1.23

Содержание 1-ой Главы

"Рассказ о том, как Премьер-министр меня приглашал,

а я ... согласился"





Господа, аспиранты!


Я предлагаю вашему вниманию свою текстовую расшифровку сегодняшнего (13.09.2012) и, как всегда, блистательнейшего, выступления уважаемого Дмитрия Анатольевич Медведева, Премьер-министра нашей с вами Российской Федерации (некоторые, особенно понравившиеся места, я выделил полужирным шрифтом).




"Дорогие друзья!

Я хотел бы, конечно, прежде всего, поздравить с началом учебного года всех тех, кто сейчас учится, и тех, кто учит.

Знания стали главной ценностью в современном мире. Это никто не отрицает, но и для нас с вами важно, как выглядит наша система образования, сколько в России лауреатов Нобелевской премии, какое место в мировом рейтинге занимают наши университеты. Пока, к сожалению, скромное. Какое влияние на жизнь человечества оказывают изобретения российских ученых. И, безусловно, все мы хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование, ну и жили в нормальной современной развитой стране.

Мы по праву гордимся великими умами России. Мы, действительно, очень изобретательный народ, но изобретательность эта бывает разной. И можно её использовать по-разному.

Высокие технологии открыли блестящие возможности для дистанционного обучения, сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но помимо доступа к знаниям, сегодня этим можно пользоваться для того, чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы.

Конечно, это дорога в никуда. Когда можно списывать целиком, теряется интерес к знаниям, к самой учебной программе. Теряется интерес к работе в библиотеках, к работе с источниками. Всё это приводит к снижению числа научных публикаций. И, конечно, самым пагубным образом отражается на международных индексах научного цитирования, на рейтингах наших российских вузов. Ну, а мы ставим задачу, чтобы минимум пять наших университетов вошли в первую сотню мировых рейтингов в ближайшие годы. Ну, хотя бы, к 20-му году.

Давайте вспомним, давно ли вы были в библиотеке? Подбирали литературу для подготовки реферата, для курсовой, дипломной работы? А ведь именно так ведется авторское исследование. Ваша первая интеллектуальная собственность и должна создаваться именно так. Сегодня, к сожалению, многие студенты, многие учащиеся даже не представляют себе, что все эти работы нужно готовить самостоятельно. А банки рефератов, работ во время сессии становятся самыми популярными сайтами. Результаты тестов, абсолютно часто неверные, кстати, публикуются в социальных сетях. Ну, а дипломы, свидетельства о высшем образовании, к сожалению, продаются по объявлению.

Я не буду сейчас говорить банальности о том, что у таких специалистов нет будущего. Но я предлагаю бороться с плагиатом с помощью тех же самых современных технологий. Что для этого нужно сделать? Нужно сделать, ну, хотя бы, например, дипломные работы общедоступными. Обеспечить возможность их автоматической проверки на плагиат. Это гарантирует защиту авторских прав, кстати, начинающих исследователей.

А, благодаря социальным сетям, и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы. Вместо банков рефератов, дипломных работ, тогда у нас появятся банки знаний. А у каждого студента, у каждого аспиранта будет складываться свое персональное резюме, которое будет идти за ним по жизни, которое поможет ему формировать представление о себе в глазах коллег, в глазах преподавателей, откроет, в конечном счете, путь к научной и профессиональной карьере.

Скажу откровенно, это идея, конечно, не нова. Во многих странах эти методы уже опробованы. Опыт показывает, что они действительно помогают победить плагиат и повысить интерес к науке.

По этому поводу у нас в стране тоже есть ряд интересных инициатив. Вот Министерство образования сейчас реализует проект "Электронная высшая аттестационная комиссия", которая предусматривает возможность комплексного анализа текстов диссертаций для выявления в них нарушения авторских прав, компиляций, других проблем. Он должен заработать, этот проект, в следующем году. И, конечно, он может стать хорошей основой для создания системы проверки оригинальности квалификационных работ, типа дипломных работ.

Я поручу Министерству образования и науки в рамках Открытого правительства провести обсуждение этой темы с участием экспертов, всех заинтересованных сторон. И вас приглашаю принять в этом участие.

В кратчайшие сроки надо разработать технологию и порядок публикации работ, и обеспечить проверку на плагиат всех дипломов и всех диссертаций. Ну а в перспективе, если мы это потянем, если сил у нас хватит, речь может пойти и о рефератах и о курсовых работах. Хотя это сложно, и нужно понимать специфику тех или иных предметов, по которым эти рефераты и курсовые пишутся.

В любом случае, любителям легкой жизни пора научиться думать и работать самостоятельно.

Я не хотел бы, что называется хвастаться, но могу сказать только одно, когда я был студентом я, действительно, делал всё сам, как и абсолютное большинство моих товарищей. И мне это очень помогло в жизни. Ведь умение учиться, привычка к саморазвитию абсолютно незаменимы в современном мире. Я в этом уверен".


Д.А. Медведев



Поскольку Премьер-министр РФ пригласил всех, а, стало быть, и меня, к обсуждению, то давайте-ка порассуждаем на эту животрепещущую тему.


То, что Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали "Все это, конечно, так. Все это верно, да, верно… Так это с одной стороны, да? Но есть и другая сторона медали" [1], которая может слегка попортить так превосходно задуманный план.


"Плагиат": это хорошо или плохо? Конечно, плохо! И, кстати, об этом я писал на сайте еще несколько месяцев назад. Но точно так же, как и коррупция, плагиат – это системное явление, неразрывно связанное с состоянием нашего общества на нынешнем историческом отрезке. Пока, всё-таки, у нас страна немножко ненормальная, чуток несовременная и слегка неразвитая. К сожалению, состояние молодых, и не только, умов таково, что "сдувать" не только не зазорно, а и почётно! Дебильное телевидение, шансонное радио и помоечный интернет – все вместе, вдалбливают мОлодежи и пОдросткам только одну мысль: "Потребляй, хавай и развлекайся!" "Ребята, где же вы так работаете, что ТАК отдыхаете?" [2]


Почему в слабых группах даже "сильные" студенты через какое-то время начинают валять дурака, а в сильных студенческих группах и слабенькие студенты начинают учиться лучше? Как ответил мне один знакомый профессор: "А им стыдно учиться плохо, когда вокруг все учатся в полную силу!" Так, вот если все студенты только делают вид, что учатся, а преподы делают вид, что учат, каков будет результат? Да ниже плинтуса!


Я таки не соглашусь с Премьер-министром в том, что "к снижению числа научных публикаций", плохим показателям в "международных индексах научного цитирования", а также к неважным "рейтингам наших российских вузов", приводит поголовное списывание студентами рефератов и дипломных работ. Я, честно говоря, за свою жизнь не видел ещё ни одной грамотной и толковой научной статьи, написанной студентом самостоятельно! Кишка тонка!


Проблема же куда как более серьёзная – все реформы Минобнауки последних лет были направлены на то, чтобы в вузах окончательно исчезли умненькие ребятишки, которые ещё чего-то хотят добиться в науке. Особенности национального натаскивания на зачёркивание квадратиков (ЕГЭ), придуманного искренними и любящими Родину врагами народа, не способствуют взращиванию интеллектуального слоя России ещё на уровне средней школы. В вузы приходят и поступают на основании поддельных, купленных, вымуштрованных и зазубренных баллов ЕГЭ такие "кадры", которых в наши времена не подпустили бы и на порог этих учебных заведений. То есть составная часть обучения, и далеко не главная, а, именно – система проверки полученных знаний, сожрала, по сути, советскую систему образования, которой в 60-х годах завидовали америкосы и прочая буржуйская нечисть. А лень, зависть, неумение думать, помноженные на нищету и борьбу за физическое выживание немалой части населения, довершили начатое Министерством.


И в этой ситуации Дмитрий Анатольевич предлагает, как и в случае с ЕГЭ, внедрение тотальной системы контроля. Но "собака-то порылась" [3], на мой взгляд, совершенно в другом месте. Ну, хорошо, представим на секундочку, что завтра такую систему контроля создали. Хотя её масштабы и стоимость будут, по-видимому, просто гигантскими. Во сколько станет российскому бюджету "прошерстить" один миллион дипломных работ и порядка двадцати пяти тысяч диссертаций ежегодно? А с учётом разработки и создания системы интеллектуального автоматического распознавания и анализа чрезвычайно разнородных текстов? Да, плюс защищённые базы данных колоссальных объемов, мощные серверы, куча другого "железа"? И т.д. и т.п. Тут понадобится целая Федеральная служба по борьбе с хищениями интеллектуальной собственности (ФСБХИС) и мобильные группы физически крепких пацанов для восстановления порушенных авторских прав в отдалённых районах!


Зададим пару-тройку идиотских вопросов – никому персонально – ну, просто в безвоздушное пространство.


По разным, в том числе и некомпетентным оценкам, процент студентов, "тырящих" курсовые и дипломные работы в той или иной форме, бесплатно или за деньги, достигает 60-70. Готово ли Минобрнауки лишать ежегодно 600-700 тысяч выпускников вузов их дипломов? Какой процент "спёрнутого" [4] допустИм в квалификационной работе выпускника вуза? 10, 15, 30%? Сколько может "позаимствовать" потенциальный кандидат или доктор наук в своей диссертации, не обозначив "взятое во временное пользование" затекстовыми ссылками? 2, 5, 10% от общего объёма диссера? Кто тот Царь Соломон, который рассудит по справедливости? А если, в результате, не лишать липовых специалистов дипломов, а просто сказать им "ай-я-яй", погрозить пальчиком и всё-таки выдать заветную книжечку, то к чему разводить всю эту многомиллиардорублёвую "канитель"? Ведь есть уже работающая, правда, криво, косо и страшно медленно, система "Антиплагиат".


И, самое смешное, что если ретроспективно перетряхнуть уже защищённые диссертации по разным отраслям знаний, то я свою голову на отсечение даю, что плагиата в технических и физико-математических науках будет на порядки меньше, чем в остальных "науках ни о чём", которые никогда не добавят России ни научного авторитета, ни приличного цитирования за рубежом. Так, может быть сначала "присмотримся" на предмет плагиата к псевдогуманитарным псевдонауками, не трогая технарей? Иначе, зачем затевать весь этот сыр-бор?


И, напоследок.


Дмитрий Анатольевич, колоссальной ошибкой будет поручить заниматься разработкой системы проверки "на вшивость" диссертаций и дипломных работ вышеупомянутому Министерству образования и науки. Весь предшествующий опыт этого богоугодного ведомства вопиёт: "Не надо!" Если департаменты в Министерстве, дублируя запросы в вузы, похоже, не знают, что делается за соседней дверью, если в министерских документах абзацы до сих пор вставляют пробелами, а в ответ на "ихний" же сверхсрочный запрос "оттудова" по email приходит уведомление "письмо удалено без прочтения", то как этим ребятам можно поручать такую работу. Скорее всего, дело закончится созданием нового "Департамента правды" внутри этой структуры, появлением хреновой кучи новых рабочих мест, которые на долгие-долгие годы займёт вытуренная из других организаций бестолочь. И этим всё закончится, как всегда!


Список использованных источников


  1. Цит. по тов. Саахову, х/ф "Кавказская пленница" (1967).
  2. Цитата из выступления "Дети лейтенанта Шмидта" (1998).
  3. Цитата из выступления М.С. Горбачёва (начало перестройки, Мартобря 86 числа, между днем и ночью).
  4. Цитата из высказывания 3-летней внучки одной из сотрудниц Научного управления ТУСУРа (2010).




© 2012. В.И. Карнышев



 ОГЛАВЛЕНИЕ                     Следующий раздел


"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро, , 2014

Яндекс.Метрика