Никто не даст вам избавленья ( Об единственном способе не разочаровываться )

Вот, ведь чем с одной стороны хорош депрессняк? Заранее никогда не знаешь, когда и с чего он на тебя навалится.

Про депрессняк

Сегодняшние мои ощущения относятся к депрессивному состоянию третьего, низшего, уровня1)По личной «классификации», сформировавшейся за долгие годы.. Депрессняк первого, наивысшего, ранга накатил в конце 2014 года, в результате чего я насовсем прикрыл сайт «ПатИнформБюро». Сколько времени осталось до окончательного закрытия данного ресурса — пока не знаю. Но, скорее всего, какое-то время у вас, господа аспиранты, ещё есть. Так что, кто хочет, читайте и мотайте на ус.

Депрессия

О конвертации результатов

За прошедшие шесть лет добровольного интернетовского «хождения в народ» я неоднократно обращал внимание аспирантов-технарей на жизненную необходимость конвертации результатов своих исследований и разработок в нечто материальное. И речь здесь не о деньгах, по крайней мере, в прямом смысле.

Так, новый результат научных исследований может и должен быть превращён в научную статью. Если вы ничего не написали о результатах своей работы (а стало быть, и не опубликовали), то значит ваших исследований как бы и не было, и все труды — коту под хвост. Ваше новое техническое решение обязательно нужно попробовать зарегистрировать в виде изобретения, полезной модели или программы для ЭВМ (базы данных, топологии интегральных микросхем). Только в этом случае вы сможете позиционировать себя как исследователя, достойного учёной степени настоящего кандидата технических наук. А также получить в дальнейшем дополнительные «баллы» в гонке за бюджетными грантами.

Но есть один маленький, но очень ответственный, нюанс. Не надейтесь, что всё вышеперечисленное кто-то сделает за вас.

«Когда ни на что не надеешься —
это прекрасно. Единственный способ
не разочаровываться».
(Мэтр Роше, х/ф «Ищите женщину», 1982)

Об аспирантуре нынешней и ушедшей

Знаете, в чём главное отличие института современной аспирантуры от аналогичной сущности 30-летней и более давности? Тогда число поступивших в аспирантуру сразу же со студенческой скамьи было, наверное, на порядок меньше2)Не в абсолютных числах, а в относительных., чем сейчас. Притом, что уровень преподавания в советских технических вузах был в разы выше и лучше; никаких недоделанных полуфабрикатов — бакалавров, не было и в помине; никто не возюкался с теми, кто принципиально не хотел3)Достаточно было не сдать один(!) зачёт, чтобы тебя не допустили к экзаменам. А провал сессии автоматом приводил к отчислению из вуза, после чего тебя ласково встречал военком. учиться — вот тебе Бог, а вот — Красная Армия или курсы кройки и шитья. Причём аспирантами становились не «зелёные» магистранты, а люди, «поварившиеся» в реальной работе в рамках хоздоговоров, НИР или НИОКР, а, стало быть, имеющие за душой уже конкретные результаты для написания «кирпича». Конечно, всё это касалось настоящих, а не псевдогуманитарных вузов, которые уже в те поры стали поднимать голову.

«Когда результат не нужен,
трудно процесс сделать захватывающим…
»

(М.М. Жванецкий, ссылка)

То, что произошло с аспирантурой за последние 10-15 лет — это результат тупоголового чиновничьего «реформирования» образования и науки в нашей стране по западным лекалам: «Шо бы как у их було». Другими словами, налицо непрерывный и упорный путь в никуда, как в фильме «Обратной дороги нет».

Во-первых, какой, мягко говоря, «чудак» придумал жёстко привязать число аспирантов в вузе к числу студентов? Ну, хорошо, один придурок когда-то придумал, но ведь можно было бы и отменить эту фигню, поскольку количество аспирантов никогда не говорило об уровне и качестве научных исследований. «Числом поболее, ценою подешевле?»4)А.С. Грибоедов, «Горе от ума» (ссылка).. Но нет, всё остаётся по-прежнему и каких-то изменений не предвидится. А это, по сути, девальвирует саму аспирантуру. Посмотрите на так называемые «вузы-маяки», «подписавшиеся» под всякими программами типа «национальных исследовательских», или, не дай Бог, «5-100». Они в своих заявках понаписали таких показателей в части защит диссертаций, что сейчас вынуждены загонять в аспирантуру даже «слепых и хромых» в научном смысле.

Мало того, несколько лет назад этим уродам, пардон «реформаторам», с Люсиновской пришла в башку дебильная идея «увеличения образовательной составляющей обучения в аспирантуре», ради чего  были высосаны из пальца абсолютно идиотские ФГОСы5)Очень точное определение этой фигни дал В.Т. Третьяков в своих высказываниях (ссылка)., «регламентирующие» этот «процесс». Причём находятся (и в избытке) господа, оправдывающие эту хрень6) «Ведь основной продукт аспирантуры не диссертация, а сам аспирант, его знания и способность к самостоятельным исследованиям — начиная от постановки научной задачи и выработки инструментов исследования» (ссылка). О, как! А я то, дурак, всегда думал, что конечная цель аспирантуры — это самостоятельное написание и защита квалификационной научной работы, сиречь диссертации. А тут, оказывается, главное — сам процесс..

Лично я с трудом представляю, как моего коллегу, много лет назад поступившего в аспирантуру в возрасте 31 года, кто-то учил бы по этим ФГОСам. Талантливый инженер-разработчик с большим опытом работы в разных НИР с разными грифами, участвовавший в научных экспериментах на Чёрном море, на Сахалине и Итурупе, в Тихом океане, он сам мог кого угодно научить схемотехнике и многому ещё.

Господа юные исследователи, если вы поступили в аспирантуру в надежде, что кто-то будет вас реально учить, а вы, разинув рот, станете лишь усердно усваивать пережёванные кем-то знания, то вас ждёт нехилое фиаско. Только огромная самостоятельная работа, непрерывная самоподготовка7)Термин, знакомый всем, кто прошёл армию или военные кафедры при вузах. и наличие толкового и неравнодушного научного руководителя являются залогом успешного окончания аспирантуры с защитой диссертации. Всё остальное — от лукавого, и никак иначе.

Сноски   [ + ]

1. По личной «классификации», сформировавшейся за долгие годы.
2. Не в абсолютных числах, а в относительных.
3. Достаточно было не сдать один(!) зачёт, чтобы тебя не допустили к экзаменам. А провал сессии автоматом приводил к отчислению из вуза, после чего тебя ласково встречал военком.
4. А.С. Грибоедов, «Горе от ума» (ссылка).
5. Очень точное определение этой фигни дал В.Т. Третьяков в своих высказываниях (ссылка).
6. «Ведь основной продукт аспирантуры не диссертация, а сам аспирант, его знания и способность к самостоятельным исследованиям — начиная от постановки научной задачи и выработки инструментов исследования» (ссылка). О, как! А я то, дурак, всегда думал, что конечная цель аспирантуры — это самостоятельное написание и защита квалификационной научной работы, сиречь диссертации. А тут, оказывается, главное — сам процесс.
7. Термин, знакомый всем, кто прошёл армию или военные кафедры при вузах.