Смерть по плану Из подслушанного разговора в соседнем купе...
“Вагонные споры – последнее дело, Когда больше нечего пить, Hо поезд идёт, бутыль опyстела, И тянет поговорить”. При этом всевозможных тем для долгих дорожных разговоров тет-а-тет под стук колёс – бесчисленное множество. Например, если вы не страдаете хромотой и у вас есть прописка, то почему бы и не подискутировать об искусстве Герберта фон Караяна и архитектуре? Правда, это на кого нарваться…
Но, начиная с некоторого возраста визави, любую компанию с произвольными интересами и уровнем образования можно с пол-пинка раскрутить на многочасовую дискуссию, затравив всего лишь одну из нескольких животрепещущих тем. В частности, одним из наиболее долгоиграющих сюжетов является “медицина” и всё, что с ней связано. Причем, очень часто медицинская тема самым естественным образом вытекает из обсуждения действий (или бездействия) персонажей, руководящих нами – бестолковым донельзя народом, сверху.
Представим себе, что дверь в ваше купе открыта, и из коридора вагона доносятся отголоски беседы между двумя пассажирами, один из которых – врач с многолетним стажем. Затравкой разговора послужил прочитанное пассажиром старое интервью Скворцовой, которая в январе 2020 года покинула пост министра здравоохранения.
Скворцова: “Сердечно-сосудистые. Но раньше в структуре смертности они занимали 70%, сейчас – чуть меньше 50%, потому что люди стали жить дольше и доживают до следующих запрограммированных причин смерти. Таких как, например, онкологические заболевания. Раньше они составляли менее 12%, сейчас уже 16%, второе место в структуре смертности.
Но сейчас лишь четверть сосудистых смертей связана с «острыми» состояниями: инсультами и инфарктами миокарда, поскольку смертность при них за последние годы нам удалось снизить почти в два раза. 75% сосудистых смертей обусловлена декомпенсацией хронических состояний, таких как хроническая ишемическая болезнь сердца или миокардиопатия”.
Интервью В. Скворцовой
Пассажир:
— Неужели всё так и есть?
Врач:
— Конечно! Раз Минздрав сказал, что смертность от сердечно сосудистых заболеваний невероятно снизилась, а продолжительность жизни увеличилась, так оно и есть на самом деле”. И после небольшой паузы добавил: — По бумагам. У нас ежемесячно приходит разнарядка – сколько и от каких заболеваний должны умереть. И не дай тебе Бог поставить истинный диагноз смерти… Сразу “расстрел”.
— Так вы ещё и план по смертности должны выполнять?
— В обязательном порядке.
— Боюсь поинтересоваться… И как? Получается? Просто хочется обозначить для себя степень дебилизма в нашем государстве.
— Конечно получается. Потому что умирает даже больше, чем план. В среднем, около 100 человек ежемесячно на 70000 населения района.
— А что, план даётся для того, чтобы его не превышали? Или его надо обязательно достигнуть?
— У нас – план смертности по конкретным заболеваниям.
— Так, предположим, что есть план по онкологии: 10 человек. А умерло от онкологии 8. Это плохо? Или хорошо, что этот план не выполнен? Как там велят? Всё совсем потеряно, или ещё теплится надежда на адекват?
— Существуют определенные группы заболеваний, например, сердечно-сосудистые, онкология, бронхолёгочные и т.д., на которые сделан определенный акцент со стороны государства. Выделены огромные деньги на реализацию данного проекта, разработаны планы мероприятий по снижению смертности от них. Однако это нифига не работает. И чтобы показать, что выделенные деньги потрачены не зря, нам и скидывают сверху этот план. В результате, соответствующие показатели “получаются” “какие надо”, отчёты в Минздрав и правительство уходят “правильные”. А значит деньги потрачены не зря!
— Ну, а если умерло 12 человек, вместо положенных 10? Их приходится относить на другое заболевание, чтобы всё было чётко?
— Да. Так дело-то в том, что от этих заболеваний людей умирает больше, чем план. Поэтому нам на этом уровне приходится врать.
— То есть получается, что узнать реальное положение дел в таких условиях невозможно? А какие санкции грозят тем, кто скинет фактические итоговые показатели?
— Вызов на рабочую группу в Минздрав (Департамент) края (республики, области) и “разбор полётов” со всеми “вытекающими”. Типа, не справляетесь с обязанностями, утратили доверие, не понимаете политики Президента и т.д и т.п.
— Понятно…
— А в конечном итоге они сами “поправят” все “кривые” цифры, иначе “конец” местному министру здравоохранения (начальнику департамента). Уже его вызовут на рабочую группу. В Москву.
— То есть рассчитывать на помощь (если обосновать, чего не хватает) вообще не реально? Это совсем мечты?
— Я за почти четверть века работы не помню, чтобы Минздрав в чём-то помогал. Из раза в раз одно и тоже: что вы дураки, не умеете работу организовать, это – ваши проблемы и т.д. и т.п.
— Понятно, а я подумал, вдруг бывали такие “чудеса”.
— Вот буквально вчера был на совещании в “центре”. Оказывается, это наша вина в том, что пациенты поздно обращаются за медицинской помощью, вследствие чего в стационарах увеличилась смертность.
— Стоп! А как, по их мнению, можно на это повлиять?
— А мы должны, помимо приёмов, проводить разъяснительную работу среди населения. Объяснять людям, что они смертны и могут внезапно умереть. Распространять всякого рода буклетики, информационные письма, обзванивать людей и ещё много чего…. Вот так вот. Скоро на четвереньках начнём к больному приползать.
— Но у вас же есть диспансеризация. Сначала одни года рождения, потом другие. Подошёл твой год, вот и иди…
— Конечно есть, вот только никого туда не затащить, у всех дела. Так опять же, оказывается это наша вина, что пациенты не идут.
— А что, если через работодателей действовать? У нас когда умер человек на рабочем месте – тромб оторвался, так всех направили скопом, даже дали выходной. Что если припугнуть их, что потом не отмоются от смертей при исполнении?
— Работодатели почти все частники, и все у них работают под “чёрным налом”, а бюджетников – кот наплакал. И, вообще, в целом всем глубоко пофиг на это, как работникам, так и работодателям…
— Понятно. Печалька…
На этом разговор закончился, дверь в купе закрылась, после чего из-за стенки раздалось мерное позвякивание стаканов…
И оба сошли где-то под Таганрогом
Среди бескрайних полей,
И каждый пошёл своею дорогой,
А поезд пошёл своей…
В предыдущем материале, посвящённом назначению кандидата грёбаных юридических наук Фалькова Главнокомандующим российской наукой и высшим образованием, я в очередной раз неприятно удивился логическим вывертам в кадровых назначениях в нашей стране. Хотя…, если вспомнить назначение в 2007 году Сердюкова – бывшего заведующего отделом “стенок” из ГДР в мебельном магазине1) “После армии Сердюков стал работать в магазине Ленмебельторг № 3, который в 1986 году сменил вывеску на «Дрезден» и стал продавать мебель из ГДР. Причем, по воспоминаниям очевидцев, Сердюков в магазине заведовал отделом стенок. К слову, магазин был знаменит не только в Ленинграде, но и по всему Союзу – достать дефицитную, да еще и импортную мебель в то время было очень трудно. Впрочем, «Дрезден» проработал недолго, и после объединения Германии прекратил свое существование” (ссылка)., министром обороны страны, то… Поистине Россия – страна немыслимых возможностей.
Я хорошо помню, как в 2012 году мой шурин, хирург высочайшей квалификации, радовался назначению Сковорцовой – врача по специальности (в отличие от восковой куклы, экономистки Голиковой), министром здравоохранения. Прошло несколько лет и уже врачи в голос говорят: “Ну, слава Богу, сняли наконец!”. Так в чём же дело, господа? Что не так?
Неужели же вы думаете, что врачам доставляет удовольствие врать? Я допускаю, что среди людей в белых халатах есть хронические лгуны, но основная проблема заключается в том, что за прошедшие десятилетия выстроена целая Система, которая вынуждает и принуждает людей врать и “делать красиво” ребятам наверху. И не только в медицине, а в науке и образовании2)Например, элементарно легко найти в интернете материалы, в которых описываются массовые приписки при выполнении показателей Проекта “5-100”., и далее – по списку…
Старая детская игра в “испорченный телефон” стала, по сути, государственной политикой, а искажение фактических данных на всех уровнях стала повсеместной практикой. Поэтому, когда мадам Скворцова буквально сыпала числовыми показателями и процентами, то не могло не возникнуть вопроса: “А сколько же в этих цифрах вранья и фальсификаций?”.
Самое поразительное, что все чиновники верхнего уровня, проходящие лечение в стационарах “Кремлёвки”, были бы крайне возмущены – это ещё мягко сказано, если бы лечащие врачи “улучшали” им результаты анализов: ну, там “сахарок” уменьшили, эритроциты с “гемоглобинчиком” понизили и т.д. То есть, когда речь заходит об их, с.ка, персональном здоровье, то все они, как один, выступают за честность и объективность!
Мой жизненный опыт доказал, что слепо доверять каким-либо рейтингам не стоит. Но характерно, что в упомянутом интервью бывшей министра здравоохранения вы не найдёте данных о месте России – в сравнении с другими странами мира, по медицинским критериям.
Мне это стало интересно и я потратил немало времени, чтобы найти такую информацию. Хрена с два! Её либо нет в открытом доступе, либо только за американские деньги. И только в дебрях сайта Всемирной организации здравоохранения я нашёл сравнительную – по странам, таблицу с данными 2000, 2005, 2010, 2015 и 2016 года по следующему индикатору – “Вероятность (%) смерти в возрасте от 30 до 70 лет от сердечно-сосудистого заболевания, рака, диабета или хронического респираторного заболевания”3)Probability of dying between exact ages 30 and 70 from any of cardiovascular disease, cancer, diabetes, or chronic respiratory (%).
Вы будете смеяться, но пытаясь скачать (экспортировать) эти данные с сайта ВОЗ, я убедился в том, что руки из ж.пы растут не только у российских разработчиков, но и у тех, кто ваял сайт для “World Health Organization”. Ибо после нажатия иконки “Export” загружается совершенно другой файл4)“13-15-years old any alcoholic beverage consumed in past 30 days, (%)”., представляющий собой кастрированную картинку со страшно урезанными данными о первых 20 странах в алфавитном списке.
Я страшно не люблю, когда со мной в интернете обращаются как с дебилом, – пусть даже это будет авторитетная по дебилам Всемирная организация здравоохранения. Поэтому я увёл у них данные о вероятности смерти в мире и преобразовал их в xls-таблицу. Шибко интересующиеся рейтингом России среди 184 стран могут скачать архивный файл по ссылке ниже.
Остальные могут глянуть таблицу (см. ниже), в которой приведены места, которые наша страна занимала по показателю “Вероятность (%) смерти в возрасте от 30 до 70 лет от сердечно-сосудистого заболевания, рака, диабета или хронического респираторного заболевания” с 2000 по 2016 гг. с интервалом в пять лет. Первые места в этой таблице занимают страны, в которых вероятность “отбросить кони”, начиная с цветущего возраста в 30 лет и заканчивая возрастом мудрости, – наименьшая. Последние места отведены странам с наибольшими шансами “скопытиться” в течение сознательной жизни.
Страна | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 |
Российская Федерация | 181 | 182 | 174 | 160 | 161 |
Обращаю ваше внимание на то, что всего стран в этом списке – 184. Получается, что в 2000 году Россия была практически в самом конце печального списка. Конечно, при этом мы опережали отсталую Монголию, но уступали передовой Сьерра-Леоне. Прошло 16 лет. Кто-то может сказать, что налицо “положительная динамика” и мы переместились на 20 мест вверх. Но если кого-то успокоит соседство с Таджикистаном, который в 2016 году занимал 160-е место, и Северной Кореей со 162 местом, то я рад за него.
Однако, “меня терзают смутные сомнения”5) “На вас точно такая же замшевая импортная куртка, как у Шпака”. относительно “рывка” России вверх по этой “лестнице смерти”. Не вызвано ли это сложившейся за последнее десятилетие практикой “выдавливания” требуемых показателей, начиная с низового уровня медицины?
Кстати, не заглядывая в таблицу, попробуйте угадать, какая страна мира в 2016 году находилась на первом месте с наименьшей вероятностью смертности у мужчин и женщин от 30 до 70 лет, которая в 3,6 и 4 раза, соответственно, меньше, чем в России. Моя супруга не угадала ни разу. Подсказка: не Китай. Китай в этом списке занимал в 2016 году 68 место.
Подведём итог. Надеяться на то, что ситуация с медициной изменится в стране к лучшему, когда эта “су.ка крашена”6)Цит. по х/ф “Любовь и голуби”. Голикова, стоявшая у истоков грёбаной “оптимизации” и “реформы” медицины в России, оставлена на посту вице-премьера, и в новом правительстве, по-видимому, будет продолжать “отвечать” за образование по всем его этапам, здравоохранение, науку, социальное развитие и демографию, бессмысленно. Что вполне объяснимо. Поскольку какой там в ж.пу “арбидол”, когда на кону триллионы в процессе предстоящего “освоения” и “выполнения” нацпроектов “Здравоохранение”, “Образование” и “Демография”. “Что охраняешь, то имеешь! Ничего не охраняешь – ничего не имеешь!”.
До видзення, господа и дамы, а также товарищи! Постарайтесь не болеть. По крайней мере, долго.
Сноски
↑1 | “После армии Сердюков стал работать в магазине Ленмебельторг № 3, который в 1986 году сменил вывеску на «Дрезден» и стал продавать мебель из ГДР. Причем, по воспоминаниям очевидцев, Сердюков в магазине заведовал отделом стенок. К слову, магазин был знаменит не только в Ленинграде, но и по всему Союзу – достать дефицитную, да еще и импортную мебель в то время было очень трудно. Впрочем, «Дрезден» проработал недолго, и после объединения Германии прекратил свое существование” (ссылка). |
↑2 | Например, элементарно легко найти в интернете материалы, в которых описываются массовые приписки при выполнении показателей Проекта “5-100”. |
↑3 | Probability of dying between exact ages 30 and 70 from any of cardiovascular disease, cancer, diabetes, or chronic respiratory (%) |
↑4 | “13-15-years old any alcoholic beverage consumed in past 30 days, (%)”. |
↑5 | “На вас точно такая же замшевая импортная куртка, как у Шпака”. |
↑6 | Цит. по х/ф “Любовь и голуби”. |