БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСП ИРАНТА
ВЫПУСК 8
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ
НА ПОЛУЧЕН ИЕ ГРАНТА
ТОМСК 2015
УДК 378.245.2
ББК 72я2
БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
БАБУР Г. П.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА
Серия методических пособий «Библиотечка Толкового
Аспиранта» предназначена для аспирантов технических спе-
циальностей с целью облегчить им работу над своей диссер-
тацией.
Восьмой выпуск БТА «Азбука для аспирантов», содер-
жит советы по написанию заявки на грант.
Пособие свёрстано в системе MiKTeX 2.9.
c
Бабур Г. П., 2007
c
Карнышев В. И., 2015
Предисловие
Для страны, которая ориентируется на инновационный
путь развития, жизненно важно дать системе образования
и науки стимул к движению вперед. Этим стимулом может
выступать спонсорская поддержка, способствующая реали-
зации, воплощению в жизнь научных идей, проектов, про-
грамм. Такой поддержкой в научной сфере, как правило,
является грант.
Грант это форма спонсорской поддержки проекта, идеи
которого предлагаются, разрабатываются и воплощаются в
жизнь автором заявки на грант.
В данном методическом пособии можно получить ответы
на следующие вопросы:
1. Как написать заявку на грант?
2. О чем важно не забыть?
3. Где найти информацию о существующих грантах?
Чтобы получить грант, нужно написать заявку и участво-
вать в конкурсе. И чем лучше заявка написана, тем больше
шансов победить и следовательно реализовать проект. По-
этому написание заявки является очень важным процессом
в получении гранта. Но при этом важно помнить: хорошо на-
писанная заявка не скроет плохие идеи, а плохо написанная
не покажет хорошие.
4 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
1. Как написать заявку на грант
В основе данной части методического пособия лежит
статья “The Art of Grantsmanship”, автор которой Якоб Край-
цер (Jacob Kraicer) (j.kraicer@utoronto.ca) успешно выигры-
вал гранты и около тридцати лет являлся членом националь-
ных и международных экспертных комитетов.
1.1 Перед тем, как начнёте писать
Внимательно прочтите руководства, указания и бланк за-
явки, в точности им следуйте. Убедитесь, что у вас имеются
их последние версии.
Убедитесь, что ваша заявка соответствует назначению
организации, и что ваши цели соответствуют ее целям.
Сделайте это «соответствие» ясным.
Если у вас есть какие-либо сомнения или вопросы, свя-
житесь с человеком из грантообразующей организации,
ответственным за проведение конкурса, который с удо-
вольствием ответит на ваши вопросы. Они действитель-
но хотят помочь.
Если размер гранта четко не оговаривается, выясните
средний уровень финансирования для организации. Это
позволит вам сформировать соответствующий бюджет.
Начните формулировать/уточнять ваши идеи.
У вас есть четкие, лаконичные, поддающиеся проверке
предположения/гипотезы?
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 5
Ваши цели и задачи совпадают?
Какие вопросы должны быть исследованы?
Вы можете разработать и описать конкретные экспери-
менты для непосредственной проверки ваших предполо-
жений/гипотез?
Начните процесс написания заявки заранее, составьте
график.
Соберите результаты и закончите вашу последнюю ра-
боту, после чего представьте ее на рассмотрение в подходя-
щий реферируемый журнал(ы). Сделать это лучше заблаго-
временно, чтобы ссылка на работу в заявке появилась как
«опубликовано», «в печати» либо как «представленная на
рассмотрение рукопись». Большинство финансирующих ор-
ганизаций не поддерживают рукописи «в стадии подготов-
ки». Ваши достижения судят по публикациям, и они являют-
ся важным критерием при оценке заявки.
Выполните соответствующие предварительное (пробное)
научное исследование, так, чтобы его результаты могли быть
включены в заявку. Это особенно важно для новейших науч-
ных исследований. Это также покажет вам и экспертам, где
экспериментальные методы выполнимы, а где нет.
Найдите и изучите выигравшие заявки на получение
грантов, написанные ранее сотрудниками вашей организа-
ции. Рассмотрите их как примеры.
Составьте список квалифицированных подходящих ис-
следователей, кто желал бы с вами совместно работать.
Обсудите ваши идеи с коллегами, работающими в вашей
или смежной области. Объяснение и обсуждение помогут
вам более точно определить и сформулировать идеи, а также
распознать возможные расхождения в логических выводах.
6 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
1.2 Заявка
1.2.1 Общее
Прочтите общие указания ВНИМАТЕЛЬНО и ТОЧНО
им следуйте.
Успешная заявка должна легко читаться и должна выде-
ляться на фоне других заявок.
Заявка должна быть хорошо оформлена. Используйте
подходящий размер и тип шрифта, междустрочный ин-
тервал и размеры полей.
Не превышайте максимально разрешенное количество
страниц (многие организации не принимают заявки, име-
ющие хотя бы одной страницей больше).
Пошлите необходимое количество копий.
Если приложения не требуются, не представляйте их.
Они не будут предоставлены экспертам. Так же если
копии не требуются, то не посылайте их (они будут от-
брошены).
Не представляйте на рассмотрение дополнительной ин-
формации после окончания срока (кроме явно оговорен-
ных ситуаций).
По статистике до 25% заявок на исследовательские гран-
ты бывают неполными. В этом случае заявка либо даже
не рассматривается, либо требуется, чтобы претендент
срочно предоставил дополнительную информацию. Это
не является хорошим началом. «Небрежная заявка ––
небрежный ученый».
Тщательно оттачивайте вашу заявку. Сделайте заявку яс-
ной, четкой, хорошо организованной и аккуратной.
o Помните, что эксперты пишут рецензии сверх своей
ежедневной деятельности и часто без оплаты. Они
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 7
могут быть завалены заявками и рукописями, ожи-
дающими рецензии. Они часто пишут рецензии в
условиях, далеких от идеальных (вечерами, в выход-
ные, по праздникам, на заседаниях, или даже по пути
на заседание). Они могут ждать до последней мину-
ты, чтобы начать писать рецензию.
o Эксперты часто читают заявки урывками. Сделайте
вашу заявку настолько организованной, чтобы она
читалась даже таким образом. Вы ведь в самом деле
не хотите, чтобы они после каждой паузы возвраща-
лись к началу.
Уделите внимание параметрам отбора и критериям фи-
нансирующей организации. Потерей времени является
обращение в «неправильную» организацию.
Не полагайтесь на грамматическую проверку ошибок
компьютером. Используйте словарь. «Если вы не умеете
правильно писать, как вы собираетесь провести правиль-
но исследование?».
Избегайте аббревиатур, сокращений и жаргонизмов (тех,
что не специалист в вашей области может не понять).
Если вы используете аббревиатуры, вначале расшифруй-
те их.
Представьте, что вы пишете для эксперта в какой-либо
смежной области, а не для эксперта непосредственно в
вашей области.
Ориентируйте вашу заявку на эксперта в вашей области,
а также просто на человека с широким кругом интересов.
Также важна исчерпывающая и тщательная рецензия ор-
ганизации, в которой вы работаете/учитесь.
Удостоверьтесь, что последний вариант заявки (не пер-
вый!) проверен а) по меньшей мере, двумя коллегами,
8 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
которые имеют опыт и успешны в области написания от-
зывов в вашей непосредственной научной области, чтобы
проверить значимость, правильность, неясности и каче-
ство научного исследования; б) эрудированным челове-
ком, чтобы проверить ясность, и в) кем-либо, кто хорошо
редактирует тексты.
Удостоверьтесь, что в (последней) версии, которую они
получат, отсутствуют ошибки (грамматические, орфогра-
фические, стилистические); это не их дело заниматься
подобными исправлениями. Если они будут отвлекаться
на ошибки, то могут и не обнаружить серьёзные недо-
статки в заявке.
Дайте рецензенту в вашей организации достаточно вре-
мени, чтобы просмотреть вашу заявку.
1.2.2 График
1 этап (1 год до окончания срока подачи заявки)
Начните обдумывать интересующие проекты. Постарай-
тесь найти равновесие между чем-то очевидным и чем-то
действительно новаторским и даже рискованным.
Это может быть побочным продуктом того, над чем вы
сейчас работаете.
Представьте возможные результаты.
Начните составлять обзор литературы.
Обсудите ваши идеи с коллегами. Объяснение некоторых
вещей другим –– это замечательный способ прояснения
этих вещей для самих себя. Не разочаровывайтесь, если
они не разделяют ваш энтузиазм. Постарайтесь выслу-
шать критику доброжелательно.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 9
2 этап (9 месяцев до окончания срока подачи заявки)
Получите предварительные данные.
Это существенно усилит ваше предложение.
Рецензент может вообразить сотни причин, почему то,
что вы предлагаете, не будет работать. Эти возражения
исчезнут, если вы можете показать, что вы хотите сде-
лать.
Возможно, вам потребуется представить на рассмотрение
небольшую заявку в вашу организацию (университет) для
получения средств на проведение предварительных экспери-
ментов.
Получение этой поддержки усилит вашу заявку.
3 этап (6 месяцев до окончания срока подачи заявки)
Напишите начальный черновой вариант основного разде-
ла заявки.
Это может занять месяц интенсивной работы.
Эта часть может быть хорошо написана, если потратить
на это много времени; минимум 3-6 часов в день в тече-
ние недели.
Запланируйте это время заблаговременно.
Вы ничего не достигнете, работая всего несколько часов
в неделю.
4 этап (5 месяцев до окончания срока подачи заявки)
Получите комментарии от своих коллег.
Это должны быть люди, которые провели несколько ча-
сов, читая и перечитывая вашу заявку на грант, а не те,
которые возвратили ее со словом «замечательно» на об-
ложке.
10 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
Сядьте и обсудите с ними их комментарии.
Уделите внимание тому, что им было непонятно. Ис-
правьте.
Получите еще комментарии. Исправьте и т.д.
5 этап (4 месяца до окончания срока подачи заявки, даже
раньше для некоторых университетов/институтов)
Представьте на рассмотрение комиссии в вашем подраз-
делении ваши предлагаемые эксперименты.
6 этап (2 месяца до окончания срока подачи заявки)
Перечитайте требования по оформлению заявки и вашу
заявку. Точно следуйте инструкциям.
Работайте над другими частями заявки.
Уточните вопросы насчёт оборудования.
Заручитесь рекомендательными письмами сли допуска-
ется или требуется).
Составьте смету расходов.
7 этап (1 месяц до окончания срока подачи заявки)
Скомпилируйте то, что рассматривается в качестве окон-
чательной версии в соответствии с требованиями по
оформлению, с рисунками и ссылками.
Отдайте эту версию вашим коллегам для дополнительно-
го просмотра.
Но всё это ещё не выглядит как окончательный пакет.
Некоторые недостатки неожиданно становятся очевид-
ными именно на данном этапе.
8 этап (2 недели до окончания срока подачи заявки)
Напечатайте финальную версию.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 11
Проверьте ее, перечитайте.
Пусть заявку прочтет человек, не видевший ее до этого.
Не доверяйте полностью проверке правописания вашему
текстовому редактору.
Поставьте все необходимые подписи.
9 этап (1 неделя до окончания срока подачи заявки)
Сделайте необходимое количество экземпляров.
10 этап (2 дня до окончания срока подачи заявки)
Пошлите полный комплект документов экспресс-почтой
или курьером.
Выспитесь.
1.2.3 Первая/титульная страница
Заполняйте ее основательно и аккуратно, удостоверьтесь,
что собраны все подписи (по статистике, до десяти процен-
тов заявок не достает чего-либо на этой странице).
Очень важно НАЗВАНИЕ вашего проекта.
Оно создает первое впечатление.
Оно часто используется, вместе с аннотацией (abstract),
для направления заявки соответствующей комиссии и ре-
цензенту.
Оно должно быть описательным, подходящим и точным,
а также должно отражать важность заявки(ок). Но оно не
должно быть таким специфическим, чтобы при каждом
упоминании было необходимо точно приводить все на-
звание целиком. Один из способов достичь этого это
иметь два варианта названия; первое основное и второе
12 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
более специфическое (например, «Дистанционное обна-
ружение БПЛА: использование многопозиционных радио-
локационных систем»). Фраза после двоеточия может за-
тем изменяться при упоминании, в то время как фраза до
двоеточия будет оставаться неизменной.
1.2.4 Аннотация/краткий обзор
АННОТАЦИЯ ДОЛЖНА ВЫСТУПАТЬ КАК КРАТКОЕ
И ТОЧНОЕ ОПИСАНИЕ ВАШЕЙ ЗАЯВКИ, ДАЖЕ КОГДА
ОНА ИДЕТ ОТДЕЛЬНО ОНА ДОЛЖНА ЧИТАТЬСЯ СА-
МОСТОЯТЕЛЬНО.
Возможно, это самая важная часть вашей заявки. Отне-
ситесь к ней серьезно. Пишите ее заранее. Продолжайте
работать над ней и после того, как большая часть заявки
уже написана. Это первое, что читают, и именно аннота-
ция создает впечатление о всей заявке.
Она часто используется для отправки заявки соответству-
ющим внутренним рецензентам, комитету по рассмотре-
нию грантов, непосредственному эксперту(ам) в комите-
те по рассмотрению грантов.
Она должна быть понятна как экспертам в вашей обла-
сти, так и обычным людям с широким кругом интересов.
Непосредственный эксперт(ы) читает(ют) заявку, за ко-
торую он(они) ответственны, полностью, а другие экс-
перты могут только просмотреть аннотацию (см. также
пункт 4 — схему процесса рассмотрения). Аннотация
может оказаться единственной частью заявки, которая
читается ВСЕМИ членами комитета по рассмотрению
грантов, за исключением непосредственных экспертов,
даже если ВСЕ члены могут ставить независимые оценки
одинаковым весом).
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 13
Члены комитета часто изучают заявку готовят, если
необходимо, письменный отчет) за недели или месяцы до
заседания. Перед заседанием они быстро просматривают
все аннотации, чтобы вспомнить суть заявок.
Содержание: нужно включить предположения, цели, ме-
тоды, план исследования, его значимость.
o Сформулируйте предположения, которые должны
быть проверены. Изложите долгосрочные цели.
o Сформулируйте конкретные цели, намерения.
o Сделайте ссылку на то, каким образом ваше предло-
жение напрямую связано с целями и задачами орга-
низации, в которую и подается заявка.
o Кратко опишите план исследований и методы.
o Расскажите, в чём состоит уникальность, важность
и значимость вашей заявки, и почему она достойна
поддержки.
Не обязательно заполнять весь допустимый объём. Если
сказать уже нечего, остановитесь.
1.2.5 Исследование, предлагаемое к рассмотрению
1.2.5.1 Общие положения
Не выходите за заданный объем.
Заявки должны быть чётко изложены, быть оригиналь-
ными и новыми, а также, конечно же, выполнимыми.
Постарайтесь в заявке прийти к равновесию между чем-
то очевидным и чем-то новым, новаторским и/или даже
рискованным.
Разработайте для себя альтернативное поведение в том
случае, если исходные идеи потерпят провал.
14 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
Пишите и переписывайте, работайте и перерабатывайте
заявку.
Полезным является использование диаграмм и рисунков
дин рисунок стоит тысячи слов). Но обратите внима-
ние, что копии не обязательно будут цветными.
И снова заставьте ваших коллег перечитать вашу заявку.
Вы же хотите, чтобы эксперты стали вашими сторонни-
ками, а не противниками?
Никогда не формулируйте и не предполагайте, что иссле-
дование будет выполнено, потому что «оно никогда не
было сделано» или «нет данных по . . . ». Это возможно,
но тривиально.
Чётко формулируйте, что действительно является новым,
а что только утверждающим.
В заключение сделайте вывод о том, как заявка согласу-
ется с задачами, целями и приоритетами организации.
Полезно организовать презентацию с соответствующими
заголовками и подзаголовками, с использованием про-
стой и очевидной нумерации.
1.2.5.2 Особые положения
Полезно разбить содержимое на следующие отдельные
части, которые потом последовательно дорабатывать.
o Предположения/гипотезы и долгосрочные цели.
o Конкретные цели.
o Предпосылки и значимость: современный уровень
знаний.
o Достижения и предварительные исследования.
o Модели и методы исследования.
o Календарный план.
o Слабые и сильные стороны.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 15
Предположения/гипотезы и долгосрочные цели
Заявка с реализуемыми гипотезами/предположениями
лучше заявки, носящей просто описательный характер.
Начните с формулировки предположений и объедините
их с долгосрочными целями. Какое конкретное исследо-
вание предполагается реализовать? Какова значимость и
важность вашего исследования?
Конкретные цели
Определите конкретные цели из п. 2.5.1.1 это конкрет-
ные проекты, вопросы и исследования, которые будут
осуществляться для достижения долгосрочных целей.
Расположите их в логическом порядке следования. Рас-
ставьте приоритеты.
Предпосылки и значимость: современный уровень
знаний
Здесь нужно ответить на три вопроса: что известно,
что неизвестно и почему важно это знать.
Начните с краткого конспекта самого важного при об-
зоре предпосылок. Определите, чему соответствуют
ваши предыдущие наработки (если таковые имеются).
Затем критически оцените литературу, относящуюся к
теме вашего исследования: некритичное краткое изло-
жение или список не подойдут.
Обсудите должным образом все стороны расхожде-
ния, несоответствия и/или несовместимости опублико-
ванных результатов. Но будьте осторожны, поскольку
участники этих расхождений могут быть вашими ре-
цензентами (экспертами).
16 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
Более точно определите расхождения и противоречия,
которым вы будете давать объяснение. Это должно со-
держаться в логическом обосновании вашей заявки.
Подчеркните важность и значимость вашей заявки при
переходе от ваших предположений и долгосрочных це-
лей к обзору исходных данных, предпосылок.
Включите в обзор то, что вы сделали, чтобы у эксперта
сложилось чувство значимости вашего вклада.
Достижения (по отношению к предпосылкам
и значимости)
Зависит от того, является заявка предложением некото-
рой модернизации, либо новым приложением.
В случае модернизации:
o Напомните экспертам о предыдущих решениях. Вы
должны показать ваши возможные преимущества в
исследовании, и то, что заявка будет отвечать вы-
сокому качеству исследования.
o Объедините ваши исходные предположения, долго-
срочные и конкретные цели, дайте краткое описа-
ние последних достижений. Особенно подчеркните
самые важные и значимые результаты.
o Опишите соответствующим образом, как ваши кон-
кретные цели могут изменяться при продвижении
работы.
o Не жалуйтесь на низкое и недостаточное финан-
сирование. Это производит на экспертов плохое
впечатление.
В случае нового приложения:
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 17
o Вам нужно убедить экспертов в вашей отличной
подготовке, и в том, что у вас уже имеются пред-
варительные данные и/или предварительно прове-
дённые эксперименты.
o Подытожьте проведённую вами предварительную
работу, относящуюся к заявке, делая упор на свой
опыт и исключительную подготовленность. Расска-
жите о том, как они помогут вам успешно выпол-
нить планируемое исследование.
o Просмотрите свои предварительные исследования
и их результаты. Представьте реальные данные.
Это поможет определить ваш уровень знаний, опыт
и квалификацию.
o Перечислите ваши публикации и рукописи, уже
принятые или представленные на рассмотрение
сли это допускается или требуется).
Для обоих случаев:
o Если разрешено, то перечислите все ваши публи-
кации, аннотации (рефераты) и другой материал,
относящийся к вашему исследованию.
Предварительные данные/исследования
Представляют огромное значение и должны быть вклю-
чены в разделы «Предпосылки», «Достижения» или вы-
делены в отдельную часть. Свяжите их напрямую с
вашими предположениями/гипотезами и долгосрочными
целями.
Опишите предварительные данные, которые являются
важными и необходимыми для данной заявки. Приведите
реальные данные.
18 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
Особенно важно это для новых приложений, чтобы обос-
новать достоверность, квалификацию и правомочность
заявки и заявителя.
Модели и методы исследования
Конкретные цели определяют ваши предложения. Здесь
необходимо описать, как вы планируете осуществить
свои цели.
Расположите цели в логическом порядке. Также обдумай-
те краткий вводный параграф с описанием взаимосвязей
каждой конкретной цели друг с другом, а также с общей
целью исследования. Полезно разбить эту часть, начиная
с формулировки каждой конкретной цели (плюс логиче-
ское обоснование в одно предложение для каждой цели).
Затем рассмотрите их, например, в такой последователь-
ности:
o Перечислите модели и методы исследования в соот-
ветствии с количеством конкретных целей.
o Используйте поднумерацию внутри каждой части,
если описывается несколько методов, применимых к
одной конкретной цели.
o Четко разграничьте общий план исследования и кон-
кретные (отдельные) методы.
o Не повторяйте одинаковые методы, применимые бо-
лее чем к одной конкретной цели.
o Сошлитесь, но не описывайте хорошо известные или
стандартные методы (процедуры). Но обязательно
опишите те из них, которые являются новыми, или
наверняка неизвестными экспертам.
o Для новых методов объясните, чем они лучше уже
известных.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 19
o Рассмотрите важные контрольные эксперименты (ча-
сто этого не хватает).
o Объясните процессы сбора, анализа и интерпретации
данных.
o Рассмотрите возможные трудности и ограничения
предложенных методов и изложите другие варианты
методов для достижения ваших целей. Это предот-
вратит возможную критику со стороны экспертов, и,
возможно, позволит реально «сохранить» вашу за-
явку. Четко определите возможные слабые стороны
и/или неопределенности и отреагируйте на это, то
есть предвосхитите критику.
o Разработайте вкратце предварительную последова-
тельность действий и график их выполнения в проек-
те. Перечислите их по порядку. Будьте реалистичны.
Рассмотрите возможность использования диаграммы
или таблицы. Четко расставьте приоритеты.
1.2.6 Бюджет
В большинстве организаций требуется, чтобы члены экс-
пертного комитета оценили бюджет проекта, независимо
от научного качества заявки.
Бюджет обычно рассматривается отдельно от собственно
заявки. В отличие от заявки на научное исследование,
при рассмотрении бюджета все члены экспертного коми-
тета являются «экспертами», которые могут принимать
активное участие в его обсуждении.
Бюджет обычно рассматривается в последнюю очередь,
после оценки качества заявки.
Бывает так, что члены экспертного комитета вынуждены
урезать бюджет. Поэтому убедитесь, что бюджет хорошо
20 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
подтверждён документально, является реалистичным и
обоснованным. Не завышайте и не занижайте бюджет.
Тщательно проверьте, поддерживает ли организация фи-
нансирование определенных статей бюджета (например,
поездки, приобретение книг). Не включайте в бюджет
неразрешенные пункты.
Подробно обоснуйте каждый пункт, чтобы эксперту было
трудно доказательно урезать финансирование.
В отношении оборудования попробуйте убедительно
обосновать, почему его закупка является важным и необ-
ходимым не потому, что «хорошо было бы иметь» или
«быстрее и лучше»), и почему требуются именно кон-
кретные модели оборудования.
В отношении коллектива:
o Убедитесь, что грант может быть использован груп-
пой людей, а не одним человеком.
o Определите каждому участнику уникальную и важ-
ную роль, а также изложите, каким образом их ква-
лификация согласуется с ролью в проекте.
В отношении поездок определите, кто будет в них участ-
вовать и кто будет представлять доклады. Также будьте
готовы обосновать планирование более чем одного вы-
ступления в год для любого человека из группы.
1.2.7 Присоединяемые документы
Убедитесь, что все требуемые документы включены в
комплект заявки. Если разрешается, то дополните ком-
плект вспомогательным материалом, не включая его в
содержание заявки. Однако заявка без приложений долж-
на читаться самостоятельно.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 21
Не включайте в заявку те документы, которые не требу-
ются:
o Они всё равно не будут переданы экспертам.
o Стандартным трюком для обхода ограничений по ко-
личеству страниц является включение в заявку при-
ложений. Но если это приложение не предусмотрено,
то оно не будет передано экспертам. При этом в тек-
сте заявке может оказаться «дыра» или «брешь», если
вы ссылаетесь на такое приложение.
1.2.8 Публикации
К сожалению, ряд экспертов может б
´
ольшее внимание
уделять не оценке качества, значения и вкладу заявки, а
«весу» и «количеству» публикаций.
Стремитесь публиковать статьи в качестве первого авто-
ра в аворитетных реферируемых журналах.
Большое число рефератов и полнотекстовых докладов на
конференциях в списке не приветствуется.
Другие виды публикаций (книги, отдельные главы, об-
зоры, нереферируемые статьи) также могут не убедить
экспертов.
1.3 Общие ошибки
1.3.1 Ошибки новичков
В заявке описана работа, на выполнение которой может
уйти вся жизнь, а сама оня является нереалистично ам-
бициозной.
Отсутствуют чётко расставленные приоритеты, а кален-
дарный график сли таковой имеется) нереальный.
22 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
Непонятно, что на самом деле может быть сделано за
период действия гранта.
Плохой обзор литературы и описание предпосылок ис-
следования.
Отсутствуют результаты предварительного исследования
или иные предварительные данные.
Время, выделенное на исследование в графике работ,
должно составлять минимум 50%, а лучше 75%. Менее
50% может оказаться неприемлемым (меньший процент
обычно допускается для исследователей с авторитетом).
Нереалистичный бюджет.
1.4 Схема процесса рассмотрения
Грантовые организации отличаются по процессу обра-
ботки заявок. Но в основном применяется схема, описыва-
емая ниже.
Процесс обработки начинается с окончания срока прие-
ма заявок. Организации, как правило, не принимают заявки,
поступившие после окончания срока.
Затем секретариат проверяет каждую заявку, делая упор
на таких очевидных недостатках, как:
Отсутствие наиболее важной информации или подписей.
Несоответствующий формат (тип, размер, межстрочный
интервал, границы и др.) документа.
Превышение разрешённого числа страниц заявки.
Несоответствие заявки целям/задачам организации.
Пропуск или отсутствие необходимых разделов.
Отсутствие у заявителя необходимой квалификации.
Включение в состав заявки дополнительной (не требуе-
мой) информации.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 23
В зависимости от серьезности недостатков заявка может
быть отклонена, либо заявителю будет направлен запрос о
предоставлении дополнительных сведений.
Затем заявки передаются внешним экспертам. Они выби-
раются по рекомендациям а) заявителей, б) членов эксперт-
ного комитета и в) из базы данных организации.
Внешних экспертов просят написать и представить на
рассмотрение исчерпывающие рецензии для членов соответ-
ствующего экспертного комитета. Требуется, чтобы и внеш-
ние эксперты и члены экспертного комитета (см. ниже) со-
блюдали примерно следующий формат отчёта:
Краткая аннотация заявки (не более одного параграфа),
подчеркивающая важность предлагаемого исследования.
В отчете (если таковой прилагается) даётся сделанная
предварительно оценка научного значения работы.
Определение сильных и слабых сторон заявки, включая
мнение эксперта относительно следующих моментов:
o оригинальность представленных предположений/ги-
потез и значимость сформулированных в заявке во-
просов;
o взаимосвязь с предыдущей работой заявителя;
o корректность критического обзора литературы;
o научные и интеллектуальные условия (окружение);
o уровень знаний заявителя в определенной области,
отраженный в обзоре.
o соответствие плана исследования и методологии по-
ставленной цели;
o объём проведенных ранее исследований и потенциал
предлагаемой работы для получения новых и важных
знаний;
o целесообразность бюджета.
24 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
Большинство организаций привлекают для каждой заяв-
ки, по меньшей мере, двух сторонних экспертов.
Каждая заявка обычно подписывается двумя членами
экспертного комитета для детального анализа (для основ-
ных экспертов). Они могут являться, а могут и не быть,
экспертами в вашей области. Заявка полностью может
быть затребована только двумя основными экспертами.
Другие члены экспертного комитета могут не получить
заявку полностью. Они могут получить только аннота-
цию/реферат.
На заседании экспертного комитета:
o Обсуждение каждой заявки может занимать не более
15 минут.
o Два основных эксперта представляют вашу заявку и
дают свои оценки. Анализируются внешние рецен-
зии и даются комментарии. Другие члены экспертно-
го комитета принимают участие в дискуссии. Окон-
чательная оценка выставляется исходя из научного
уровня заявки.
o Затем все принимают участие в обсуждении бюдже-
та, и делаются окончательные выводы.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 25
2. Информация для новичков
2.1 При подготовке заявки
1. Консультацию по заполнению финансовых документов
(смета и др.) можно получить у начальника отдела организа-
ции и планирования НИОКР.
2. После того, как пакет документов готов к отсылке, за-
явка регистрируется у заместителя начальника НИЧ.
2.2 Грант выигран
Шаг 1. Сообщить в НИЧ ТУСУР, а именно, в отдел ор-
ганизации и планирования НИОКР, о победе в конкурсе, и
предоставить письмо, в котором вам об этом сообщают.
Шаг 2. Принести в НИЧ ТУСУР для регистрации пакет
документов (договор/соглашение, заполняемые формы, сме-
ту расходов и т.д.) до их подписания у ректора или проректо-
ра по научной работе. Проконсультироваться по заполнению
финансовых документов у начальника отдела организации и
планирования НИОКР.
Шаг 3. После того, как документы утверждены обеими
сторонами, пакет документов (оригиналы) отдается в бух-
галтерию, а копии в отдел организации и планирования
НИОКР.
Шаг 4. Приступить к работе над проектом.
2.3 Работа выполнена. Отчетность
После выполнения работ пакет отчетной документации
оформляется в строгом соответствии с инструкциями ор-
26 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
ганизации, выделившей вам грант. Перед отправкой пакета
необходимо представить на проверку документы, связанные
с финансовой отчетностью (смету, отчет о фактических за-
тратах/расходах и др.) в отдел организации и планирования
НИОКР.
Краткие рекомендации
Если в документах должна стоять подпись ректора либо
проректора университета, то после подписания необходимо
поставить печать, даже если в формах документов на месте
подписи не предусмотрено место для печати.
Внимательно читайте требования к отчётной докумен-
тации. За период выполнения работ они могут измениться.
Убедитесь, что у вас последняя версия требований.
Внимательно относитесь к заполнению форм. К примеру,
если в форме стоит подпись ректора, и не оговаривается, что
за него может расписаться лицо, действующее по доверен-
ности (проректор), то необходима подпись только ректора.
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 27
3. Полезные ссылки
3.1 Российские интернет-ресурсы
1. Газета научного сообщества «Поиск»
2. Государственная дирекция целевой научно-технической
программы
3. ИНОЦентр (Информация Наука Образование)
4. Информационный интернет-портал
5. Консорциум экономических исследований и образова-
ния
6. Международная академия наук высшей школы
7. Межрегиональный портал интеллектуальной собствен-
ности
8. Министерство образования и науки РФ
9. Молодежный информационный портал
10. Научный календарь
11. Национальный центр по мониторингу инновационной
инфраструктуры научно-технической деятельности и
региональных инновационных систем
12. Портал информационной поддержки инноваций и биз-
неса
13. Российская академия наук АН)
14. Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)
15. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
16. Федеральное государственное учреждение «Государ-
ственный научно-исследовательский институт информа-
ционных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ
ИТТ «Информика»)
28 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
17. Федеральное агентство по науке и инновациям
18. Федеральное агентство по образованию
19. Федеральный портал «Российское образование»
20. Фонд «Династия»
21. Фонд «Научный потенциал»
22. Центр международных контактов «Парта»
23. Открытый каталог научных конференций, выставок и
семинаров
3.2 Зарубежные фонды
1. Австрийский научный фонд (FWF)
2. Академия Финляндии (The Academy of Finland)
3. Американский благотворительный фонд поддержки ин-
форматизации образования и науки (ACFIT)
4. Американский совет научных сообществ СНС)
5. Американский совет по международным исследованиям
и научным обменам (IREX)
6. Американский фонд гражданских исследований и раз-
вития для независимых государств бывшего Советского
Союза
7. Американское агентство международного развития (USAID)
8. Ассоциация академического сотрудничества СА)
9. Бельгийский национальный фонд содействия научным
исследованиям
10. Благотворительный Кауфман-Фонд
11. Британский благотворительный фонд (CAF)
12. Германская служба академических обменов (DAAD)
13. Германское научно-исследовательское общество (DFG)
14. Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC)
15. Европейская программа «ЭВРИКА»
16. Европейский научный фонд (ESF)
НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА 29
17. Европейское физическое общество (EPS)
18. Институт Карнеги в Вашингтоне
19. Институт перспективных российских исследований име-
ни Кеннана
20. Консорциум по развитию экономического образования
и исследований (EERC)
21. Ландау Нетворк, Италия (LNCV)
22. Лондонское королевское общество
23. Международная ассоциация по содействию сотрудниче-
ству с учеными Новых независимых государств бывше-
го Советского Союза (INTAS)
24. Международный научно-технический центр (ISTC)
25. Научно-исследовательский совет Норвегии
26. Национальные академии США
27. Национальный центр научных исследований, Франция
(CNRS)
28. Нидерландская организация по научным исследованиям
(NWO)
29. Программа «Наука ради мира и безопасности» (НАТО)
30. Программа Европейского Союза по сотрудничеству в
области высшего образования «ТЕМПУС»
31. Программа Фулбрайта, США
32. Стипендии Erasmus Mundus
33. Стипендии Чивнинг, Великобритания
34. Фонд Александра фон Гумбольдта, ФРГ
35. Фонд Готтлиба Даймлера и Карла Бенца
36. Фонд Джона Д. и Катерины Т. Макартуров (США)
37. Фонд «Евразия»
38. Фонд имени Конрада Аденауэра
39. Фонд Фольксвагена, ФРГ
40. Фонд Форда, США
30 БИБЛИОТЕЧКА ТОЛКОВОГО АСПИРАНТА. ВЫПУСК 8
41. Центр «Восток-Запад»
42. Центр наук о человеке, Франция
43. Центрально-Европейский университет (CEU, Фонд Со-
роса)
44. Шведская королевская академия наук
45. Шведский совет по естественным наукам (NFR)
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Как написать заявку на грант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Перед тем, как начнёте писать . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Заявка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.1 Общее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.2 График . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2.3 Первая/титульная страница . . . . . . . . . . . . . . 11
1.2.4 Аннотация/краткий обзор . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.5 Исследование, предлагаемое к рассмотрению . . . 13
1.2.5.1 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.2.5.2 Особые положения . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.2.6 Бюджет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.2.7 Присоединяемые документы . . . . . . . . . . . . . 20
1.2.8 Публикации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Общие ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3.1 Ошибки новичков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.4 Схема процесса рассмотрения . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2. Информация для новичков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 При подготовке заявки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2 Грант выигран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.3 Работа выполнена. Отчетность . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3. Полезные ссылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.1 Российские интернет-ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.2 Зарубежные фонды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Яндекс.Метрика