Заокеанский “Брат-3” ( возвращаясь к блогу канадского Данилы )

Заокеанский "Брат-3''

Два года назад, ещё на старом сайте, я написал материал, в котором упоминал блог канадского товарища Даниэля Лемье (Daniel Lemire) из Монреаля (Канада). Сегодня, господа аспиранты, я предлагаю вам свой перевод материала Данилы-мастера под названием “Пишите хорошие статьи” (Write good papers). Хороший первомайский призыв, между прочим. Поэтому читаем и набираемся ума от очень толкового дядьки!

Примечание: вслед за пунктом “3” у автора сразу идёт пункт “5”. Возможно, что это “косяк”, но я не стал исправлять.

   1. Выбор темы, идеи

У моего друга Питера Терни есть очень важный совет: будьте амбициозными. Представьте, что каждую свою новую статью вы пишете так, что ваши коллеги будут постоянно на неё ссылаться. Постарайтесь, чтобы её влияние в вашей области стало долгосрочным.

Я знаю три стратегии написания амбициозной статьи:

  • Выберите новую задачу. Сформулируйте её. Первым предложите решение. Задача должна быть простой и конкретной. Это – лучший способ добиться высокого индекса цитирования, и стать широко известным.
  • Попробуйте объяснить нечто важное, что ещё никому не удавалось.
  • Добейтесь значительного улучшения того, что сделали другие. Сможете уменьшить процент ошибок в два раза? Сможете удвоить скорость? Если нет, то не тратьте своё время на незначительное улучшение (например, на 10% быстрее).

   2. Прежде, чем вы возьмётесь за перо …

  • В чём состоит ваша идея? Какую задачу вы решаете? В большинстве статей решается одна задача.
  • Почему эта идея важна? Зачем читателю нужно тратить своё драгоценное время, чтобы прочитать вашу статью?
  • Как вы собираетесь решать свою задачу? Какие эксперименты вы можете провести? Какие теоремы вы сможете доказать?
  • Кто-нибудь уже решал эту задачу ранее? Чем ваши результаты отличаются от того, что уже было сказано тысячу раз до этого?

   3. Что должно быть в хорошей статье

  • Должно быть интересное начало: сразу же расскажите читателю, почему он должен прочитать вашу статью. Не обобщайте, а “продавайте”!
  • В хорошем реферате вместо краткого изложения говорится о том, почему мы должны прочитать эту статью.
  • С самого начала убедите читателей в том, что статья важна для них.
  • Вот, например, хороший рецепт реферата от Кента Бека из 4-х предложений: (1) сформулируйте задачу, (2) расскажите почему это интересно, (3) расскажите, какой результат даёт ваше решение, (4) расскажите, что следует из вашего решения.
  • Вы должны чётко объяснить, в чём, собственно, заключается ваш личный вклад. Рецензенты ленивы, и они не хотят разбираться, в чём смысл вашей идеи. Потратьте некоторое время, чтобы рассказать нам, что конкретно вы сделали. Заявите об этом чётко, не надеясь на то, что мы будем внимательно читать всю вашу статью.
  • Во Введении дайте обзор работ, имеющих отношение к тому, что вы сделали: можно соотнести свой вклад с тем, что уже сделано до вас.
  • Нужен большой раздел “Список литературы” потому, что люди любят, когда их цитируют. Поэтому постарайтесь процитировать все статьи, которые могут иметь отношение к вашей работе.
  • Экспериментальные доказательства: вам нужно сопоставить свою идею с реальным миром и рассказать о том, насколько хорошо она ему соответствует. Подробно сравните свои результаты с известными лучшими результатами.
  • Укажите на ограничения в вашей работе.
  • Значимые и не очевидные теоретические результаты: людям проще доверять вашей работе, если имеется некая теория.
  • Картинки! Именно так, даже если вы считаете это глупым или полагаете, что не умеете рисовать. Картинка может оказаться чрезвычайно полезной при изложении сложной идеи.
  • Оригинальные примеры лучше наборов исходных данных.
  • Вывод, в котором излагается будущее направление работы и (ещё раз) обобщаются сильные стороны статьи.
Читайте также:  Аспирантский Intelligence service

   5. Чего не должно быть в хорошей статье

  • Неубедительные и необязательные результаты: если вы доказали десять теорем, а необходима только одна, то закиньте остальные в ящик стола. Никому не интересно знать про бесполезные результаты!
  • Техническое описание: статьи технического характера, описывающие нескольких незначительных идей, как правило, интереса не представляют.

   6. Хорошая педагогика и стиль

  • Используйте сильные глаголы (заменяйте “мы использовали классификацию” на “мы классифицировали”).
  • Сначала всегда приводите пример, результат – потом.
  • Используйте как можно меньше скобок, сносок и полужирного шрифта, если получится.
  • Проверяйте орфографию. Просто сделайте это.
  • Разберитесь со значащими разрядами.
  • Пользуйтесь таким инструментом, как style-check.rb, для обнаружения слишком длинных фраз и других общих ошибок.
  • Разберитесь с неразрывными пробелами и используйте их.
  • Не используйте отрицаний …
  • Избегайте БС (бесполезные сокращения).
  • НИАЗ: Не используйте аббревиатуры в заголовках.
  • Пишите в активном залоге …
  • Не применяйте сложные термины.
  • Научитесь использовать длинное тире — это хороший друг.
  • Пишите короткими предложениями не более 15 слов — так лучше.
  • Сделайте так, чтобы вашу научную статью можно было легко просматривать — с помощью содержательных заголовков разделов, маркированных списков и простых рисунков.
Читайте также:  Уловка компьютерной крысы №9

   7. Слова, без которых можно обойтись

  • Такие слова, относящиеся ко времени, как “сейчас”, “будущий” либо бесполезны, либо признак плохой структуры. Избегайте будущего времени (слово “will” на английском), чтобы сослаться на что-либо в статье ниже.
  • Большинство таких наречий, как “очень”, бесполезны в научной статье.
  • Держите свои эмоции в узде: читателю могут быть “по барабану” ваши удивление, радость и печаль. Как это не прискорбно, но это так.
  • Избегайте выражения “так называемый”. Это может означать не то, что вы думаете.

   8. Перед отправкой статьи сверьтесь с этим контрольным листом

  • Соответствуют ли заголовки разделов их сути? (“Наша методология” или “Наш алгоритм”)
  • Как выглядят ваши рисунки? Достаточен ли размер шрифта на рисунках для удобного просмотра? Будут ли читаться рисунки при черно-белой печати? Видны ли на рисунках артефакты сжатия? Используйте для ваших рисунков векторную графику. Используйте скриншоты только при крайней необходимости.
  • Если объём статьи – х страниц, то будет ли в вашей статье эти Х страниц? Некоторые рецензенты полагают, что заданный объём необходимо использовать полностью.
  • Есть ли у вас, по крайней мере, один рисунок?
  • Насколько наглядны все страницы статьи?
  • Имеются ли висячие строки в тексте?
  • Вы проверили орфографию? (В самом деле? Пожалуйста, проверьте!)
  • Есть ли у вас пошаговый модельный пример для каждого нового алгоритма, который вы предлагаете? Представьте сначала примеры.
  • Можете ли вы заменить некоторые математические обозначения текстом на английском языке?
  • Все ли термины определены?
  • Соблюдается ли соответствие математических обозначений? (Если вы в первом разделе обозначаете время как ‘t‘, то используете ли вы это же обозначение далее?)
  • Все ли имена единообразны? Если вы во Введении назвали алгоритм Bozo3, то не называйте его BOZO-3 в Заключении.
  • Смогут ли название и реферат побудить читателя прочитать оставшуюся часть вашей статьи?
  • Изложили ли вы во Введении суть того, что вами сделано?
  • Единообразно ли сформирован Список литературы?
  • Правильно ли написаны имена собственные? Вы же не хотите, чтобы статью рецензировал тот, чьё имя вы написали неправильно?
  • Правильно ли сделаны подписи? Вы ставите заголовок таблицы до или после неё? Вы ставите подписи к рисунку до или после него? По центру или нет?
  • Вы ссылаетесь на рисунок как “Рис. 1” или “Рисунок 1”? Какой вариант более правильный?
  • Все ли внутренние ссылки корректны? Если вы ссылаетесь на Рис. 10, то существует ли этот рисунок? (В некоторых LaTeX пакетах нумерация происходит автоматически, поэтому всегда проверяйте!). На все ли таблицы и рисунки сделаны ссылки в тексте?
  • Если это регулярная конференция или периодический журнал, то сравнивали ли вы свою статью с десятком других уже напечатанных статей, чтобы убедиться, что ваша соответствует их оформлению? Например, если во всех опубликованных статьях использовалось 2 страницы для Введения, постарайтесь сделать так же.
  • Правильные ли вы использовали шрифты? Будьте внимательны: иногда шрифт для заголовка раздела может отличаться от шрифта, используемого в основном тексте.
  • Избегайте ненужных линий и границ. Например, Excel обычно вставляет черные рамки вокруг рисунков, поэтому избавьтесь от обрамления.
  • Использование цвета – отличная идея там, где это уместно, особенно, когда вы уверены, что ваши читатели будут читать электронную версию статьи. Тем не менее, не нужно использовать цвет понапрасну: например, Microsoft Word обычно изображает гиперссылки синим цветом. А нужно ли это вам? Кроме того, убедитесь в том, что при распечатке статьи в чёрно-белом формате её содержание останется понятным.
  • Если вы получили данные или написали программу, то пытались ли вы выложить их в Интернет?
Читайте также:  Азбука для аспирантов

   9. Как написать ещё несколько хороших статей

  • Пишите каждый день по меньшей мере от 15 до 30 минут, а в идеале – по два часа. Исследования показывают, что именно в этом – ключ к тому, чтобы стать плодовитым автором.

   10. Что почитать ещё

   11. Если вам понравились мои советы

  • Подписывайтесь на этот блог в reader или по email.

Сноски

1 Речь идёт о книжке “Как писать много: практический справочник для продуктивного написания научных текстовПола Сильвия, о которой я писал здесь и частично перевёл здесь.
Яндекс.Метрика