170 секунд правды Или когда начнут зачищать Минобрнауки?
За 10 лет существования двух моих сайтов для аспирантов – “ПатИнформБюро” и “ПатИнфо” вы не найдёте в паре десятков километров понаписанного ни одной строчки в поддержку так называемой “реформы” образования и науки в нашей стране. Потому что за последние 20 лет сознательного разрушения прежней системы я не могу припомнить ни одного стратегического решения Министерства, которое можно было бы помянуть добрым словом.
При этом жизнь доказала, что фамилия персонажа, возглавляющего это ведомство, его пол, умственные способности и прочее, не играют абсолютно никакой роли. Ибо на самом деле всем вертела и продолжает вертеть либеральная кодла грёбаных кукловодов, стоящая за принципиальными и катастрофичными решениями Министерства, начиная с 2000 года.
Главная проблема, на мой взгляд, состояла в том, что г-н (или тов.?) Путин не разбирался в вопросах образования и науки от слова совсем. А вторая по значимости проблема заключалась в том, что он допустил засилие либеральных уродов на основных уровнях принятия решений, касающихся этой сферы, и вовремя не произвёл “очистку” государственных органов от этой по́гани.
За прошедшие годы – с подачи ВШЭ, РАНХиГС, Финуниверситета и прочих либералистических рассадников западного интеллектуального сифилиса, произошли многочисленные и, по-видимому, небратимые изменения в системе российского образования и науки. В этом смысле, Владимир Владимирович, допустив переделку образования и науки по западным лекалам в первые два срока своего президентства (2000-2008), мало чем отличался от Б.Н. Ельцина, ставшего в два раза свободней1) “Я два раза облетел вокруг Статуи Свободы и стал в два раза свободнее!” (“Ельцин как наваждение. Записки политического проходимца”, П. Вощанов) именно в Америке.
Не буду углубляться в подробности, но лично для меня, как впрочем и для других, с самого начала был непонятен и переход на Болонскую систему и привязка публикационной активности к чисто коммерческим системам “Web of Science” и/или “Scopus”.
Но в силу своей испорченности я понимаю, что это “ж-ж-ж” и все разговоры о “вхождении в мировое образовательное и научное пространство” были совершенно неспроста и незабесплатно. Поскольку многие шустрые московские ребятишки от образования именно в те годы (когда западные стандарты переносились на российскую почву) “поднялись” и нагрели как свои руки, так и свои кошельки. Я себе представляю, сколько бабла “откатили” конкретным минобровским чиновникам парни из WoS и Scopus за то, что Министерство образования и науки, по сути, обязало несколько сотен подведомственных ему российских государственных вузов пользоваться двумя этими системами.
Кстати, я помню ещё те времена, когда в Министерстве о таких словах как “Web of Science” и/или “Scopus” даже не слыхивали или с трудом их выговаривали. Что, к сожалению, в очередной раз говорит о моём преклонном возрасте.
Я понимаю, что телевизор, и в какой-то степени – интернет, до сих пор играют роль клапана в скороварке, постепенно выпускающего пар. Но не могу удержаться от того, чтобы не привести фрагмент2)Вот – ссылка на youtube. выступления политолога Дмитрия Геннадьевича Евстафьева 08.07.2020 на передаче у В. Соловьёва, где он говорит о необходимости пересмотреть прозападную ориентацию российской науки, которая насаждается московскими чиновниками. Действительно, одной рукой мы вносим поправки в Конституцию о превалировании российского права над международным, а другой – продолжаем насаждать идиотскую практику насильного принуждения к Web of Science и Scopus.
Главным подтверждением определяющего влияния либералов на образование и науку в России и того факта, что наш Президент хреново разбирался в этих вопросах стало то, что его, как пацана, развели в 2012 году на подписание Указа о программе “5-100”3)Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».. За все годы этой бессмысленной программы никаких 5 вузов в списках 100 лучших вузов так и не появилось, и я уверен, что не появится. “Деньги съедены, а позор остался”.
Сейчас, наверное, сложно оценить какой ущерб – и не столько материальный, сколько кадровый, нанесла стране эта афёра, но совершенно точно можно сказать, что кадровая политика в Министерстве потерпела полный крах. Достаточно только вспомнить трёх уродов, которые последовательно “руководили”4)Читай – разваливали. образованием и наукой с 2004 по 2020 годы – Фурсенко, Ливанов и Котюков: от доктора наук до счетовода без учёной степени.
Если кто-то подумал, что я – против указанных буржуйских систем и наукометрии в целом, то разочарую. Несмотря на возраст, я ещё не совсем выжил из ума. Лично я против того, чтобы “WoScopus” и всякие “квартили”, прости меня Господи, играли главную и определяющую роль в оценке деятельности учёных, преподавателей и вузов в целом. Касательно повышения публикационной активности, ни для кого не секрет, каким образом за время действия программы “5-100” покупались и покупаются до сих пор статьи в журналах, индексируемых “Web of Science” и/или “Scopus”. Технология этого шулерского приёма достаточно примитивна: на работу в вуз принимается плодовитый иностранный учёный, желательно такой, который публикует свои работы в журналах 1-го и 2-го квартиля; ему выплачивается зарплата; он, в свою очередь, указывает в качестве аффилиации данный вуз, и вуаля – все довольны! И это – только один и очевидный приём. Есть ещё.
Фактически, единственным результатом программы “5-100” (придуманной в ВШЭ и впендюренной Путину бывшим министром Фурсенко) следует считать безвозвратно потерянные для страны семь лет, выдавленные из вузов многочисленные “неэффективные” кадры, “освоенные” впустую5)Не считая, конечно, нехилого повышения благосостояния конкретных личностей. миллиарды рублей – и всё это ради одной единственной и совершенно идиотской цели: оказаться в одном списке рядышком с англосаксонскими университетами. И ни одна падла даже не заикнулась о подведении итогов этой программы, какими бы они не были. Ну, а про “ответить за явный провал” – вообще умолчу. Либеральные отцы-основатели “реформы” образования и науки в России – это такой коллективный “Горбачёв”, который в своё время лёг под Запад, сдал всё что можно и нельзя, и не понёс за это никакой ответственности.
Ну, а чем заканчивается либеральная “вестернизация”, можно видеть на примере печальной судьбы одного из томских вузов – бывшего Томского политехнического института. Во времена СССР ТПИ точно входил в десятку лучших технических вузов и был лидером в нескольких направлениях, определяющих технический суверенитет страны. А во что, в том числе, “благодаря” участию в дебильной программе “5-100”, его превратили за последние десять лет – лучше и не рассказывать6)Кому интересно, может полистать записи в группе “Реформа ТПУ”.. Причём один из главных виновников деградации Томского политехнического университета – бывший ректор Чубик, несущий за всё это персональную ответственность, благополучно сдриснул из России в тёплую Испанию. И так – они все… “Нацарював та втик”.
До тех пор, пока не будет обрезана либеральная пуповина, соединяющая Высшую школу экономики и прочих мерзавцев из пятой колонны с Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения, пока из этих министерств не будут основательно вычищены все прозападные и продажные чиновники, пока Минобрнауки не возглавит реальный и авторитетный специалист в этой области, а не юрист районного масштаба, состояние дел не изменится, и Россия продолжит всё дальше откатываться на технологические и интеллектуальные задворки.
Сноски
↑1 | “Я два раза облетел вокруг Статуи Свободы и стал в два раза свободнее!” (“Ельцин как наваждение. Записки политического проходимца”, П. Вощанов) |
↑2 | Вот – ссылка на youtube. |
↑3 | Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». |
↑4 | Читай – разваливали. |
↑5 | Не считая, конечно, нехилого повышения благосостояния конкретных личностей. |
↑6 | Кому интересно, может полистать записи в группе “Реформа ТПУ”. |