Заокеанский “Брат-3” ( возвращаясь к блогу канадского Данилы )
Два года назад, ещё на старом сайте, я написал материал, в котором упоминал блог канадского товарища Даниэля Лемье (Daniel Lemire) из Монреаля (Канада). Сегодня, господа аспиранты, я предлагаю вам свой перевод материала Данилы-мастера под названием “Пишите хорошие статьи” (“Write good papers”). Хороший первомайский призыв, между прочим. Поэтому читаем и набираемся ума от очень толкового дядьки!
Примечание: вслед за пунктом “3” у автора сразу идёт пункт “5”. Возможно, что это “косяк”, но я не стал исправлять.
1. Выбор темы, идеи
У моего друга Питера Терни есть очень важный совет: будьте амбициозными. Представьте, что каждую свою новую статью вы пишете так, что ваши коллеги будут постоянно на неё ссылаться. Постарайтесь, чтобы её влияние в вашей области стало долгосрочным.
Я знаю три стратегии написания амбициозной статьи:
- Выберите новую задачу. Сформулируйте её. Первым предложите решение. Задача должна быть простой и конкретной. Это – лучший способ добиться высокого индекса цитирования, и стать широко известным.
- Попробуйте объяснить нечто важное, что ещё никому не удавалось.
- Добейтесь значительного улучшения того, что сделали другие. Сможете уменьшить процент ошибок в два раза? Сможете удвоить скорость? Если нет, то не тратьте своё время на незначительное улучшение (например, на 10% быстрее).
2. Прежде, чем вы возьмётесь за перо …
- В чём состоит ваша идея? Какую задачу вы решаете? В большинстве статей решается одна задача.
- Почему эта идея важна? Зачем читателю нужно тратить своё драгоценное время, чтобы прочитать вашу статью?
- Как вы собираетесь решать свою задачу? Какие эксперименты вы можете провести? Какие теоремы вы сможете доказать?
- Кто-нибудь уже решал эту задачу ранее? Чем ваши результаты отличаются от того, что уже было сказано тысячу раз до этого?
3. Что должно быть в хорошей статье
- Должно быть интересное начало: сразу же расскажите читателю, почему он должен прочитать вашу статью. Не обобщайте, а “продавайте”!
- В хорошем реферате вместо краткого изложения говорится о том, почему мы должны прочитать эту статью.
- С самого начала убедите читателей в том, что статья важна для них.
- Вот, например, хороший рецепт реферата от Кента Бека из 4-х предложений: (1) сформулируйте задачу, (2) расскажите почему это интересно, (3) расскажите, какой результат даёт ваше решение, (4) расскажите, что следует из вашего решения.
- Вы должны чётко объяснить, в чём, собственно, заключается ваш личный вклад. Рецензенты ленивы, и они не хотят разбираться, в чём смысл вашей идеи. Потратьте некоторое время, чтобы рассказать нам, что конкретно вы сделали. Заявите об этом чётко, не надеясь на то, что мы будем внимательно читать всю вашу статью.
- Во Введении дайте обзор работ, имеющих отношение к тому, что вы сделали: можно соотнести свой вклад с тем, что уже сделано до вас.
- Нужен большой раздел “Список литературы” потому, что люди любят, когда их цитируют. Поэтому постарайтесь процитировать все статьи, которые могут иметь отношение к вашей работе.
- Экспериментальные доказательства: вам нужно сопоставить свою идею с реальным миром и рассказать о том, насколько хорошо она ему соответствует. Подробно сравните свои результаты с известными лучшими результатами.
- Укажите на ограничения в вашей работе.
- Значимые и не очевидные теоретические результаты: людям проще доверять вашей работе, если имеется некая теория.
- Картинки! Именно так, даже если вы считаете это глупым или полагаете, что не умеете рисовать. Картинка может оказаться чрезвычайно полезной при изложении сложной идеи.
- Оригинальные примеры лучше наборов исходных данных.
- Вывод, в котором излагается будущее направление работы и (ещё раз) обобщаются сильные стороны статьи.
5. Чего не должно быть в хорошей статье
- Неубедительные и необязательные результаты: если вы доказали десять теорем, а необходима только одна, то закиньте остальные в ящик стола. Никому не интересно знать про бесполезные результаты!
- Техническое описание: статьи технического характера, описывающие нескольких незначительных идей, как правило, интереса не представляют.
6. Хорошая педагогика и стиль
- Используйте сильные глаголы (заменяйте “мы использовали классификацию” на “мы классифицировали”).
- Сначала всегда приводите пример, результат – потом.
- Используйте как можно меньше скобок, сносок и полужирного шрифта, если получится.
- Проверяйте орфографию. Просто сделайте это.
- Разберитесь со значащими разрядами.
- Пользуйтесь таким инструментом, как “style-check.rb”, для обнаружения слишком длинных фраз и других общих ошибок.
- Разберитесь с неразрывными пробелами и используйте их.
- Не используйте отрицаний …
- Избегайте БС (бесполезные сокращения).
- НИАЗ: Не используйте аббревиатуры в заголовках.
- Пишите в активном залоге …
- Не применяйте сложные термины.
- Научитесь использовать длинное тире — это хороший друг.
- Пишите короткими предложениями не более 15 слов — так лучше.
- Сделайте так, чтобы вашу научную статью можно было легко просматривать — с помощью содержательных заголовков разделов, маркированных списков и простых рисунков.
7. Слова, без которых можно обойтись
- Такие слова, относящиеся ко времени, как “сейчас”, “будущий” либо бесполезны, либо признак плохой структуры. Избегайте будущего времени (слово “will” на английском), чтобы сослаться на что-либо в статье ниже.
- Большинство таких наречий, как “очень”, бесполезны в научной статье.
- Держите свои эмоции в узде: читателю могут быть “по барабану” ваши удивление, радость и печаль. Как это не прискорбно, но это так.
- Избегайте выражения “так называемый”. Это может означать не то, что вы думаете.
8. Перед отправкой статьи сверьтесь с этим контрольным листом
- Соответствуют ли заголовки разделов их сути? (“Наша методология” или “Наш алгоритм”)
- Как выглядят ваши рисунки? Достаточен ли размер шрифта на рисунках для удобного просмотра? Будут ли читаться рисунки при черно-белой печати? Видны ли на рисунках артефакты сжатия? Используйте для ваших рисунков векторную графику. Используйте скриншоты только при крайней необходимости.
- Если объём статьи – х страниц, то будет ли в вашей статье эти Х страниц? Некоторые рецензенты полагают, что заданный объём необходимо использовать полностью.
- Есть ли у вас, по крайней мере, один рисунок?
- Насколько наглядны все страницы статьи?
- Имеются ли висячие строки в тексте?
- Вы проверили орфографию? (В самом деле? Пожалуйста, проверьте!)
- Есть ли у вас пошаговый модельный пример для каждого нового алгоритма, который вы предлагаете? Представьте сначала примеры.
- Можете ли вы заменить некоторые математические обозначения текстом на английском языке?
- Все ли термины определены?
- Соблюдается ли соответствие математических обозначений? (Если вы в первом разделе обозначаете время как ‘t‘, то используете ли вы это же обозначение далее?)
- Все ли имена единообразны? Если вы во Введении назвали алгоритм Bozo3, то не называйте его BOZO-3 в Заключении.
- Смогут ли название и реферат побудить читателя прочитать оставшуюся часть вашей статьи?
- Изложили ли вы во Введении суть того, что вами сделано?
- Единообразно ли сформирован Список литературы?
- Правильно ли написаны имена собственные? Вы же не хотите, чтобы статью рецензировал тот, чьё имя вы написали неправильно?
- Правильно ли сделаны подписи? Вы ставите заголовок таблицы до или после неё? Вы ставите подписи к рисунку до или после него? По центру или нет?
- Вы ссылаетесь на рисунок как “Рис. 1” или “Рисунок 1”? Какой вариант более правильный?
- Все ли внутренние ссылки корректны? Если вы ссылаетесь на Рис. 10, то существует ли этот рисунок? (В некоторых LaTeX пакетах нумерация происходит автоматически, поэтому всегда проверяйте!). На все ли таблицы и рисунки сделаны ссылки в тексте?
- Если это регулярная конференция или периодический журнал, то сравнивали ли вы свою статью с десятком других уже напечатанных статей, чтобы убедиться, что ваша соответствует их оформлению? Например, если во всех опубликованных статьях использовалось 2 страницы для Введения, постарайтесь сделать так же.
- Правильные ли вы использовали шрифты? Будьте внимательны: иногда шрифт для заголовка раздела может отличаться от шрифта, используемого в основном тексте.
- Избегайте ненужных линий и границ. Например, Excel обычно вставляет черные рамки вокруг рисунков, поэтому избавьтесь от обрамления.
- Использование цвета – отличная идея там, где это уместно, особенно, когда вы уверены, что ваши читатели будут читать электронную версию статьи. Тем не менее, не нужно использовать цвет понапрасну: например, Microsoft Word обычно изображает гиперссылки синим цветом. А нужно ли это вам? Кроме того, убедитесь в том, что при распечатке статьи в чёрно-белом формате её содержание останется понятным.
- Если вы получили данные или написали программу, то пытались ли вы выложить их в Интернет?
9. Как написать ещё несколько хороших статей
- Пишите каждый день по меньшей мере от 15 до 30 минут, а в идеале – по два часа. Исследования показывают, что именно в этом – ключ к тому, чтобы стать плодовитым автором.
10. Что почитать ещё
- На основе этого поста я написал ещё несколько материалов
- Советы Шан Маджида для молодых аспирантов о том, как писать статьи
- 50 советов по написанию текста
- Как убедиться в том, что вашу статью отклонят
- Как писать много: практический справочник для продуктивного написания научных текстов 1)Речь идёт о книжке “Как писать много: практический справочник для продуктивного написания научных текстов” Пола Сильвия, о которой я писал здесь и частично перевёл здесь.