Никто не даст вам избавленья ( Об единственном способе не разочаровываться )

Никто не даст вам избавленья

Вот, ведь чем с одной стороны хорош депрессняк? Заранее никогда не знаешь, когда и с чего он на тебя навалится.

Про депрессняк

Сегодняшние мои ощущения относятся к депрессивному состоянию третьего, низшего, уровня1)По личной “классификации”, сформировавшейся за долгие годы.. Депрессняк первого, наивысшего, ранга накатил в конце 2014 года, в результате чего я насовсем прикрыл сайт “ПатИнформБюро”. Сколько времени осталось до окончательного закрытия данного ресурса – пока не знаю. Но, скорее всего, какое-то время у вас, господа аспиранты, ещё есть. Так что, кто хочет, читайте и мотайте на ус.

Депрессия

О конвертации результатов

За прошедшие шесть лет добровольного интернетовского “хождения в народ” я неоднократно обращал внимание аспирантов-технарей на жизненную необходимость конвертации результатов своих исследований и разработок в нечто материальное. И речь здесь не о деньгах, по крайней мере, в прямом смысле.

Так, новый результат научных исследований может и должен быть превращён в научную статью. Если вы ничего не написали о результатах своей работы (а стало быть, и не опубликовали), то значит ваших исследований как бы и не было, и все труды – коту под хвост. Ваше новое техническое решение обязательно нужно попробовать зарегистрировать в виде изобретения, полезной модели или программы для ЭВМ (базы данных, топологии интегральных микросхем). Только в этом случае вы сможете позиционировать себя как исследователя, достойного учёной степени настоящего кандидата технических наук. А также получить в дальнейшем дополнительные “баллы” в гонке за бюджетными грантами.

Но есть один маленький, но очень ответственный, нюанс. Не надейтесь, что всё вышеперечисленное кто-то сделает за вас.

“Когда ни на что не надеешься –
это прекрасно. Единственный способ
не разочаровываться”.
(Мэтр Роше, х/ф “Ищите женщину”, 1982)

Об аспирантуре нынешней и ушедшей

Знаете, в чём главное отличие института современной аспирантуры от аналогичной сущности 30-летней и более давности? Тогда число поступивших в аспирантуру сразу же со студенческой скамьи было, наверное, на порядок меньше2)Не в абсолютных числах, а в относительных., чем сейчас. Притом, что уровень преподавания в советских технических вузах был в разы выше и лучше; никаких недоделанных полуфабрикатов – бакалавров, не было и в помине; никто не возюкался с теми, кто принципиально не хотел3)Достаточно было не сдать один(!) зачёт, чтобы тебя не допустили к экзаменам. А провал сессии автоматом приводил к отчислению из вуза, после чего тебя ласково встречал военком. учиться – вот тебе Бог, а вот – Красная Армия или курсы кройки и шитья. Причём аспирантами становились не “зелёные” магистранты, а люди, “поварившиеся” в реальной работе в рамках хоздоговоров, НИР или НИОКР, а, стало быть, имеющие за душой уже конкретные результаты для написания “кирпича”. Конечно, всё это касалось настоящих, а не псевдогуманитарных вузов, которые уже в те поры стали поднимать голову.

Когда результат не нужен,
трудно процесс сделать захватывающим…

(М.М. Жванецкий, ссылка)

То, что произошло с аспирантурой за последние 10-15 лет – это результат тупоголового чиновничьего “реформирования” образования и науки в нашей стране по западным лекалам: “Шо бы как у их було”. Другими словами, налицо непрерывный и упорный путь в никуда, как в фильме “Обратной дороги нет”.

Читайте также:  Ни о чём, или по чуть-чуть о светлом будущем

Во-первых, какой, мягко говоря, “чудак” придумал жёстко привязать число аспирантов в вузе к числу студентов? Ну, хорошо, один придурок когда-то придумал, но ведь можно было бы и отменить эту фигню, поскольку количество аспирантов никогда не говорило об уровне и качестве научных исследований. “Числом поболее, ценою подешевле?4)А.С. Грибоедов, “Горе от ума” (ссылка).. Но нет, всё остаётся по-прежнему и каких-то изменений не предвидится. А это, по сути, девальвирует саму аспирантуру. Посмотрите на так называемые “вузы-маяки”, “подписавшиеся” под всякими программами типа “национальных исследовательских”, или, не дай Бог, “5-100”. Они в своих заявках понаписали таких показателей в части защит диссертаций, что сейчас вынуждены загонять в аспирантуру даже “слепых и хромых” в научном смысле.

Мало того, несколько лет назад этим уродам, пардон “реформаторам”, с Люсиновской пришла в башку дебильная идея “увеличения образовательной составляющей обучения в аспирантуре”, ради чего  были высосаны из пальца абсолютно идиотские ФГОСы5)Очень точное определение этой фигни дал В.Т. Третьяков в своих высказываниях (ссылка)., “регламентирующие” этот “процесс”. Причём находятся (и в избытке) господа, оправдывающие эту хрень6)Ведь основной продукт аспирантуры не диссертация, а сам аспирант, его знания и способность к самостоятельным исследованиям – начиная от постановки научной задачи и выработки инструментов исследования” (ссылка). О, как! А я то, дурак, всегда думал, что конечная цель аспирантуры – это самостоятельное написание и защита квалификационной научной работы, сиречь диссертации. А тут, оказывается, главное – сам процесс..

Лично я с трудом представляю, как моего коллегу, много лет назад поступившего в аспирантуру в возрасте 31 года, кто-то учил бы по этим ФГОСам. Талантливый инженер-разработчик с большим опытом работы в разных НИР с разными грифами, участвовавший в научных экспериментах на Чёрном море, на Сахалине и Итурупе, в Тихом океане, он сам мог кого угодно научить схемотехнике и многому ещё.

Читайте также:  Послесловие

Господа юные исследователи, если вы поступили в аспирантуру в надежде, что кто-то будет вас реально учить, а вы, разинув рот, станете лишь усердно усваивать пережёванные кем-то знания, то вас ждёт нехилое фиаско. Только огромная самостоятельная работа, непрерывная самоподготовка7)Термин, знакомый всем, кто прошёл армию или военные кафедры при вузах. и наличие толкового и неравнодушного научного руководителя являются залогом успешного окончания аспирантуры с защитой диссертации. Всё остальное – от лукавого, и никак иначе.

Сноски

1 По личной “классификации”, сформировавшейся за долгие годы.
2 Не в абсолютных числах, а в относительных.
3 Достаточно было не сдать один(!) зачёт, чтобы тебя не допустили к экзаменам. А провал сессии автоматом приводил к отчислению из вуза, после чего тебя ласково встречал военком.
4 А.С. Грибоедов, “Горе от ума” (ссылка).
5 Очень точное определение этой фигни дал В.Т. Третьяков в своих высказываниях (ссылка).
6 Ведь основной продукт аспирантуры не диссертация, а сам аспирант, его знания и способность к самостоятельным исследованиям – начиная от постановки научной задачи и выработки инструментов исследования” (ссылка). О, как! А я то, дурак, всегда думал, что конечная цель аспирантуры – это самостоятельное написание и защита квалификационной научной работы, сиречь диссертации. А тут, оказывается, главное – сам процесс.
7 Термин, знакомый всем, кто прошёл армию или военные кафедры при вузах.
Читайте также:  Здравствуй, ж..а, Новый год!
Яндекс.Метрика