Выделить в тексте слова:

                                                  
.

F01 - Машины или двигатели вообще; силовые установки вообще; паровые машины


Примечания
Примечание предназначено помочь в использовании данного подраздела классификационной схемы.
(1) Подклассы или группы, к которым отнесены "двигатели" или "насосы", включают в себя также рабочие процессы двигателей или насосов, если для них не предусмотрены специальные рубрики.
(2) Применяемым в классах  F 01 - F 04 данного раздела терминам или выражениям придаются следующие значения:
         - "ДВИГАТЕЛЬ" - устройство для непрерывного преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию. Этим термином охватываются паровые машины, паровые или газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания и др. Однако к "двигателям" не отнесены одноходовые устройства разового действия, т.е. такие устройства, как гидравлические или пневматические силовые цилиндры. К "двигателям" отнесены также те части измерительных устройств, в которых совершается непрерывное преобразование энергии рабочего тела в механическую энергию, хотя последняя используется лишь для целей измерения, а не для силового привода потребителей энергии;
         - "НАСОС" - устройство для непрерывного нагнетания, сжатия или отсасывания текучих сред механическими или иными средствами. Сюда относятся вентиляторы или турбокомпрессоры;
         - "МАШИНА" - устройство, которое может выполнять функции как двигателя, так и насоса и не охватывает устройства, которые могут работать только как двигатели или только как насосы;
         - "ОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ (ВЫТЕСНЕНИЕ)" - термин, характеризующий способ преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, при котором изменение объема, создаваемого рабочим телом в рабочей камере, производит соответствующее перемещение передающего энергию механического органа и наоборот, при этом кинетическая энергия рабочего тела не оказывает существенного влияния на процесс;
         - "НЕОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ (ВЫТЕСНЕНИЕ)" - термин, характеризующий способ преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, при котором энергия рабочего тела преобразуется в кинетическую энергию и наоборот;
         - "МАШИНА С КАЧАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ОРГАНОМ" - машина объемного вытеснения, в которой рабочий орган, взаимодействующий с текучей средой и передающий движение, качается. Это определение относится как к двигателям, так и к насосам;
         - "РОТОРНАЯ МАШИНА" - машина объемного вытеснения, в которой рабочий орган, взаимодействующий с текучей средой и передающий движение, вращается вокруг неподвижной оси или вокруг оси, перемещающейся по круговой или близкой к ней траектории. Это определение относится как к двигателям, так и к насосам;
         - "ВРАЩАЮЩИЙСЯ ПОРШЕНЬ (РОТОР-ПОРШЕНЬ)" - передающий движение рабочий орган роторной машины любой приемлемой формы, например в виде зубчатой шестерни;
         - "ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ" - этот термин означает "вращающийся поршень" или "качающийся поршень" или другой элемент, например стенку рабочей камеры, которые способствуют передаче движения или нагнетающему действию;
         - "ДВИЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ" - относительное движение, при котором один из "взаимодействующих элементов" может быть неподвижен, даже если речь идет о его оси вращения, или оба элемента могут находиться в движении;
         - "ЗУБЬЯ ИЛИ ИХ ЭКВИВАЛЕНТЫ" ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КУЛАЧКИ, ВЫСТУПЫ ИЛИ ОПОРЫ;
         - "С ВНЕШНИМ РОТОРОМ" ("С ВНУТРЕННЕЙ ОСЬЮ") - термин применяется в отношении таких типов машин, в которых ось вращения внутреннего и наружного взаимодействующих элементов остается всегда внутри внешнего элемента, как например, ось зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с зубьями шестерни внутреннего зацепления;
         - "СВОБОДНОПОРШНЕВЫЕ МАШИНЫ ИЛИ ДВИГАТЕЛИ" - поршневые машины или двигатели, в которых длина хода поршня не ограничена механическими связями и может изменяться при изменении режима работы машины;
         - "ЦИЛИНДРЫ" - рабочие камеры объемного вытеснения вообще. Поэтому они могут иметь не только круглое поперечное сечение;
         - "КОРЕННОЙ ВАЛ" - вал, преобразующий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение или наоборот;
         - "СИЛОВАЯ УСТАНОВКА" - установка, состоящая из двигателя и всех вспомогательных устройств, необходимых для его работы. Например паросиловая установка состоит из парового двигателя и средств генерирования пара;
         - "РАБОЧЕЕ ТЕЛО" - перемещаемая насосом текучая среда или текучая среда, которая приводит в действие двигатель. Рабочее тело может быть в сжимаемом, газообразном состоянии, названном сжимаемой текучей средой, например в виде пара; в жидком состоянии или в состоянии, при котором одновременно существуют фазы сжимаемой текучей среды и жидкости.
         - термин "ПАР" относится не только к водяному пару, но и к любым конденсирующимся парам вообще и термин "специальные пары" относятся к различным парам, за исключением конденсирующихся;
         - "РЕАКТИВНЫЙ ТИП" - термин применяется в отношении машин или двигателей необъемного вытеснения. Он относится к таким машинам или двигателям, в которых преобразование потенциальной энергии сжатой текучей среды в кинетическую энергию струи целиком или частично происходит в роторе. Машины или двигатели, в которых отсутствует подобное преобразование в роторе или это преобразование слабо, называются машинами или двигателями "ИМПУЛЬСНОГО ТИПА".
(3) В данном подразделе:
         - циклически действующие распределительные механизмы, смазочные устройства, глушители или выхлопные устройства, а также устройства для охлаждения должны относиться к подклассам  F 01LF 01MF 01NF 01P независимо от их частного применения, если только названные устройства по своим характеристикам не ограничиваются применением только в конкретных типах двигателей или насосов. В последнем случае перечисленные выше устройства следует относить к соответствующему классу  F 01 - F 04.
         - смазочные устройства, глушители или выхлопные устройства, а также устройства для охлаждения машин и двигателей классифицируются в подклассах  F 01MF 01NF 01P за исключением паровых машин, которые классифицируются в подклассе  F 01B.
(4) При использовании настоящего подраздела в отношении подклассов  F 01BF 01CF 01DF 03B и  F 04B,  F 04CF 04D, составляющих его основу, следует особое внимание обращать на:
         - общий принцип, заложенный в структуру классификации;
         - обязательные признаки классифицирования;
         - возможность классифицирования дополнительной информации.
                  (i) Принцип.
                           Это в основном относится к вышеперечисленным подклассам. Другие подклассы, особенно подклассы класса  F 02, в которых тематика определена лучше, здесь не рассматриваются.
                           Каждый подкласс в основном включает определенный род устройств (двигатели или насосы) и, кроме того, может быть расширен за счет "машин" того же вида, т.е. устройств, способных выполнять функции как двигателя, так и насоса. Таким образом, один и тот же подкласс охватывает две категории технических объектов, одна из которых имеет более общий характер, чем другая.
                           Подклассы  F 01BF 03B,  F 04B, кроме того, что они сами включают эти две различные по степени общности категории технических объектов, по отношению к другим подклассам, включающим различные виды устройств рассматриваемого рода, являются более общими.
                           Например, подкласс  F 03B в отношении машин является более общим по отношению к подклассам  F 04BF 04C, а в отношении "двигателей" - к подклассу  F 03C.
                  (ii) Признаки.
                           а) При классифицировании основным признаком подраздела является род устройства, причем различают только три рода устройств:
                                     машины; двигатели; насосы.
                           б) Как указывалось выше, "машины" всегда связаны с одним из двух других родов устройств. Эти основные устройства подразделяются в соответствии с общими принципами их работы:
                                     принципом объемного вытеснения; принципом необъемного вытеснения.
                           в) Устройства, работающие по принципу объемного вытеснения, подразделяются дальше в соответствии со способом осуществления основного принципа работы, т.е. в зависимости от вида устройства на:
                                     поршневые; роторные или с качающимися рабочими органами; прочие.
                           г) При классифицировании , необходимо также обращать внимание на применяемое рабочее тело, в зависимости от типа которого различают три разновидности устройств, работающих на:
                                     жидкости и сжимаемой среде; сжимаемой среде; жидкости.
                  (iii) Дополнительные характеристики.
                           Дополнительные характеристики могут появляться в связи с парами подклассов, указанных выше, и в соответствии с признаками рассматриваемых типов устройств или рабочей среды.
                           Указанные подклассы с различными принципами, признаками и дополнительными характеристиками приведены в нижеследующем "Содержании подраздела".
Из него видно, что:
         - для одного и того же вида устройств данного рода характеристика "рабочее тело" связывает подклассы:
                    F 01B и  F 04B - машины
                    F 01C и  F 04C - машины
                    F 01D и  F 03B - машины
                    F 01B и  F 03C - двигатели
                    F 01C и  F 03C - двигатели
                    F 01D и  F 03B - двигатели
         - для одного и того же вида рабочего тела характеристика "устройство" связывает подклассы таким же образом, как понятие относительной применимости.

F01BМашины или двигатели вообще или машины или двигатели объёмного вытеснения, например паровые машины (роторные или с качающимися рабочими органами  F 01C; необъёмного вытеснения  F 01D; двигатели внутреннего сгорания  F 02; конструктивные элементы и отличительные особенности поршневых двигателей с подвижными цилиндрами, обусловленные внутренним сгоранием  F 02B 57/00F 02B 59/00; гидравлические машины  F03,  F04; коленчатые валы, шатуны  F16C; маховики  F16F; механизмы для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное вообще  F16H; поршни, поршневые штоки, цилиндры для двигателей вообще  F16J)
Примечания
(1) К данному подклассу отнесены следующие объекты (за исключением относящихся к подклассам  F 01C - F 01P) :
         а) двигатели, работающие на сжимаемых текучих средах, например паровые машины;
         б) двигатели, работающие как на жидких, так и на сжимаемых текучих средах;
         в) машины для сжимаемых сред;
         г) машины, предназначенные как для жидких, так и для сжимаемых сред.
(2) Необходимо обратить внимание на примечание к  F 01, особенно на разъяснение терминов "пар" и "специальные пары".
F01CРоторные машины или двигатели или машины или двигатели с колебательным движением рабочих органов (двигатели внутреннего сгорания  F02; аспекты, обусловленные внутренним сгоранием  F 02B 53/00,  F 02B 55/00; гидравлические машины  F03,  F04)
Примечания
(1) К данному подклассу отнесены:
         - роторные двигатели или двигатели с качающимися рабочими органами, работающие на сжимаемых текучих средах, например паровые двигатели;
         - роторные двигатели или двигатели с качающимися рабочими органами, работающие как на жидких, так и на сжимаемых текучих средах;
         - роторные машины или машины с качающимися рабочими органами для сжимаемых текучих сред;
         - роторные машины или машины с качающимися рабочими органами, предназначенные как для жидких, так и для сжимаемых текучих сред.
(2) В данном подклассе выражение "роторные машины" включает немецкие термины "Drehkolbenmaschinen",
(3) Необходимо обратить внимание на примечание к  F 01, особенно на разъяснение терминов "роторная машина", "машина с качающимися рабочими органами", "вращающийся поршень" ("ротор-поршень"), "взаимодействующие элементы", "движение взаимодействующих элементов", "зубья и их эквиваленты", "внутренняя ось".
F01DМашины или двигатели необъёмного вытеснения, например паровые турбины (двигатели внутреннего сгорания  F02; гидравлические машины и двигатели  F 03,  F04; насосы и компрессоры необъёмного вытеснения  F 04D)
Примечания
(1) К данному подклассу отнесены:
         - двигатели необъемного вытеснения (турбины) для сжимаемых рабочих тел, например паровые турбины;
         - двигатели необъемного вытеснения (турбины) для жидкостей и сжимаемых рабочих тел;
         - машины необъемного вытеснения (турбомашины) для сжимаемых рабочих тел;
         - машины необъемного вытеснения (турбомашины) для жидкостей и сжимаемых рабочих тел.
(2) Следует обратить внимание на примечание к  F 01, особенно на определение "реактивного типа", например с профилированными лопатками, и "импульсного типа", например турбины с активными ступенями.
F01KПаросиловые установки; аккумуляторы пара; силовые установки с двигателями, не отнесенные к другим рубрикам; двигатели, работающие на особых рабочих телах или по особым циклам (газотурбинные или реактивные установки  F 02; генерирование пара  F 22; атомные энергетические установки, устройство двигателей в них  G 21D)
Примечание
Необходимо обратить внимание на примечания к  F 01, в особенности на разъяснение терминов "пар" и "специальные пары".
F01LРаспределительные механизмы для машин или двигателей (клапаны вообще  F 16K)
Примечания
(1) К группам  F01L 1/00 - F01L 13/00 относятся только распределительные или клапанные механизмы, у которых отсутствует изменение распределения текучей среды. [2009.01]
(2) Распределительные или клапанные механизмы, специально предназначенные для паровых двигателей относятся к группам  F01L 15/00 - F01L 35/00. [2009.01]
(3) Распределительные или клапанные механизмы, специально предназначенные для машин или двигателей с изменяемым распределением текучей среды относятся к группам  F01L 15/00 - F01L 35/00. [2009.01]
(4) Необходимо обратить внимание на примечание к  F 01, в особенности на примечание (3).
(5) Вышеуказанное примечание (3) в особенности касается следующих подклассов и рубрик:  F 01B 3/10F 01B 15/06,  F 01C 20/20,  F 01C 21/18,  F 02B 53/06,  F 03C 1/08,  F 04B 1/18,  F 04B 7/00,  F 04B 39/08,  F 04B 39/10,  F 04C 14/00,  F 04C 15/06,  F 04C 28/00 и  F 04C 29/12
F01MСмазка машин или двигателей вообще; смазка двигателей внутреннего сгорания; продувка картера [2]
Примечания
(1) Следует обратить внимание на примечание к  F 01, в особенности на примечание (3).
(2) Следует обратить внимание на следующие рубрики, к которым относится смазка специфических машин или двигателей: [8]
           F 01B 31/10 Паровые машины [8]
           F 01C 21/04 Роторные машины и двигатели; машины и двигатели с колебательным движением рабочих органов [8]
           F 01D 25/18 Машины и двигатели необъемного вытеснения [8]
           F 02C 7/06 Газотурбинные установки [8]
           F 02F 1/20 Цилиндры двигателей внутреннего сгорания [8]
           F 04B 39/02 Компрессоры [8]
           F 04C 29/02 Насосы объемного вытеснения с вращающимися или качающимися рабочими органами [8]
           F 04D 29/04 Насосы и компрессоры необъемного вытеснения [8]
F01NГлушители выхлопа или выхлопные устройства для машин или двигателей вообще; глушители выхлопа или выхлопные устройства для двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с выпуском отработанных газов  B 60K 13/00; глушители шума всасывания, специально приспособленные для двигателей внутреннего сгорания или расположенные на них  F 02M 35/00; поглощение шума или снижение его уровня вообще  G 10K 11/16)
Примечание
Следует обратить внимание на примечание перед  F 01, в особенности на примечание (3).
F01PОхлаждение машин или двигателей вообще; охлаждение двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с охлаждением  B 60K 11/00; материалы для передачи тепла, теплообмена или хранения тепла  C 09K 5/00; теплообмен вообще, радиаторы  F 28)
Примечания
(1) В данном подклассе применяемым терминам придаются следующие значения:
         - "воздух" включает также прочие газообразные охлаждающие вещества;
         - "жидкостное охлаждение" охватывает также системы охлаждения, в которых жидкость переносит тепло между охлаждаемыми частями и охлаждающим воздухом, например с помощью радиаторов;
         - "воздушное охлаждение" означает непосредственное охлаждение воздухом и, таким образом, не относится к непрямому воздушному охлаждению, происходящему в жидкостных системах охлаждения;
         - "охлаждающий воздух" - это воздух, участвующий в прямом и косвенном охлаждении.
(2) Необходимо обратить внимание на примечание перед  F 01, в особенности на примечание (3).
(3) Устройства для охлаждения смазочными материалами отнесены к подклассу  F 01M, если преобладает смазочное действие, и к подклассу  F 01P, если преобладает охлаждающее действие.


© 2017. ПАТ-Инфо, В.И. Карнышев