Алгоритм прохождения аспирантуры ( несколько лет, спрессованные в картинки )
Несколько переиначив легендарную песню, поговорим о годах, спрессованных – не в мгновения – а в картинки. О годах, уже проведённых в аспирантуре, или ещё только планируемых молодыми людьми, собравшимися сгрызть научный гранит до основания.
Несмотря на жалобный “писк” Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ, министерство, не сбавляя хода, продолжает утрамбовывать данную “форму подготовки кадров высшей квалификации”, выдавливая из неё по капле остатки советской аспирантуры. Мне представляется, что “реформа” аспирантуры могла начинаться где-то на Люсиновской примерно такой сценой …
По крайней мере сейчас получается именно то, о чём гутарил батька Ангел1)Х/ф “Адъютант его превосходительства” (1969)..
Чтобы юные исследователи понимали, “чо” им “светит” в новомодной аспирантуре, и чего они лишены, благодаря “креативаторам 99 уровня” из Минобрнауки, я изобразил аспирантуру в виде некоего алгоритма (Рис. 1 и Рис. 2). Технарям, знакомым с написанием программ, эти картинки не будут в диковинку.
Рис. 1. Алгоритм прохождения аспирантуры
Общая канва “старой” аспирантуры и “новомодной”, пальцем пиханой, ливановской, вроде бы совпадает. Но, как утверждают знающие люди: “Дьявол кроется в деталях”. Поэтому я попытаюсь прокомментировать основные элементы диаграммы и ключевые, на мой взгляд, моменты, обозначенные на схеме выносками. При этом “бледненькие” элементы диаграммы указывают на те из них, которые функционально совпадают в “старой” и “новой” моделях. То, что принципиально или кардинально отличается, выделено цветом.
Мотив и задел
Что касается “мотива” поступления в аспирантуру, то поскольку времена нынче архи-циничные, а воспитанием молодёжи уже давно занимается “Дебил-ТВ”, то всё больше молодых людей даже не скрывают, что они записываются в “учёные”, чтобы элементарно отсидеться от армии и флота. Такие “кадры” были во все времена, но тогда они хотя бы “впаривали” про свою “безграничную любовь” к науке. Но разговор не про этих “самострельных пацанов”, а про нормальных парней и девушек с головой на плечах.
В стародавние времена у большей части поступавших в аспирантуру был какой-никакой, но научный задел. Он необязательно имел овеществлённую форму в виде журнальных публикаций, авторских свидетельств и т.п. Но опыт практической работы в данном направлении, как правило, наличествовал. Сейчас, как я понимаю, в аспирантуру могут “вписаться”2)Ну, Парамон?! Я грешный человек, нарочно бы записался к большевикам, чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы, и мгновенно обратно – выписался бы. (Х/ф “Бег”, 1970) буквально все, кому не лень. Особенно учитывая тот факт, что Минобрнауки усиленно пытается “помножить на ноль” прежнюю модель аспирантуры, тупо превратив её в очередную ступеньку обучения.
Специальность и научрук
Теперь даже “выбор специальности” и научное руководство квалификационной работой будет непохоже на то, что было ещё несколько лет назад. Чтобы не портить настроение начинающим аспирантам, предлагаю им заценить “новации” московских “креаклов” на себе уже в ближайшее время.
Вступительные экзамены
Что осталось неизменным – так это вступительные экзамены. Не сдавший, хотя бы один из экзаменов, не допускается в Храм Науки, и волен заняться более полезными вещами, например, отдать воинский долг Родине, после чего с полным основанием может на всю катушку отмечать 23 февраля, 28 мая, последнее воскресенье июля, 2 августа, далее по списку. Сдавший счастливчик зачисляется в аспирантуру, после чего три-четыре года будет драить “научные гальюны”, бегать в сапогах по “интеллектуальной бетонке”, начищать старослужащим “бляху на ремне”, отрабатывать преподавательские “наряды вне очереди”, и так далее.
Первое основное отличие “новой аспирантуры”3)Элемент “Прим.1” на рис. 1.
Отныне (и во веки веков?) основное “тело” аспирантуры состоит из блоков “Б1”, “Б2” и “Б3” По замыслу московских “реформаторов” примерно 1/4 часть времени или “зачётных единиц” (твою мать!) аспиранты должны посвятить “образовательному процессу” (Б1) и “практикам” (Б2). Спасибо, отцы родные, что не все сто процентов убухали под них! Что-то и на исследования оставили.
Раньше подобный махровый дебилизм не имел смысла, поскольку в аспирантуру поступали люди, уже “понюхавшие научного пороха”, способные самостоятельно решать научную проблему, и которые могли ещё и уму-разуму поучить кого-нибудь по своей специальности. Но бездарно “скоммунизденная” российским вождями образования буржуйская схема “бакалавриат–магистратура” потребовала прицепить к ней “последний вагон-ресторан” – “аспирантуру”. Если бакалавры ныне просто “никто” и звать их “никак”, то магистранты – это “никто”, но с “индуцированным” самомнением.
Скорее всего, понимая ущербность созданной ими системы генерации недоучек, а не нормальных специалистов, эти “умники” из Белокаменной решили впендюрить в аспирантуру “образовательный процесс”. “Ржунемогупатсталом”. А вот аспирантам и руководителям отделов аспирантуры по всей России уже не до смеха.
Лично я, будучи аспирантом тридцать лет назад, не имел ни одного часа педагогической практики, хотя формально должен был. А то, что я не преподаю до сих пор, наверняка спасло жизни многим студентам-балбесам, а меня уберегло от наколок “В-О-В-А” и “С-Е-В-Е-Р” на пальцах. Что же касается “научно-исследовательских” практик, то я в своё время не вылезал из командировок на запад и на восток СССР в разные ВЧ4) “ВЧ” – воинская часть.. Сюда же входят примерно пол-года, проведённые в морских экспедициях по Тихому океану от Камчатки до Сингапура. Но нынешним аспирантам до таких “практик” – как до Луны пешком. Вместо этого их ждёт какое-нибудь фуфло, высосанное московскими чинодралами из пальца и вставленное в ФГОС.
Кандидатские экзамены
И тогда и сейчас эта процедура5)Элемент “Прим.2” на рис. 1. является одним из базовых условий успешного окончания аспирантуры. Хотя именно здесь новоиспечённых аспирантов подстерегают неожиданности. И не скажу, что приятные.
Раньше – в эпоху исторического материализма, график сдачи экзаменов был достаточно произвольным: от единовременной сдачи всего и скопом на первом году (я знал всего одного-двух таких “вундеркиндов”), через размазывание тонким слоем всех трёх кандидатских экзаменов по всему сроку отсидки, до экзаменационного штурма “Зимнего” в последний год. Всё зависело от множества обстоятельств, начиная от того, как “прёт” диссер, до женитьбы и появления киндерят.
Но тут какому-то, не побоюсь этого слова, конченому придурку с Тверской пришло в башку унифицировать всех аспирантов, независимо от вида и направления научной деятельности. Конечно, идеально было бы выдать аспирантам полосатые, чёрно-белые пижамы с 6-значными номерами на груди и жёлтой нашивкой с трёхкратным интегралом по бесконечности на спине. Очень удобно и красиво. Однако, “Европа нас не поймёт” – подумали в Минобрнауке, и всего лишь установили жёсткий график: на первом году – иностранный и история философии, а в конце третьего – спец. дисциплина. Для того, чтобы что-то изменить в этом железобетонном порядке, нужно будет разводить нехилый геморрой с индивидуальными планами обучения и прочей фигнёй, напрягая, тем самым, не по-детски отделы аспирантуры.
В отношении “философии” или, как она сейчас называется – “истории философии”, у меня остался незакрытым вопрос тридцатилетней давности. Он звучит так: “Кому из аспирантов-технарей философия помогла решить поставленную в диссере задачу?”. Кроме, естественно, расширения личного кругозора и повышения общего культурного уровня. Среди всех моих защитившихся знакомых нет ни одного, кто-бы дал положительный ответ в трезвом состоянии. Народ на этому тему бухтел всегда, бухтит сейчас6)Экзаменов три: английский язык, философия и специальность. Ну ладно английский со специальностью, но философия? Если вы пытались изучать её и пришли к выводу, что это полная белиберда — знайте, что вы не одиноки. Бытует мнение, что философию надо обязательно учить, потому что она имеет какую-то там связь с наукой. Автор так и не смог уяснить, какой науке толк от этой связи и почему из тех же соображений в аспирантуре не изучают богословие или музыку. Всё приятнее, чем Кант с Бердяевым. (взято отсюда), но где какой-то там народ, и где Москва.
Именно в этом месте “алгоритма”7)Элемент “Прим.3” на рис. 1., не сдав кандидатские экзамены, вы “автоматом”, через некоторое время Δt1, жалобно курлыкая, вылетаете из аспирантуры.
Новый научный результат
Обозначив выноской “Прим.4” место на диаграмме, я предполагал, что отсутствие нового научного результата должно указывать аспиранту путь на выход с вещами. Но жизнь новой демократической России, строящей капитализм с привлекательным лицом, убедительно доказала, что огромная куча народа защищается и остепеняется буквально на ровном месте, на каком-нибудь старье или просто стыренном у других. Причём за последние годы ни один из выведенных на чистую воду плагиаторов всех уровней не понёс никакой серьёзной ответственности. То есть, оказывается, можно и так.
Научные статьи
Показателем того, насколько я стар, может служить фраза: “Я защищался, когда никаких списков ВАК и в помине не было”. “А чо было-то, дедушка, расскажи, не томи!”. А было то, что специалисты (не чиновники!) во все времена прекрасно знали и знают, какой научно-технический журнал “в авторитете”, а какой – полное дерьмо и отстой.
Один мой знакомый доктор технических наук рассказывал, что научный руководитель разрешил ему выйти на защиту (при написанной диссертации) только через год после окончания аспирантуры, когда у него стало 4 статьи в “центральном” журнале. “Чисто не там, где убирают, а там – где не мусорят”. Поэтому попытки зарегулировать и зарегламентировать сверху процесс опубликования статей (не менее 2-х статей в ВАКовских журналах для технарей, и 3 – для гуманитариев) – это попытка министерства оправдать своё существование в нынешнем виде.
Интересно, а что если вместо Минобрнауки оставить всего несколько десятков тёток-бухгалтерш по числу субъектов Федерации, которые бы распределяли по регионам деньги, выделенные на образование и науку. У нас что рухнуло бы образование? Рухнула наука? Да нифига подобного! Но об этом можно только мечтать. Поэтому, не опубликовав хотя бы пару статей в журнале из списка ВАК, можете не торопясь укладывать свои вещички.
Предварительная защита
Данный этап – предварительная защита написанной диссертации, существовал всегда. Я знаю случаи, когда люди пропускались через жернова объединённых семинаров не раз, не два и не три. При этом каждый раз переделывая диссер! Лично мне удалось проскочить это “горнило” с первого раза, хотя обстоятельства тому сопутствовали несколько необычные. На предзащите моего “кирпича” присутствовал профессор из Университета Иллинойса в Чикаго, Вольфганг-Мартин Бёрнер – тогда второй по рангу в радиолокационной поляриметрии на Западе. Который, по-видимому, что-то понял про сибирского “паренька” с тремя детьми, как у него, и через год “вытащил” меня в Голландию, перезнакомил там с “авторитетами”, и вообще сыграл роль Державина, если кто-то помнит Александра Сергеевича.
Ещё несколько лет назад, пока Минобрнауки окончательно не захватило серое воинство Дона Рэбы, положительный результат предзащиты гарантированно открывал прямой путь в диссертационный совет, где аспирант защищал свою диссертацию и получал заслуженную степень к.т.н. или к.ф.-м.н.
Но нынешняя нормотворческая братия посчитала такой ход событий слишком простым. В результате на диаграмме появился загадочный красный прямоугольник, раскрываемый подробно на рис. 2.
Бомба для аспиранта
В настоящее время, благодаря титаническим усилиям Министерства образования и науки в сфере уничтожения прежней аспирантуры, предварительная защита написанной диссертации является всего лишь допуском к Государственной итоговой аттестации (ГИА). Эта грузиноподобная аббревиатура уже снится в кошмарных снах всем заведующим отделами аспирантуры страны, но то ли ещё будет впереди!
Рис. 2. Злокачественное новообразование на теле российской аспирантуры
После того, как аспиранта на выданье, с готовым диссером, допускают к ГИА, он должен сдать государственный экзамен. А диссертация уже готова. Если юный исследователь успешно сдаёт госэкзамен, то умудрённая мудростью наимудрейших комиссия заслушивает его научный доклад. А диссертация уже готова. После чего ставит докладчику оценку! Оценку, Карл! Я, конечно, знал, что в Москве полным-полно городских сумасшедших и шизофреников, но как они смогли в таком количестве устроиться на работу в министерство!? И, наконец, получив свою удовлетворительную оценку за доклад, счастливый аспирант становится обладателем диплома “Исследователь. Преподаватель-исследователь” плюс заключение организации. “ВСЁ! Кина не будет!”8)Х/ф “Джентльмены удачи” (1971)..
Защищать с таким трудом написанный и выстраданный “кирпич” в диссертационном совете оказывается уже НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО – вы прошли курс обучения в аспирантуре. Этого ДОСТАТОЧНО! Ущипните меня. “Нет, это не факт. Это больше чем факт. Так оно и было на самом деле”9)Х/ф “Тот самый Мюнхгаузен” (1979)..
Я, конечно, предполагал, что науку и образование в России когда-нибудь добьют до конца. Но, чтобы так быстро…
Сноски
↑1 | Х/ф “Адъютант его превосходительства” (1969). |
↑2 | Ну, Парамон?! Я грешный человек, нарочно бы записался к большевикам, чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы, и мгновенно обратно – выписался бы. (Х/ф “Бег”, 1970) |
↑3 | Элемент “Прим.1” на рис. 1. |
↑4 | “ВЧ” – воинская часть. |
↑5 | Элемент “Прим.2” на рис. 1. |
↑6 | Экзаменов три: английский язык, философия и специальность. Ну ладно английский со специальностью, но философия? Если вы пытались изучать её и пришли к выводу, что это полная белиберда — знайте, что вы не одиноки. Бытует мнение, что философию надо обязательно учить, потому что она имеет какую-то там связь с наукой. Автор так и не смог уяснить, какой науке толк от этой связи и почему из тех же соображений в аспирантуре не изучают богословие или музыку. Всё приятнее, чем Кант с Бердяевым. (взято отсюда) |
↑7 | Элемент “Прим.3” на рис. 1. |
↑8 | Х/ф “Джентльмены удачи” (1971). |
↑9 | Х/ф “Тот самый Мюнхгаузен” (1979). |