"Как написать научную статью за 15 минут"


 

3. Написание статьи

 

  •  Аннотация

  •  Введение

  •  Методы

  •  План исследования

  •  Результаты

  •  Интерпретация результатов

  •  Золотые правила для представления чисел

  •  Таблицы

  •  Рисунки и графики

  •  Обсуждение

  •  Итоговые рекомендации

 


...

Цель данной главы состоит в том, чтобы понять как:

•  упорядочить имеющийся материал;
•  написать лаконичную аннотацию;
•  написать эффектное введение;
•  описать методы вашего исследования таким образом, чтобы другие могли его повторить;
•  подробно описать ваши результаты;
•  сделать обсуждение результатов значимым и интересным.

 

Когда вы пишете статью в журнал, логично было бы начать с написания разделов "Методы" и "Результаты". Введение и обсуждение можно собирать из кусочков в процессе работы, а в конце вам нужно будет спрессовать всё это в аннотацию. Далее описывается подход к написанию всех разделов статьи. Однако эти разделы могут быть написаны не обязательно в том порядке, в котором они будут расположены в окончательном варианте статьи.

 

Аннотация

«Самый быстрый способ сделать многое состоит в том,
чтобы делать сразу только одно»

Samuel Smiles (1812-1904)

Написанию аннотации статьи следует уделить особое внимание. Аннотация необходима для того, чтобы изложить сжатую, буквально в нескольких словах, историю ваших результатов, которые вы приводите в статье.

...

В этом разделе статьи нужно представить только самые интересные и самые важные части вашей работы. Люди не читают статьи целиком, если их не интересует данная тема, а многие принимают решение о том, читать им всю статью или нет, только после ознакомления с аннотацией.

Аннотация должна быть организована следующим образом: сначала идет изложение целей исследования, затем – план исследования и используемые методы. После этого в статье приводятся основные результаты, включая конкретные данные и их статистическое значение. И, наконец, – выводы и интерпретация результатов.

Для того чтобы аннотация содержала всю необходимую информацию, многие журналы требуют, чтобы вы структурировали её определенным образом. Например, возможна следующая структура аннотации: цели, план, установка, участники, основные измеряемые величины, результаты и выводы. В других журналах, аннотация включает в себя цели, методы, результаты и выводы.

...

Когда вы работаете над аннотацией, отдельно выпишите самые короткие и важные предложения, объедините их в аннотацию, а затем посчитайте общее количество слов. Аннотации всегда выигрывают от сокращения слов. Важно строго придерживаться заданного объёма аннотации. В некоторых журналах, которые очень высоко оцениваются в научных кругах, например, Science и Nature, существует ограничение для аннотаций – не более 100 слов. Обычный объём аннотации, как правило, составляет не более 250 слов. Но даже если этот верхний предел не оговорен, постарайтесь его не превышать.

...

Если вы самостоятельно не можете сократить аннотацию, попросите кого-нибудь сделать это за вас. Ваши коллеги могут оказаться более объективными и безжалостными в отношении написанного вами материала, чем вы сами.

 

Введение

...

Введение должно быть коротким и привлекающим внимание: необходимо объяснить читателю, зачем вы провели свое исследование. Лучшие образцы Введения занимают одну страницу. В сущности, этот раздел должен быть скорее кратким, чем многословным, а его структура призвана обеспечить переход от широкой перспективы к конкретной цели, как это показано на рис. 3.

Шаблон Введения

Рис. 3.1. Шаблон Введения

 

Первый абзац должен содержать очень краткое изложение текущего состояния в вашей области исследований. Он должен прямо привести ко второму абзацу, в котором подводится итог того, что было сделано другими в этой области, какие недостатки выявлены к настоящему времени, и на какие вопросы пока ещё нет ответа. Это, в свою очередь, приводит к последнему параграфу, который должен ясно объяснить, что сделали вы, и почему. Такая последовательность является вполне логичной и открывает хорошую возможность рассказать о своей истории.

С точки зрения написания статьи, Введение может оказаться одной из самых трудных её частей, но использование описанного выше подхода поможет вам сосредоточиться на том, каким образом начать, и что вы конкретно хотите сказать. Большинство читателей хочет быстро разобраться в том, что же представляет собой ваша работа.

...

Большим подспорьем, особенно для первого вводного предложения, являются тематические или шаблонные предложения.

...

Введение это тот раздел, в котором читатели хотели бы найти точный ответ на вопрос, зачем вы провели своё исследование. Вместе с тем, среди читателей найдется мало желающих вчитываться в одно или двухстраничную "эпопею", посвящённую вашей области исследований.

Во Введении не нужно приводить анализ всей имеющейся в вашем распоряжении литературы. Хотя вам всё равно придется найти и прочитать её при подготовке материала для написания своей статьи.

Оценивая найденный материал, важно отбраковать слабые с научной точки зрения исследования и использовать данные только самых подробных и корректных исследований. В идеальном случае, ещё до того как вы начнёте исследование, нужно провести тщательный обзор литературы, а затем обновлять его в процессе работы. Это окажет вам неоценимую помощь при написании хорошего Введения.

Постарайтесь не включать во Введение излишний объём информации. Лучше вынесите это в раздел "Обсуждение результатов". Никогда не следует излагать во Введении азы той проблемы, над которой вы работаете, поскольку читателям абсолютно не интересно в очередной раз перечитывать то, что они уже давным-давно знают.

...

Избегайте соблазна начать Введение со ссылок на литературные источники, не раскрывая того, что было получено... Поскольку отсутствие информации о том, что было фактически сделано, не позволит читателям соотнести вашу работу с работами предшественников. Но лучше всегда цитировать уже полученные результаты, а не имена первых авторов или особенности целей (методов).

Прежде, чем вы сможете начать писать, нужно сформулировать цель или проблему исследования... Самая нужная часть Введения – это последний абзац, в котором ваша цель или гипотеза излагается более подробно. Именно там должно быть сформулировано содержание оставшейся части вашей статьи... В этом абзаце было бы неплохо в нескольких словах ознакомить читателей с планом исследования, в ходе которого вы проверяли свою гипотезу.

И, наконец, не следует заканчивать Введение кратким резюме ваших собственных результатов,... поскольку изложение ключевых результатов в конце Введения характерна, как правило, для небольшого числа дисциплин, например, теоретических исследований. ...

 

Методы

...

Цель раздела "Методы" заключается в описании того, как вы получили свои результаты. Таким образом, вы должны привести подробный план вашего исследования, используемые методы и способы анализа данных.

...

Сообщение об измерениях в разделе результатов должно сопровождаться описанием метода, с помощью которого они были получены. Но это не означает, что вы должны описывать проведённое исследование пространно и со всеми подробностями. Раздел "Методы" должен описывать только самое необходимое.

При чтении этого раздела другие исследователи должны получить достаточно информации, чтобы критически оценить вашу работу, или повторить ваше исследование точно также, как это проделали вы. Подзаголовки, которые используются в разделе "Методы", например, "объекты", "план исследования", "конкретные методы", "анализ данных" и т.д., уже сами по себе отражают содержание подразделов.

 

План исследования

...

План исследования должен быть чётко определен ещё до того, как вы к нему приступите. Поэтому без особых усилий его можно будет описать в разделе "Методы".

...

Важно изложить план исследования в первую очередь потому, что каждый тип исследования имеет свои "плюсы" и "минусы". Кроме того, план исследования определяет тип статистической обработки, наиболее подходящей при анализе данных и описании результатов.

 

Результаты

«Представьте себя на одну минуту читателем. Какие статьи вы любите читать?
Скорее всего, короткие, содержательные и понятные. Замечательно!
Но тогда сами пишите короткие, содержательные и понятные статьи»

Mimi Zeiger

Этот раздел является самой важной частью вашей статьи, поскольку именно в нём вы должны дать конкретные ответы на те цели, которые были сформулированы вами во "Введении".

С точки зрения написания статьи данный раздел должен быть самым лёгким после раздела "Методы". Здесь нужно использовать текст, таблицы и рисунки, чтобы развёрнуто ответить на все вопросы, касающиеся вашего исследования.

При этом очень важно знать свою аудиторию, и суметь внятно объяснить читателям, почему ваша работа должна представлять для них интерес в свете того, что было сделано предшественниками ранее.

Как правило, редакторы журналов предпочитают публиковать у себя новые результаты, а не издавать то, что считается уже укоренившимся знанием. Необходимо убедить редактора журнала, а также рецензентов и ваших читателей, в том, что проведённое вами исследование расширяет горизонты знания, а не просто подтверждает то, что они уже и без этого знали.

На рис. 3.2 показан шаблон структуры этого раздела статьи. Лучший способ представить полученные результаты состоит в постепенном переходе от одномерной статистики (описывающей характеристики вашей выборки данных) через двумерный анализ (описывающей зависимости между независимыми переменными и результатом) к произвольному многомерному анализу.

Шаблон Введения

Рис. 3.2. Шаблон для изложения результатов

...

В абзацах, следующих за первым, нужно объяснить читателям, о чём действительно ваша статья, потому что это именно там вы анализируете цели или проверяете гипотезу, сформулированную в конце "Введения". При написании этих параграфов следует излагать только то, что читатели должны знать. Не пытайтесь уходить в сторону, или использовать какие-либо дополнительные данные, не относящиеся к основной цели статьи.

Помните, что результаты и данные это не одно и то же. Не следует повторять числа в тексте, если они уже представлены в таблицах или на рисунках. Улучшить восприятие можно, описывая то, что получено, в виде текста, а затем подкрепить это результатами, приведенными на рисунке или в таблице.

...

Всегда следует помнить, что анализ данных это не всегда очевидный процесс. Кроме того, важно быть всегда последовательным в использовании единиц измерения в вашем материале. В большинстве журналов, например, требуется использовать систему СИ.

...

 

Интерпретация результатов

Религия всегда права. Религия решает любую проблему и, таким образом,
ликвидирует задачи мироздания... Наука – это нечто совершенно противоположное.
Наука всегда неправа. Наука никогда не решает какую-нибудь задачу, без того,
чтобы не породить с десяток новых

George Bernard Shaw

Всегда пытайтесь представить свои результаты объективно и беспристрастно. Следует избегать соблазна переоценить полученные результаты, независимо от того, насколько искренне вы верите в свою гипотезу, и как сильно хотите, чтобы она была доказана. Гораздо лучше ограничиться точным описанием того, что вы получили.

...

 

Золотые правила для представления чисел

«Первое правило состоит в том, чтобы не ввести в заблуждение
самого себя, поскольку одурачить себя легче лёгкого»

Richard Feynman

Существует ряд очень хороших рекомендаций для представления чисел. Эти рекомендации, которые сведены в табл. 3.4, имеют некоторое сходство с нормами грамматики, и их нужно точно также уважать.

Таблица 3.4. Золотые правила представления чисел

Норма

Правильное выражение

Числа меньшие 10 записывать словами.

В исследуемой группе объектов восемь целей облучались сигналами с ЛЧМ.

Числа 10 или более записывать в виде чисел.

Экспериментальный цикл длился более 120 дней.

Начинают предложение слова, а не числа.

У двадцати процентов распределенных объектов было искусственное происхождение.

Будьте последовательны при перечислении чисел.

В выборке, у 15 искусственных объектов и 4 распределенных имелись значительные флуктуации в отраженном сигнале.

Числа меньшие 1 начинаются с нуля.

Значение P было равно 0,013.

Не используйте пробел между числом и его знаком процента.

Всего 35% всех радиолокационных объектов имели искусственное происхождение.

Используйте одиночный пробел между числом и размерностью.

Средняя высота неоднородностей подстилающей поверхности была 170 мм.

При использовании процентных соотношений используйте только один десятичный разряд, если объем выборки является большим, чем 100.

В нашей выборке было 1024 отсчета, из которых 10,4% можно охарактеризовать как выбросы случайного процесса.

Не используйте десятичные разряды, если объем выборки меньше 100.

В группе радиолокационных объектов было 44 цели, 10% из них были искусственными.

Не используйте проценты, если объем выборки меньше 20.

В группе радиолокационных объектов было 18 целей, две из которых характеризовались очень сильными временными флуктуациями измеренных параметров.

Не подразумевайте большую точность, чем имеется у вашего измерительного прибора.
Используйте только один десятичный разряд основной величины измерения, сообщая о статистике (средние, медианы, с.к.о., 95%-ый доверительный интервал, интерквартильная широта, и т.д.)

Средняя высота была 162 мм (95%-ый доверительный интервал от 156 до 168).
Медианное значение было 0,5 мм (интеркартильная широта от -0,08 до 0,7).

При отображении интервала чисел используйте «от» и «до», или запятую, но не «-», чтобы избежать путаницы со знаком «минус».

Разброс в значениях высоты неоднородности был от 145 до 170 мм.

Правила для числовых данных не применяются при цитировании литературы.

Диапазон страниц был 145-170.

...

 

Таблицы

Таблицы чрезвычайно полезны для представления численных результатов, но они не должны быть слишком большими. Если в таблице много строк или столбцов, то нужно попробовать разбить её на две отдельные таблицы. Также важно сделать таблицу по возможности более очевидной и простой по форме. Заголовки строк и столбцов должны быть краткими, но достаточно информативными. Стандартные сокращения единиц измерений должны быть представлены в круглых скобках.

...

Прежде, чем использовать таблицы, посмотрите, как они оформляются в том журнале, куда вы собираетесь направить свою статью, и скопируйте соответствующий стиль. Вычурные границы, затенение и частая сетка в таблице отвлекают внимание и, по сути, не нужны... В большинстве журналов научные таблицы имеют только несколько горизонтальных линий, а вертикальные линии отсутствуют.

...

Также важен порядок расположения информации в строках и столбцах. Поскольку зрительное направление просмотра информации большинством людей соответствует латинской букве "Z": "слева-направо", "правый верхний угол - левый нижний угол", "слева-направо".

...

Лучше не дублировать одни и те же данные на рисунках и в таблицах, и никогда не следует просто повторять в тексте данные, представленные на рисунках или в таблицах.

...

Каждая таблица должна иметь название, которое сразу говорило бы читателю, как интерпретировать данные.

...

И, наконец, каждую таблицу в рукописи принято помещать на отдельной странице, а не вставлять в текст; при этом все таблицы выносятся в конец рукописи.

...

 

Рисунки и графики

«Искусство не отображает то, что мы видим;
скорее оно заставляет нас видеть»

Paul Klee (1879-1940)

Рисунки и иллюстрации необходимы для отображения результатов в ясной графической форме. Однако вряд ли стоит представлять результаты в графическом виде, если сам рисунок занимает гораздо больше места, чем представление тех же данных в текстовой или табличной форме. Именно поэтому некоторые журналы предпочитают таблицы гистограммам.

Рисунок, который отображает основные результаты, должен быть абсолютно наглядным и иметь высокое качество. Удачный рисунок может сразу донести до читателя большой объём информации и надолго запомниться.

...

С одной стороны, рисунок должен включать все необходимые сведения, чтобы быть понятным без дополнительных пояснений. А с другой стороны, он не должен быть перегружен излишними подробностями и комментариями, усложняющими его восприятие.

...

Символы, сокращения, штриховка, типы линий и другие элементы рисунка должны быть наглядными и подробно объяснены, не перегружая визуально сам рисунок. Кроме того, используемые условные обозначения должны быть достаточно полными, чтобы рисунок можно было понять без обращения к тексту статьи.

...

Создавая рисунок, необходимо сразу учитывать его размер в окончательной версии статьи, которая будет опубликована. И, исходя из этого, задавать разрешение рисунка. Не исключено, что подготовленный вами рисунок будет существенно уменьшен при печати. Символы, которые чётко видны на большом рисунке, могут оказаться просто нечитаемыми при уменьшении масштаба. Гораздо легче воспринимаются рисунки, у которых имеются большие подписи и условные обозначения, а используемая маркировка (штриховка) линий позволяет четко различать различные кривые.

...

Все линии, штриховка и маркировка элементов рисунка должны быть хорошо воспроизводимы при печати и легко интерпретироваться. Оттенки серого или других цветов, которые замечательно выглядят при цветной печати в формате A4, или при аудиовизуальной презентации, могут оказаться удивительно похожими или сливающимися при печати в чёрно-белом формате. Без лишней необходимости не следует использовать трёхмерные графики или гистограммы. Рисунки должны быть наглядными, простыми для интерпретации, свободными от дополнительных линий, текста, вспомогательных элементов и прочих графических ухищрений.

...

При использовании цветных фотографий они должны быть представлены в таком виде, чтобы при переходе к черно-белой публикации необходимые цветовые нюансы не были потеряны. Это также относится к графическим изображениям, на которых приведена цветная калибровочная шкала, используемая для интерпретации данных и сравнения с другими изображениями.

...

Как и таблицы, рисунки должны быть воспроизведены на отдельных страницах, и приложены в конце рукописи. В отличие от таблиц, название рисунка или условные обозначения обычно перечисляются на отдельной странице, озаглавленной "Подписи к рисункам".

Редакторы некоторых журналов требуют, чтобы рисунки были оформлены именно таким образом, а не вставлены в текст, потому что это облегчает процесс набора.

 

Обсуждение

«Объясните только то, что конкретно означают ваши результаты,
а не то, что вы о них думали или предполагали»

J.S. Lilleyman

В разделе "Обсуждение" нужно повторить все полученные основные результаты, но уже в контексте нового знания, а также влияния на область исследований или планы на будущее. При этом следует честно рассказать о недостатках проведённого исследования; показать, каким образом полученные результаты согласуются с уже известными данными, и объяснить любые возникшие противоречия. В науке непрерывно складывается очень большая мозаика. Раздел "Обсуждение" даёт вам возможность объяснить, какой именно фрагмент мозаики вы поставили на нужное место.

Обсуждение может оказаться самым сложным разделом при написании статьи. Если вы хорошо знакомы с литературой и различными мнениями в вашей области, то можно строго ограничиться только теми направлениями, которые наиболее подходят для вашей статьи.

...

На рис. 3.6 показан шаблон раздела "Обсуждение". В первом абзаце нужно кратко объяснить то, что вы получили на самом деле, и почему это является важным. Здесь снова можно изложить цель исследования более общими фразами, но не следует ещё раз говорить о полученных результатах, как в разделе "Результаты". Вот неплохие фразы для начала: "Результаты этого исследования показали что ... ", "Наши результаты свидетельствуют о ... ", "Цель данного исследования была ... ", "Мы обнаружили, что ... " и т.д.

Шаблон раздела "Обсуждение"

Рис. 3.6. Шаблон раздела "Обсуждение"

 

В этом абзаце нужно представить более широкую картину того, чем действительно являются ваши результаты.

Постарайтесь точно объяснить, что вами было получено нового, и объясните, что оно добавляет к уже существующему знанию, или как это позволит изменить вашу область исследований.

Во втором абзаце необходимо рассмотреть достоинства и недостатки вашего подхода к исследованию, а также особенности используемых методов. Честность – это лучшая политика. Конечно, ни одно исследование не проводится идеально, но не следует слишком критически относиться к тому, что вы сделали. Тем не менее, необходимо честно указать, какие случайные факторы, систематические ошибки или помехи, возможно, повлияли на полученные результаты; как вы минимизировали эти факторы; и чем ваше исследование отличается в лучшую сторону от проведенных ранее.

...

В последующих абзацах нужно объяснить читателям, как ваши результаты согласуются, или не согласуются с другими исследованиями и с другими родственными теориями.

Постарайтесь избежать соблазна упомянуть все журнальные статьи во всех родственных областях. Единственное, что хотят знать читатели, – это то, каким образом ваши результаты соотносятся с результатами других, наиболее близких научных исследований. Будет лучше ограничиться обсуждением тех работ в вашей области, которые широко признаны и непосредственно связаны с темой вашего исследования.

Если вы пришли к выводам, отличным от выводов других исследователей, проводивших сходные исследования, то попробуйте объяснить, почему это произошло. Ваши ссылки на литературу должны быть обоснованными и лаконичными.

Последний параграф должен быть содержательным резюме полученных вами результатов. Ответ на вопрос "Ну и что?" в отношении вашего исследования должен быть очень четко сформулирован.

...

При обобщении полученных вами результатов очень важно не выходить за границы, очерченные в вашем исследовании, и не делать необоснованных выводов.

...

Никогда не заканчивайте раздел "Обсуждение" фразами типа "Необходимо проведение дальнейших исследований ..." или "В настоящее время мы исследуем, каким образом ...". Мало того, что подобные фразы являются несколько самонадеянными с вашей стороны, они вызовут раздражение у читателей, которым вряд ли нужны ваши советы, и которым безразличны ваши планы на будущее. Цель статьи состоит в том, чтобы привести конкретные результаты, которые вы получили, и объяснить, что они значат, а не предполагать, какую работу вы или другие исследователи могли бы выполнить в дальнейшем.

 

Итоговые рекомендации

«Обсуждение не должно заканчиваться "на вздохе".
Оно должно иметь четкий и ясный конец»

Mimi Zeiger

В Блоке 3.6 содержится краткая сводка того, что должно быть в каждом разделе вашей статьи.

Блок 3.6. Разъясняющие рекомендации

Заголовок
○  Будьте кратки, точны и однозначны.
○  Придайте вашей статье явную индивидуальность.
○  Начните с предмета исследования.

Введение
○  Что известно.
○  Что не известно.
○  Почему мы провели это исследование.

Методы
○  Участники.
○  Измерения.
○  Результаты и независимые переменные.
○  Статистические методы.

Результаты
○  Характеристики выборки.
○  Одномерный анализ.
○  Двумерный анализ.
○  Многомерный анализ.

Таблицы и рисунки
○  Не больше шести таблиц или рисунков.
○  Используйте Таблицу 1 для описания выборки.
○  Представьте самые важные результаты в графической форме (рисунки).

Обсуждение
○  Изложите, какие результаты вами получены.
○  Опишите достоинства и недостатки исследования.
○  Обсудите его значимость с учётом информации, содержащейся в современной литературе.
○  Сформулируйте свои выводы с ясными "Что из этого следует?" и "Что дальше?".

Ссылки на литературу
○  Все цитаты должны быть точными.
○  Включайте в список литературы только самые важные, точные и новые источники информации.
○  Цитируйте только опубликованные журнальные статьи или книги.
○  Никогда не приводите "подержанных" цитат, взятых из других источников.
○  Процитируйте не более 20-35 источников.

Форматирование
○  Включите название, автора, число страниц, и т.д. в заголовки и колонтитулы.
○  Начинайте каждый раздел с новой страницы.
○  Последовательно форматируйте заголовки и подзаголовки.
○  Строго следуйте "Указаниям для авторов".

 


                    СОДЕРЖАНИЕ                    


"Как написать научную статью за 15 минут"
© ПАТ-Инфо, , 2015

invisible bottom strip
Яндекс.Метрика