“Академик Сергей Королёв” Распорядок работы и рацион питания в рейсе
Распорядок работы и рацион питания в рейсе на судне “Академик Сергей Королёв”
Чем старше становлюсь, тем сильней и ярче воспоминания о молодости, о товарищах и о событиях, происходивших когда-то со мной. В конце 80-х годов мне посчастливилось проходить службу на одном из судов Службы Космических Исследований АН СССР, втором по величине среди однотипных – “Академике Сергее Королеве”. Несмотря на длительность рейсов (по 8-9 месяцев) о данных годах и о самом пребывании на нем у меня остались только наилучшие воспоминания. Побродив по бескрайним просторам мирового океана, побывав в разных портах и странах, иначе начинаешь относиться ко многим вещам, событиям и жизненным ценностям.
Итак, какова же жизнь на судне изнутри, как говорится, оборотня сторона медали. Сразу скажу, что судно было разделено на два, так называемых, “лагеря” – экипаж, численностью 120 человек и экспедиция – 180 человек. Отмечу, что члены экипажа с членами экспедиции всегда жили дружно и постоянно в рейсе устраивали различные соревнования (мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, перетягивание каната, шахматы и т.д.).
Начнем с того, что это огромное судно – краса, величие и гордость страны, представляла собой длину 181,9 м, максимальную ширину 25 м, высоту борта до верхней палубы 13,2 м. Водоизмещение с полными запасами 21 460 т, осадка 7,9 м. Дальность плавания 22500 миль, автономность до 120 суток. Когда эта махина заходила в иностранный порт, особенно в канадский Сент-Джонс или голландский Роттердам, к причалу сбегались все местные жители с близлежащих улиц, чтобы посмотреть на это удивительное и уникальное достижение советской науки и техники. Именно в этот момент, когда стоишь на палубе и с высоты смотришь на суетящихся внизу людей с фотоаппаратами, кинокамерами, действительно чувствуешь себя частицей великой страны и гордишься за нее.
Задача экипажа заключалась в вопросах судоходства и обеспечения жизнедеятельности судна, а экспедиции – в выполнении программы космических исследований, обеспечение связи со спутниками и экипажами пилотируемых космических кораблей. Для экипажа Бог и царь на судне был капитан (сугубо штатский), для экспедиции – начальник экспедиции (полковник ВКС). Не знаю какие были градации у экипажа, но у экспедиции все было приравнено к структуре обыкновенной воинской части или наземного НИПа (научно-измерительный пункт) – командир части (начальник экспедиции), замполит, начальники отделов, начальники отделений, старшие инженеры, инженеры и техники. Последние гражданские вольнонаемные специалисты. Все исключительно в гражданской форме одежды. Найденная у кого-нибудь звездочка или погон – выговор, Общевоинские Уставы считались сов.секретным документом и хранились в специальных сейфах. Ну а почему они все же присутствовали на судне? Дело в том, что после каждого возвращения из рейса, на судно приезжала специальная комиссия из штаба ГУКОС с проверкой (уставы, сдача норм по хим.защите – одевание противогазов и ОЗК, полит. работа, спец.предметы), чтобы не расслаблялись. И только после сдачи всех предметов, рейс официально считался завершенным и нас распускали в отпуск (на 3-4 месяца) до выхода в следующий рейс.
Основная задача, как я уже выше написал, выполнение сеансов связи со спутниками и КА, находящимися на околоземной орбите. Служба (работа) офицеров (членов экспедиции) была такой – сутки в смене, сутки отдых. В 9.00 развод дежурных смен, после чего заступаешь на сутки. Как правило, за смену было 5-6 витков по 10-12 минут каждый, т.е. столько, сколько КА мог находиться в зоне видимости судна (это примерно 9 часов работы, т.к. 1 виток спутника или КА вокруг земли составляет порядка полутора часов). Как только сеансы связи закончены, эта дежурная смена может отдыхать, но находиться в постоянной боевой готовности (мало ли что). А вот с 9.00 следующего утра, сменившуюся смену никто, в течение суток, не имеет права беспокоить (кроме конечно же чего-то экстраординарного). Ну а если, не дай Бог, какая-то неисправность, то ее устраняют все – и дежурная и бодрствующая смены. Самое тяжелое время выполнения сеансов связи – ночное (с 22.00 до 7.00 – 7.30) при небольшой качке, которая просто убаюкивает. Справиться со сном очень тяжело. И еще один минус. Если смена заканчивается в 7.00, а завтрак в 8.00 – вот кошмар этот час ждать.
Итак с дежурством мы разобрались. Что же делает на судне отдыхающая смена? Да все, что не запрещено. Кто-то может сутки спать, кто-то купаться в бассейне, если позволяет погода, кто-то играть в настольный теннис, бильярд или в футбол в спортзале, ловить рыбу, если судно в дрейфе, делать чучела из тех же рыб или акул. Короче, кто на что горазд, чтобы “убить” эти сутки отдыха.
Самое паршивое время было когда проходило ТО. Это 3 дня ужаса. Надо было в течение всего рабочего дня находиться в лаборатории, разбирать и протирать, закрепленную за тобой технику, затем собирать, настраивать и т.д. Одним словом, имитировать бурную деятельность.
А каков же порядок приема пищи и рацион питания на этом судне? С учетом такого огромного количества людей, на судне было две столовых (для офицерского и технического состава) и кормили в 2 смены. Завтрак первой смены 8.00-8.30, второй 8.30-9.00. Обед соответственно 13.00-13.30 и 13.30-14.00. Ужин и затем вечерний чай. Стандартное 4-х разовое питание. Ну и кроме этого возле столовых постоянно стояли по 2 подноса с сухарями. Сразу отмечу, кормили всех одинаково, невзирая на звания, чины и должности. Как правило, на завтрак давали котлету, шницель или курицу с гарниром, булочку, масло и чай. Плюс ко всему стояли 2 чана с манной кашей для тех, кто не наедался. Обед стандартный – первое (борщ, суп), второе (пюре, гречка, рис) с чем-то мясным или рыбой (по желанию), салат, компот. Ужин мало чем отличался от завтрака, отсутствовала только манная каша. Вечерний чай представлял собой рогалик, либо творог, либо булочка с чаем, либо кофе, йогурт.
Во время заходов в порт, питание было 3-х разовым (вечернего чая не было).
Ну, и, конечно, по вечерам просмотры фильмов через кинопроектор, на, натянутом посредине столовой, экране. Позже, когда появились видеомагнитофоны, проекторы вытеснили и все ютились перед экраном телевизора, который стоял в кают-компании.
Вот примерно так однообразно и проходили эти 8-9-10 месяцев рейса на НИС “Академик Сергей Королев”. К сожалению, того космического флота уже давно нет. Из всех судов осталось только одно “Космонавт Виктор Пацаев”, находящееся, в качестве музейного экспоната, в Калининграде.
Дорогие друзья, бывалые морские волки, сразу предвижу от некоторых, возможно, много негативных комментариев, якобы у них было не так или иначе. Повторюсь, я написал про жизнь в рейсе на конкретном судне, т.е. на том, на котором сам побывал и поработал. К сожалению, его уже более 25-ти лет нет (распилен на металлолом в индийском городе Аланге).
12 марта 2020 г.
Публикация на Яндекс Дзен, канал “Калейдоскоп Х-фактов”