F01 - Машины или двигатели вообще; силовые установки вообще; паровые машины
Примечания Примечание предназначено помочь в использовании данного подраздела классификационной схемы. (1) Подклассы или группы, к которым отнесены "двигатели" или "насосы", включают в себя также рабочие процессы двигателей или насосов, если для них не предусмотрены специальные рубрики. (2) Применяемым в классах F 01 - F 04 данного раздела терминам или выражениям придаются следующие значения: - "ДВИГАТЕЛЬ" - устройство для непрерывного преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию. Этим термином охватываются паровые машины, паровые или газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания и др. Однако к "двигателям" не отнесены одноходовые устройства разового действия, т.е. такие устройства, как гидравлические или пневматические силовые цилиндры. К "двигателям" отнесены также те части измерительных устройств, в которых совершается непрерывное преобразование энергии рабочего тела в механическую энергию, хотя последняя используется лишь для целей измерения, а не для силового привода потребителей энергии; - "НАСОС" - устройство для непрерывного нагнетания, сжатия или отсасывания текучих сред механическими или иными средствами. Сюда относятся вентиляторы или турбокомпрессоры; - "МАШИНА" - устройство, которое может выполнять функции как двигателя, так и насоса и не охватывает устройства, которые могут работать только как двигатели или только как насосы; - "ОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ (ВЫТЕСНЕНИЕ)" - термин, характеризующий способ преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, при котором изменение объема, создаваемого рабочим телом в рабочей камере, производит соответствующее перемещение передающего энергию механического органа и наоборот, при этом кинетическая энергия рабочего тела не оказывает существенного влияния на процесс; - "НЕОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ (ВЫТЕСНЕНИЕ)" - термин, характеризующий способ преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, при котором энергия рабочего тела преобразуется в кинетическую энергию и наоборот; - "МАШИНА С КАЧАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ОРГАНОМ" - машина объемного вытеснения, в которой рабочий орган, взаимодействующий с текучей средой и передающий движение, качается. Это определение относится как к двигателям, так и к насосам; - "РОТОРНАЯ МАШИНА" - машина объемного вытеснения, в которой рабочий орган, взаимодействующий с текучей средой и передающий движение, вращается вокруг неподвижной оси или вокруг оси, перемещающейся по круговой или близкой к ней траектории. Это определение относится как к двигателям, так и к насосам; - "ВРАЩАЮЩИЙСЯ ПОРШЕНЬ (РОТОР-ПОРШЕНЬ)" - передающий движение рабочий орган роторной машины любой приемлемой формы, например в виде зубчатой шестерни; - "ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ" - этот термин означает "вращающийся поршень" или "качающийся поршень" или другой элемент, например стенку рабочей камеры, которые способствуют передаче движения или нагнетающему действию; - "ДВИЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ" - относительное движение, при котором один из "взаимодействующих элементов" может быть неподвижен, даже если речь идет о его оси вращения, или оба элемента могут находиться в движении; - "ЗУБЬЯ ИЛИ ИХ ЭКВИВАЛЕНТЫ" ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КУЛАЧКИ, ВЫСТУПЫ ИЛИ ОПОРЫ; - "С ВНЕШНИМ РОТОРОМ" ("С ВНУТРЕННЕЙ ОСЬЮ") - термин применяется в отношении таких типов машин, в которых ось вращения внутреннего и наружного взаимодействующих элементов остается всегда внутри внешнего элемента, как например, ось зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с зубьями шестерни внутреннего зацепления; - "СВОБОДНОПОРШНЕВЫЕ МАШИНЫ ИЛИ ДВИГАТЕЛИ" - поршневые машины или двигатели, в которых длина хода поршня не ограничена механическими связями и может изменяться при изменении режима работы машины; - "ЦИЛИНДРЫ" - рабочие камеры объемного вытеснения вообще. Поэтому они могут иметь не только круглое поперечное сечение; - "КОРЕННОЙ ВАЛ" - вал, преобразующий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение или наоборот; - "СИЛОВАЯ УСТАНОВКА" - установка, состоящая из двигателя и всех вспомогательных устройств, необходимых для его работы. Например паросиловая установка состоит из парового двигателя и средств генерирования пара; - "РАБОЧЕЕ ТЕЛО" - перемещаемая насосом текучая среда или текучая среда, которая приводит в действие двигатель. Рабочее тело может быть в сжимаемом, газообразном состоянии, названном сжимаемой текучей средой, например в виде пара; в жидком состоянии или в состоянии, при котором одновременно существуют фазы сжимаемой текучей среды и жидкости. - термин "ПАР" относится не только к водяному пару, но и к любым конденсирующимся парам вообще и термин "специальные пары" относятся к различным парам, за исключением конденсирующихся; - "РЕАКТИВНЫЙ ТИП" - термин применяется в отношении машин или двигателей необъемного вытеснения. Он относится к таким машинам или двигателям, в которых преобразование потенциальной энергии сжатой текучей среды в кинетическую энергию струи целиком или частично происходит в роторе. Машины или двигатели, в которых отсутствует подобное преобразование в роторе или это преобразование слабо, называются машинами или двигателями "ИМПУЛЬСНОГО ТИПА". (3) В данном подразделе: - циклически действующие распределительные механизмы, смазочные устройства, глушители или выхлопные устройства, а также устройства для охлаждения должны относиться к подклассам F 01L, F 01M, F 01N, F 01P независимо от их частного применения, если только названные устройства по своим характеристикам не ограничиваются применением только в конкретных типах двигателей или насосов. В последнем случае перечисленные выше устройства следует относить к соответствующему классу F 01 - F 04. - смазочные устройства, глушители или выхлопные устройства, а также устройства для охлаждения машин и двигателей классифицируются в подклассах F 01M, F 01N, F 01P за исключением паровых машин, которые классифицируются в подклассе F 01B. (4) При использовании настоящего подраздела в отношении подклассов F 01B, F 01C, F 01D, F 03B и F 04B, F 04C, F 04D, составляющих его основу, следует особое внимание обращать на: - общий принцип, заложенный в структуру классификации; - обязательные признаки классифицирования; - возможность классифицирования дополнительной информации. (i) Принцип. Это в основном относится к вышеперечисленным подклассам. Другие подклассы, особенно подклассы класса F 02, в которых тематика определена лучше, здесь не рассматриваются. Каждый подкласс в основном включает определенный род устройств (двигатели или насосы) и, кроме того, может быть расширен за счет "машин" того же вида, т.е. устройств, способных выполнять функции как двигателя, так и насоса. Таким образом, один и тот же подкласс охватывает две категории технических объектов, одна из которых имеет более общий характер, чем другая. Подклассы F 01B, F 03B, F 04B, кроме того, что они сами включают эти две различные по степени общности категории технических объектов, по отношению к другим подклассам, включающим различные виды устройств рассматриваемого рода, являются более общими. Например, подкласс F 03B в отношении машин является более общим по отношению к подклассам F 04B, F 04C, а в отношении "двигателей" - к подклассу F 03C. (ii) Признаки. а) При классифицировании основным признаком подраздела является род устройства, причем различают только три рода устройств: машины; двигатели; насосы. б) Как указывалось выше, "машины" всегда связаны с одним из двух других родов устройств. Эти основные устройства подразделяются в соответствии с общими принципами их работы: принципом объемного вытеснения; принципом необъемного вытеснения. в) Устройства, работающие по принципу объемного вытеснения, подразделяются дальше в соответствии со способом осуществления основного принципа работы, т.е. в зависимости от вида устройства на: поршневые; роторные или с качающимися рабочими органами; прочие. г) При классифицировании , необходимо также обращать внимание на применяемое рабочее тело, в зависимости от типа которого различают три разновидности устройств, работающих на: жидкости и сжимаемой среде; сжимаемой среде; жидкости. (iii) Дополнительные характеристики. Дополнительные характеристики могут появляться в связи с парами подклассов, указанных выше, и в соответствии с признаками рассматриваемых типов устройств или рабочей среды. Указанные подклассы с различными принципами, признаками и дополнительными характеристиками приведены в нижеследующем "Содержании подраздела". Из него видно, что: - для одного и того же вида устройств данного рода характеристика "рабочее тело" связывает подклассы: F 01B и F 04B - машины F 01C и F 04C - машины F 01D и F 03B - машины F 01B и F 03C - двигатели F 01C и F 03C - двигатели F 01D и F 03B - двигатели - для одного и того же вида рабочего тела характеристика "устройство" связывает подклассы таким же образом, как понятие относительной применимости.
F01B | Машины или двигатели вообще или машины или двигатели объёмного вытеснения, например паровые машины (роторные или с качающимися рабочими органами F 01C; необъёмного вытеснения F 01D; двигатели внутреннего сгорания F 02; конструктивные элементы и отличительные особенности поршневых двигателей с подвижными цилиндрами, обусловленные внутренним сгоранием F 02B 57/00, F 02B 59/00; гидравлические машины F03, F04; коленчатые валы, шатуны F16C; маховики F16F; механизмы для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное вообще F16H; поршни, поршневые штоки, цилиндры для двигателей вообще F16J) |
Примечания (1) К данному подклассу отнесены следующие объекты (за исключением относящихся к подклассам F 01C - F 01P) : а) двигатели, работающие на сжимаемых текучих средах, например паровые машины; б) двигатели, работающие как на жидких, так и на сжимаемых текучих средах; в) машины для сжимаемых сред; г) машины, предназначенные как для жидких, так и для сжимаемых сред. (2) Необходимо обратить внимание на примечание к F 01, особенно на разъяснение терминов "пар" и "специальные пары".
|
F01C | Роторные машины или двигатели или машины или двигатели с колебательным движением рабочих органов (двигатели внутреннего сгорания F02; аспекты, обусловленные внутренним сгоранием F 02B 53/00, F 02B 55/00; гидравлические машины F03, F04) |
Примечания (1) К данному подклассу отнесены: - роторные двигатели или двигатели с качающимися рабочими органами, работающие на сжимаемых текучих средах, например паровые двигатели; - роторные двигатели или двигатели с качающимися рабочими органами, работающие как на жидких, так и на сжимаемых текучих средах; - роторные машины или машины с качающимися рабочими органами для сжимаемых текучих сред; - роторные машины или машины с качающимися рабочими органами, предназначенные как для жидких, так и для сжимаемых текучих сред. (2) В данном подклассе выражение "роторные машины" включает немецкие термины "Drehkolbenmaschinen", (3) Необходимо обратить внимание на примечание к F 01, особенно на разъяснение терминов "роторная машина", "машина с качающимися рабочими органами", "вращающийся поршень" ("ротор-поршень"), "взаимодействующие элементы", "движение взаимодействующих элементов", "зубья и их эквиваленты", "внутренняя ось".
|
F01D | Машины или двигатели необъёмного вытеснения, например паровые турбины (двигатели внутреннего сгорания F02; гидравлические машины и двигатели F 03, F04; насосы и компрессоры необъёмного вытеснения F 04D) |
Примечания (1) К данному подклассу отнесены: - двигатели необъемного вытеснения (турбины) для сжимаемых рабочих тел, например паровые турбины; - двигатели необъемного вытеснения (турбины) для жидкостей и сжимаемых рабочих тел; - машины необъемного вытеснения (турбомашины) для сжимаемых рабочих тел; - машины необъемного вытеснения (турбомашины) для жидкостей и сжимаемых рабочих тел. (2) Следует обратить внимание на примечание к F 01, особенно на определение "реактивного типа", например с профилированными лопатками, и "импульсного типа", например турбины с активными ступенями.
|
F01K | Паросиловые установки; аккумуляторы пара; силовые установки с двигателями, не отнесенные к другим рубрикам; двигатели, работающие на особых рабочих телах или по особым циклам (газотурбинные или реактивные установки F 02; генерирование пара F 22; атомные энергетические установки, устройство двигателей в них G 21D) |
Примечание Необходимо обратить внимание на примечания к F 01, в особенности на разъяснение терминов "пар" и "специальные пары".
|
F01L | Распределительные механизмы для машин или двигателей (клапаны вообще F 16K) |
Примечания (1) К группам F01L 1/00 - F01L 13/00 относятся только распределительные или клапанные механизмы, у которых отсутствует изменение распределения текучей среды. [2009.01]
(2) Распределительные или клапанные механизмы, специально предназначенные для паровых двигателей относятся к группам F01L 15/00 - F01L 35/00. [2009.01]
(3) Распределительные или клапанные механизмы, специально предназначенные для машин или двигателей с изменяемым распределением текучей среды относятся к группам F01L 15/00 - F01L 35/00. [2009.01]
(4) Необходимо обратить внимание на примечание к F 01, в особенности на примечание (3). (5) Вышеуказанное примечание (3) в особенности касается следующих подклассов и рубрик: F 01B 3/10, F 01B 15/06, F 01C 20/20, F 01C 21/18, F 02B 53/06, F 03C 1/08, F 04B 1/18, F 04B 7/00, F 04B 39/08, F 04B 39/10, F 04C 14/00, F 04C 15/06, F 04C 28/00 и F 04C 29/12
|
F01M | Смазка машин или двигателей вообще; смазка двигателей внутреннего сгорания; продувка картера [2] |
Примечания (1) Следует обратить внимание на примечание к F 01, в особенности на примечание (3). (2) Следует обратить внимание на следующие рубрики, к которым относится смазка специфических машин или двигателей: [8]
F 01B 31/10 Паровые машины [8]
F 01C 21/04 Роторные машины и двигатели; машины и двигатели с колебательным движением рабочих органов [8]
F 01D 25/18 Машины и двигатели необъемного вытеснения [8]
F 02C 7/06 Газотурбинные установки [8]
F 02F 1/20 Цилиндры двигателей внутреннего сгорания [8]
F 04B 39/02 Компрессоры [8]
F 04C 29/02 Насосы объемного вытеснения с вращающимися или качающимися рабочими органами [8]
F 04D 29/04 Насосы и компрессоры необъемного вытеснения [8]
|
F01N | Глушители выхлопа или выхлопные устройства для машин или двигателей вообще; глушители выхлопа или выхлопные устройства для двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с выпуском отработанных газов B 60K 13/00; глушители шума всасывания, специально приспособленные для двигателей внутреннего сгорания или расположенные на них F 02M 35/00; поглощение шума или снижение его уровня вообще G 10K 11/16) |
Примечание Следует обратить внимание на примечание перед F 01, в особенности на примечание (3).
|
F01P | Охлаждение машин или двигателей вообще; охлаждение двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с охлаждением B 60K 11/00; материалы для передачи тепла, теплообмена или хранения тепла C 09K 5/00; теплообмен вообще, радиаторы F 28) |
Примечания (1) В данном подклассе применяемым терминам придаются следующие значения: - "воздух" включает также прочие газообразные охлаждающие вещества; - "жидкостное охлаждение" охватывает также системы охлаждения, в которых жидкость переносит тепло между охлаждаемыми частями и охлаждающим воздухом, например с помощью радиаторов; - "воздушное охлаждение" означает непосредственное охлаждение воздухом и, таким образом, не относится к непрямому воздушному охлаждению, происходящему в жидкостных системах охлаждения; - "охлаждающий воздух" - это воздух, участвующий в прямом и косвенном охлаждении. (2) Необходимо обратить внимание на примечание перед F 01, в особенности на примечание (3). (3) Устройства для охлаждения смазочными материалами отнесены к подклассу F 01M, если преобладает смазочное действие, и к подклассу F 01P, если преобладает охлаждающее действие.
|
© 2017. ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев |
|
|
|