Диссертационный ОбломOFF ( Или почему вы не защитите диссер )

Диссертационный ОбломOFF

Дней десять назад я разослал некоторому числу неглупых аспирантов-технарей первого года письмецо, в котором предложил не стесняться и задавать мне любые вопросы по своей диссертации или информационному обеспечению… Но произошло ровно то, что я и предполагал. Ответной реакции почти не последовало. Даже от тех аспирантов, которые, казалось бы, достаточно мотивированы и таки не собираются валять дурака в аспирантуре.

Для меня, в общем, дело-то привычное. Была бы честь предложена. Но логики в этом я не вижу никакой. Либо уже на первом году ваяния диссертации всё абсолютно ясно и проработано до мельчайших деталей, либо неясно абсолютно всё1)Тест для аспиранта (15 вопросов)., поэтому конкретных вопросов не возникает в принципе, либо вся эта аспирантура – это просто современная форма молодёжной тусовки.

В первый вариант я почти не верю. Поскольку за последние годы я встречал только один подобный случай. Когда к моменту поступления в аспирантуру у молодого человека было опубликовано более чем достаточно статей, получены патенты и, по сути, была готова уже бо́льшая часть диссертации. Так что всё крутится вокруг второго и третьего вариантов развития событий.

Третий вариант – самый простой и однозначный. Он по умолчанию не предполагает написание и защиту диссертации. Когда вы зашли в аспирантуру “на часок” просто “отсидеться”, или, что ещё смешнее, просто “поучиться”, то конечный “продукт” – диссертация, вам ни во что не упёрлась. И сколько бы не фантазировали минобровские деятели о том, как они повысят процент защит, то при существующем статусе аспирантуры, как третьей ступени высшего образования, ситуация не улучшится.

Точно такими же туманными остаются перспективы написания и защиты диссертации, когда на первом году неясно абсолютно всё2)Основные термины и понятия для аспиранта.. Ну, так в этом случае аспирант первого года должен суетиться, как карась на сковородке, генерируя и задавая как можно больше вопросов себе и посторонним. А не молчать застенчиво и скромно “как рыба об лёд”. Между прочим я редко встречал аспирантов, которые бы чётко понимали, что их ждёт в предстоящие годы, и что это за штукенция такая, “диссертация”.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны”.

Данное определение “диссертации” содержится в “Положении о присуждении учёных степеней”. В принципе, если не обращать внимание на канцелярит, которым изложена суть диссертации в 43 словах, то всё просто. Вам нужно “всего лишь” решить некую задачу, которая важна для какой-нибудь науки, или немножко поспособствовать развитию или прогрессу Российской Федерации. Вот и всё. А чо? Запросто! Какие ваши годы.

Читайте также:  УЗИ для аспирантов

Другими словами за время пребывания в аспирантуре вы должны придумать и написать лично структурированный научный труд, состоящий примерно от 150 до 250 страниц машинописного текста, разбитый на 3-4 главы плюс «Введение», «Заключение» и “Приложения”. Кстати, я не знаю ни одного защитившего диссертацию по техническим наукам, кто бы через несколько месяцев после успешной защиты не сказал: “И чего я с этой фигнёй маялся три с лишним года? Да сейчас я напишу такой диссер за пол-года!”. Конечно, конечно, кто бы спорил. Всё проще пареной репы, когда знаешь как.

Между прочим, аспиранты могут усердно ходить на все занятия, сидеть на них, разинув рот, последовательно выполнять требования “Положения об аттестации”, слушаться зав. аспирантурой и всё равно отправить три-четыре года своей жизни коту под хвост. Так что же, объективно мешает достойно завершить аспирантуру, написав и защитив “кирпич”?

Причина № 1

Первая и основная причина – это отсутствие “плодотворной дебютной идеи” и полноценного научного задела. Как правило, до(!) поступления в аспирантуру бо́льшая часть молодых людей почти не обсуждает с руководителем такие вопросы, как вероятная, но достаточно конкретная тема диссертации, разбивка общей темы на отдельные задачи, варианты возможных направлений исследования.

А поскольку навыки научной работы приобретаются (или не приобретаются) самостоятельно уже с самого поступления в вуз (при осмысленном обучении и дальновидном взгляде на жизнь), то решение “на́чать заниматься наукой” лишь в момент зачисления в аспирантуру – это стопроцентная гарантия фиаско через несколько лет. Чтобы наверстать “упущенное”, аспиранту нужно приложить неимоверные усилия и потратить огромное количество времени на ликвидацию своей научной “неграмотности”. Во что я, честно говоря, не верю.

Если в советские времена поступление в аспирантуру по техническим наукам сразу после студенческой скамьи было событием весьма не рядовым, то нынешняя минобровская система, буквально “загоняющая” в аспирантуру “зелёных” магистрантов, в большинстве своём не имеющих реального практического опыта инженерной или научной работы и собственных мыслей, а также определённого жизненного опыта, и привела к тому плачевному состоянию аспирантуры, которое мы сейчас имеем. А если учесть, что база знаний современного аспиранта в разы меньше, чем у предыдущих поколений, а стало быть и ассоциативность мышления гораздо хуже, то  “маємо те що маємо”.

Читайте также:  Плагиат глазами ЦИАНО

Причина № 2

Дело том, что многие молодые люди поступают в аспирантуру без конкретного намерения защититься или, как минимум, без мыслей о будущей защите, которые то ли возникнут потом, то ли нет. Данная категория аспирантов искренне полагает, что в аспирантуре они спокойно смогут провести пару-тройку лет, особо не упираясь. Причем формального повода отчислить их, скорее всего, не будет, так как диссертацию раньше срока все равно никто не потребует, на занятия они “ходют”, зачёты и экзамены сдают. А до квалификационного экзамена (экзамена, Карл!) ещё дожить надо. Самое трагикомичное в том, что если раньше таких персонажей “вычисляли” достаточно рано и выпуливали из аспирантуры в армию или “взамуж”, то нынешняя аспирантура – это просто “рай” для подобных “исследователей-имитаторов”. Всё как в студентах: ходишь себе, “учишься” такой. “Третья ступень обучения” же! Причём тут наука, блин!

Причина № 3

Отсутствие профессионального руководства со стороны научного руководителя3)Тест научного руководителя аспиранта (15 вопросов).. Наличие у вашего научного руководителя учёной степени “доктор наук” и учёного звания “профессор”, ничего ещё не гарантирует. Это просто “необходимое”, но не “достаточное” условие для того, чтобы вы под его руководством написали и защитили диссертацию. Но запомните, ни один, даже самый расчудесный, научный руководитель не будет писать диссертацию за вас.

Научный “руководитель”, у которого не было и нет грантов (РНФ, РФФИ и т.п.), хоздоговорных работ, публикаций в приличных и авторитетных российских и буржуйских журналах4)Индексация в Scopus и/или Web of Science обязательна! РИНЦ – это большая помойка., или хотя бы одной научной монографии5)Когда число авторов монографии зашкаливает, то это уже не монография, а журнал “Мурзилка”. за последние 10 лет, таковым, по сути, не является. Он будет всего лишь имитировать научное руководство с большей или меньшей достоверностью. Распознать такого “имитатора” даже умному аспиранту удаётся не сразу и не всегда. Иногда “ларчик открывается” только на выходе из аспирантуры. Что уже катастрофически поздно.

Читайте также:  Азбука по-маленькому

Старая, но никем не опровергнутая мысль “Хороший научный руководитель – это не тот, кто помогает завершить диссертацию, а тот – кто помогает её начать” действовала ранее и действует поныне. Поэтому если в первый год вам не удастся стартовать в диссертационной гонке как следует, то к финишу вы вряд ли доберётесь.

Причина № 4

Иллюзия о возможности совмещения аспирантуры и полноценной работы “на стороне” – это действительно иллюзия. Уход с головой после поступления в аспирантуру в потустороннюю работу либо другой вид деятельности, где вырисовываются более привлекательные денежные или должностные перспективы, – это опять же стопроцентная гарантия фиаско вашей аспирантской карьеры. Тогда какого рожна вы попёрлись в “науку”?

Причина № 5

Женитьба (или замужество), а, тем более, появление киндеров, являются фактором, который зачастую осложняет работу над диссертацией. Но не всегда. Это смотря на ком повезёт жениться (выйти замуж). В редких, но имевших место, случаях изменение гражданского статуса, наоборот, стимулирует более интенсивное занятие наукой и написание диссертации.

Причина № 6

Классический набор пороков, характерный не только для аспирантов: лень-матушка, неорганизованность, некоммуникабельность, конфликтность, самомнение, нежелание и неумение прислушиваться к мнению других, отсутствие навыка постоянного самообучения, внушаемость, неприятие любой критики, отсутствие бойцовских качеств и т.д. и т.п. Когда весь этот набор, или частично, наличествует в одном и том же аспиранте – это полный финиш. Защиты диссертации такому товарищу не видать как своих ушей.

Причина № 7

Внезапные и серьёзные проблемы со здоровьем, резкий или незатухающий конфликт с научным руководителем, неудачный результат предварительной защиты, смена местожительства, офигенная учебная нагрузка на кафедре, отъезд в зарубежный университет и ещё тысяча и одна причина.

Можно, конечно, на старости лет успокаивать себя фразой “Талантливые не защищаются не потому, что не могут, а потому, что не хотят”, но это дела уже не меняет.

Сноски

1 Тест для аспиранта (15 вопросов).
2 Основные термины и понятия для аспиранта.
3 Тест научного руководителя аспиранта (15 вопросов).
4 Индексация в Scopus и/или Web of Science обязательна! РИНЦ – это большая помойка.
5 Когда число авторов монографии зашкаливает, то это уже не монография, а журнал “Мурзилка”.
Яндекс.Метрика