-3 страницы

Список литературы

Кто еще провел важную работу в вашей области исследований?

Процитировать наиболее подходящие и самые последние по времени источники

20-35 ссылок

Весь документ

 

 

12–20 страниц

 

Не планируйте написать больше, чем нужно. Все журналы отличаются своими требованиями, однако лишь небольшое число статей было отвергнуто из-за их малого объёма.

Помните, что попытка написать всё, что вы знаете, на 30 или 40 страницах, а затем самостоятельно сокращать этот объём до требуемого журналом, или просить рецензентов сделать это за вас, неэффективна и не даст нужного результата. Возможно, что подобный подход будет способствовать развитию вашего творческого потенциала и выработке всестороннего взгляда на проблему. Однако, вряд ли это целесообразно при изложении полученных вами результатов; подобный подход только отнимает ваше время и время рецензентов.

Помните, что ваша цель при написании научной статьи состоит в ответе на конкретный вопрос или решении конкретной задачи исследования. Вы должны объяснить причины, почему вы провели своё исследование, изложить методы и соответствующие данные, достаточные для его повторения, а также дать свои объяснения полученным результатам. Попытайтесь не сворачивать с этого пути. Читателям вашей статьи не нужно знать абсолютно всё, что знаете о предмете исследований вы.

Написание научной статьи – это не соревнование между специалистами по полноте охвата какой-либо темы. Вы должны ограничиться описанием только той информации, которая необходима читателям, желающим узнать о полученных вами результатах.

...

 

Выбор журнала

...

Как только вы решили написать статью, нужно выбрать журнал, в который вы хотите её направить.

...

Первый вопрос, который нужно себе задать – к какой аудитории вы хотите обратиться.

...

Важно также решить, хотите ли вы опубликоваться в относительно новом журнале или в известном журнале; в журнале, который выходит еженедельно, ежемесячно, или ежеквартально.

...

Новые журналы примут вашу статью с бо́льшей вероятностью, но у них зачастую низкий импакт-фактор и, возможно, ограниченное распространение. Поэтому ваша статья, скорее всего, не достигнет широкой аудитории. С другой стороны, опубликоваться в авторитетных и уважаемых журналах гораздо сложнее. К тому же между приёмом вашей статьи и её опубликованием в таком журнале может пройти много времени. Однако, журналы с высоким импакт-фактором с гораздо бо́льшей вероятностью будут прочитаны людьми, которые являются экспертами в вашей области и обладают несомненным авторитетом. Если вы отправляете статью в авторитетный журнал, то она, весьма вероятно, может быть отвергнута. Но даже в этом случае вы сможете ознакомиться с мнениями о вашей статье, которые позволят вам улучшить свой материал.

...

Большинство авторитетных журналов издает только от 10 до 50% поступивших к ним статей.

...

Некоторые полезные соображения относительно того где издавать, приведены в Блоке 2.1.

Блок 2.1. Выбор журнала для опубликования статьи

○  Используйте опыт публикаций в своём коллективе.
○  Просмотрите журналы по вашей специальности.
○  Выберите издание, соответствующее содержанию вашей статьи.
○  Насколько ваш подход к исследованию соответствует журналу?
○  Подходит ли тема вашей статьи целевой аудитории?
○  Узнайте импакт-фактор и индекс цитирования журнала.
○  Престижен ли журнал и какова вероятность приёма материала?
○  Оцените предполагаемое время до момента опубликования.
○  Реально взвесьте свои шансы опубликоваться в этом журнале.
○  Не паникуйте в случае, если вашу статью не приняли.
○  В случае отказа выберите другой журнал.

 

Лучше всего выбрать три или четыре заинтересовавших вас журнала, и ранжировать их в порядке авторитета и конкурентоспособности. Это поможет вам решить, хотите ли вы направить свою статью в журнал с высоким рейтингом, где велика вероятность того, что вашу статью не опубликуют, но если опубликуют, то это безусловно будет способствовать повышения вашего авторитета как учёного. И, наоборот, вы можете отправить свою статью в тот журнал, где ваш шансы опубликоваться достаточно велики. Но одно можно сказать определённо – вы никогда не опубликуетесь в престижном журнале, если не будете посылать туда свои статьи.

Чтобы вашу статью гарантированно опубликовали, в ней должны быть новые результаты исследований, которые важны и интересны для потенциальных читателей.

...

Однако, независимо от журнала, ваша статья всегда должна быть простой для понимания как внешними рецензентами, так и потенциальной аудиторией.

...

С другой стороны, если у вас отсутствует чёткая идея, которую бы вы хотели донести до читателей, а решаемая задача и полученные для её решения данные важны и интересны только вам, то следует дважды подумать, прежде чем начинать писать статью.

Выбор журнала поможет определиться со стилем и форматом, в котором вы будете писать. Это, в свою очередь, поможет избежать ненужного разочарования и лишней траты времени, когда потребуется внести изменения в саму статью и оформление цитирования литературных источников для другого журнала. Чем раньше вы выберете журнал, тем быстрее можно будет начать форматировать статью в нужном стиле.

...

Исследование, проведённое в Стэнфордском университете, показало, что к числу важных факторов, которые влияют на решение о выборе журнала, относятся научный авторитет этого журнала, факт издания статей по конкретной тематике, а также интересы читателей. Однако существуют и другие, более практические моменты, например, вероятность приёма статьи, длительность цикла обработки, тираж, наличие предыдущих публикаций и рекомендации коллег. В конечном счете, решение о том, куда посылать статью будет основано на многих факторах. Поэтому, принимая решение, вы должны будете учесть советы ваших товарищей и соавторов.

 

Унифицированные требования

...

Унифицированные требования – это ясные и краткие инструкции для авторов о том, как подготовить рукопись для отправки в журнал, и какой стиль принять. Некоторые из таких требований приведены в Блоке 2.2. В случае, если ваша статья будет принята для опубликования, редактор может, в конечном счете, изменить ваш стиль. Однако, независимо от стиля издания, большинство журналов требуют, чтобы статьи удовлетворяли стандартным унифицированным требованиям.

Блок 2.2. Примеры некоторых унифицированных требований для рукописей

•  Двойной межстрочный интервал во всей рукописи.
•  Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля не менее 25 мм.
•  Необходимо соблюдать следующую последовательность: титульная страница, аннотация, ключевые слова, текст статьи, благодарности, список литературы, таблицы, подписи к рисункам.
•  Текст должен быть разбит на разделы "Введение", "Методы", "Результаты" и "Обсуждение". Каждый раздел начинается с новой страницы.
•  Каждая таблица должна быть на новой странице.
•  Иллюстрации и рисунки должны иметь заданные в Требованиях размеры и разрешение.
•  Иллюстрации и рисунки должны быть подписаны на обороте с указанием имени автора (авторов) и номера рисунка.
•  Если требуется, то приложите разрешение на воспроизведение ранее изданного материала или использование иллюстраций (фотографий).
•  Приложите форму о передаче авторского права.
•  Представьте требуемое количество бумажных копий статьи.
•  Если требуется, то представьте электронный носитель с копией статьи, с указанием имени автора (авторов), названия файла и его формата.
•  Сохраните точную копию всего, что вы отправляете в журнал.

 

Инструкции для авторов

«Основное правило для желающих опубликовать статью в журнале
состоит во внимательном прочтении Инструкций для авторов.
К сожалению, лишь немногие это делают добросовестно.
Поэтому не исключено, что, отправив статью, в которой только введение
состоит из 400 слов, вы будете неприятно удивлены тем, что в журнал
принимают статьи объёмом не более 600 слов»

Richard Smith

Хотя многие журналы требуют от представляемых статей соответствия унифицированным требованиям, в каждом журнале имеются свои собственные Инструкции для авторов, которые размещаются на сайте или в печатной версии журнала. Иногда Инструкции публикуются только один или два раза в год, например, в январе и/или июле.

...

Как только вы решили, куда отправлять свою статью, вам нужно внимательно прочитать Инструкции для авторов, отметить все важные моменты, а затем снова тщательно перечитать. Помимо того, что статьи должны соответствовать унифицированным требованиям, у каждого журнала зачастую имеются свои требования, например, число копий представляемой статьи, использование сокращений, применение словаря для проверки правописания, максимальный объём статьи, стиль оформления ссылок на литературные источники, и т.д.

Всё то время, которое вы потратите на форматирование статьи до момента её отправки в журнал, будет потрачено не зря. Если ваша статья будет точно соответствовать рекомендациям журнала, то она будет воспринята редактором с бо́льшей благосклонностью. Это гарантирует, что она будет быстро, без лишней задержки, обработана. Если вы проигнорируете рекомендации, то вашу рукопись могут вернуть вам, даже не отправляя внешнему рецензенту, что приводит к ненужной задержке и потраченному впустую времени.

Большинство статей можно сократить без ущерба для их содержания. В некоторых журналах статью, превышающую установленный объём, могут вернуть авторам ещё до отправки на рецензию с просьбой сократить её. Но даже если такая статья уже отправлена рецензенту, то она может быть, в конечном счете, отвергнута исключительно из-за превышения установленного объёма, независимо от её научного содержания. Сокращение статьи в соответствии с установленными журналом требованиями не должно быть слишком обременительным. Если вам сложно сократить собственно текстовую часть, то проанализируйте:

...

Стоит также рассмотреть, нельзя ли сократить разделы "Введение" и "Обсуждение результатов". Сокращая слова, предложения и параграфы по тексту, всегда можно уменьшить объём статьи без ущерба для её основной идеи.

 

Авторство

«Есть некое противоречие в том, чтобы сначала согласиться на соавторство
в статье, а затем – ссылаться на незнание и изображать из себя потерпевшего,
когда возникает полемика относительно приведенных в статье данных»

P. de Sa Sagar

Авторство позволяет напрямую связать ваше имя с результатами вашего исследования. Многие учёные получают личные и профессиональные награды за свою исследовательскую деятельность вообще, и свои публикации, в частности. Персональное авторство приносит не только личное удовлетворение, но также способствует карьерному росту в тех случаях, когда для этого важно число публикаций. Количество опубликованных статей и уровень журнала часто используется для оценки исследовательской репутации и достижений, а также является критерием для организаций, выделяющих гранты на проведение исследований. Именно поэтому мало кто из учёных упускает возможность стать соавтором статьи.

С учётом всего этого, принятие решения о составе авторов может быть самым чувствительным моментом при написании статьи. Вот почему были разработаны стандартные критерии для определения авторства. Независимо от используемых критериев, авторство всегда должно связываться с идентифицируемым вкладом в работу.

...

Решение о составе авторов статьи и порядке их имен целесообразно принять ещё до того, как вы приступите к написанию статьи, или, что ещё лучше до того, как начнёте само исследование. Такое решение, принятое на раннем этапе, как правило, приводит к меньшим проблемам в будущем, чем решение, принимаемое значительно позже.

...

Безусловной ошибкой будет откладывание решения об авторства в надежде, что любые конфликты разрешатся сами собой, по взаимному согласию.

Лучше всего вопрос об авторстве решается с использованием стандартных рекомендаций, а не случайного подхода или личной приязни. Многие исследовательские группы используют широко известные Ванкуверские (Vancouver) рекомендации, приведенные в Блоке 2.3. Эти рекомендации были разработаны с использованием большого опыта нескольких главных редакторов журналов, и имеют цель избежать практики т.н. "почётного" и "безответственного" авторства. Многие журналы просят, чтобы авторы следовали этим рекомендациям.

Блок 2.3. Ванкуверские рекомендации в отношении авторства статей

Каждый из авторов должен участвовать в работе в достаточной степени для того, чтобы нести полную ответственность за её содержание. Фамилии авторов в общем списке должны появляться только при выполнении следующих условий:

а)  внесение существенного вклада в концепцию статьи, её содержание или анализ и интерпретацию полученных данных;

б)  написание чернового варианта статьи или внесение существенных изменений в содержательную часть её содержания;

в)  окончательное одобрение варианта, который будет опубликован.

Все три условия а), б) и в) должны быть выполнены. Ответственность за любую часть статьи, важную с точки зрения её основных выводов, должна лежать, по крайней мере, на одном из авторов. Редакторы журналов могут потребовать от авторов доказать справедливость распределения авторства статьи.

 

Несмотря на настоятельные рекомендации по использованию этих указаний, многие исследовательские группы на практике ими не пользуются, считая, что они носят слишком ограничительный характер. Было также предложено, чтобы рекомендации об авторстве не навязывались извне, а были разработаны внутри коллектива опытными исследователями вместе со всей группой. Поскольку Ванкуверские рекомендации требуют, чтобы авторы соответствовали всем трём критериям, а не одному или двум, они могут подтолкнуть исследователей к завышению вклада своих коллег, возможно с целью своего карьерного роста. Принято считать, что участие только в получении финансирования, сборе данных или общем руководстве исследовательской группы не является основанием для включения в состав авторов. Однако Ванкуверские рекомендации не решают проблемы тех исследователей, которые внесли свой вклад в работу, но чьи имена не включены в состав авторов статьи.

Решение о том, где провести "линию водораздела" в отношении авторства, может быть спорным в тех исследованиях, в которых большое количество людей вносит свой конкретный вклад; при этом большие исследовательские группы часто решают, что соответствия только одному или двум из Ванкуверских критериев будет достаточным. Подобный подход означает, что те члены исследовательской группы, которые проходят в ней обучение или стажируются, не должны быть исключены из состава авторов. Кроме того, при планировании нескольких публикаций по результатам одного и того же исследования, аспиранты или студенты могут быть включены в качестве авторов, по крайней мере, в одну из статей, в которую они смогут внести свой интеллектуальный вклад. Это дает неоценимую возможность совместить учёбу и стать одним из авторов статьи вместе со всем исследовательским коллективом.

...

На рис. 2.3 показан алгоритм действий, по которому могут решаться некоторые из важных вопросов, касающихся авторства, благодарностей и выбора журнала.

Авторство статьи

Рис. 2.3. Алгоритм действий до начала написания статьи

 

Первый автор всегда несёт ответственность за формирование статьи в целом. Кроме того, именно первый автор, взаимодействуя с соавторами, принимает решение о главных целях статьи. До этого статью лучше не начинать. Первый автор также несёт ответственность за проведение эксперимента или анализ данных, и гарантирует, чтобы полученный результаты были правильно представлены и интерпретированы. Обязанности соавторов показаны в Блоке 2.4. На практике, каждый автор должен, при необходимости, суметь достойно представить результаты, защитить выводы и обсудить недостатки исследования перед профессиональном исследовательском сообществом и общественностью. Эти обязательства защищают соавторов и препятствуют раздаче "подарков" авторам, поскольку ни один исследователь не должен связывать своё имя с результатами, о которых он имеет слабое представление.

В список соавторов исследовательской группы могут входить, например, те, кто проводят статистический анализ, администратор базы данных, библиотекарь, координатор исследования, руководитель студентов.

Блок 2.4. Обязанности авторов и соавторов

Первый автор
○  Несёт основную ответственность за все аспекты опубликования статьи.
○  Проводит или руководит анализом данных, и интерпретирует результаты.
○  Пишет статью, консультируясь с соавторами.
○  Хранит оригинал документа.
○  Отправляет статью в журнал и ведет переписку с редактором и рецензентами.
○  Несёт ответственность за архивацию и документирование всех данных и файлов.

Соавторы
○  Принимают на раннем этапе решение о целях статьи.
○  Отслеживают статью с учётом полученных замечаний.
○  Вносят интеллектуальный вклад в анализ данных.
○  Вносят свой вклад в интерпретацию результатов.
○  Просматривают и вносят коррективы в каждый вариант статьи.
○  Несут общую ответственность за содержание статьи и её результаты.

 

В Блоке 2.5 показан тот возможный вклад, который члены группы могут внести в статью. Независимо от места в списке авторов, соавторы всегда несут этическую и профессиональную ответственность за содержание статьи. Таким образом, в состав авторов могут быть включены только те, кто в достаточной мере участвовал в научно-исследовательской работе, чтобы взять общую ответственность за содержание статьи. Как только список авторов составлен, необходимо определиться с ролью каждого из соавторов, и работой, которую они проделают при написании статьи. Каких-либо формальных рекомендаций на этот счет не существует, поэтому вы должны будете договариваться об этом с каждым из соавторов.

Блок 2.5. Примеры интеллектуального вклада в статью

○  Концепция и план исследования.
○  Формирование и сбор данных.
○  Библиотечный поиск и подбор необходимой литературы.
○  Администрирование базой данных.
○  Анализ и интерпретация данных.
○  Написание и критический обзор статьи.
○  Руководство написанием статьи студентом.

 

Число авторов лучше ограничить теми, кто внёс реальный научный вклад. Хотя за последние годы появилась тенденция к увеличению числа авторов журнальных статей, состав из четырёх или пяти авторов, как правило, является оптимальным. Ограничение числа авторов может быть особенно важно для аспирантов, претендующих на получение учёной степени, и тех, кто внёс существенный вклад в их статьи. Меньшее число авторов также помогает избежать "распыления" ответственности, которую каждый автор статьи берёт на себя. На практике нужны серьёзные основания для включения в состав авторов более четырех человек. Кроме того, в целом ряде журналов существуют пределы по количеству авторов статьи (от 7 до 12). Предлагаемое максимальное число авторов для некоторых типов изданий приведено в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3. Предлагаемое максимальное число авторов

Тип издания

Предлагаемое максимальное число авторов

Журнальные статьи

8-9

Письма

4-5

Обзоры

3-4

 

Есть данные о том, что среднее число авторов журнальных статей выросло с 2,2 в 1975 до 4,5 в 1995, при одновременном, непропорциональном, увеличении числа профессоров и ведомственных руководителей среди авторов.

...

В некоторых журналах авторов просят подтвердить, что они следовали Ванкуверским критериям при представлении статьи, при этом многие журналы включают эти критерии в свои "Инструкции для авторов". Чтобы избежать проблем с авторством, исследовательским группам следует разработать свою внутреннюю политику в отношении критериев авторства, которая бы регулярно обсуждалась и обновлялась в ходе обсуждений.

...

Поскольку авторство является серьёзной проблемой, во многих журналах статью не будут даже рассматривать без подписей всех авторов. В большинстве журналов также требуют декларации конкурирующих интересов от авторов и участников. Например, в Инструкциях для авторов одного из журналов предлагается, чтобы авторы использовали следующую формулировку:

«Заявляю, что я участвовал в [здесь перечисляется вклад, внесённый в исследование, например, разработку плана, его осуществление или анализ] посредством ..., и коллеги уполномочили ..., а также что я просмотрел и одобрил конечный вариант статьи»

Было бы также неплохо добавить следующую формулировку:

«... также заявляю об отсутствии любого конфликта интересов в связи с этой статьей, если другое не указано в сопроводительном письме редактору».

 

Порядок следования имен авторов

...

Дополнительной проблемой при установлении авторства может быть порядок, в котором соавторы перечисляются. Первым автором всегда идет человек, который пишет статью и координирует группу соавторов. Последним в списке идет обычно старший член группы, который, например, выдвинул идею исследования и/или обеспечил его финансирование. Общепринято, чтобы авторы между первым и последним были ранжированы в порядке, отражающем их вклад в статью. Однако многие не соглашаются с этим подходом. В некоторых статьях, последним автором может быть человек, внесший наименьший интеллектуальный вклад.

...

В некоторых случаях, список авторов бывает чрезвычайно большим, когда это обусловлено необходимостью отразить, например, международное сотрудничество при проведении исследований.

...

При использовании Ванкуверского правила о "цитировании шести", рекомендующего перечислять только первых шесть авторов с последующим "и др.", многие авторы предпочитают находиться как можно выше в списке авторов.

...

В попытке разрядить конкуренцию за авторство, для оценки достижений (послужного списка) исследователей были выдвинуты различные предложения для более справедливого расчета "публикационных эквивалентов". Некоторые предложения включают деление ранга автора в списке авторов на сумму рангов всех авторов, деление каждого публикационной единицы на число авторов, или приписывание соотношения производительности каждому автору. Эти системы, которые фактически уменьшают публикационную единицу до дроби, снижающейся при росте числа авторов, подталкивают к минимизации числа соавторов. Однако, ирония состоит в том, что стремление минимизировать списки авторов противоречит современной тенденции университетов и организаций, выделяющих гранты, укреплять сотрудничество между различными исследовательскими группами.

Некоторые из исследовательских групп самостоятельно формируют свою собственную политику для определения авторства.

...

Один из существующих подходов подтверждает Ванкуверские рекомендации в отношении определения авторства, но включает алгоритм распределения очков при оценке конкретного вклада в научно-исследовательскую работу (см. Блок 2.7).

Блок 2.7. Система кредитных очков для принятия решения

Алгоритм определения кредитов в ходе НИР

Начальный этап
Идеи + обзор литературы + гипотеза + заявка на грант

Экспериментальный этап
Разработка приборов + эксперимент + проверка

Этап реализации
Управление и ключевые работники

Этап анализа
План анализа + план статьи + написание чернового варианта + написание окончательного варианта + рецензии

Количество очков для включения в состав авторов

Один автор статьи

Два автора статьи
     первый
     второй

Три автора статьи
     первый
     второй
     третий

Четыре автора статьи
     первый
     второй

Очки


3


2


1


4






10


6
4


5
3
2


5
2 и т.д.

 

Без каких-либо стандартных критериев при составлении списка авторов, признаваемых во всем мире, любая система будет несправедливой.

...

 

"Подарочные", "призрачные" и "приглашенные" авторы

...

" Подарочное" авторство встречается в тех случаях, когда среди авторов оказывается имя человека, не внёсшего никакого интеллектуального вклада в статью.

Зачастую этот тип авторства процветает из-за того, что и реальный и "подарочный" авторы получают нечто от подобного взаимодействия. Авторитетные "подарочные" авторы часто появляются в списке только потому, что они как бы придают статье некую "весомость". "Подарочный" автор может повысить престиж статьи, будучи включенным в состав её авторов.

Многие исследователи цитируют известных и уважаемых авторов, думая, что это облегчит публикацию результатов "совместной" работы, или поспособствует их собственной карьере. Однако подобная практика чревата скандалом, когда результаты журнальной статьи оказываются необоснованными. Поэтому, начальников или авторитетных учёных не следует включать в число соавторов, если они не внесли никакого научного вклада в статью, и не в состоянии взять на себя ответственность за её содержание. И, уж конечно, не стоит включать "подарочных" авторов только из-за того, что "все так делают".

С другой стороны, "призрачное" авторство отражает существующую практику, когда из списка авторов исключаются люди, которые внесли большой вклад в статью.

...

Профессиональные "авторы-призраки" участвуют в написании статей, в авторский список которых включаются участники эксперимента или "приглашенные" авторы, не занимавшиеся анализом данных или подготовкой рукописи.

...

Хотя "приглашенные" авторы могут ознакомиться с окончательным вариантом рукописи, они, как правило, просматривают статью лишь поверхностно, поскольку не имеют для этого достаточно времени. Полагая, что наука должна базироваться на принципах справедливости и доверия, нужно любой ценой избегать практики "подарочного" и "призрачного" авторства.

 

Вклад

«Если вы не делали эту работу, то не ставьте под ней своё имя.
Но если вы указали своё имя среди авторов статьи, то вы попали на крючок»

C.F. Wooley

Вопрос о том, указывать ли и каким образом, тех, кто внес вклад, кроме авторов статьи, и нужно ли это каким-либо образом отмечать, продолжает обсуждаться. Эта проблема становится особенно острой в случае проведения исследований несколькими организациями (особенно международными). В Блоке 2.8 приведены примеры конкретного вклада при написании обзорной статьи.

 

Блок 2.8. Пример вклада при написании обзорной статьи

○  Формулировка идеи обзора.
○  Составление плана обзора.
○  Координация обзора.
○  Сбор данных для обзора.
    •  Разработка стратегии поиска.
    •  Проведение поиска.
    •  Сортировка результатов поиска.
    •  Организация поиска журнальных статей.
    •  Сортировка найденных журнальных статей в соответствии с критериями включения.
    •  Оценка качества журнальных статей.
    •  Реферирование данных из журнальных статей.
    •  Запрос авторами журнальных статей о дополнительной информации.
    •  Предоставление дополнительных данных о журнальных статьях.
    •  Получение и сортировка данных о неопубликованных исследованиях.
    •  Обработка данных для обзора.
    •  Ввод данных.
○  Анализ данных.
○  Интерпретация данных.
    •  Оценка методологической перспективы.
    •  Оценка научной перспективы.
    •  Оценка стратегической перспективы.
    •  Оценка потребительской перспективы.
○  Написание обзора.
○  Общие советы по обзору.
○  Обеспечение финансирования обзора.
○  Выполнение предыдущей работы, которая стала основой данного исследования.

 

Благодарности

«Во что бы то ни стало, отдайте должное секретаршам, жёнам
или мужьям, любовникам и родителям – но только не в рукописи»

Alastair Spence

Решение о том, кому официально выразить признательность в написанной статье, требует почти такого же тщательного рассмотрения, как и решение о списке авторов и их вкладе, хотя используемые при этом критерии менее спорны. Некоторые моменты, которые обычно получают подтверждение, описаны в Блоке 2.9.

 

Блок 2.9. Вклад в статью, являющийся основанием для выражения признательности

○  Общая поддержка руководителем отдела или организации.
○  Техническая помощь, лабораторная работа и сбор данных.
○  Вклад студентов, стажеров и научных сотрудников.
○  Предоставление клинических данных о пациентах.
○  Помощь при статистической обработке, создании графических иллюстраций, или поиске литературы.
○  Критический обзор черновых вариантов статьи.
○  Финансовая поддержка грантодателей, компаний по производству оборудования и т.д.
○  Материальные интересы, которые могут вызвать конфликт сторон.

 


                    СОДЕРЖАНИЕ                    


"Как написать научную статью за 15 минут"
© ПАТ-Инфо, , 2015

invisible bottom strip
Яндекс.Метрика