В.И. КАРНЫШЕВ
БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА
ВЫПУСК 6
КАК ПИС
´
АТЬ
МНОГО
ТОМСК 2015
УДК 378.245.2
ББК 72я2
БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
КАРНЫШЕВ В. И.
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО
Серия методических пособий «Библиотечка Толкового
Аспиранта» предназначена для аспирантов технических спе-
циальностей с целью облегчить им работу над своей диссер-
тацией.
В шестом выпуске «БТА» представлен перевод фрагмен-
тов книжки Пола Дж. Сильвия (Paul J. Silvia) “How to write
a lot: A practical guide to productive academic writing” («Как
писать много: практический справочник для продуктивно-
го написания научных текстов»). Книга издана “American
Psychological Association” в 2007 году. Частичный перевод
на русский язык был сделан в 2010-2011 гг.
Пособие свёрстано в системе MiKTeX 2.9.
c
2015, В. И. Карнышев
От переводчика
П
редставляю вашему вниманию мой перевод фрагментов
книжки Пола Дж. Сильвия (Paul J. Silvia)
1
“How to
write a lot: A practical guide to productive academic writing”
или «Как писать много: практический справочник для про-
дуктивного написания научных текстов».
Между прочим, эта книга никогда бы не попала мне в ру-
ки, если бы Галина Петровна Бабур олландия) не обратила
на неё внимание и не прислала pdf-версию. Так что большое
ей русское мерси!
Несмотря на свой относительно юный возраст (1976),
товарищ Сильвия доцент (Associate Professor) кафедры
1
http://silvia.socialpsychology.org/
4 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
социальной психологии университета Северной Каролины в
Гринсборо (США) автор 156(!) публикаций и нескольких
книг, в том числе в соавторстве с мэтрами психологии. Так,
что данному автору верить можно!
Судя по фотографии, автор человек жизнерадостный.
Вот и книжка у него получилась такая же!
Предупреждаю, что переведена она не вся, а местами.
Тем не менее, уже в первых частях аспирант найдёт для себя
много полезного!
Приведу цитату с обложки этой книжки: «Если написа-
ние научных текстов ваша Ахиллесова пята как исследова-
теля, или вы просто хотите быть более плодовитым автором,
то эта книга для вас!» (Джеймс Кауфман, Директор научно-
исследовательского института образования). Объяснять ас-
пирантам людям высококультурным, просмотревшим гол-
ливудские боевики «Троя» и «300 спартанцев», про пятку
какого-то Ахиллеса нет нужды! А если серьёзно, то книжка
реально полезная. Особенно для аспирантов-первогодков!
Технарям следует учесть, что глава 6 («Пишем статью
в журнал») описывает процедуру написания статей по пси-
хологии. Статьи в этой области существенно отличаются
от технических статей. Например, ни в одной технической
статье вы не найдёте раздел «Введение» объёмом 10–20
страниц. Кроме того, Пол Сильвия описывает “IMRAD”
структуру научной статьи. “IMRAD” это аббревиатура
из начальных букв слов «Введение» (“Introduction”), «Мето-
ды» (“Methods”), «Результаты» (“Results”) и «Обсуждение»
(“Discussion”).
Тем не менее, юные аспиранты смогут почерпнуть мно-
го полезного из материалов 6-ой главы книжки «Как писать
много». Читать вам, не перечитать!
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 5
Предисловие
«Как писать много» не учебник, а написанная свобод-
ным стилем практическая книжка для тех, кто занимается
наукой.
Профессора колледжей пишут, скрипя зубами, с безмолв-
ной тоской в глазах. Трудно им писать требуемый уровень
публикаций и заявок на гранты оказывается выше того, к
чему они привыкли за многие годы.
Аспиранты пишут, громко стеная и плача. Они изо всех
сил сражаются со своей диссертацией под руководством про-
фессоров, у которых не меньшие проблемы с написанием
научных текстов. Большинство из них увязло в попытках
что-либо написать за текущий семестр, разобраться с по-
стоянной нехваткой времени и не опустить руки перед пер-
спективой безжалостной критики и отказа в приеме статьи.
Многие так и не научились, как представлять статьи в жур-
налы, переделывать рукописи для повторной отправки или
работать с соавторами.
Писать продуктивно это просто навык, а не генети-
ческий дар, поэтому вы можете легко научиться этому. Эта
книга расскажет вам, как сделать этот процесс более зауряд-
ным. В ней даны рекомендации как писать на протяжении
рабочей недели, писать с меньшим напряжением и чувством
вины, но гораздо эффективней.
Если у вас есть неиспользованные данные, если вы бес-
покоитесь о том, как высвободить время для того, чтобы
сесть и начать писать, или вы хотите облегчить сам процесс
написания, то эта книга поможет вам.
6 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
. . .
По словам Стивена Кинга (Stephen King, 2000), един-
ственная вещь, которая нужна в комнате писателя это
«дверь, которую вы вольны закрыть в любой момент».
Эта книга посвящается Бит (Beate), моей лучшей подру-
ге по ту сторону двери.
1. Введение
«Как писать много» это книга о том, как стать дума-
ющим, дисциплинированным автором а не набор рецептов
по превращению лаконичной журнальной статьи в распух-
шую пачку бумаги, или издание какой-нибудь ерунды для
раздувания списка своих публикаций.
. . .
Писать продуктивно это значит выполнять определён-
ные действия, которые вы обычно не делаете, а могли бы:
составить временной график,
определить конкретные цели,
отслеживать ход работы,
поощрять себя,
вырабатывать хорошие навыки.
. . .
Писать нелегко
Если вы что-то исследуете, то вам это, скорее всего, нра-
вится. Научное исследование это странное развлечение.
Обсуждение идей или способов их проверки всё это при-
носит удовлетворение с интеллектуальной точки зрения.
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 7
Даже сбор данных доставляет удовольствие, особенно
тогда, когда это за вас делают другие. Анализируя данные,
можно найти немало интересного. Ведь приятно ощущать,
что работа получилась.
Но писать о научном исследовании не так интересно.
Этот процесс очень часто приносит разочарование, он сло-
жен, и в нём мало веселья. «Если вы считаете, что писать
нелегко, то только потому, что это действительно трудно»
(William Zinsser, 2001, стр. 12).
Чтобы написать журнальную статью, вам нужно втис-
нуть туда непростую научную идею, методологические по-
дробности и статистический анализ. Это непросто, зная, что
анонимные рецензенты поступят с вашей рукописью также
как со старым пыльным ковром.
Поскольку получить данные легче, чем написать о них,
многие исследователи накопили безнадёжные долги по уже
проделанным работам, собираясь опубликовать эти данные
«когда-нибудь» а, скорее всего, «лет через десять». Из-за
того, что оформить полученные результаты в виде статей не
получается, они мечтают о выходных в конце недели, ве-
сенних каникулах, отпуске и долгожданном лете. Но после
выходных они снова охают и жалуются на то, как мало на-
писано.
. . .
Путь, по которому пойдем мы
Умение писать это просто навык, а не врожденный дар
или особый талант. Как любой навык, это умение нужно
развивать путём систематического обучения и практики.
. . .
8 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
Каким образом аспиранты учатся писать? Самая общая
модель обучения предполагает, что аспирантов в этом деле
«натаскивают» их почтенные руководители. Однако, часто
бывает, что сами они наставники просто «горе писа-
тели», которые только и делают, что жалуются на нехватку
времени и мечтают о каникулах и летнем отпуске . . .
«Слепые ведут слепых». Это не их вина. Как и аспиран-
ты, которыми они руководят, многие «старшие товарищи»
изучали навыки письма «на улице». На некоторых факульте-
тах написание научных текстов входит в процесс обучения
профессиональным навыкам. Хотя эти занятия, безусловно,
полезны, они игнорируют мотивационную составляющую и,
вместо этого, сосредотачиваются лишь на правилах состав-
ления заявки на грант и основах стиля.
После того, как аспиранты закончат своё обучение, у
них уже не будет руководителя, который бы «гонял» их за
недоделанные рукописи. А значит, им понадобятся навыки,
чтобы начинать и заканчивать проекты самостоятельно.
. . .
Подход, развиваемый в этой книге
Написание научных текстов может превратиться в жал-
кую трагедию. Профессора испытывают постоянные угры-
зения совести из-за незавершённых рукописей, жалуются на
то, что их статьи безжалостно отвергаются журналами, зата-
ив дыхание, отправляют заявку на грант за день до оконча-
ния срока приёма, мечтают о летних днях, когда можно будет
спокойно писать, и проклинают забитое под завязку распи-
сание, которое мешает им творчески сосредоточиться. . . .
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 9
Всё это, безусловно, плохо. Ведь написание научного
текста должно стать более рутинным делом, чем оно пред-
ставляется автору.
. . .
«Как писать много» рассматривает этот процесс как по-
следовательность конкретных действий. Например, (а) си-
деть на стуле, скамье, табурете, диване или на траве и (б)
тарахтеть по клавиатуре, выдавая новые параграфы.
. . .
Читая эту книгу, помните, что написание текста это
не гонка и не развлечение. Пиш
´
ите не много и не мало а
ровно столько, сколько захотите. Не нужно думать, что вы
должны написать больше, чем вам хочется. Не публикуйте
какую-то фигню только ради появления ещё одной публика-
ции.
. . .
Важно помнить о том, что публикация это естествен-
ная и необходимая финальная точка в любом научном про-
цессе.
2. Продуктивное написание текстов:
мнимые препятствия
Написание текстов дело суровое. Оно больше смахи-
вает на ремонт канализации или работу в морге. Я никогда
не имел дело с покойниками, но уверен, что нарумянить им
щёки легче, чем написать об этом статью.
Писать действительно нелегко, вот почему многие из нас
так редко это делают. Если вы читаете это, то вам, вероятно,
знакомо ощущение, когда что-то мешает. Когда беседуешь
10 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
с профессорами и аспирантами о том, как писать, то посто-
янно слышишь от них о каких-то трудностях. Они искренне
хотят писать больше, но считают, что есть «нечто», что им
мешает. Всё это я называю мнимыми препятствиями.
На первый взгляд эти аргументы выглядят весьма серьёз-
ными, но при ближайшем рассмотрении они не выдержива-
ют никакой критики. В этой главе рассмотрены самые общие
«препятствия», и описаны простые способы их преодоления.
Мнимое препятствие 1
«У меня нет времени, чтобы писать»
или другими словами
«Я, конечно, написал бы больше, если бы у меня
было много свободного времени»
Эту пресловутую «отмазку» стоило бы вывесить в Зале
академической славы. Мы все когда-то пользовались ей, а
некоторые авторы, которым вечно что-то мешает, превра-
тили её в девиз своей жизни. Но она, по своей сути, ложна.
Точно также как убеждение в том, что люди пользуются
только 10% своих умственных способностей.
Аналогично большинству ложных представлений, это
«препятствие» распространено повсеместно только потому,
что оно весьма удобно.
С его помощью можно утешаться, уверяя себя, что это
обстоятельства против вас, а вы, конечно же, написали бы
больше, если бы у вас было для этого свободное время. Ва-
ши друзья на работе прекрасно вас понимают, потому что
у них точно так же нет времени, чтобы сесть и что-нибудь
написать. Согласитесь, что вступать в «заговор молчания» со
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 11
своими коллегами, пытаясь лелеять свои разбитые надежды
это весьма странный способ самоутешения.
Почему же этот «барьер» является лишь благовидным
предлогом? Ключ к разгадке лежит всего в двух словах: «НЕ
ХВАТАЕТ».
Когда кто-то искренне убежден в существовании этого
препятствия, он кажется мне естествоиспытателем из про-
шлого, блуждающим в зарослях своих расписаний в поисках
«Времени Для Написания» самого неуловимого и скрыт-
ного из всех существ.
Ищите ли вы «время для преподавания»? Конечно же,
нет! Потому что у вас есть расписание занятий, и вы всегда
его соблюдаете.
Если вы думаете, что время для написания статьи где-
то скрыто, или глубоко запрятано в вашем еженедельном
расписании, то вы никогда ничего не напишите. Если вам
кажется, что вы не сможете писать, пока у вас не появится
достаточно свободного времени на каникулах или во время
летнего отпуска, то вы опять ничего не напишите.
Поиски свободного времени вот что наносит непопра-
вимый ущерб самим мыслям о процессе написания. Чтобы
я больше никогда этого от вас не слышал!
Не занимайтесь бесконечными поисками свободного вре-
мени, а просто выделите для этого определенные часы.
Плодовитые авторы составляют конкретный временной гра-
фик, и придерживаются его. Что может быть проще! Прямо
сейчас потратьте несколько минут, чтобы составить график,
который вам нужен.
Посмотрите внимательно на свою рабочую неделю.
Вдруг найдётся несколько часов, которые у вас абсолютно
свободны. Если у вас занятия по вторникам и четвергам, то
12 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
может статься, что утро понедельника и среды станет тем са-
мым временем, когда вы сможете сесть и начать писать. Если
работоспособность у вас выше днём или вечером, то можно
перенести это время на более поздние часы. У каждого че-
ловека свое оптимальное время для написания, учитывая его
(её) обязательства по отношению к окружающим.
Ведь главный секрет в регулярности, а не просто в
количестве дней или часов. И неважно, сколько дней вы вы-
делите один день в неделю, или все пять. Главное в том,
чтобы определиться со временем, зафиксировать эти часы
в своем еженедельном расписании, и обязательно писать в
это время.
Для начала, просто найдите 4 свободных часа в неделю.
После того, как вы с удивлением обнаружите колоссальный
прирост объёма написанного вами материала, это время все-
гда можно увеличить.
Когда я говорю с кем-либо о временном графике, то боль-
шинство людей спрашивают о моём собственном. Причём
некоторые спрашивают так, как будто ожидают, что я пожму
плечами и скажу: «Ну, да, придерживаться графика это
легче сказать, чем сделать».
Что до меня, то я пишу с понедельника по пятницу, с 8:00
до 10:00. Я просыпаюсь, завариваю кофе, и сажусь за стол.
Чтобы не отвлекаться, я не проверяю электронную почту, не
иду в душ и не переодеваюсь я просто встаю и начинаю
пис
´
ать.
Начало и окончание может меняться, но я пишу при-
мерно по 2 часа каждый будний день. Я не очень люблю
просыпаться рано, но утром хорошо пишется. И потом, я
успеваю что-то написать до того, как на меня в офисе об-
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 13
рушатся письма по электронной почте, и начнётся вечный
круговорот студентов и коллег.
Большинство людей в процессе написания используют
крайне неэкономную и непроизводительную стратегию, на-
званную «запойной» (Kellogg, 1994).
Сначала человек принимает решение что-то написать, за-
тем откладывает это решение в «долгий ящик», после чего у
него возникает чувство вины и беспокойства. В результате,
подобные авторы пишут всю субботу напролёт. В результате
создается некий текст, чувство вины куда-то исчезает, и цикл
«запойного» письма повторяется вновь.
Вместо того, чтобы просто пис
´
ать, «запойные» авторы
больше времени проводят в состоянии беспокойства, чув-
ствуя себя виноватыми, в отличие от тех, кто строго придер-
живается графика. Когда вы следуете графику, вам не о чем
беспокоиться, кроме самого процесса. Вам не нужно жало-
ваться на нехватку времени или фантазировать о том, как
много вы напишете за лето. Вместо этого вы просто пишете
в определённые вами часы, а затем обо всём забываете.
Есть вещи, из-за которых стоит волноваться больше, чем
из-за этого. Я волнуюсь о том, не пью ли я слишком мно-
го кофе, или, не лакает ли моя собака из грязной лужи на
заднем дворе, но меня совершенно не беспокоит, как найти
время, чтобы написать эту книгу. Я-то знаю, что буду делать
это завтра в 8:00.
Постоянно сталкиваясь с отсутствием результативного
«выхлопа», «запойные» авторы часто выдвигают следующий
тезис, который, как им кажется, их оправдывает: «Я не из
тех, кто способен составить график и придерживаться его».
Это, конечно же, полная чепуха! Людям нравятся подоб-
ные объяснения, когда они не хотят меняться (Jellison, 1993).
14 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
Те, кто утверждает, что «не могут планировать», отлично де-
лают это в другое время. Они всегда преподают в одни и
те же часы, ложатся спать в одно и то же время, смотрят
свои любимые передачи по телевизору с 21:00 до 23:00, и
так далее. Я встречал людей, которые бегали трусцой каж-
дый день в одно и то же время, независимо от погоды, но
твердили, что у них нет силы воли, чтобы писать каждый
день по графику.
Не бросайте до того, как вы начнёте! Составление вре-
менного графика вот секрет плодовитых авторов. Но если
вы не собираетесь составлять график, то просто закройте эту
книжку, смахните пыль с обложки, чтобы она выглядела как
новая, и подарите её своему другу, который действительно
хочет научиться писать лучше.
Вы должны самоотверженно защищать время, предназна-
ченное для написания текста. Помните, что вы отвели его в
своём расписании, чтобы писать, а не заниматься поисками
свободного времени. Вы сами решили, для чего оно.
Оно не для того, чтобы встречаться со своими коллега-
ми, студентами, или научными руководителями аспирантов;
и не для того, чтобы просматривать статьи или готовиться к
лекции; и, конечно же, не для проверки электронной почты,
чтения газет, или прогноза погоды на завтра.
Отключите Интернет, телефон, и закройте дверь. этом
случае, я раньше вывешивал на своей двери в офисе таблич-
ку «Не беспокоить». Что не мешало окружающим думать:
«Дверь закрыта, но он хочет, чтобы я знал, что он там.
Постучусь-ка я»).
. . .
Всегда пиш
´
ите в запланированное вами время. Но не от-
носитесь к этому слишком буквально. Если вас «понесло», и
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 15
получается пис
´
ать после его окончания, или вообще в неза-
планированный вами день, так это здорово! Я называю это
«неожиданным подарком».
Как только вы почувствуете ужасающую мощь привыч-
ки, для вас будет легче лёгкого сесть и начать пис
´
ать. Однако
не следует давать «неожиданным подаркам» волю! Неважно,
сколько вы написали «сверх плана» вы составили свой
график и должны его выполнять. Если у вас возникла кра-
мольная мысль «Я же много написал за выходные. А не
пропустить ли мне этот понедельник?», то моя книжка опять
вам поможет. Захлопните её, зажмите между большим и ука-
зательным пальцами, и тресните себя по лбу!
Возможно, вас удивляет сама идея планирования. «Это
что за фокус?» спрашиваете вы. «А нет ли другого спо-
соба писать много?» Нет! Создать график и придерживаться
его это единственно верный путь. Нет никакого другого
способа!
После углублённого исследования привычек известных
авторов, Ральф Кейес (Ralph Keyes, 2003, стр. 49), профес-
сиональный писатель, отметил, что «лишь простая последо-
вательность: сесть и писать день за днём вот, что делает
авторов плодовитыми». Если вы выделите в своём расписа-
нии всего 4 часа в неделю, то будете поражены тем, сколько
вы напишете.
. . .
Мнимое препятствие 2
«Мне нужно сначала провести анализ данных»
или
«Я еще не прочитал несколько статей»
16 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
Это мнимое препятствие, наверное, самое коварное из
всех, вызвавшее наибольшее число «жертв».
На первый взгляд, объяснение кажется вполне разумным.
«В конце концов, вы же не можете написать статью, не про-
ведя статистический анализ, или не прочитав статьи других
авторов», скажет мне седовласый профессор.
Действительно, я встречал таких «горе-писателей», кото-
рые, как молитву, твердят об этом «препятствии». Сначала
коллеги проникаются к ним уважением, полагая, что имеют
дело с чрезвычайно взыскательным человеком, или исследо-
вателем, одержимым анализом данных. Но подобные инди-
видуумы никогда не напишут много, и никогда не проведут
этот пресловутый статистический анализ.
«Запойные» авторы они же «запойные» читатели, а
также и статистики. Дурные привычки, которые мешают им
писать, также мешают им делать что-либо другое (Kellogg,
1994), а именно: читать, делать набросок статьи, генериро-
вать идеи, анализировать данные всё, чтобы выдать текст
«на гора». Как и все мнимые препятствия, эта «отмазка» не
выдерживает никакой критики.
Легко выдернуть эту скрипучий костыль из рук подобных
«авторов». Делайте то, что вам нужно в те часы, которые
вы выделили для написания. Нужно ещё повозиться со ста-
тистикой? Сделайте это в запланированное время. Нужно
прочитать какие-то статьи? Сделайте это в запланирован-
ное время. Нужно просмотреть страницу из книги о том,
как писать, чтобы получить совет? Вы уже знаете, когда это
сделать.
Процесс написания это больше, чем простое нажима-
ние кнопок на клавиатуре. Любое действие, которое способ-
ствует завершению конкретной работы, относится к этому
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 17
процессу. Когда я пишу журнальные статьи, то несколько пе-
риодов во временном графике у меня уходит на анализ. Ино-
гда я вынужден потратить целый период на всякую ерунду,
вроде рассмотрения правил представления статьи в журнал,
создания рисунков и таблиц, или проверку статьи на наличие
ошибок и опечаток.
Так что это ещё одна причина того, почему единствен-
ным способом написать много является планирование вре-
мени. Профессиональный подход к научному исследованию
включает в себя множество компонентов: исчерпывающий
литературный обзор, тщательный анализ и точно сформули-
рованное описание методов исследования.
Но нам больше не нужно «искать время» на поиск и
чтение всех необходимых статей, а так же, на написание
обзора литературы. Используйте для этого уже запланиро-
ванное время. Вы не будете испытывать стресс в поисках
времени для чтения статей или проведения необходимых ис-
следований, потому что вы точно знаете, когда сделаете это.
Мнимое препятствие 3
«Чтобы пис
´
ать больше, мне нужен новый ком-
пьютер» (см. также «лазерный принтер», «хороший
стул», «удобный стол», . . . )
Из всех мнимых препятствий, это самое смехотворное.
Я не уверен, что люди действительно в него верят. В от-
личие от других мнимых препятствий, подобный аргумент
«чисто конкретная отмазка». Мой личный опыт поможет
вам разрушить этот «барьер».
Когда в аспирантуре я начал писать «по-взрослому», то
у одного приятеля я купил древний компьютер. Этот ком-
18 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
пьютер был доисторическим даже по меркам 1996 года: мы-
ши не было, Windows не было, была только клавиатура и
WordPerfect 5.0 для DOS. Когда он «сдох», унеся за собой в
могилу часть моих файлов, я купил портативный компьютер,
который со временем тоже «уделал» по-полной.
Эту книгу я пишу на медленном, еле ковыляющем, но-
утбуке фирмы Тошиба, который купил еще в 2001 году. И,
вообще-то, в нынешнюю компьютерную эру мой ноутбук
должен был бы уже получать пенсию.
Почти 8 лет я использовал складной металлический стул
в качестве «официального» стула при написании книг и ста-
тей. Когда он «ушёл на пенсию», я заменил его на более
элегантный, но такой же твердый, пластиковый стул. Это
простой стул. В нём нет никакой обивки, я не могу регули-
ровать его высоту или наклон.
. . .
Прежде, чем я разорился на новый стол, у меня был от-
кидной столик из ДСП за 10 баксов. . . . Но, между прочим,
б
´
ольшую часть одной из моих книг (Silvia, 2006) и около 20
журнальных статей я написал, сидя на упомянутом складном
стуле перед так называемым «столиком».
«Горе-писатели» часто пл
´
ачутся о том, что «у них нет
собственного места», чтобы писать. Вытирать слёзы таким
авторам у меня не поднимается рука. У меня самого нико-
гда не было отдельной комнаты или отдельного места для
того, чтобы писать. . . . Где я только не пис
´
ал на малень-
ком столике в гостиной, в спальне, на кухне и даже (правда,
недолго) в туалете.
. . .
Я слышал, что очень многие «запойные» авторы ссыла-
ются на принтеры, как препятствие для процесса написания.
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 19
«Вот если бы у меня был дома лазерный принтер», жалу-
ются они с тоской в голосе. Неужели до них не доходит,
что принтер только выводит на бумагу то, что они сели и
написали.
Я люблю свой лазерный принтер, и у серьёзных авто-
ров должен быть хороший аппарат, но это непринципиально.
Когда Шелли Дюваль (T. Shelley Duval) и я писали книгу
о самосознании (Duval & Silvia, 2001), у меня был струй-
ный принтер «Stone Age InkJet», а у Шелли вообще не было
принтера. Чтобы напечатать книгу на «струйнике» требуется
немало времени. В конце концов, когда в принтере закончи-
лась чёрные чернила, мы напечатали черновики своей книги
красным и синим цветом. Прикольно получилось!
Когда горе-авторы жалуются, что у них дома нет выхода
в Интернет, то я только поздравляю их с этим. . . . У моей
жены есть доступ в Интернет в её домашнем офисе, а у меня
нет. Интернет только отвлекает внимание.
Время для написания выделено именно для этой цели,
а не для того, чтобы проверять электронную почту, читать
новости, или просматривать последние выпуски журналов.
Иногда, когда я пишу, мне кажется, что было бы неплохо
закачать пару статей из Интернета, но я спокойно могу сде-
лать это и в своём офисе. Лучший способ самоконтроля
это избегать ситуаций, которые требуют самоконтроля.
«Для того чтобы пис
´
ать, человеку нужны лишь бумага и
карандаш» (William Saroyan (1952, стр. 42)). Оборудование
само по себе никогда не поможет написать больше. Только
составив временной график и соблюдая его, вы станете пло-
довитым автором.
. . .
20 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 6
Мнимое препятствие 4
«Я жду, пока я не почувствую нечто»
либо
«Я пишу лучше всего, когда ко мне приходит вдох-
новение»
Это заключительное мнимое препятствие является са-
мым иррациональным из всех.
Я слышал это от многих авторов, которые по непонят-
ным причинам сопротивляются созданию графика работы
над рукописью. «Мне лучше всего работается, когда у меня
вдохновение», говорят они. «Не стоит даже пытаться что-
то написать, если нет настроения. У меня должно появиться
желание писать».
Забавно, когда это слышишь от «горе-писателей». Это
похоже на то, как заядлые курильщики, защищая сигареты,
утверждают, что сигарета их расслабляет.
Когда эти «писатели» защищают своё нежелание соста-
вить график, то они выдают себя с головой. Если вы думаете,
что должны писать только тогда, когда у вас появляется же-
лание, задайте себе несколько простых вопросов. Как эта
стратегия работала до сих пор? Довольны ли вы тем, сколько
написали? Испытываете ли вы стресс от нехватки времени,
чтобы писать или завершить недоделанные проекты? Часто
ли вы жертвуете своими вечерами и выходными для того,
чтобы писать?
Разрушить это мнимое препятствие очень легко. Иссле-
дования показали, что ожидание вдохновения не срабаты-
вает. Бойс (Boice, 1990, стр. 79-81) провёл исследование с
весьма неприятными выводами для всех «запойных» авто-
ров, которые ждут вдохновения.
КАК ПИС
´
АТЬ МНОГО 21
Он собрал группу профессоров из разных колледжей,
которые испытывали проблемы с написанием текстов, и по-
ручил им (случайным образом) использовать различные ме-
тодики.
Одним запрещалось писать что-либо, кроме чрезвычай-
ных случаев. Другим было предписано 50 сеансов, во время
которых они могли писать, но только если чувствовали вдох-
новение. И, наконец, третьим было определено 50 сеансов,
во время которых они должны были писать обязательно.
(При этом если во время сеанса ничего не было написано,
они должны были высыл
´
ать чек на определённую сумму).
В качестве зависимых переменных выступали число
страниц, написанных за день, и число творческих идей в
день. На рис. 2.2 показано, что обнаружил Бойс (Boice, 1990,
стр. 80).
Первый момент. Люди из третьей группы написали су-
щественно больше. Они написали в 3,5 раза больше стра-
ниц, чем испытуемые из 2-ой группы и в 16 раз больше,
чем из первой. Люди, которые писали только тогда, «когда
они чувствовали себя в соответствующем состоянии», ока-
зались ненамного более производительными, чем их коллеги
из первой группы. Таким образом, «вдохновение» явно пе-
реоценивается.
Во-вторых, когда людей заставляют писать, число кре-
ативных идей у них возрастает. У людей из 3-ей группы
творческие идеи возникали с периодом примерно в один
день. Для второй группы это было 2 дня, и 5 дней для первой
группы. Другими словами, сам процесс написания порожда-
ет новые идеи.