Поминки по 80 000 000 000,00 Или о мальчике, голом короле и Счётной палате

Поминки по 80 000 000 000,00

А вот вам, господа аспиранты, то ли исторический анекдот, то ли быль из далёкого (чуть ли не XIX век) европейского прошлого.

Однажды некая простолюдинка, совершенно необразованная женщина, тяжело заболевает, и в бреду начинает связно бормотать какие-то странные слова. Перепугавшиеся родные для начала ограничились тем, что срочно вызвали доктора, а не священника-экзорциста. Вызванный эскулап был, по-видимому, человеком высокообразованным, потому что тут же с удивлением заявил, что больная без сознания целыми кусками шпарит на греческом языке поэму Гомера “Илиада”.

Я таки себе представляю, как этот сюжет сейчас развернул бы одиозный канал Рен-ТВ, подключив к объяснению данного факта тридевятое измерение, инопланетян и прочую псевдонаучную хрень. Но собака порылась1)Так вот где собака порылась!” – одно из “отлитых в граните” выражений бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС, М.С. Горбачева., как всегда, в совершенно другом месте. Выяснилось, что эта женщина долгие годы была домработницей у профессора, преподававшего в университете, в том числе, “мёртвые языки” – древнегреческий и латынь. В присутствии которой г-н профессор, готовясь к занятиям, декламировал тов. Гомера.

Вот точно также, как у той полумифической домработницы, у меня2)Правда, в отличие от неё я находился в здравом уме и твёрдой памяти. сегодня после прочтения новости в интернете в голове мгновенно выплыла “формула Ше́ннона”, которую мы проходили лет 45 назад в институте.

video
play-rounded-fill

Для тех, кто подзабыл, формула Шеннона используется для вычисления количества информации в сообщении о неравновероятном событии в соответствии с выражением I = log2(1/p), где I – это количество информации, р – вероятность события. Например, количество информации “I” в сообщении “в Сибири зимой выпал снег” равно нулю, поскольку вероятность этого события “p” равна 1. И чем меньше вероятность события, тем больше количество информации.

Поэтому от сегодняшних новостей (см. спойлеры ниже) “Счётная палата заявила о невыполнении целей проекта по поддержке вузов “5-100”” “стрелка” моего “интернет-измерителя количества информации” дёрнулась со страшной силой вправо.

Вузы из проекта «5-100» так и не вошли в топ-100 международных рейтингов
0 из 100: почему российские вузы не покорили мировой олимп

Количество информации в этих сообщениях действительно заметно превосходит средний уровень, поскольку вероятность того, что высший орган внешнего государственного аудита, как тот мальчик из сказки3)Г.Х. Андерсен, “Новое платье короля”, 1837., публично скажет про Короля: “Да ведь он голый!”, априори была крайне мала. Другими словами, впервые на высоком государственном уровне заявлено, что проект 5-100, по сути, провален.

На сайте же Счётной палате (см. спойлер ниже или ссылка) та же самая убийственная новость выглядит несколько ёрнически: “Проект 5-100 положительно отразился на российских вузах”. Очень похоже на старый анекдот: “— А вы не заметили, больной перед смертью потел? — Да. — Это хорошо!”.

Проект 5-100 положительно отразился на российских вузах

С выводами4)Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер государственной поддержки российских университетов, направленных на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 февраля 2021 г. (ссылка). Счётной палаты можете ознакомиться ниже.

Несмотря на ряд положительных эффектов, в ходе реализации Проекта 5-100 не удалось достичь цели по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых институциональных рейтингов университетов – ARWU, THE и QS.

По характеру поставленных целей Проект 5-100 имел преимущественно догоняющий характер, однако его реализация позволила сформировать в стране группу университетов-лидеров, а также встроиться в мировые тенденции реализации программ академического превосходства и усилить масштаб и значимость университетской науки.

Реализация Проекта 5-100 также задала новые стратегические ориентиры развития для российских университетов – прежде всего за счёт необходимости позиционирования вузов в глобальном масштабе, что потребовало соответствующей перестройки стратегий и программ развития вузов, иной системы управления и организации научно-исследовательского и образовательного процессов на основе мировых стандартов.

Раздел “Выводы” в отчёте Счётной палаты о результатах проверки от 02.02.2021.

Лица, привыкшие работать с документами и не верящие никому на слово, могут познакомиться с полным набором документации Счётной палаты в спойлере ниже и скачать, при желании, одним архивом все файлы. Я делаю так по старой советской привычке запасаться солью, спичками и мылом. Поскольку то, что есть в интернете сегодня, необязательно будет там завтра. Проверено жизнью.

Отчёт СП о результатах проверки и перечень 27 Приложений
  • Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер государственной поддержки российских университетов, направленных на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»
  • Приложение 01 – Перечень законов и иных нормативных правовых актов, выполнение которых проверено в ходе экспертно-аналитического мероприятия
  • Приложение 02 – Описание программ академического превосходства, реализующихся в отдельных странах
  • Приложение 03 – Список вузов – победителей открытых конкурсов на предоставление государственной поддержки университетам в рамках Проекта 5-100
  • Приложение 04 – Краткая информация о порядке отбора заявок на участие в открытом конкурсе на предоставление государственной поддержки в рамках Проекта 5-100
  • Приложение 05 – Объемы выделяемой Правительством Российской Федерации субсидии из федерального бюджета на финансирование программ повышения конкурентоспособности вузов – участников Проекта 5-100
  • Приложение 06 – Перечень стратегических документов Российской Федерации в сфере высшего образования
  • Приложение 06 – Перечень стратегических документов Российской Федерации в сфере высшего образования
  • Приложение 07 – Отдельные показатели публикационной активности университетов-участников Проекта 5-100
  • Приложение 08 – Перечень программ развития вузов-участников Проекта 5-100
  • Приложение 09 – Структурные подразделения, отвечающие за реализацию программ повышения конкурентоспособности в вузах – участниках Проекта 5-100
  • Приложение 10 – Список показателей дорожных карт реализации программ повышения конкурентоспособности вузов – участников Проекта 5-100 и методика их расчета
  • Приложение 11 – Темп роста плановых показателей дорожных карт программ повышения конкурентоспособности вузов – участников Проекта 5-100
  • Приложение 12 – Сводная информация о вхождении в международные институциональные рейтинги ARWU, QS и THE, проценте достигнутых плановых обязательных показателей дорожных карт программ повышения конкурентоспособности и группе финансирования вузов – участников Проекта 5-100
  • Приложение 13 – Объем поступивших средств всего, по виду деятельности «Научные исследования и разработки» в вузах – участниках Проекта 5-100 (тыс. руб.)
  • Приложение 14 – Доля доходов от НИОКР в общем объеме доходов вузов – участников Проекта 5-100 (%)
  • Приложение 15 – Доля обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, специалиста или магистра других вузов, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в вузах – участниках Проекта 5-100 (%)
  • Приложение 16 – Среднесписочная численность иностранных научно-педагогических работников в вузах – участниках Проекта 5-100 (человек)
  • Приложение 17 – Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов, в вузах – участниках Проекта 5-100 (%)
  • Приложение 18 – Сведения о финансировании вузов – участников Проекта 5-100 в период с 2016 по 2019 год
  • Приложение 19 – Объем средств по соглашениям о предоставлении субсидий вузам – участникам Проекта 5-100 в период с 2016 по 2019 год
  • Приложение 20 – Сведения о фактических расходах вузов – участников Проекта 5-100, в том числе на реализацию программ повышения конкурентоспособности
  • Приложение 21 – Сведения об остатках средств вузов – участников Проекта 5-100, в том числе остатках средств на мероприятия программ повышения конкурентоспособности
  • Приложение 22 – Методологические особенности составления международных рейтингов ведущих университетов ARWU, QS и THE
  • Приложение 23 – Позиции вузов – участников Проекта 5-100 в международных рейтингах ARWU, QS и THE и объемы полученной субсидии в рамках Проекта 5-100
  • Приложение 24 – Динамика вузов – участников Проекта 5-100 в институциональных рейтингах ARWU, QS и THE в 2016-2020 гг.
  • Приложение 25 – Динамика отдельных российских вузов, не принимавших участия в Проекте 5-100, в институциональных рейтингах ARWU, QS и THE в 2016-2020 гг.
  • Приложение 26 – Динамика вузов – участников Проекта 5-100 в предметных рейтингах ARWU, QS и THE в 2016-2020 гг.
  • Приложение 27 – Присутствие российских университетов в институциональных рейтингах THE, QS и ARWU, 2012 и 2020 гг.
Скачать все файлы в одном zip-архиве (1959799 байт)

Скачать файл

[свернуть]

Но, учитывая, что Счётной палатой руководит небезызвестный г-н Кудрин – кореш Чубайса, “крёстный отец”5)Путина нашёл не я, Путина нашли Анатолий Чубайс и в тот момент начальник Главного контрольного управления администрации президента Алексей Кудрин (занимал этот пост с августа 1996 по март 1997 года. — РБК)», — сказал Юмашев. Он уточнил, что это произошло в тот момент, когда Чубайс и Кудрин уходили в правительство, а сам он становился главой администрации.” (ссылка) нынешнего Президента России и прожжёный либерал, на котором клейма негде ставить, то понятно, почему к первому абзацу своих выводов Счётная палата добавила ещё два лирически дурацких абзаца буквально ни о чём.

Ну, что, скажем, дало стране и народному хозяйству формирование “группы университетов-лидеров”? Хорошо, создали, но как говорили в Одессе: “Ну, и?”.

А грёбаная, написанная под либеральную копирку, фраза “встроиться в мировые тенденции реализации программ академического6)Кстати, в соседнем с нами Томском политехническом университете в прошлом году выдумали должность “проректор по академическому превосходству”. Неделю назад эту должность упразднили. Интересно, что же произошло? превосходства” у нормальных людей вызывает уже просто рвотный рефлекс. Россия с ельцинских времён “встраивалась-встраивалась” в “мировые тенденции”, да так “навстраивалась”, что чуть “ласты не склеила”.

Раньше я думал, что откровенных идиотов на работу в Счётную палату набирать всё-таки не принято. Но, судя по абсолютно бессмысленной фразе “усилить масштаб университетской науки”, это правило теперь уже не соблюдается. Что же это за “масштаб науки” такой? Причём словосочетание “увеличить масштаб” в моём лексиконе было всегда, а вот “усилить масштаб” не находит даже Великий и Ужасный Google. Так какой придурок выдумывает подобную бессмысленную фигню? Не исключено, что подобную херню, судя по стилю, могли настрочить интеллектуальные уродцы из Высшей школы экономики, подрабатывающие в Счётной палате.

Третий абзац выводов Счётной палаты даже разбирать не хочется, потому что это – вообще полная белиберда, откровенно бессмысленный набор букв и знаков припинания, написанная каким-то кретином. И не одним. Хотя .удака, который вписал слова “мировые стандарты” по отношению к научно-исследовательскому и образовательному процессам, нужно немедленно уволить с волчьим билетом7)Волчий билет (волчий паспорт) – в XIX веке название документа, закрывающего доступ на государственную службу, учебное заведение и т.п. Человеку, получившему такой документ, не разрешалось жить на одном месте более 2-3 дней и ему приходилось скитаться, подобно волку., чтобы его не взяли на работу даже в ларёк, торгующий сигаретами и презервативами. Нет никаких “мировых стандартов” в науке и образовании! И никогда не было. Как и “мирового уровня”. И те, кто впаривают этот “концепт”, – это откровенные уроды и козлы.

Ну, а то, что Минобрнауки немедленно “включит дурочку” после вердикта Счётной палаты – “в ходе реализации Проекта 5-100 не удалось достичь цели по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых институциональных рейтингов университетов – ARWU, THE и QS”, было ясно с самого начала. Кто бы сомневался.

В Минобрнауки не согласились с выводами аудиторов из СП. В ведомстве заявили, что с учётом вхождения восьми российских университетов в топ-100 предметных рейтингов поручение президента было перевыполнено.

Кудрин назвал способ попасть в международные рейтинги российским вузам.

Перевыполнили они, б..дь, поручение Президента! Никаких предметных рейтингов в исходных документах – майском Указе Путина не значилось! По умолчанию8)Потому что в Указе от 2012 год эти рейтинги поименованы не были. Может быть, именно для того, чтобы оставить лазейку., подразумевались три рейтинга ARWU, THE и QS. Крапка.

Все эти виляния Министерством своей ж.пой напоминают многочисленные случаи имитации беременности, описанные как в медицинской, так и в уголовной практике. Именно эту “имитацию вхождения в топ-100” и пытается оправдать Минобрнауки: “Ну и что, что ребёночек не родился, зато гляньте, какую шикарную кроватку и памперсы я купила!”. И если вы не будете оправдываться, то тогда вам напомнят знаменитое высказывание Ф.Г. Раневской: “Деньги съедены, а позор остался”.

Я отнюдь не девушка Кассандра Приамовна, но практически с самого начала этой афёры я предсказывал именно такой катастрофический результат “Проекта 5-100”. Достаточно только тюкнуть по ссылке “топ-100”. Причём, в отличие от Счётной палаты, сотрудники которой плотно сидят на бюджете с нехилыми зарплатами, я делал это на протяжении семи лет абсолютно бескорыстно. “Не корысти ради, а токмо волею…”.

Так что финальные поминки по бессмысленно потраченным 80000000000,00 (восемьдесят миллиардов рублей ноль-ноль копеек) всенародных денег можно считать открытыми. Итак, кто хочет выступить с поминальным словом? Не стесняйтесь!

Сноски

1 Так вот где собака порылась!” – одно из “отлитых в граните” выражений бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС, М.С. Горбачева.
2 Правда, в отличие от неё я находился в здравом уме и твёрдой памяти.
3 Г.Х. Андерсен, “Новое платье короля”, 1837.
4 Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер государственной поддержки российских университетов, направленных на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 февраля 2021 г. (ссылка).
5 Путина нашёл не я, Путина нашли Анатолий Чубайс и в тот момент начальник Главного контрольного управления администрации президента Алексей Кудрин (занимал этот пост с августа 1996 по март 1997 года. — РБК)», — сказал Юмашев. Он уточнил, что это произошло в тот момент, когда Чубайс и Кудрин уходили в правительство, а сам он становился главой администрации.” (ссылка)
6 Кстати, в соседнем с нами Томском политехническом университете в прошлом году выдумали должность “проректор по академическому превосходству”. Неделю назад эту должность упразднили. Интересно, что же произошло?
7 Волчий билет (волчий паспорт) – в XIX веке название документа, закрывающего доступ на государственную службу, учебное заведение и т.п. Человеку, получившему такой документ, не разрешалось жить на одном месте более 2-3 дней и ему приходилось скитаться, подобно волку.
8 Потому что в Указе от 2012 год эти рейтинги поименованы не были. Может быть, именно для того, чтобы оставить лазейку.
Яндекс.Метрика Hide picture