Старая колея Таинственная магия чисел: 5-100, 2030, далее по списку

Старая дорога

Учитывая калейдоскопичность смены министров науки и образования в нашей стране – 5 (пять) особей мужескаго и женскаго полов за последние 10 лет, предлагаю в Минобрнауке на ул. Тверской, д.11 в г. Москве выделить помещение для Музея восковых фигур министров, а сами фигуры разместить в отдельном Кабинете ужасов, с чего начинала небезызвестная мадам Тюссо, в девичестве Гросхольц. Но упомянутая мной калейдоскопичность – только кажущаяся. Потому что за эти годы менялись фамилии, гендеры, внешности того, кто занимал указанную должность, но неизменным оставалось одно – старая колея. Проложенная и накатанная грёбаными либерастами ещё с середины 90-х.

Министерская чехарда

Наиболее концентрированно отношение либеральных ублюдков к образованию в России сформулировал .удак Фурсенко1)Фурсенко А.А. – министр образования и науки Российской Федерации (2004-2012). в 2007 году: “…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других”. Полностью оригинальным этот высокопоставленный урод в своём высказывании не был. Он просто тупо повторил то, что вытворяла2) “В 1991 году тогда еще президент ГАО “Станкоинструмент” Паничев пришёл к Гайдару с просьбой поддержать отрасль. “Кому нужны ваши станки“, — ответил Гайдар. И добавил: “Если что-то будет нужно, мы купим за рубежом” (ссылка). в начале 90-х новая “гусская” “элита”, а фактически – банда Гайдара3)А вообще-то, псевдо-Гайдара, потому что ни к литературному псевдониму Гайдар, ни к его обладателю А.П. Голикову, этот “внучек” не имел., Чубайса, Бурбулиса, Коха, Авена и прочих человеческих отбросов, уничтожавших советскую промышленность ради грабительской приватизации в интересах кучки бывших партийных и комсомольских (типа Ходорковского) функционеров.

Именно Фурсенко вместе со своим грёбаным предшественником, Филипповым4)В.М. Филиппов, министр образования РФ (1998-2004)., заложили основы устойчивой и необратимой деградации российского (как правопреемника советского) образования и науки, являясь фактически марионетками, которых за ниточки дёргали кукловоды из ВШЭ, РАНХиГС, Финуниверситета, а также питерская либеральная братва.

Ливанов, поставленный этой кодлой в 2012 г. на пост министра после Фурсенко, на протяжении всей каденции в течение четырёх лет признавался наихудшим министром в Правительстве, что абсолютной не мешало ни ему, ни высшему руководству страны. Именно при этом человеке арийской внешности с пустыми оловянными глазами развернулась абсолютно идиотская кампания по оценке степени “эффективности” вузов, при нём в полный рост начали курочить и добивать аспирантуру, при нём грёбаная ЕГЭнизация, уничтожающая среднее образование, приобрёла непоправимый характер, при нём буйным цветом развернулась афёра под названием “Проект 5-100”, и т.д.

После долгожданно-внезапной отставки Ливанова в 2016 г. прошло пять лет. Воспоследующей за ним мадам-министру Васильевой надавали по рукам почти сразу, как только она сделала лишь крохотный шажок в сторону от либеральных методичек. После чего в 2018 г. её демонстративно заменили абсолютным пустым местом без учёной степени и звания – Котюковым, персонажем, напоминающим печального Пьеро с глазами срущей собаки. Затем, в 2020 году почти на ровном месте, когда мало что предвещало, красноярского счетовода заменили тюменским юристом Фальковым.

Такое ощущение, что где-то установлен ГСДФ – генератор случайных дат и фамилий, выдающий срок назначения и очередную кандидатуру на пост министра, отвечающего за науку и высшее образование в нашей стране. Кстати, по аналогии с книжками Я.Л. Флеминга о Джеймсе Бонде, в которых главу британской разведки обозначали одной буквой “M”, я предлагаю ввести нечто подобное для должности министра науки и высшего образования РФ. Раз уж они так часто меняются, и их действиями фактически руководят серые кардиналы из либеральных клоак, то какая хрен разница, как их кличут на самом деле!

Фунт из Тюмени

Я не исключаю, что одна из скрытых целей назначение либералами г-на Фалькова в начале 2020 года министром науки и высшего образования, а, по сути, зиц-председателем, состояла в том, чтобы затушевать оглушительный крах выдуманного ими Проекта “5-100”, а также избежать подведения итогов этой афёры, завершившейся “именнашта” в 2020 г. Поскольку по-настоящему серьёзный “разбор полётов” в отношении абсолютно бесполезного и, главное, безрезультатного5)Хаотичное перемещение туда-сюда российских вузов в рейтингах QS и THE результатом считаться не может, поскольку разнообразные бла-бла-бла о повышении престижа, узнаваемости и авторитета этих вузов материальным “выхлопом” по умолчанию не являются. “освоения” 80 миллиардов рублей мог окончиться многочисленными “посадками” конкретных персонажей или долгосрочными “командировками” в места не столь отдалённые. Но, возможно, либеральным кукловодам понадобилась заменить Котюкова на другую тряпичную, абсолютно безвольную и ещё более послушную, марионетку в предверии “распила” нехилых денег в рамках нацпроекта “Наука”.

Безусловно, за прошедшие десятилетия в новейшей истории России произошло немало кардинальных изменений по сравнению, скажем, с временами расцвета заката СССР. При этом провести “инвентаризацию” положительного и негативного довольно сложно. Многочисленные восторги в соцсетях по поводу прежней жизни в СССР я склонен объяснять не дефицитом, блатом и офигенными очередями, а подспудными воспоминаниями людей о времени, когда они были ещё молодыми, в целом здоровыми, а некоторые – даже красивыми.

Но при всех вопросах к кадровой политике того времени6)Чего только стоит попадание на высший пост в государстве Горбачёва – человека с мышлением уровня руководителя района. представить, что руководить образованием и наукой в гигантской стране, второй в мире, после США, сверхдержаве, могли назначить никому не известного юриста7)Случаи юристов В.И. Ульянова (Ленина) и В.В. Путина всё-таки несколько отличаются от казуса Фалькова. Первого юриста никто не назначал, он сам взял власть в стране. А второй, в отличие от Фалькова, прошёл несколько ступеней госуправления., было невозможно.

Увы! Ныне мы маємо те що маємо. На смену поколению “выдающихся учёных и организаторов науки” пришло поколение самоуверенных и самовлюблённых манагеров, не имеющих ни технического ни физмат образования, нахватавшихся обрывков бессистемных знаний из области неестественных и противоестественных наук, прошедших халявные или платные курсы якобы повышения “квалификации”, или современные аналоги Высшей партийной школы при ЦК КПСС, и, самое страшное – которым, в принципе, один хрен кем и чем руководить.

Отрицать, что подобного явления8)Достаточно вспомнить феномен партийно-советской номенклатуры. не было в СССР, невозможно. Но только в современной России манагерство расцвело таким махровым цветом на самом высоком уровне.

У нынешних манагеров “высокого полёта”, включая Фалькова, “залетевших” на свои высокие посты абсолютно непонятным для непосвящённых образом, хватает ума понимать, что продержаться более или менее длительное время в своих креслах (не имея ни авторитета, ни уважения в профессиональных кругах учёных, специалистов и преподавателей) они могут только в случае безукоснительного выполнения “рекомендаций” тех, кто их в эти кресла посадил.

Уже через неделю – 28 января 2020 г., после назначения на пост министра, г-н Фальков произносит: “Мы стоим на переломе – такое бывает раз в несколько столетий, – когда сама образовательная модель кардинально меняется. Мы на пороге нового технологического уклада, и образование не может быть таким, каким оно было в XIX веке или даже в XX”.

У меня вопрос: “Каким таким НЕ МОЖЕТ БЫТЬ современное высшее образование? Таким же всесторонним, фундаментальным и глубоким, каким оно было ещё в 80-х годах XX века?”. А каким тогда это образование по мнению г-на Фалькова МОЖЕТ БЫТЬ? Скорострельным, поверхностным, примитивным, и рассчитанным только на ЕГЭнизированных дебилов с клиповым мышлением?

По моему мнению, “уши” Высшей школы экономики, в частности, Кузьминова с его подельниками, торчат из этой фальковской тирады, как минимум, на пол-метра. И я ни разу не поверю, что это высказывание является собственными словами Фалькова – бывшего ректора провинциального вуза, ни в чём таком особом не замеченном за все семь лет руководства универом в Тюмени. Похоже, этот г-н тупо, как магнитофон, повторил известную мантру, которой либерасты прикрывают сознательное уничтожение советской модели российского образования, к которому эта рукопожатная и светлоликая мразь имеет самое непосредственное отношение. Что же касается “переломов”, которые либералы организовали за двадцать лет российскому образованию и науке, удивительно, что и наука и высшее образование при таком количестве “fracturae” (лат.) ещё хоть как-то шевелятся. Ну а постоять на “переломе”, как предлагает Фальков, это вообще “жесть”, как в прямом, так и в переносном смыслах!

Кстати, ни одна либеральная падла так до сих пор и не объяснила, в чём же глобальное противоречие между “новым технологическим укладом” и “советской образовательной моделью”. А, может быть, та ЖОПА, в которой российская наука, техника и технологии оказались по большому счёту в результате беспрерывных прозападных “реформ”, проводимых либерастами, как раз и вызвана отказом от прежней образовательной модели? Советской модели, которую, между прочим, в своё время пытались копировать на Западе?

Программа САЛО

Но время не ждёт, и деньги Нацпроекта сами себя не “освоят”. Поэтому г-н Фальков, малость пообтерев своё новое кресло министра, уже в июне 2020 года провозгласил Новую Эру в развитии высшего образования в нашей стране, связанную с Программой стратегического академического лидерства, рождённой под его9)Три “ха-ха”! чутким руководством. Данную стратагему я предложил переименовать в Программу “САЛО, как более близкое и понятное россиянам понятие. Но почему-то лично у меня нет сомнений, что это “САЛО” “засолил” не бывший ректор ТюмГУ, почти семь лет тихо-мирно-незаметно сидевший в Тюмени, а кто-то другой. Возможно, гораздо более нахальный и пройдошистый.

Последняя крупинка соскользнула в горловину песочных часов, отмерив закат двенадцати лун фетвы Великого Муфтия…“. Короче, прошёл почти год после того, как Фальков провозгласил “свою” Программу САЛО, когда, наконец, 24 июня 2021 г. от Рождества Христова министр науки и высшего образования “дал старт программе господдержки вузов “Приоритет 2030”“.

Научная ономастика и лексикология

Во время своей “боевой” инженерно-научной деятельности в Лаборатории радиотехнических систем, я долгие годы, наряду с многочисленными коллегами и товарищами, участвовал в выполнении НИР10)НИР – научно-исследовательская работа. не столько гражданского, сколько иного назначения. И не меня одного, а, наверное, почти всех, удивляли кодовые названия НИР, которые присваивались заказчиками. Но если папаша Мюллер жаловался на то, что “невозможно понять логику непрофессионала”, то мы в своё время удивлялись вывертам фантазии профессиональных заказчиков из заинтересованных министерств и НИИ. Например, название одной из закрытых НИР было, ну, скажем, “Шеваш”, из которого абсолютно невозможно понять цель работы и конечный результат ни тогда, ни, тем более сейчас, по прошествию многих десятилетий.

Читайте также:  Виртуозы заголовков

Но поскольку программа, анонсированная Фальковым, не является закрытой или ДСП11)ДСП – для служебного пользования., то её название “Приоритет-2030” должно было бы иметь какое-то объяснение и логическое обоснование хотя бы для тех граждан, кто планирует участвовать в этом мероприятии.

В самом общем случае слово “приоритет” имеет три значения: “первенство во времени”, “преобладающее значение чего-либо”, “то, чему отдаётся предпочтение”. Так какой же смысл вложили в название “Приоритет-2030” креаклы из Минобрнауки?

Первое значение слова “приоритет” – о первенстве во времени12)Ретроспективно, пример подлинного приоритета нашей страны – это 12 апреля 1961 г. – полёт Ю.А. Гагарина в космос. Из недавнего – это начало строительства в Северске уникального реактора на быстрых нейтронах “БРЕСТ-300”., явно не из “той оперы”. Поскольку вся история либерального “реформирования” российского образования и науки за последнюю четверть века – это примерка и донашивание исключительно западных интеллектуальных “обносков”, в том числе устаревших, вышедших из “моды”, или даже выброшенных на “помойку”. Ничего нового и действительно эффективного в подходах к образованию в России либерасты из ВШЭ и прочих гнойников, руководствующиеся исключительно западными методичками, придумать самостоятельно не в состоянии.

Что касается второго значения слова – “преобладающее значение чего-либо” (например, “на обозначенном пешеходном переходе пешеход всегда имеет приоритет, а вы обязаны снизить скорость и пропустить его”), то из слогана “Приоритет-2030” абсолютно неясно, преобладающее значение чего должно иметь место в интервале ближайшей десятилетки.

И, наконец, третье значение: “то, чему отдаётся предпочтение”. Поднимите руку, кто из названия “Приоритет-2030” понял, чему или кому отдаётся предпочтение в этой Программе?

В общем, даже официальная минобровская кричалка – “Проект 5-100”, эксплуатировавшаяся на протяжении всех семи лет бурной имитации вхождения российских вузов в сотню лучших университетов мира, была несколько информативней, чем беззубое и бессмысленное название “Приоритет-2030”. Что ещё раз подтверждает тот факт, что высокие зарплаты чиновников Минобрнауки и персональное авто не гарантируют даже мало-мальской креативности.

Сущность денег

Но если слово “Приоритет” заменить на три других слова, то суть всей “новой” инициативы Минобрнауки сразу же станет ясной и вполне очевидной даже для непосвящённых. Правда, при этом моментально пропадёт вся “загадочность высоких материй”. “Вы хочете песен? Их есть у меня!“. Хотите знать мой вариант подлинного названия фальковского Проекта? Тогда открывайте спойлер.

Настоящее название проекта «Приоритет-2030»

“Поддержка вузовских штанов-2030”

Разочарованы? Но именно в этом и состоит главная цель Проекта “Приоритет 2030”: банально, но с некоторым подвыподвертом, распределять ежегодно ровно всё те же самые мизерные (134,25 млн USD) по мировым меркам 10 миллиардов рублей, что и были занаряжены в “Проекте 5-100” каждый год. Но только вместо старого обанкротившегося и дискредитировавшего себя названия ребята замутили другое, гораздо более расплывчатое и мутное. При этом добавив перспективу увеличить число “пайщиков кооператива” с 21 до 100(!) вузов.

Кстати, в Постановлении Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 72913)“О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”. вы не найдёте упоминания об общем размере финансирования этой (чуть не сказал, по старой памяти, афёры), пардон, этого Проекта. Но если про “аванс”14)330! Каждому! или так называемую “базовую” часть в 100 “лимонов” каждому участнику “забега” уже все уши прожужжали, то размер специальной части гранта, число его получателей и то, откуда эта спецчасть (из упомянутых 10 “ярдов”, либо откуда-то ещё) будет браться, не афишируют.

Но что такое по большому счёту 100 миллионов российских (эквивалент 1,5 миллионов американских) рублей в наше сверхзатратное (в технологическом смысле) время для, скажем, большого технического университета? Лично мне в буржуйских рекламных проспектах попадались современные измерительные комплексы (правда, очень хорошие) стоимостью в 10 миллионов долларов. Так какой реальный, а не бумажный, “рывок” или технологический “прорыв” можно совершить за 100 “лимонов” рублей, с которых для начала срежут накладные, а затем от оставшейся суммы конкретным исполнителям достанутся только рожки, да ножки?

То есть на самом деле заявленная Фальковым “крупнейшая в истории России программа государственной поддержки российских вузов” – это очередной блеф, размазывание каши по белому столу, чистейшей воды популизм накануне осенних выборов в Госдуму и овеществление принципа “всем сестра́м по серьгам”.

Более того, я не уверен, что и специальная часть гранта выполнит иную, кроме “поддержки штанов”, функцию. Например, покажите мне конкретные, материализованные результаты (желательно в виде работающих технических установок и технологий условно “мирового” уровня), которые были получены вузами “первой свежести”, съедавших в “Проекте 5-100” по 960 миллионов рублей в год! Они где? Ответ в римфу очевиден. Деньги были благополучно выкушаны – кто-бы сомневался, но ничего, кроме словесной шелухи, бумажных отчётов и бессмысленных заклинаний о “повышении престижа, узнаваемости и привлекательности”, не осталось.

Ну и что дали стране15)Именно России, а не конкретным персоналиям, сумевшим нехило “прикурить” от этих грантов. абсолютно хаотичные перемещения вузов-участников “5-100” в мировых рейтингах за семь лет? По большому счёту, ничего. Как был МГУ в топ-100 THE, QS, ARWU, так он там и остался. В гордом одиночестве.

Хотя, за тот же период 2013-2020 гг. военные в России, несмотря на объективные и массу субъективных препон, всё-таки смогли совершить заметный и реальный скачок в области разработки и производства беспилотных летательных аппаратов, включая тяжёлые ударные системы.

Резиновые шлёпки

В общем, описать суть Проекта “Приоритет-2030” лучше, чем это сделали “Уральские пельмени” в песне “Резиновые шлёпки”, невозможно.

Резиновые шлёпки – убийцы красоты.
Резиновые шлёпки зачем надела ты?
В шлёпках между пальцев натирает нить,
Резиновые шлёпки – ни плясать, ни хоронить.
(“Уральские пельмени”)

Точно также, как и резиновые шлёпки со своей крайне ограниченной сферой применения (“ни плясать, ни хоронить“), так и Проект “Приоритет-2030” является крайне утилитарным и предназначен исключительно для “поддержки штанов” в лучшем случае 15% государственных вузов в нашей стране. Поскольку из-за смешного объёма финансирования и банального распыления средств по хреновой туче участников, этот Проект фактически не способен решить ни одну из серьёзных, реальных и стратегических задач, стоящих перед государством. А пафоса-то, пафоса сколько! “Крупнейшая в истории России…”!

Сто ножей в спину образования

Лично я считаю, что первый разрушительный удар по высшей школе в России был нанесён в 90-х годах прошлого века, когда многие неплохие технические вузы, именовавшиеся тогда в своём большинстве институтами, ради выбивания хоть каких-то денег из государства16)Занятого тогда “первоначальным накоплением капитала” под чутким руководством олигархов. с тем, чтобы удержаться на плаву и по возможности сохранить коллективы, стали перекрашиваться в “академии”, а затем – в “университеты”, не имея многолетних традиций и ни разу ими не являясь исторически.

С этой целью в них, в частности, пооткрывалась куча абсолютно дурацких и совершенно непрофильных для технарей специальностей, кафедр и факультетов. Если бы сорок лет назад мне сказали, что в нашем институте17)ТИАСУР тогда совершенно точно входил в первую пятёрку технических вузов за Уралом. будут открыты гуманитарный, юридический и экономический факультеты, то я просто постучал бы пальцем по виску.

“Святые” (в интерпретации вдовы Ельцина) девяностые годы немало поспособствовали разрушению науки и образования и с другой точки зрения. Так, в 90-х годах была распространена практика, когда к руководителям вузов и НИИ приходили цепные братки в малиновых пиджаках и настоятельно рекомендовали обсудить с “уважаемыми” людьми вопрос о передаче им “избыточных” зданий, учебных и лабораторных корпусов организации “во временное пользование” под перепрофилирование в торговые точки, или под снос для новой застройки. Как правило, отказ “не встречал понимания” со стороны “уважаемых” людей, как среди братвы, так и в очень внутренних органах. И иногда заканчивался трагически.

Второй контрольный выстрел в голову высшей школе либерасты сделали, когда резко и кардинально изменили баланс в пользу неестественных и противоестественных наук, загнав естественные и технические науки под шконку. Несколько лет назад я просто обомлел, когда в одном из статистических сборников увидел количество ежегодно выпускавшихся из российских вузов “экономистов”: 450 000! Плюс “политологи”, “социологи” и прочие “манагеры” – “специалисты” ни о чём и ни в чём.

Процитирую одну из статей в интернете: “Однако мало кто понимает тот гигантский масштаб проблемы, ту величину раковой опухоли, поразившей российское гуманитарное образование, … гуманитарная сфера российских ВУЗов, практически без исключения, представляет собой среду́ воспроизводства “пятой колонны””.

Так, какой, к едрёной матери, технологический прорыв можно совершить, уничтожив (или уничтожая) в вузах технические специальности, фактически убив аспирантуру, и наплодив на выходе из университетов десятки дивизий абсолютно бесполезных псевдогуманитарных балбесов, подготавливаемых к планируемым “майданам” или разноцветным “революциям”? И я вам отвечу: “Никакой!”.

Деградация на марше

Поэтому идея “кормления грудью” кучки университетов в рамках “Проекта 5-100” для того, чтобы они вошли в мировую элиту целиком, со всем своим импотентным антипатриотичным псевдогуманитарным “обозом”, который нахрен никому не упёрся внутри страны, была заранее обречена на провал.

Ещё некоторое время назад мне казалось, что если бы вместо завуалированного блефа “Проект 5-100” государство сформулировало несколько крупных и принципиально важных задач на будущее, привлекло бы для их решения коллективы научных лабораторий и исследовательских групп по всей (а не только в столицах) стране, объединив их в сетевую структуру, обеспечило тем же объёмом финансирования, что “5-100”, то пользы от этого было бы гораздо больше. Но…

Некоторые товарищи утверждают, что в результате беспрерывных 20-летних “реформ” деградация российской науки в целом, и в вузах в частности, достигла таких масштабов, что за редким исключением локальных “очагов” преимущественно в Москве, Питере и Новосибирске, большинство остальных вузов на периферии, несмотря на фронтальную распальцовку, уже принципиально не способно18)Причин несколько: чрезвычайно устаревшая физически и морально материально-техническая база; естественная физическая убыль опытных и знающих кадров, получивших образование ещё в СССР; “вымывание” выпускников школ с “периферии” в “центр” из-за системы ЕГЭ; неуклонно падающий средний уровень подготовки выпускников вузов; фактическое уничтожение аспирантуры, как института воспроизводства кадров высшей квалификации; крайняя бюрократизация и зарегулированность процессов научных исследований; и т.д. и т.п. самостоятельно, в одиночку, “поднять” более или менее серьёзный научно-технический проект. Максимум, что теперь в их силах – это быть “на подхвате” у Москвы, частично Питера, и, возможно, Новосибирска, исполняя роль соисполнителей и реализуя, по сути, театральный вариант “Кушать подано!”.

Причём, несмотря на бодрые заверения и полуфантастические инициативы типа “Большой университет”, никаких шансов у внутрипериферийных “консорциумов” или “коллабораций” на “прорыв” или “скачок” из-за крайне ограниченных материальных, финансовых и человеческих ресурсов, кучи межведомственных барьеров, снисходительного и потребительского отношения РАН к вузам, банальных человеческих амбиций и тому подобного, уже нет. И никакой “Приоритет-2030” вытащить эту “телегу” из той глубочайшей колеи, в которой она застряла, а застряла, похоже, намертво, уже не сможет…

Фальковский старт

Дополнительным аргументом в пользу этого пессимистического вывода может служить собственно сам текст публикации “Валерий Фальков дал старт программе господдержки вузов “Приоритет 2030” с сайта Минобрнауки, который приведён ниже с моими комментариями или “заметками на полях”.

Читайте также:  Первопроход(им)цы. Эпизод 2

Тем кому лень или впадлу читать весь текст, прочитайте только последний абзац: “Валерий Фальков подчеркнул, что главное в программе — это не гранты, а работа над собой, умение видеть результат и создавать сильные исследовательские коллективы внутри организации”. Занавес!

Суметь так литературно переформулировать давнишнее высказывание бывшего юриста, бывшего премьер-министра, бывшего Президента, г-на Медведева:Денег нет, но вы держитесь!”, сможет далеко не каждый писатель.

Я допускаю, что в деятельности юристов и прочих представителей противоестественных “наук” типа “бла-бла-бла” деньги действительно не играют никакой роли. Тем лучше, no problems! Тогда из числа участников “Приоритета-2030” нужно заранее исключить Высшую школу экономики и аналогичные пустопорожние богадельни-приюты пятиколонных либерастов, оставив среди претендентов на финансирование одни лишь технические вузы. Которым для создания (или поддержки) “сильных исследовательских коллективов” одной “работы над собой” совершенно не достаточно.

И если бы на месте министра-юриста вдруг по какой-то нелепой случайности или по оплошности либеральных смотрящих за образованием и наукой, оказался технарь с соответствующим образованием, учёной степенью доктора технических наук, или ответственный исполнитель крупных научно-технических проектов, то он никогда бы не произнёс ту чушь, которую изрёк г-н Фальков. Но что произнесено, то произнесено. Печатное слово, тем более, не воробей.

“Валерий Фальков дал старт
программе господдержки вузов “Приоритет 2030”

Приоритет-2030
В Год науки и технологий запущена крупнейшая в истории России программа государственной поддержки российских вузов «Приоритет 2030». Официальный старт инициативе сегодня дал глава Минобрнауки России Валерий Фальков на встрече с ректорами университетов, претендующих на участие в проекте. (ссылка)

Цель программы «Приоритет 2030»

Цель программы – создать в России широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Такие университеты будут вырабатывать и распространять по всей системе высшего образования лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, поднимут привлекательность жизни и работы в регионах России, в том числе для иностранных студентов и зарубежных учёных, позволят сформировать у выпускников российских университетов навыки и умения, необходимые для их успеха на современном рынке труда и в будущем в условиях стремительного научно-технологического прогресса. АбзацСтанут, будут, поднимут, позволят Сразу же вспоминается цитата или фрагмент миниатюры М.М. Жванецкого: “Меня уже тошнит от слова “будет”.
АбзацЯ, конечно, дико извиняюсь, но разве завершившийся “Проект 5-100” не создал c 2013 по 2020 гг. именно такую “группу университетов”? Причём за 80 миллиардов рублей, отнятых у рабочего класса, трудового крестьянства и потрёпаных жизнью пенсионеров. Или этот погребённый проект уже “нещитово”?
АбзацА разве двадцать один вуз-участник упомянутого проекта “5-100” не является “широкойгруппой? Тогда как количественно определить “широкость”? Кстати, важное отличие как бы гуманитариев от технарей состоит в том, что последних за использование неизмеримых характеристик типа “широкий”, “значительный”, “довольно большой”, и т.п. раньше, как правило, “били канделябрами по морде”.
АбзацПравильно ли я понял, что ДО начала фальковской Программы, стартовавшей 24 июня 2021 года, ни один из российских университетов НЕ “вырабатывал” (НЕ “распространял“) лучшие практики, НЕ “поднимал привлекательность“, и НЕ “формировал навыки и умения” у своих выпускников? Тогда какого хрена эти университеты делали до “Рождества Фалькова”? Или г-н министр предлагает начать всё с “абсолютного нуля”?
Абзац…в условиях стремительного…”. А не поменять ли вам, господа министерские, свои пожелтевшие от времени методички? Про “стремительный” научно-технологический прогресс я читал ещё пол-века назад в материалах Съездов КПСС.
«Желание презентовать свой вуз и обсудить запуск программы изъявили более 500 руководителей российских университетов. Сегодня мы даем старт «Приоритету 2030». Вузам необходимо до 6 августа подготовить программы развития и представить их для участия в проекте. В этот же день мы закрываем приём заявок и начинаем экспертизу в несколько этапов. В конце августа-начале сентября пройдёт отбор участников программы для получения базового гранта. Конкурсная комиссия создана Министерством науки и высшего образования, её состав будет обнародован в предстоящие полтора-два месяца. Участников «Приоритета 2030» будет не менее 100», — отметил Валерий Фальков. Абзацболее 500 руководителей российских университетов. А куда делось ещё полторы сотни руководителей государственных вузов? Они реально оценили свои шансы, или попросту “забили болт” на очередной блеф, посчитав, что минобровская “овчинка” не стоит выделки?
АбзацВ конце августа-начале сентября пройдет отбор участников программы для получения базового гранта”. Обратите внимание на то, каким “удивительным” образом итоги отбора 100 вузов будут объявлены аккурат в канун 19 сентября 2021 г. – Единого дня голосования, в том числе за кандидатов в Государственную Думу РФ. Между прочим, если кто не знал, то кандидатская диссертация г-на Фалькова, члена “Единой России” с 2013 г., защищённая им 18(!) лет назад, называлась так: “Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации”. “Совпадение? Не думаю!”. Возможно, приурочив к выборам в Госдуму оглашение итогов о выделении финансирования 100 вузам, г-н Фальков разрабатывает новые методы повышения явки студенчества с помощью админресурса. И тут же навеяло: “Я бы на вашем месте за докторскую диссертацию немедленно сел. — Торопиться не надо, сесть я всегда успею”.

Особенности программы «Приоритет 2030»

Программа поддержки университетов и научных организаций рассчитана до 2030 года. Участвовать в «Приоритете 2030» может любой российский университет, который соответствует одной из групп критериев. При этом Валерий Фальков отметил, что даже в случае, если университет не соответствует критериям отбора, у него сохраняется возможность участия в программе через консорциум с университетом-участником. АбзацКогда я вижу число 2030, обозначающее год, то понимаю, что строятся некие планы на предстоящие 9-10 лет. Могу сказать, что в силу возраста и прогрессирующего цинизма я не особенно верю в “громадьё планов и размаха шаги саженьи”. Потому что ещё в 1961 году Никита Сергеевич Хрущёв по трансляционному громкоговорителю в детском саду пообещал мне точнёхонько к 1980 г. построить коммунизм19)Главный лозунг коммунизма “от каждого – по возможностям, каждому – по потребностям” в младшей группе детского сада воспринимался просто на ура. в тогдашней стране под названием СССР. Однако, своё обещание не выполнил. Более того, сука Горбачёв сотоварищи к 1991 году сумели эту страну оперативно раскидать на комплектующие. Руководители же новой России поступили гораздо “мудрее”: они не стали объявлять конкретную дату окончательной победы капитализма в нашей стране.
АбзацКстати, не подскажете ли судьбу гремевшей в конце 2000-х великой и ужасной “Стратегии 2020”, написанной нашими записными либералами? Вот и “именнашта”!… Но денег за свою бесполезную макулатуру эти ушлые ребята из ВШЭ и прочих “распилочных”20)По аналогии с точками общепита, называвшимися “рюмочные”. структур стрясли тогда с государства будь здоров!
АбзацКогда “инициатор” “Приоритета-2030”, г-н Фальков, в красках описывает блестящие перспективы Проекта в предстоящем десятилетии, то сколько он намерил себе в должности министра науки и высшего образования? А ну как результаты выборов “ЕР” в Госдуму в сентябре окажутся не столь оглушительными, как предполагается? И что тогда, на выход с вещами и своей прелестной замшей обратно в Тюмень? “По тундре, по железной дороге, где мчит курьерский …”.
АбзацЧто же касается “консорциума”, то я был бы рад, если хоть кто-нибудь привёл пример реально работающего, идейного объединения российских вузов, которое уже добилось серьёзных и конкретных результатов условно “мирового” уровня. Поскольку по большей части эти “консорциумы” существуют исключительно в полу-бумажном виде, ради повода выбить из Москвы дополнительную денежку на “пропитание”.
Отобранные конкурсной комиссией участники смогут претендовать на специальную часть гранта по двум трекам: исследовательское лидерство и отраслевое (территориальное) лидерство. Принимать решение о предоставлении специальной части гранта будет совет, председателем которого станет вице-премьер Дмитрий Чернышенко. АбзацМогу заранее предсказать, что среди отобранных участников будет всё та же банда “Проекта 5-100” почти в полном составе, а среди “победителей” специального гранта “исследовательское лидерство” мы обязательно увидим Высшую школу экономики, которая всенепременнейше получит свой традиционный миллиард в зубы. Иначе, нахрена бы они усаживали Фалькова в кресло министра?
АбзацЧто же касается “главного рефери” в совете по делению финасового “апельсина”, г-на Чернышенко, то кто ещё может взметнуть российскую науку на недосягаемые высоты, как не программист в прошлом, затем рекламист, а затем любимчик в хоккейных делах В.В. Путина?
«Вузы будут ежегодно встречаться с советом и презентовать результаты своей работы. Совет решит, достоин ли тот или иной вуз-участник гранта. Мы предусмотрели создание конкурентной среды, поэтому обе части гранта, базовая и специальная, будут зависеть от успехов каждого отдельного университета», — рассказал Министр. АбзацЗаранее выражаю глубокое и искреннее соболезнование тем вузам, которые всё-таки вляпаются в “Приоритет-2030”. Сочувствую даже тем, кому “отвалят” 100 “лимонов”. Ибо Минобрнауки, точно также, как Бендер от Шуры Балаганова21)За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас ряд мелких услуг” (ссылка)., за каждый миллион потребует от этих вузов ряд услуг, но отнюдь не мелких, как Остап Ибрагимович. В дополнение к уже существующей, просто кошмарной, системе отчётности вузов22)Которая единственно чего пока ещё не требует в ежегодном отчёте, так это данных о предпочитаемом профессорско-преподавательским составом и научными работниками цвете нижнего белья и их сексуальной ориентации. перед учредителем – Минобрнауки, несчастные вузы-победители нагрузят дополнительной отчётностью так, что они реально взвоют уже через месяц “освоения” выделенных средств. Какое там на хер развитие, какие там на хер наука с образованием! Отчитаться бы вовремя…
Валерий Фальков также отметил, что программа «Приоритет 2030» является открытой и позволяет проводить ротацию, то есть исключать те вузы-участники, которые не достигают запланированных результатов. В связи с этим, по словам главы Минобрнауки России, программа «Приоритет-2030» открывает максимально широкие возможности для участия российских университетов вне зависимости от территориального положения и формы собственности. АбзацВот мне интересно, а кому г-н министр, впаривает про максимально широкие возможности, от “Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей”, участия в “Приоритете-2030”? Конечно, можно искренне верить в то, что “даже самая некрасивая девочка в классе сможет участвовать в конкурсе “Школьная красавица-2021”“, но только конечный результат будет заранее предопределён: процентов 70 участников денежного “забега” будут из триумвирата “Москва, Питер, Новосибирск”.

Популяризация науки и сотрудничество с бизнесом

«Мы исходим из того, что программа позволит развить научный потенциал наших университетов и исследовательских институтов. Будет предусмотрено больше лабораторий, оборудования, больше новых проектов. Аспирантура и магистратура станут сильнее, будет привлекаться большое количество исследователей из разных регионов России и из-за рубежа. Это и станет общей идеей популяризации науки в проекте», — прокомментировал глава Минобрнауки России возможности для популяризации науки в рамках программы. АбзацА вот ещё одна добавочная порция “future indefinite tense23)Future indefinite tense – будущее неопредлённое время (англ.).: позволит, будет, станут, будет, станетНе вытошнило?
АбзацКак юрист, г-н Фальков должен был бы помнить о том, что в тексте закона значение имеет даже запятая и её положение. Поэтому между фразой “будет предусмотрено больше лабораторий” и “будет создано больше лабораторий” такая же разница, как между словами “пра-а-тивный” и “противный”.
АбзацКасательно того, что “аспирантура… станет сильнее” хотелось бы заметить, что в мировой практике пока не зафиксированы случаи, когда “убитый” становился сильнее. А российскую аспирантуру, под чутким руководством либерастов, “убили” практически с 2013 года.
АбзацНу, а фраза г-на Фалькова про ожидаемый бурный поток в Россию зарубежных исследователей один-в-один списана из речи Остапа Бендера в шахматном клубе.
Валерий Фальков также обозначил, что «Приоритет 2030» предусматривает сотрудничество университетов-участников с региональным бизнесом. АбзацПредусматривает ли региональный(!) бизнес сотрудничество с университетами, вот проклятый вопрос! Или, как в анекдоте: “Сарочка согласна, осталось только уговорить Ротшильда”. Возможно, г-н Фальков, родившийся и проживший сорок лет в холодной, но сильно нефтегазовой и не очень бедной, Тюменской области, трошечки не представляет себе возможности и масштабы деятельности регионального бизнеса в других областях, включая дотационные.
«Подобное сотрудничество является важнейшей частью программы, условием для участия в ней. Один из треков называется отраслевое и/или территориальное лидерство. Это крупные социально-экономические проекты, которые университет реализует в регионе, либо технологические проекты, значимые для страны. Уже сегодня вузы занимаются проектной деятельностью совместно с крупнейшими предприятиями страны – Росатомом, Ростехом, Газпромом, Роснефтью», — отметил Фальков. АбзацЧуть выше я пояснил, почему ни один региональный российский вуз в одиночку не потянет ни крупные социально-экономические проекты, ни технологические проекты, значимые для страны.
АбзацВ принципе, я на месте г-на Фалькова особо не распускал бы розовые слюни по отношению к перечисленным им супер-гипер-монстрам: Ростеху, Газпрому и Роснефти.
АбзацВозможно г-н министр не знает (хотя странно, ведь, он из Тюмени), что ещё 10 лет назад тот же самый Газпром посылал большинство отечественных производителей на х.., говоря, что ему “ихнее рукоделие” никуда не упёрлось; всё, что Газпрому нужно, они купят на Западе.
АбзацХотя, если бы Газпром по-настоящему вкладывался не в помоечное “Эхо Москвы”, а в поддержку промышленных производств, профильных вузов, НИИ, отдельных разработчиков и исследовательских групп, то последствия западных санкций, может быть, были бы не столь существенными. Но толковых специалистов, которые вам нужны позарез, вы на базаре не купите, и не подготовите ни за год, ни даже за несколько лет. То же самое относится и к передовым высокотехнологичным производствам. В этом смысле Росатом оказался гораздо более умным и дальновидным, чем Газпром.

Грант «Приоритета» — когда получать и на что тратить

Валерий Фальков подчеркнул, что грантовые средства университеты смогут использовать для реализации программ развития. Чтобы победить в программе «Приоритет-2030», вуз должен в том числе представить программу развития, отражающую стратегические и тактические планы в части образовательной, научно-исследовательской и инновационной политики, взаимодействия с регионом и индустрией на ближайшие 10 лет. АбзацЕсли министр Фальков, требуя на полном серьёзе(!) написать план развития взаимодействия вуза с регионом и индустрией на ближайшие 10(!) лет, не понимает, что это требование является полным бредом, то… зовите к нему санитаров.
АбзацЛибо сам г-н Фальков обладает просто охрененным даром предвидения, чего, вполне естественно, требует от подчинённых ему вузов. Но тогда непонятно, почему, обладая столь уникальной способностью предугадывать ход событий, он, с.ка, не предупредил всё человечество два года назад о приближающейся пандемии?!
АбзацНо всё как всегда банальнее. И противнее. Просто в очередной раз с самого верха вузы толкают на самый настоящий подлог и вынуждают написать в программе развития откровенное фуфло. В качестве примера последствий взятых на себе “повышенных социалистических обязательств” в рамках “5-100” можно привести Томский политехнический университет (НИУ ТПУ), реально надорвавшийся на этом Проекте. Чтобы получить деньги по “первой категории”, они нарисовали в “программе развития” такие показатели, что сдохнуть было легче, чем выполнить. Что, к сожалению, и произошло…
«Ректор и его команда представят проект перед конкурсной комиссией, которая и примет ответственное решение. Программа развития должна быть понятная и реалистичная. Базовую часть гранта университеты смогут получить уже в октябре, а специальную — в конце года, скорее всего, в ноябре 2021-го», — заявил глава ведомства. АбзацА вот ещё один красивый и древний минобровский обычай: скидывать деньги по гранту в конце октября-начале ноября. При этом требуя предоставить финансовый отчёт об их расходовании до 10 декабря!
АбзацБыл такой замечательный фильм “Серёжа” (1960). В нём маленький мальчик спрашивал взрослого: “Дядя Петя, ты дурак?”. Точно такой же вопрос хочется задать министру Фалькову. Либо этот персонаж действительно живёт на другой планете, либо, как юрист, ни разу не имевший дела с научными исследованиями, предполагает что все грантовские деньги расходуются исключительно на зарплату. Получается, что данный министр абсолютно не в курсе24)Но позвольте, как же он служил в очистке?” (х/ф “Собачье сердце“, 1988). Как же Фальков целых семь лет возглавлял ТюмГУ? многих элементарных вещей. А проведение конкурсов по грёбаному ФЗ? А собственно закупки оборудования и комплектующих? А изготовление необходимого “железа” и проведение экспериментов?… И всё это нужно успеть буквально за три-четыре недели? Дядя Фальков, Вы дурак?
Валерий Фальков подчеркнул, что главное в программе — это не гранты, а работа над собой, умение видеть результат и создавать сильные исследовательские коллективы внутри организации. АбзацНу, а заключительное высказывание министра Фалькова, “умудрённого мудростью наимудрейших”, о том, что, оказывается, деньги – не главное, – это просто “шедевр” чиновничьей мысли или вишенка на тортике!
АбзацЕсли бы подобную чушь он попробовал задвинуть разработчикам спецтехники на совещании в каком-нибудь военном НИИ, то его даже не стали бы выводить во двор. Пристрелили бы тут же, в кабинете…

Заключение

Итак, в очередной раз гора минобровских чиновников родила “мышь”, которую они совершенно сознательно назвали максимально расплывчато – “Приоритет-2030”.

Читайте также:  Университетская Россия в зеркале QS

Кроме того, хитроумные деятели с Тверской учли “оплошность”, допущенную в заведомо невыполнимом “Проекте 5-100”, когда конечная цель была заявлена довольно конкретно: “вхождение пяти российских университетов в топ-100 университетов мира к 2020 году”. С учётом этого из программы имени Фалькова полностью выкинули какую-либо конкретику и даты. Потому что “создание широкой группы университетов, которые когда-нибудь потом станут, будут, поднимут, позволят…” – это не цель, а до слёз напоминающее бессмысленное горбачёвское “усилить и углу́бить”, приведшее в результате к развалу СССР.

Таким образом, “машина”, cозданная либерастами в 90-х для уничтожению всего советского наследия, включая образование и науку, продолжает со скрипом, но работать, перемалывая остатки здравого смысла. Вы можете спросить, а что в этой ситуации делать? Да уже, по всей видимости, ничего

Сноски

1 Фурсенко А.А. – министр образования и науки Российской Федерации (2004-2012).
2 “В 1991 году тогда еще президент ГАО “Станкоинструмент” Паничев пришёл к Гайдару с просьбой поддержать отрасль. “Кому нужны ваши станки“, — ответил Гайдар. И добавил: “Если что-то будет нужно, мы купим за рубежом” (ссылка).
3 А вообще-то, псевдо-Гайдара, потому что ни к литературному псевдониму Гайдар, ни к его обладателю А.П. Голикову, этот “внучек” не имел.
4 В.М. Филиппов, министр образования РФ (1998-2004).
5 Хаотичное перемещение туда-сюда российских вузов в рейтингах QS и THE результатом считаться не может, поскольку разнообразные бла-бла-бла о повышении престижа, узнаваемости и авторитета этих вузов материальным “выхлопом” по умолчанию не являются.
6 Чего только стоит попадание на высший пост в государстве Горбачёва – человека с мышлением уровня руководителя района.
7 Случаи юристов В.И. Ульянова (Ленина) и В.В. Путина всё-таки несколько отличаются от казуса Фалькова. Первого юриста никто не назначал, он сам взял власть в стране. А второй, в отличие от Фалькова, прошёл несколько ступеней госуправления.
8 Достаточно вспомнить феномен партийно-советской номенклатуры.
9 Три “ха-ха”!
10 НИР – научно-исследовательская работа.
11 ДСП – для служебного пользования.
12 Ретроспективно, пример подлинного приоритета нашей страны – это 12 апреля 1961 г. – полёт Ю.А. Гагарина в космос. Из недавнего – это начало строительства в Северске уникального реактора на быстрых нейтронах “БРЕСТ-300”.
13 “О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”.
14 330! Каждому!
15 Именно России, а не конкретным персоналиям, сумевшим нехило “прикурить” от этих грантов.
16 Занятого тогда “первоначальным накоплением капитала” под чутким руководством олигархов.
17 ТИАСУР тогда совершенно точно входил в первую пятёрку технических вузов за Уралом.
18 Причин несколько: чрезвычайно устаревшая физически и морально материально-техническая база; естественная физическая убыль опытных и знающих кадров, получивших образование ещё в СССР; “вымывание” выпускников школ с “периферии” в “центр” из-за системы ЕГЭ; неуклонно падающий средний уровень подготовки выпускников вузов; фактическое уничтожение аспирантуры, как института воспроизводства кадров высшей квалификации; крайняя бюрократизация и зарегулированность процессов научных исследований; и т.д. и т.п.
19 Главный лозунг коммунизма “от каждого – по возможностям, каждому – по потребностям” в младшей группе детского сада воспринимался просто на ура.
20 По аналогии с точками общепита, называвшимися “рюмочные”.
21 За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас ряд мелких услуг” (ссылка).
22 Которая единственно чего пока ещё не требует в ежегодном отчёте, так это данных о предпочитаемом профессорско-преподавательским составом и научными работниками цвете нижнего белья и их сексуальной ориентации.
23 Future indefinite tense – будущее неопредлённое время (англ.).
24 Но позвольте, как же он служил в очистке?” (х/ф “Собачье сердце“, 1988). Как же Фальков целых семь лет возглавлял ТюмГУ?
Яндекс.Метрика