Аспирантура… Глава 2
На пороге
2.1. Увертюра
2.2. Тема диссертации
2.3. Научный руководитель
2.1. Увертюра
“Страна, которая не развивает науку, неизбежно превращается в колонию”
Ф. Жолио-Кюри
За годы “блистательных реформ” в конце 80-х и 90-х годах XX века нашу страну покинуло около 5 миллионов специалистов, в том числе сотни тысяч ученых и инженеров высшей квалификации [7]. В период с 1995 по 2005 гг. численность научного персонала в России сократилась более чем в 2 раза и составляет сейчас около 800 тыс. человек. По официальным данным, с 1989 по 2004 гг. из России уехали на постоянное местожительство около 25 тысяч ученых, а примерно еще 30 тысяч ежегодно работают в западных институтах и университетах по временным контрактам. Однако, по оценкам независимых экспертов, Россию за этот период покинуло более 200 тыс. ученых. По прогнозам к 2010 году в нашей стране останутся всего 260 тыс. представителей фундаментальной науки.
В России доля средств, выделяемых на науку, составляет 1,28% от ВВП. В странах ЕС этот показатель составляет в среднем 1,8%, в США – 2,8%, в Японии – 2,9%, в Израиле – 4%.
По расходам на подписку на научную литературу в расчете на одного ученого в год Россия (11,3 евро) отстает от Великобритании почти в 65 раз, и в пять раз от Индии. По количеству статей в расчете на 100 ученых, опубликованных в реферируемых изданиях в течение года, Россия (5,4 статей) отстает от той же Великобритании почти в 11 раз, а от Индии – в три раза.
Россия по итогам 1995-2005 годов заняла восьмое место в мире по количеству опубликованных научных работ и лишь 18-е – по частоте их упоминания. По цитируемости Россию обгоняют не только страны “большой семерки”, но и Голландия, и даже Китай. Россия регистрирует в год в два раза меньше международных патентов, чем Южная Корея, и в шесть раз меньше, чем США. В неофициальном нобелевском рейтинге Россия стоит после Швеции, Нидерландов и Швейцарии. У нашей страны в 6 раз меньше премий, чем у Великобритании, и в 5 раз меньше, чем у Германии. Для сравнения – по площади Сингапур меньше России в 26680 раз, а по численности населения – в 48 раз. Но объем Сингапура в мировой торговле наукоемкими технологиями равен 6%, а объем России – 0,6%.
По данным Министерства образования и науки РФ, лишь только 9% выпускников вузов готовы связать судьбу с наукой. Реально же поступают в аспирантуру и далее продолжают научные исследования только 3% выпускников. В 2005 году количество научных работников сократилось на 60% по сравнению с 1990 годом. Научные работники в возрасте от 50 до 70 лет составляют более 50,2%, тогда как в конце 80-х гг. XX века этот показатель не превышал 27%. Средний возраст занятых специалистов составляет 48 лет, кандидата наук – 53 года, а доктора наук – 60 лет. Средний возраст доцентов – чуть меньше 60 лет, а профессоров – около 70 лет.
В конце 90-х академик В.П. Ефремов, один из создателей комплекса “С-300”, посетовал, что главная проблема его коллектива – это “седые и лысые”. Но беда не только в отсутствии молодежи – еще опасней утрата среднего звена. А сейчас и седых, и лысых не хватает.
Судя по имеющимся моделям динамики профессорскопреподавательского корпуса, процесс утраты научного потенциала неравномерен. Начиная с какого-то уровня, происходит обвал. Когда высококвалифицированных преподавателей станет совсем мало и будет некому учить – тогда с инновационными надеждами в России придется проститься навсегда [8].
Но меняется не только возрастной, но и качественный состав научных работников. В последние годы прирост докторов и кандидатов наук происходит преимущественно за счет хозяйственных работников и государственных чиновников различного ранга, в то время как доля исследователей неуклонно сокращается.
Несмотря на весь трагический пафос предыдущих абзацев, серьезные аргументы в пользу научной работы, обучения в аспирантуре и защиты диссертации для современной молодежи сформулировать почти невозможно. Поскольку потребность в научном творчестве либо изначально заложена в человеке, либо ее нет. Точно также, как с музыкальным слухом.
Поэтому приведем менее серьезные аргументы в пользу очной аспирантуры:
- три года можно не думать о работе, одновременно подавляя мысли о размере стипендии;
- свободный график работы (с 15:00 до 16:00 первые 2,5 года, и с 5 утра до полуночи последние полгода);
- ваши родители будут счастливы, что их ребенок влился в дружную и сплоченную семью ученых;
- на родной кафедре вам выделят часть стола, дадут компьютер, и вы сможете играть на нем;
- люди далекие от науки будут думать, что вы умнее их;
- после защиты диссертации вас будут называть “кандидатом наук” и в автобиографии можно будет вписывать волшебные буквы “к.т.н.”, “к.ф.-м.н”, “к.м.н.”, “к.э.н.”, “к.и.н.” и так далее.
2.2. Тема диссертации
Молодая мамаша с шестимесячным ребенком у терапевта:
“Доктор, когда мне начинать его воспитывать?”
Терапевт: “Голубушка, Вы уже опоздали на полгода”
(анекдот)
Посмотрим, как определяется сущность диссертации в Положении ВАК: “Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач“.
После официального зачисления в аспирантуру, от аспиранта потребуют сформулировать название темы диссертации, и изложить обоснование ее выбора – то есть актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, а также цель, задачи, методы исследования, объект, предмет, рабочую гипотезу. Фактически это означает, что еще до поступления в аспирантуру аспиранту самостоятельно, или с помощью потенциального руководителя, необходимо выявить научную задачу, имеющую существенное значение для конкретной отрасли знаний или производства, и дать четкую формулировку темы, строго соответствующую паспорту на специальность.
Для большинства новоиспеченных аспирантов, только что окончивших вуз, это не характерно. Таким аспирантам нужно приложить максимум стараний, чтобы как можно быстрее определиться с темой диссертации или хотя бы научным направлением, а также целью и задачами диссертационного исследования.
Случай, когда аспиранта, у которого нет никаких предложений по теме исследований, бросят на произвол судьбы – возможен, но маловероятен. Если человек не может самостоятельно сориентироваться, в каком направлении работать, то, конечно, тему ему должен подсказать его научный руководитель. Причем в том направлении, которое его интересует и в котором он хорошо разбирается.
Однако бывают ситуации, когда руководитель ничем помочь не может, предлагая аспиранту самому определиться с направлением исследований или темой. В этом случае необходимо посмотреть, как это сформулировано в других диссертациях или авторефератах. Последовательность действий при этом может выглядеть таким образом:
- получить список тем диссертаций, защищенных по конкретной специальности и по смежным (например по каталогам РГБ);
- проанализировать список тем диссертаций, утвержденных ВАК; в итоге будет получен список фамилий авторов, работающих над схожей проблематикой;
- провести поиск авторефератов заинтересовавших диссертаций, а также самих диссертаций.
Подобный подход позволит избежать дублирования выбранной темы с уже защищенными диссертациями.
Если научный руководитель не согласен с темой, которую предлагает аспирант, то он, скорее всего, не возьмет его к себе в аспирантуру. Но уж если он его взял, а аспирант настаивает на теме, которая не нравится научному руководителю, то победа в этом споре будет на стороне наимудрейшего. Ведь именно научному руководителю с высоты своего опыта лучше видна “диссертабельность” темы, ее перспективность (или бесперспективность), отношение к ней диссертационного совета, ВАКа и т.п. При этом дальновидный руководитель сам должен быть заинтересован в том, чтобы у аспиранта была своя научная позиция, стремление развивать не только чужие мысли, но и свои собственные.
Но даже подсказанное руководителем направление исследований или тема требуют уточнения и проработки, поскольку не исключена ситуация, когда руководитель может дать тему по обоснованию вечного двигателя или, более реальную – строительства мостов вдоль рек. А для этого необходимо читать, читать и еще раз читать. Периодику, сборники научных трудов, материалы конференций. Просматривать списки литературы в конце трудов и снова читать. Правда, есть вероятность, что и после этого не все будет понятно до конца. Ну, так, работа над диссертацией – это все-таки научное исследование, а не постройка типового дома. Помимо этого на выбор темы большое влияние оказывает возможность организовать само исследование, а именно – наличие измерительного оборудования, возможность проведения эксперимента и т.д. и т.п.
Впрочем, вполне возможен цейтнот – когда все допустимые сроки для выбора темы уже истекли. В этом случае единственным выходом является утверждение имеющегося варианта темы. Потом, несмотря на сложную бюрократическую процедуру, ее можно поменять. Однако если утвержденная на первом году аспирантуры тема не будет иметь ничего общего с темой диссертации, представленной к защите, можно нарваться на, мягко говоря, косые взгляды уважаемых профессоров. Кроме того, непосредственно формулировка названия темы (набор составляющих ее терминов) должны строго соответствовать паспорту на специальность. И любой неудачный термин в названии может привести к тупиковой ситуации при попытке сдать готовую диссертацию в Совет для защиты.
Понятно, что в процессе исследования работа может приобрести направление, отличное от ее первоначального названия, или ее формулировка окажется неприемлемой. Уточнить тему диссертации поможет общение с другими профессорами, доцентами кафедры, факультета, вуза, участие в профильных конференциях, отслеживание публикаций в авторитетных журналах. Но лучше всего изменить тему работы только один раз – в самом конце обучения, когда диссертация практически завершена.
После согласования темы с руководителем, тема диссертации утверждается на заседании кафедры (отдела).
До проведения заседания необходимо подготовить аннотацию, содержащую название диссертации, шифр специальности, имя и должность научного руководителя, сроки выполнения. Далее кратко изложить актуальность, обзор того, что уже сделано, предполагаемые методы и база исследований, цель и основные задачи работы, предполагаемые практические результаты. Общий объем аннотации – не более 1-1,5 стр.
В начале заседания кафедры оглашается его повестка, в которую включен вопрос об утверждении темы аспиранта <Ф.И.О.>. На практике при рассмотрении данного вопроса научный руководитель представляет аспиранта, после чего аннотация излагается в сжатой форме (всю ее никто слушать не будет). Само заседание кафедры (отдела) проходит доброжелательно (или фактически не проходит совсем), и присутствующие легко соглашаются со всем, что предлагает сделать аспирант.
Не исключено, что у присутствующих возникнут вопросы по формулировке темы и шифру специальности, на которые нужно будет дать пояснения. При необходимости пояснения может дать научный руководитель. Как правило, тема диссертации утверждается без проблем.
После заседания кафедры делается выписка из протокола (образцы обычно имеются на кафедре), которая является обязательным документом к защите. Жесткой формы нет:
Выписка из протокола № <…>
заседания кафедры <…>
Дата: ДД.ММ.ГГ.
Присутствовали: <…>,
председатель: <…>,
секретарь: <…>.
Повестка дня <…>.
<…>
По второму вопросу слушали сообщение аспиранта <Ф.И.О.> по предполагаемой теме диссертации.
Вопросы задавали проф. И.И. Иванов, доц. П.П. Петров.
Постановили: утвердить тему кандидатской диссертации <Ф.И.О.> “…” по специальности ХХ.ХХ.ХХ., научный руководитель – проф. К.К. Кузнецов.
Подписи: <…>
На втором этапе тема диссертации утверждается на заседании Ученого совета вуза. В дальнейшем выписка из протокола этого заседания служит одним из документов, подготавливаемых для отправки в Москву в ВАК для утверждения присужденного звания кандидата наук. До заседания Ученого совета необходимо передать секретарю Ученого совета выписку из протокола заседания кафедры и проект выписки из протокола заседания Ученого совета (образцы, скорее всего, можно взять либо у научного руководителя, либо у действующих аспирантов кафедры). Секретарь Ученого совета на очередном заседании (без вашего участия) проводит стандартную процедуру: кафедра <…> утвердила <…>, есть предложение утвердить <…>, все “за”, номер протокола <…>, присутствовали <…>, подпись <…>, печать.
Внимание! Аспиранту необходимо самому озаботиться подготовкой своих документов. Поэтому, после заседания Ученого совета, на котором тему утвердили, необходимо обязательно проконтролировать, чтобы соответствующая выписка из протокола попала в личную папку, заведенную в отделе аспирантуры.
2.3. Научный руководитель
“Научный руководитель не нужен для того, чтобы закончить работу
– он нужен для того, чтобы ее начать!”
(умный человек)
Кандидатская диссертация – это квалификационная работа, свидетельствующая о том, что аспирант овладел научными методами в процессе своего обучения. Ключевая фигура (естественно после самого аспиранта) для процесса подготовки и защиты кандидатской диссертации – это научный руководитель.
Важно с самого начала понимать, чем руководитель может помочь, а с какими вопросами к нему обращаться бессмысленно.
2.3.1. Кто такой научрук?
Как правило, недостаток или отсутствие профессионального руководства является основной причиной растягивания подготовки диссертации на неопределенный срок, или полного фиаско аспиранта.
Поэтому роль научного руководителя трудно переоценить, поскольку постановка научной работы обычно относится к области так называемых слабоструктурированных проблем. Главное, что должен сформулировать научный руководитель (на основании собственных знаний состояния вопроса и опыта научной работы) – это тема и цель диссертации. То есть, именно он определяет, куда и зачем идти. При этом аспиранту необходимо получить от него под запись название темы и формулировку цели диссертации. Под запись, не для выяснения последующих отношений кто умный, а кто дурак – это и так будет ясно, а потому что запись текста обязывает к более четким формулировкам. При наличии каких-то сомнений в уровне постановки исследования, тему и цель (обязательно вместе) можно показать кому-то из авторитетных ученых (не обязательно в этой же области) или председателю совета, в котором предполагается защита диссертации [9].
Обычно, руководителем становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых собирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук.
Научных руководителя может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно, им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.
Научные руководители утверждаются Ученым советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации [11].
Есть два мнения о всемирно-исторической роли научного руководителя.
Мнение 1
Научный руководитель – это человек, который:
- предлагает тему исследования;
- определяет общее направление работы и формулирует цель работы;
- предлагает исходные содержательные идеи для работы и определяет задачи исследования;
- рекомендует необходимую литературу;
- подсказывает, как справиться с различными задачами;
- концептуально формулирует выводы;
- ободряет и хвалит за достигнутые успехи.
Мнение 2
После того как тема и цель диссертации сформулированы, руководитель уже не нужен. В дальнейшем он выступает в роли человека с ножницами или красным фломастером. Он не должен ничего предлагать или, тем более, дописывать. Основная (и почти единственная) задача научного руководителя – вычеркивать и отбраковывать лишнее.
Как всегда, истина лежит где-то посередине.
Конечно, любому аспиранту хотелось бы, чтобы его руководитель давал ему достаточно конкретные рекомендации по проведению исследовательской работы и получению новых знаний на всех этапах подготовки диссертации, вплоть до ее защиты. Такой тип научного руководителя наиболее удобен для аспиранта. Он во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д. Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой [11].
Однако формально ни один из перечисленных выше семи пунктов не входит в функции научного руководителя. Их выполнение зависит от личностных особенностей руководителя, его опыта и знаний. Если руководитель действительно профессиональный научный работник, то ему не составит большого труда всем этим заниматься, и многие действительно это делают. Но, в принципе, он должен лишь направлять аспиранта и помогать ему сориентироваться, а не делать работу за него. Поэтому надеяться на то, что руководитель будет все три года водить аспиранта за ручку, слишком наивно.
Бессмысленно постоянно спрашивать руководителя, что читать, что делать и как писать. Любое общение аспиранта с научным руководителем должно строиться на основе предложения ему уже какого-то готового материала или еще неготового, но относительно целостного фрагмента текста, каких-то продуманных вариантов решения проблемы, и т.п. Только в этом случае эффективность взаимодействия с руководителем будет достаточно высокой. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, который три года жил как у Христа за пазухой.
Вместе с тем, функция “терминатора” – это не единственная роль руководителя.
Фактически, у ответственного научного руководителя есть подлинно созидательные функции, которые никак не относятся к тексту диссертации (или учебной работе) – функции “ангела-хранителя”.
Настоящий руководитель должен помочь аспиранту войти в профессиональное сообщество – познакомить его с нужными людьми, связать со специалистами в интересующей области, выдать необходимые рекомендации, которые облегчат “выход в свет”. В процессе подготовки к защите такой руководитель помогает в сборе отзывов на автореферат диссертации, подборе и приглашении оппонентов, подсказывает, как себя вести, чтобы не нарушить формальных процедур и неформальных конвенций, “прикрывает” при возникновении нештатных ситуаций.
И, наконец, логичным завершением является выступление руководителя на защите диссертации. Автор присутствовал на нескольких защитах кандидатских диссертаций, когда только благодаря пламенной речи руководителя удавалось склонить членов Совета к благополучному исходу.
И, как всегда, о плохом.
Не так уж редка ситуация, когда на вопрос новоявленного аспиранта своему руководителю: “Ну, вот я поступил в аспирантуру. И что мне делать дальше?”, он получает ответ: “Изучай состояние вопроса”. Внешне все выглядит “по науке”. Однако, фактически, это ответ на уровне: “Жора, жарь рыбу! – Так рыбы нет? – Ты, Жора, жарь, а рыба будет!”.
Ленинская концепция “Ввязаться в драку, а там – посмотрим” применительно к диссертации закончится для аспиранта точно так же, как закончилось вооруженное декабрьское восстание 1905 г. В связи с этим, напомним слова Георгия Валентиновича Плеханова: “Это обстоятельство нетрудно было предвидеть. А потому не нужно было и браться за оружие“.
ВОПРОСЫ НАИВНЫХ АСПИРАНТОВ
ВОПРОС
Какая от меня польза руководителю?
ОТВЕТ
Вполне вероятно, что в ходе работы над диссертацией будут получены результаты, которые могут быть ему полезны. Это особо ценно, если он пишет докторскую диссертацию. Или, если просто продолжает заниматься наукой.
За руководство аспирантом руководитель получает до 50 часов учебной нагрузки в год. В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Набрав, скажем 10 аспирантов, уважаемый профессор может закрыть свою учебную нагрузку без единого часа лекций или практических занятий.
Все работающие научные руководители ежегодно отчитываются, как и любые работники вузов и НИИ. Если он еще не профессор, то для получения этого звания ему надо пять защитившихся аспирантов. Если он претендует на звание “заслуженного деятеля науки” или что-то в этом роде, то количество защитившихся под его руководством обязательно учитывается.
ВОПРОС
Если я брошу аспирантуру, то какие последствия будут для руководителя?
ОТВЕТ
В советские времена последствия могли быть весьма и весьма неприятными. Но и то, не расстреливали. А сейчас, даже если в университете или НИИ ведется официальный или неофициальный учет незащитившихся, то с формальной точки зрения особых неприятностей не воспоследует. Однако если руководитель оказался энтузиастом, и подошел к аспиранту серьезно и ответственно, то уход аспиранта будет для него конечно сильным ударом.
ВОПРОС
С руководителем не поладили. Что он мне может сделать?
ОТВЕТ
Вариант 1: “аморфный”
Руководитель может просто махнуть на аспиранта рукой и дать ему спокойно “дотащиться” до окончания аспирантуры с последующим отчислением без представления диссертации.
Вариант 2: “хирургический”
Может отчислить из аспирантуры с веселенькими формулировками “в связи с невыполнением плана аспирантской подготовки” или “как не приступившего к работе над диссертацией”. Особенно комично последняя формулировка звучит на третьем году аспирантуры.
Вариант 3: “скандальный”
Руководитель пишет заявление, в котором отказывается от руководства аспирантом. Ход со стороны руководителя несколько неординарный, но вполне реальный, и автору как-то довелось наблюдать подобную ситуацию. Однако в этом случае карты легли не так, как хотелось вышеупомянутому руководителю. Надежды на то, что аспирантка захнычет, припадет к стопам или бросит заниматься наукой, не оправдались. Она самостоятельно закончила диссертацию и, в конце концов, успешно защитилась. Вот так!
ВОПРОС
Можно ли в аспирантуре обойтись вообще без руководителя?
ОТВЕТ
А нужно? Аспиранту научный руководитель положен по чину. Кандидатура руководителя утверждается ВАКом вместе с темой диссертации еще в начале первого года обучения.
ВОПРОС
Можно ли иметь двух руководителей кандидатской диссертации по одной специальности?
ОТВЕТ
Нет. Двух научных руководителей можно иметь, если диссертация выполнена на стыке специальностей. В остальных случаях по кандидатским диссертациям предусмотрен только один руководитель [13].
2.3.2. Тип руководителя
Подобно любому аспиранту, каждый научный руководитель – единственный в своем роде, и нет двух похожих на всем белом свете. Тем более, проверить во второй раз этот постулат не удастся. В одну и ту же (бюджетную) аспирантуру, как и в воду, нельзя войти дважды.
С аспирантской точки зрения, всех руководителей можно условно разбить на следующие три основных класса:
- “идеальный”,
- “реальный”,
- “не подарок”.
Идеальный образ научного руководителя можно охарактеризовать следующим джентльменским набором [12]:
- авторитетный человек (доктор наук, профессор), обладающий научным авторитетом в ВУЗе (НИИ) и развивающий свою научную школу;
- любит заниматься с молодежью – студентами и аспирантами, уделяет им много времени;
- имеет широкие научные и жизненные взгляды, терпим к другим точкам зрения;
- хорошо ориентируется в научной среде со своей системой профессиональных и человеческих взаимоотношений;
- оказывает помощь в продвижении публикаций в печать;
- не занимает слишком высоких административных постов, поскольку “большие” люди создают и большие проблемы.
“Идеальный” научный руководитель – это некий сплав из хорошего ученого, хорошего педагога и хорошего человека, который часами сидит с аспирантами, обсуждает план исследований, а на выходные приглашает к себе домой продолжать работу. У подобных руководителей выход защитившихся – 99%. Но будучи идеальным с точки зрения результативности аспирантуры, такой руководитель фактически водит аспиранта за руку, не давая ему возможности научиться чему-либо самому.
“Реальный” научный руководитель направляет аспиранта и выводит его на правильный и светлый путь. Не подсказывает, и не помогает даже, а исподволь формирует из аспиранта самостоятельного исследователя. Набор методологических и психологических средств каждый научный руководитель выбирает сам, и тут общей таблетки не существует.
Растерянность и потребность в опеке для новоиспеченного аспиранта – это естественные состояния на начальном этапе. Если эти состояния не удовлетворяются научным руководителем, появляется недовольство. Но если аспирант не понимает логики поведения научного руководителя, то это еще не означает, что логики нет, или что научный руководитель махнул рукой на аспиранта. Многие из “реальных” научных руководителей специально не начинают вести молодого аспиранта за руку, наблюдая за его рефлексами в попытках самостоятельного научного “плавания”.
Последний класс руководителей (“не подарок”) составляют самые разные категории научных и административных работников.
Если бы в больнице пациент знал, что его операция будет для хирурга первой, то еще не факт, что он дал бы свое согласие. Поэтому кандидат наук, работающий над своей докторской диссертацией и не имеющий еще никакого опыта руководства аспирантами – это не лучший вариант. Именно первый аспирант бывает “комом”.
Другой вариант “не подарочного” руководителя – это административные работники, не склонные тратить время на молодых и задорных выпускников вуза, но берущие аспирантов из представительских соображений (должность обязывает). Поступив к такому руководителю, можно оказаться в подвешенном состоянии на все три года аспирантуры без всяких шансов на успех.
Следующая “группа риска” – уважаемые профессора, чей опыт и знания сформировались многие десятилетия назад, в прошлом веке. Они годами рисуют одну и ту же формулу, поэтому защититься у них могут либо те, кто принес им уже готовую диссертацию, либо ближайшие родственники, как правило, дети или внуки.
И последний, наиболее типичный вариант – это “занятой” руководитель, поймать которого после поступления в аспирантуру, практически невозможно. Набирает он аспирантов десятками, времени им уделяет минимум, поэтому неудивительно, что такой руководитель физически не может заниматься нормально с каждым. С одной стороны, это очень удобно, поскольку все бумаги подписываются им практически “на лету”. С другой стороны, отказываться от такого руководителя или писать на него “телегу” ректору (директору) – бессмысленно. Единственный путь, который остается аспиранту в этой ситуации – это изучать литературу, ходить на занятия по подготовке кандидатских минимумов, определиться с темой, подготовить для научного руководителя план действий на ближайшее время, и все-таки поймать его и показать этот план. Возможно, что удастся получить от него несколько полезных советов. Что касается непосредственно содержания диссертации, то придется все писать самому без чьей-либо помощи, и ни на кого не рассчитывать.
А никто и не обещал, что будет легко!
2.3.3. Поиск и выбор руководителя
“Это родителей не выбирают,
а научного руководителя выбрать все-таки можно и нужно”
(фольклор)
Из предыдущего раздела следует очевидный вывод – без хорошего научного руководителя защититься, в принципе, можно, но чрезвычайно трудно. Слишком много при подготовке и защите диссертации чисто административных вопросов, которые сложно (иногда невозможно) решить юному аспиранту, но которые “одной левой” решаются профессором, уважаемым человеком.
Так что первым шагом при поступлении в аспирантуру должен быть все-таки поиск кандидатур на роль стОящего научного руководителя, и только потом все остальное. Если на студенческой скамье мысль о научной работе не посещала голову потенциального аспиранта, то вряд ли он присматривался к возможным “жертвам” на профилирующих кафедрах или факультетах (отделах) вуза (НИИ). Поэтому при поиске “с нуля” следует сначала обратиться к какому-либо научному авторитету вуза (института) за советом. Нормальный человек не сможет не отреагировать положительно. И необязательно, чтобы человек, у которого спрашивают совет, подробно разбирался в теме будущих исследований. Главное, чтобы он был хорошим человеком и авторитетным ученым. Если он лично помочь не сможет, то хотя бы направит к кому- нибудь более нужному [12].
Предположим, что список кандидатов (иногда из одного человека) составлен. И раз уж научный руководитель, принимая к себе аспиранта, старается узнать о нем (ней) хотя бы минимум информации, то не будет большим грехом и аспиранту навести кое- какие справки о товарище профессоре. Чем больше будет собрано априорной информации о потенциальном руководителе, тем легче будет в бою. В противном случае, потом – в финале пьесы “На дне”, то бишь, на третьем году аспирантуры, не надо будет всплескивать руками и с дрожью в голосе причитать “Ай-яй-яй! А у него, оказывается, никто не защищался последние десять лет”.
Информация подобного рода не является секретной. Но и просто так она нигде не валяется. Вряд ли она лежит в одном месте в специально заготовленной для аспиранта папочке. Чтобы раздобыть эти сведения, придется побегать и поговорить со знающими людьми. Ну, так, аспиранта ноги кормят. Это жениться (выйти замуж) дело плёвое. А вот найти толкового научного руководителя – это задачка посложнее будет.
Для начала в библиотеке стоит поискать статьи и монографии тех, кто включен в список на руководство. Просматривайте и читайте. Таким образом, сложится представление о том, каким направлением научной деятельности занимаются эти люди. Плюс, будет получен хороший опыт работы в библиотеке по заданной теме и по тем направлениям, которыми занимаются вышеупомянутые товарищи ученые. Это очень поможет в дальнейшем – при разговорах, на конференциях и т.п.
Заметим, что каждый год в вузе (НИИ) подводятся итоги научно-исследовательской деятельности (НИД) подразделений. Можно найти данные о показателях НИД каждой кафедры (отдела), а, именно – о количестве опубликованных сотрудниками монографий, сборников научных трудов, статей в российской и зарубежной периодике, количестве поданных заявок и полученных патентов на объекты промышленной собственности, зарегистрированных программах для ЭВМ и т.д. и т.п.
Беглый просмотр статистики иногда приводит к занятным результатам. Может статься, что на кафедре, руководимой потенциальной жертвой, за год опубликовано 5 статей, из них три – в сборнике тезисов докладов никому не известной конференции районного масштаба. А рядом – другая кафедра, сотрудниками которой опубликовано 30 статей только в буржуйских журналах, из них 20 – в журналах с высоким импакт-фактором. К кому пойдем?
Вот примерный опросный лист, заполнив который, можно с легким сердцем принимать историческое решение “To be or not to be? That is the question”.
- Каких административных высот достиг предполагаемый руководитель?
Если научный руководитель занимает высокий административный пост и кучу должностей, да впридачу еще три-пять, а то и более, аспирантов и докторантов, то надеяться на то, что он будет пестовать и лелеять именно вас – будет огромной ошибкой. Будьте счастливы, если он, хотя бы раз в квартал поинтересуется, чем же это вы там занимаетесь. Тогда как скромный кандидат наук, доцент, еще не обремененный ни заведованием кафедрой, ни прочими сверх-перегрузками, может “пинать” вас каждую неделю за невыполнение плана аспирантской подготовки, и благополучно доведет аспиранта до защиты.
- Проводит ли Ваш предполагаемый руководитель научные исследования? Является ли он руководителем научно-исследовательских работ (НИР), ведущихся в вузе (НИИ)?
Если “нет”, то, собственно, чем вы собираетесь заниматься в аспирантуре, кроме получения стипендии, сдачи экзаменов и учебно-педагогической практики? Если “да”, то вероятность того, что руководитель подкинет вам перспективную и еще не решенную до конца задачу, весьма велика. Кроме того, наличие НИР на кафедре уменьшает необходимость для аспиранта подрабатывать на жизнь где-то на стороне.
- Каково вообще финансовое благополучие кафедры (отдела)?
Если объем НИР или хоздоговорных работ на кафедре – 2 млн. руб. в год и более, то можно снять шляпу. А если на кафедре под руководством уважаемого профессора, к которому вы собираетесь поступать в аспирантуру, объем НИР (хоздоговоров) за последние годы составляет 0 рублей 00 копеек, то я бы на месте аспиранта сильно призадумался. Что-то тут не так.
- Сколько аспирантов и докторантов числится за ним на данный момент?
Если десять человек (или, не дай Бог, еще больше), у которых именно он является непосредственным руководителем, то шансы получить полноценную научную заботу и внимание снижаются на порядок.
- Когда последний раз под его руководством защищались аспиранты и соискатели?
Можно попытаться узнать статистику защит у конкретного руководителя в отделе аспирантуры. Процент “выхода годной продукции” за последние пять лет, меньший 20%, должен сразу же насторожить. А если последние защиты под его руководством состоялись на заре XXI века или, вообще в прошлом веке, то понятно, что “ловить” новоиспеченному аспиранту в данном случае практически нечего. Исключений не бывает.
- Какие отзывы о нем, как о научном руководителе, в вузе?
Особенно полезным будет мнение о нем его бывших аспирантов.
- Получал ли он гранты научных фондов на проведение научных исследований?
Имеются ли реальные (а не фиктивные – на бумаге) контакты с зарубежными исследовательскими организациями и университетами? Положительный ответ на эти вопросы подтверждает высокую научную активность руководителя. Ставим ему “плюс”.
- Когда вышла в свет его последняя монография? Год назад? Или в 1978 году?
Выход хотя бы одной своей монографии за последние пять лет, безусловно, идет профессору в зачет.
- Как на кафедре обстоят дела с изобретательством?
Наличие одного-двух и более сотрудников, активно патентующих свои разработки – это опять же большой плюс кафедре. Значит, там работают люди, которые, если что, помогут написать и протолкнуть заявку на изобретение или полезную модель.
- Проводятся ли на соответствующей кафедре научно-технические семинары?
И не раз в год, на похоронах аспирантуры, а регулярно. Наличие регулярно проводимого научного семинара на кафедре – есть свидетельство того, что научная жизнь “еще не вмерла” окончательно. Что совсем неплохо для аспиранта, как юного исследователя.
- Какой он человек сам по себе, предполагаемый руководитель? Прост ли как правда? Матерый ли человечище?
Дело в том, что понятие “психологической совместимости” актуально не только для космонавтов. Причины подавляющего числа конфликтов между аспирантом и научным руководителем объясняются русской поговоркой “нашла коса на камень”.
Многое о руководителе может порассказать то, как он “расстается” со своими аспирантами. По мнению автора, отсутствие у руководителя чувства юмора или ироничного отношения к окружающему миру, включая себя, или, не дай Бог, активная стадия “бронзовения”, должны насторожить. Кроме того, “распальцовка фронтальная и вертикальная” свойственна не только людям без образования, но также и почтенным профессорам.
Есть профессора, которые вполне серьезно уверяют в том, что они “звезды” как минимум европейской величины, не имея ни одной, подчеркиваю, ни одной публикации в авторитетном буржуйском журнале. А с другой стороны, в том же самом вузе спокойно, без пыли в глаза, могут работать профессора, ежегодно публикующие результаты своих исследований в целом ряде журналов с мировой известностью и высоким ипакт-фактором.
Выбор за вами! Удачи!
2.3.4. Практические ситуации
ВОПРОСЫ НАИВНЫХ АСПИРАНТОВ
ВОПРОС
Могут ли возникнуть проблемы, если научный руководитель не доктор, а кандидат наук?
ОТВЕТ
Если кандидат наук – человек известный и авторитетный в своей области, то никаких проблем быть не должно. Единственное, что нужно – это специальное разрешение Ученого совета на то, чтобы они утвердили кандидата наук в качестве научного руководителя аспиранта. В этом разрешении Ученый совет должен обосновать причины такого шага.
Проблемы могут возникнуть, если научный руководитель недостаточно “маститый”, малоизвестен научной общественности, или недостаточно заявил о себе в соответствующей области науки.
ЦИТАТА [14]
<…>
В отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений или научно-технических советов научных учреждений, организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
<…>
ВОПРОС
Что делать, если руководитель защищает докторскую диссертацию, включая в нее все результаты еще не защищенной кандидатской диссертации аспиранта?
ОТВЕТ
- Лучший способ избежать ситуаций такого рода – это активно публиковать свои результаты, полученные при обучении в аспирантуре, в том числе и без соавторов. В этом случае, при возникновении коллизий, авторство доказывается легко и непринужденно.
- Необходимо вежливо переговорить с научным руководителем и высказать свои опасения о судьбе своей диссертации. Вполне возможно, что он в своей докторской диссертации абсолютно корректно ссылается на исследования аспиранта и его публикации. Ситуации, когда в докторской диссертации используются чужие результаты без упоминания авторства, чреваты весьма серьезными последствиями для докторанта.
Конфликты с руководителем – Аспирантские байки
“Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”
Л.Н. Толстой (“Анна Каренина”)
СИТУАЦИЯ
Сданы все кандидатские экзамены, имеется большое количество публикаций. Работа неформально показывалась экспертам, она им понравилась. Срок завершения аспирантуры заканчивается через пару месяцев. Научный руководитель уже полгода тянет с защитой, заставляя постоянно переделывать работу. Обращение к руководству вуза эффекта не дали, говорят: “Договаривайся сам с руководителем”.
ВОПРОС
Что делать в ситуации, когда руководитель необоснованно затягивает защиту?
МНЕНИЕ
В этой ситуации налицо два неоднозначных момента.
Первый – чисто субъективный, в оценке аспирантом трагичности ситуации. То, что ему кажется затягиванием со стороны руководителя, может быть элементарным желанием старшего товарища устранить все имеющиеся недоработки и обеспечить, таким образом, защиту без сучка и задоринки.
Второй момент – если ситуация действительно такова, как ее описывает аспирант. Это, на самом деле, чрезвычайно неприятно, поскольку обиженный на аспиранта руководитель может насолить ему больше, чем руководство вуза, отдел аспирантуры и весь диссертационный совет вместе взятый. Редко когда научный руководитель просто так хочет, чтобы его аспирант не защитился. Без причины, на ровном месте, такой “le scandale при посторонних” не вырастает. Обычно, этому предшествует целая череда межличностных конфликтов, заканчивающаяся громким разрывом отношений, или вялотекущим саботажем со стороны руководителя, обладающего, по определению, гораздо большим административным ресурсом, чем скромный аспирант. Не буду врать, лично я знал одного такого руководителя, который делал все, чтобы его аспирант не защитился. Но это ситуация – из разряда случаев, которые скорее заинтересуют психотерапевта.
Полукриминальные варианты, а, именно, вымогание денег или завуалированный увод результатов, рассматриваться не будут – это нетипично для нашего района. Поэтому необходимо попытаться отыскать корни этого ядовитого анчара, и подумать, как решить этот вопрос. Возможный диапазон решений – от примирения с руководителем (самое лучшее – но вопрос, как?) до смены руководителя (самая нежелательная крайность, но иногда она неизбежна).
СОВЕТ 1
Попробовать поговорить с руководителем и выяснить конкретные причины, по которым ему не нравится работа, и почему он не заинтересован в защите. Ссылки на занятость можно не принимать во внимание, поскольку говорить на тему диссертации – это, в конце концов, его обязанность. Если руководитель беспокоится, что после защиты бывший аспирант покинет родную кафедру и оставит в подвешенном состоянии ведомые им курсы, то можно клятвенно заверить его о полном отсутствии сиих крамольных намерений. Попытайтесь все-таки восстановить дипломатические отношения с руководителем, или попросите сделать это за вас кого-то более авторитетного.
СОВЕТ 2
В случае отказа “выкурить трубку мира”, остается последний вариант – “расстаться как в море корабли”. При этом следует избежать, по возможности, перевода конфликта в публичную фазу, а также выкриков с обеих сторон: “Я тебя знать не знаю!”, “А Вы-то кто такой?” и т.п. Желательно также избежать официальных писем ректору вуза (директору НИИ), в котором планируется защищаться. Зачем вам репутация склочника? Пусть этим эпистолярным жанром займется бывший руководитель.
Нужно попытаться найти влиятельного товарища из числа коллег, которого могла бы заинтересовать диссертация, и который согласился бы представлять ее в диссертационном совете в качестве руководителя. Естественно, проще, когда эта кандидатура работает в том же самом вузе (НИИ), обладая не меньшим, а может быть даже большим, научным весом. Однако не исключено, что искать человека придется в другом ВУЗе или даже в другом городе, как можно дальше от зоны видимости и влияния бывшего руководителя.
СОВЕТ 3
Если конфликта, даже в латентной форме, избежать не удалось, то необходимо позаботиться о корректном изъятии у руководителя переданных ему материалов в бумажном и в электронном виде. Но поскольку это может быть сопряжено с некоторыми трудностями (“Не отдам, и все!”), то срочно публикуйтесь, даже если платно, и даже если в “левых” журналах и сборниках, без всяких соавторов.
СИТУАЦИЯ
СЛУЧАЙ 1
После трех месяцев обучения в аспирантуре назрел конфликт с руководителем (спровоцированный и раздутый с его стороны). На заседании кафедры тема диссертации не была утверждена. Есть уважаемый профессор, готовый забрать меня к себе. Но он говорит, что надо дождаться бумаги от текущего руководителя с отказом от руководства. Можно ли, не дожидаясь отказа, самому написать заявление о смене руководителя?
СЛУЧАЙ 2
Последний год очной аспирантуры, сдан кандидатский минимум. Резко осложнились отношения с руководителем, который не хочет мне помогать по диссертации, заваливает работой, не связанной с научной деятельностью вообще. Подвешенное состояние “прислуги за все”. Мало того, руководитель высказывается в таком духе: “Если не успеешь написать диссертацию – сам виноват, прикрывать никто не будет”.
СЛУЧАЙ 3
Сразу же после зачисления в аспирантуру руководитель стал требовать, чтобы аспирант устроился на работу в университет и уволился с прежнего места работы. Причем предварительно (до поступления) этот вопрос с ним обговаривался: ничего такого не требовалось. На отказ аспиранта он ответил, чтобы тот забирал документы. На более дружественной кафедре, на которой нашелся новый руководитель, очень хорошо знают этого аспиранта и понимают его проблемы. Но напрямую ссориться со старым руководителем не хотят (в принципе, это понятно). Предлагают аспиранту самому уладить вопрос со сменой руководителя.
ВОПРОС
Как разбежаться с руководителем?
ОТВЕТ
Если примирения не получилось, не устраивайте скандалов. Попробуйте выстроить стройную аргументацию вашей “ненужности” для “старого” научного руководителя. Большим плюсом в этой ситуации является то, что нашелся добрый человек, который согласился взять аспиранта под свое крыло. Посоветуйтесь с “новым”, потенциальным руководителем. Может быть, в его практике были подобные случаи, и он посоветует что-то дельное, зная ситуацию и прежнего руководителя. Сходите в отдел аспирантуры и переговорите с начальством. Там знают общую ситуацию, и особенности конкретных личностей. Вдруг предложат необычный и эффектный ход.
ВОПРОС
Чем чревата смена научного руководителя?
ОТВЕТ
Смена руководителя не является чем-то сверхъестественным или экстраординарным, и никак не может повлечь за собой отчисление из аспирантуры. Другое дело, что один руководитель просто махнет на сбежавшего аспиранта рукой и вычеркнет его из памяти, а другой постарается сделать все, чтобы максимально затруднить ему поход за степенью кандидата наук. Кроме того, наличие совместных публикаций с прежним руководителем закладывает мину замедленного действия под будущую защиту. Весьма вероятно, что у финишной черты аспирант может получить букет обвинений в плагиате от руководителя “злопамятного типа”. А страшнее этого для соискателя ученой степени ничего и быть не может!
ВОПРОС
Можно ли поменять научного руководителя без его согласия?
ОТВЕТ
Нет. Поменять руководителя можно только с обоюдного согласия “старого” и “нового” руководителей. В крайнем случае, когда переговоры с отделом аспирантуры и обоими руководителями заходят в тупик, идите к ректору вуза (директору НИИ), и попытайтесь все честно рассказать. Последней умирает надежда на доброго царя- батюшку.
2.3.5. Форс-мажор
СИТУАЦИЯ
Остался последний год в очной аспирантуре, а научный руководитель уволился из вуза. Отношения с ним хорошие. Он согласен довести до защиты, даже не будучи сотрудником вуза.
ВОПРОС
Может ли научным руководителем остаться человек, уже не работающий в данном вузе? Или необходимо срочно менять научного руководителя?
ОТВЕТ
Поскольку тема и научный руководитель были утверждены еще на первом году аспирантуры, и работа, по-видимому, выполнялась в соответствии с планом, то формальных препятствий для завершения диссертации под старым руководством нет. Есть некоторые неформальные нюансы. Если руководитель уволился, громко хлопнув дверью, и отношения у него с руководством вуза (или диссертационным советом), мягко говоря, испорчены, то тогда лучше не дразнить гусей.
Отметим, что менять руководителя все-таки сложнее, чем оставлять старого. Тем не менее, замена руководителя – это чистая формальность при наличии кандидата на новое научное руководство. Для этого потребуется заявление от заведующего родной кафедрой в отдел аспирантуры и визы научных руководителей (“старого” и “нового”). Единственная трудность в этом деле состоит в моральной стороне вопроса и личных взаимоотношениях между руководителями.
СИТУАЦИЯ
Научный руководитель умер.
ВОПРОС
Что делать? Что происходит с темой? Как проходит процедура назначения нового руководителя?
ОТВЕТ
Поскольку все мы смертны, бывает, к сожалению, и такое. С темой диссертации ничего произойти не должно, поскольку ее утвердили на Ученом совете. Этично будет выдержать некоторую паузу и только после этого пытаться прояснить дальнейшие перспективы работы. Организационных сложностей на первом году быть не должно. Проблема заключается в поиске нового руководителя, который бы согласился на руководство по уже утвержденной теме.
О книге Глава 1 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Список литературы