"Как написать научную статью за 15 минут"


 

1. Написание научного текста

 

  •  Причины публиковаться

  •  Стимулы к совершенствованию научного стиля

  •  Да будет так

  •  Мысль, структура и стиль

  •  Незабываемое ощущение от приёма статьи

 


 

«То, что написано без усилий, и читается,
в общем-то, без удовольствия»

Samuel Johnson (1709-1784)

 

Цель этого раздела состоит в том, чтобы понять:

•  важность опубликования результатов исследований;
•  как организовать свое время, чтобы написать статью;
•  из каких этапов состоит процесс написания статьи.

 

Причины публиковаться

«Учёные сообщают о результатах своего труда главным образом
в письменной форме, и преимущественно в научных журналах.
Конференции и другие формы вербальной коммуникации, включая
вечерние новости, играют важную роль, но слово написанное
достигает самой широкой аудитории и может храниться вечно»

Kenneth Rothman

Публикация результатов своих исследований важна по многим причинам. В самом общем смысле неэтично привлекать людей к участию в исследовании, когда они думают, что решают важную проблему, а затем видят, что результаты их труда остались неопубликованными, а значит – невостребованными. Также неэтично скрывать от общественности результаты исследования, проведенного за счёт гранта, выделенного финансирующей организацией. Отсутствие публикаций в авторитетных журналах самым неблагоприятным образом отразится на вашей репутации учёного, и, вероятно, окажет отрицательное влияние на вашу будущую карьеру и ваши возможности привлекать финансовые средства для исследований. С другой стороны, успешные публикации способствуют вашему продвижению по службе и повышению авторитета среди профессионалов.

Научная статья, изданная в авторитетном, рецензируемом журнале, – это главная цель любого исследования, которая остаётся одним из основных показателей успешности его авторов. Именно поэтому очень важно написать хорошую статью с тем, чтобы она несла чёткую идею, без труда была принята для публикации, и стала тем, чем вы всегда могли бы гордиться.

Хорошо написанную статью легко читать, она интересна и внешне привлекательна; вся информация в ней сгруппирована под корректными заголовками. Печально, но факт – лишь немногие исследователи или специалисты читают журнальные статьи от корки до корки. Большинство читателей попытаются быстренько проглядеть вашу статью, и найти нужную для себя информацию там, где они её ожидают. Если вы хотите, чтобы информация в вашей статье дошла до читателя, и была кем-либо использована, то её нужно представить в упорядоченном и доступном для восприятия виде.

В современной академической среде публикации являются обязательным условием карьерного роста и экономического выживания исследовательских отделов. Во многих учреждениях число опубликованных работ используется в качестве критерия исследовательской производительности. Кроме количества публикаций зачастую рассматриваются и другие атрибуты, например, число сотрудников, участвовавших в их написании, общее количество цитат и импакт-фактор журналов. Как таковые, публикации являются фундаментальным показателем ответственности исследователя.

В Блоке 1.1 приводится сводка некоторых важных причин для опубликования вашей работы.

Блок 1.1. Причины для опубликования результатов исследования

○  Проведение исследования без сообщения о полученных результатах неэтично.
○  Наличие результатов, о которых стоит сообщить.
○  Желание способствовать прогрессу научной мысли.
○  Желание поднять научный статус вашей исследовательской группы.
○  Желание сообщить о вашей работе как можно более широкой аудитории.
○  Расширение послужного списка.
○  Повышение научного авторитета.
○  Открывающиеся возможности для карьерного роста.
○  Бо́льшая вероятность получения гранта на проведение исследований.

 

Чтобы повысить шанс на опубликование в уважаемом журнале, проведённое вами исследование должно иметь чёткий план, полученные результаты должны отвечать на важный вопрос, и, конечно же, сама статья должна быть хорошо написана. Хорошо продуманное и хорошо изложенное исследование всегда имеет неплохой шанс на то, что его опубликуют в авторитетном научном издании.

 

Стимулы к совершенствованию научного стиля

Наличие хороших навыков написания научных текстов может не только поспособствовать вашей карьере, но также дать целый ряд преимуществ (Блок 1.2). Эти зачастую очень важно, когда заявки на грант, изданные журнальные статьи, и устные презентации используются в качестве формальных индикаторов эффективности исследования.

Блок 1.2. Причины становиться хорошим автором

○  Времени на написание статьи уходит меньше, что, в конечном счёте, повышает результативность.
○  Отношение рецензентов к вам будет более серьёзным.
○  Повышается вероятность опубликования результатов вашего исследования.
○  Повышается вероятность получения грантов на проведение исследований.
○  Полученный опыт поможет вам стать хорошим рецензентом или редактором.

 

Хорошо написанную статью опубликуют с бо́льшей вероятностью; она повысит доверие к вашей научной репутации, и, скорее всего, будет прочитана полностью и серьёзно воспринята научным сообществом.

...

Безусловно, хорошие навыки написания статей будут способствовать вашей успешной исследовательской карьере, поскольку на каждую опубликованную статью вы потратите существенно меньшее время.

...

Становясь хорошим автором, вы автоматически становитесь и хорошим рецензентом. По определению, рецензенты – это эксперты в своей области деятельности, которых просят оценить научную обоснованность представленных статей или заявок на гранты. Если вы опытный рецензент, то у вас появляется возможность участвовать в консультативных советах, которые принимают решения о научном качестве заявленных исследований, стендовых докладов или презентаций на научных мероприятиях, а также высказывать своё мнение о диссертациях аспирантов.

 

Да будет так

...

Научные статьи не появятся сами собой, если им не уделять первостепенное значение в своей жизни. Чтобы этого достичь, важно научиться правильному распределению времени: это позволит вам решать срочные и важные задачи в течение рабочего дня в первую очередь.

...

Также неплохо было бы выделить группу срочных, но незначительных задач, наподобие просмотра не очень важной почты или встреч, на которые может впустую уйти весь день. Если вы позволите мелким проблемам заполнить свой рабочий день, то у вас никогда не будет времени на написание статьи.

Настоящим исследователям необходимо сформировать у себя привычку писать тексты в течение недели в одно и то же время. В превосходной книге, посвящённой планированию рабочего времени2, упор на использование времени для важных задач описан в терминах "активности в квадранте II".


2 Covey S.R., Merrill A.R., Merrill R.R. The urgency addiction. In: First things first. London: Simon and Schuster, 1994, pp. 32-43

 

Минимизируя время, которое вы тратите на срочные и важные дела в квадранте I, и избегая пустяковых дел в III и IV квадрантах, вы сможете уделить больше времени написанию первоочередного материала, повысив таким образом свою производительность. Важно помнить о том, что слова "у меня нет времени для написания статьи" являются пустой отговоркой. У всех нас всего лишь 24 часа в сутки, и единственное, что нужно сделать – это правильно распределить своё время.

 

Таблица 1.1. Распределение времени

 

СРОЧНО

НЕ СРОЧНО

ВАЖНО

Квадрант I
Кризисы, крайние сроки, уход за больными, обучение, важные встречи, подготовка

Квадрант II
Исследования, написание работ, чтение, профессиональное развитие, физическое здоровье, семья

НЕ ВАЖНО

Квадрант III
Некоторые звонки по телефону, электронная почта, почта, встречи, постоянные действия

Квадрант IV
Спам по электронной почте, некоторые звонки по телефону, просмотр почты, напрасная трата времени, например Интернет-серфинг, компьютерные игры, чтение журналов, просмотр телевизора

 

Поэтому если вы действительно собираетесь опубликовать свою работу, то вам следует запланировать нужное для написания статьи время в "важном", но "не срочном" квадранте. Очевидные доказательства того, что такой подход эффективен и работает, имеются. Просыпаясь каждое день в 5 часов утра, и работая по несколько часов в день, Энтони Троллоп (Anthony Trollope) написал более пятидесяти книг, и стал одним из наиболее известных романистов Англии в XIX веке. И хотя многие скажут, что Джейн Остин (Jane Austen) или Томас Харди (Thomas Hardy) написали гораздо более интересные романы, но вряд ли кто станет сомневаться, что именно приверженность Троллопа к писательству и его умение распределять время сделало его таким продуктивным писателем.

...

Когда вы заняты исследованием, распределяя время для квадранта II, убедитесь в том, что основное время будет отдано собственно изучению, сбору данных, анализу результатов и написанию статей. Многие учёные не испытывают никаких проблем со временем, когда проводят исследование, но им очень трудно(!?) найти время для написания текста.

...

Написание нового текста может занять бо́льшую часть времени, но прочитать и проверить написанное можно в любое удобное время потому, что это делается гораздо быстрее. Когда у вас есть свободное время на редактирование уже написанного, проверьте наличие глупых ошибок, ненужных слов и неуклюжих оборотов. Написание – это процесс непрерывного "ремонта" статьи, но если вы серьёзно относитесь к своему исследованию, то вам это будет нетрудно.

...

 

Мысль, структура и стиль

...

Написание научной статьи – это скорее чёткая методика, а не искусство. Тремя основными аспектами эффективного процесса написания научной статьи являются мысль, структура и стиль.

...

Хорошо продуманная структура статьи – это первый шаг к тому, чтобы она была понятной и легче читалась. Чётко структурированная статья без значимых результатов, или хорошие результаты в плохо организованной статье, вряд ли увидят свет. Кроме того, плохие (с точки зрения грамматики и используемых выражений) статьи вряд ли привлекут редакторов, рецензентов или учёных, при этом шансы на издание в авторитетном журнале у таких статей очень малы.

...

 

Незабываемое ощущение от приёма статьи

...

В каждом исследовании есть свои звёздные часы. То, что сразу приходит на ум – это приём статьи в журнал, успешный анализ данных, подтвердивший вашу гипотезу, и сообщение о том, что заявка на грант получила положительное решение. Но решение о публикации статьи в журнале – одно из самых важных. Поэтому стоит постараться избежать печального результата в виде отвергнутой статьи.

После того, как вы отослали статью в журнал, наступает период ожидания ответа. При благоприятном исходе это может занять несколько недель, а если не повезёт – то долгие-долгие месяцы. В некоторых журналах электронное представления материалов и электронное общение с внешними рецензентами ускоряет процесс рецензирования.

Но независимо от того, в какой форме – по email или в фирменном конверте, первое письмо из журнала обычно подтверждает факт получения вашей статьи редакционной коллегией. Следующее письмо является более фундаментальным в том смысле, что в нём сообщается о решении – принята ли ваша статья к рассмотрению, или отвергнута. Это письмо всегда вызывает нервную дрожь и ожидание, когда вы его открываете, а затем энтузиазм или страшное разочарование после его прочтения.

И никогда не бывает по-другому. Для авторов важны все его статьи, и между шансом на публикацию и прямым отказом не может быть никакого примирения. И даже если само написание статьи далось вам нелегко, то представьте, какие чувства у вас возникнут, когда статью всё-таки примут для публикации в журнал. Подобный вдохновляющий момент – одна из подлинных вершин вашего исследования, ради достижения которой стоит побороться.

 


                    СОДЕРЖАНИЕ                    


"Как написать научную статью за 15 минут"
© ПАТ-Инфо, , 2015

invisible bottom strip
Яндекс.Метрика