Послесловие “Слава безумцам, которые живут себе как будто бы они бессмертны”

Послесловие

Седьмого августа ушла из жизни наша коллега по Научному управлению, Наталья Леонидовна Журавлёва. Сегодня – моё Послесловие, без привязки к каноническим православным 9 и 40 дням.

Придя на работу в ТИАСУР1)ТИАСУР – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. молодым специалистом больше сорока лет назад, Наталья Леонидовна все эти годы на разных должностях и на разном уровне “рулила” финансами институтской (университетской) структуры2)НИЧ – научно-исследовательская часть, затем НУ – научное управление., отвечающей за организацию и проведение научных исследований.

Много лет она проработала бок о бок с бывшим начальником НИЧа, Александром Васильевичем Мезиковым, которого всегда, даже при его жизни, называла “вторым папой”, научившим её очень многому. Это одно из многих качеств, за которые я её всегда уважал: чувство искренней благодарности тем, кто ей помогал по жизни.

Человеком она, безусловно, была непростым и характер у неё в рабочей обстановке был не совсем ангельский, как это могло показаться со стороны. Но по-другому и быть не могло. Поскольку, в отличие от меня, ответственность, которую она несла в рамках своей должности была на порядки серьёзней. При этом, она почти всегда оставалась доброжелательной и корректной при неизменном и неслабом чувстве юмора. Вы ещё идите поищите финансиста с природным чувством юмора!

Читайте также:  ТУСУР. Начало

Я ловлю сейчас себя на мысли, что при незначительной разнице в возрасте я обращался к ней, как по имени, так и по имени-отчеству, а она меня – почти всегда “Владимир Иванович”, реже – по фамилии, и никогда по имени. Как-то лет 15 назад она услышала, как я “некорректно” разговариваю с одним из сотрудников университета. После чего в своём кабинете сказала мне с глазу на глаз: “Слушай, Карнышев, мы работаем здесь только потому, что работают и преподают они. Не будет их, мы – нахрен не нужны! Так что поменьше пафоса!”. До сих пор, время от времени, мне приходится вспоминать тот давнишний эпизод и “прикручивать” свой адреналинный “вентиль”.

Коллектив в Научном управлении был всегда в основном женский, чем объясняются периодические кадровые изменения, но Наталья Леонидовна всегда и практически у всех пользовалась заслуженным уважением и авторитетом. Конечно, выражение “душа коллектива” довольно избитое, но к ней это определение подходило на все сто процентов.

Читайте также:  30 лет спустя

Много лет назад я начал что-то рассказывать ей о своих многочисленных внуках и внучках, а она произнесла только одну фразу: “Как же я хочу понянчится с внуками”. Не успела… Это прозвучало всего один раз, но после этого я с ней на эту тему больше не говорил.

Сказать, что за двадцать с лишним лет совместной работы у нас с ней не “искрило”, было бы неправдой. Но поскольку недостатки человека – это, как правило, продолжение его достоинств, то одно из немногих “коротких замыканий” было связано с её чрезмерным (на мой взгляд) чувством ответственности. Конец и начало года – это безумный период отчётности любого вуза перед охрененной кучей “проверяющих”. И почти каждый год мне приходилось повторять одно и то же: “Наталья, да успокойся ты, успеем! Кончай адреналин вёдрами выливать!”. Помогало, правда, слабо.

В начале прошлого года у неё началась целая череда больничных, и прошлой осенью я “поругался” с ней, сказав, что хватит “гореть на работе”, нужно в конце концов подумать о себе и серьёзно заняться здоровьем. Тем более, что выход на вполне заслуженную пенсию был обеспечен ей уже много лет назад. Но недолечившись, она, тем не менее, уже в начале этого года вышла на работу. Последний разговор “на нервах” состоялся у нас в феврале: “Ты что делаешь? Ты думаешь, что нам тут на работе памятник поставят? Да уже через неделю все забудут!”. “Да, да! Я понимаю…”. И почти до последнего дня она решала какие-то вопросы, консультировала по телефону… Но в 6 утра седьмого августа всё закончилось…

video
play-rounded-fill

Сама Наталья прекрасно видела, что за последние десять лет объём бессмысленной и никому, по сути, не нужной работы, которой она была вынуждена каждодневно заниматься, вырос многократно. И лично я считал и считаю, что тратить то бесценное, что тебе ещё осталось на этом свете – время, на всякую хрень, даже за деньги, не имеет смысла. Стоило ли всё это собственного здоровья и, в конце концов, жизни? Не знаю. Ответ знает только она… Царствия тебе Небесного…

Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны…

video
play-rounded-fill

Сноски

1 ТИАСУР – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники.
2 НИЧ – научно-исследовательская часть, затем НУ – научное управление.
Яндекс.Метрика Hide picture