Пугачёва и аспирантура О великовозрастных "детишках" в коротких штанишках

Алла Борисовна Пугачева

Дожив до хрен знает скольки́ лет – поскольку я ещё в-о-о-т таку́сенькой и совсем моло́денькой помню саму Пугачёву, я не перестаю удивляться и где-то даже умиляться нынешним аспирантам.

Кто виноват, что ты устал,
Что не нашёл, чего так ждал.
Всё потерял, что так искал.
Поднялся в небо и упал.

И чья вина, что день за днём
Уходит жизнь чужим путём?
И одиноким стал твой дом,
И пусто за твоим окном.

И меркнет свет. И молкнут звуки.
И новые муки ищут руки.
И если боль твоя стихает,
Значит будет новая беда.

(А.Д. Романов, “Кто виноват?”)

Очевидно, что в мире что-то изменилось кардинально, к тому же и мозги с возрастом безусловно усыхают и теряют присущую молодому возрасту гибкость, но я, хоть убейте, не могу понять, с какого глузду великовозрастные балы, ну, пусть будет, барышни и вьюноши, поступив в аспирантуру, ждут (ждут, Карл!), что их сейчас начнут “учить на учёного”?!

Девочки и мальчики, задающие подобные вопросы, а вы случайно не попутали аспирантуру с детским садиком или начальной школой? Вам никто из взрослых ещё не говорил, что научить нельзя, а можно только научиться? Повторяю ещё раз капслоком для особливо непонятливых:

Высказывание

Между прочим, уже больше месяца прошло после зачисления в аспирантуру. Кто-нибудь из вас, телефонистов и телефонисток в отдел аспирантуры, написал самостоятельно хотя бы одну страницу текста, непосредственно относящегося к теме вашего научного исследования? Ну-ну… Держи карман шире! Шибко подозреваю, что написано вами ровно “ноль-по вдоль”. Так, каких вам тогда, бл…, ну, пусть будет, блин!, “уроков” не хватает?!

Тишина должна быть в библиотеке!

Сорок лет назад, в эпоху “бумажной” информации, нам приходилось неделями, если не месяцами, ждать из Москвы копию позарез нужной буржуйской публикации, которой не было в огромной библиотеке ТГУ1)ТГУ – Томский государственный университет.. Я уже не говорю про обязательные походы в научно-техническую библиотеку, либо нашего родного ТИАСУРа2)ТИАСУР – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники., либо Политеха3)ТПИ – Томский политехнический институт.. При необходимости нужно было навещать и 1-ый отдел института – единственное место, где можно было знакомиться с закрытыми или грифованными бумажными отчётами о НИР, включая те отчёты ДСП4)Гриф ДСП – “Для служебного пользования”., в написании которых сам же и участвовал.

Сказать, что после “раскопок” бумажных карточек в поисках нужного источника, или после 30 минут сидения в библиотеке и конспектирования избранных мест в журнальной статье или монографии, в сон тянуло так, что мама не горюй – это не сказать ничего. Но если в обычной библиотеке, особенно в политеховской, можно было всё-таки встать, пройтись туда-сюда и сгонять в буфет или в места общего пользования, то в 1-ом отделе для любого выхода из помещения, даже когда приспичивало, ты должен был сначала сдать отчёт под роспись, а уж потом бежать справлять нужду. А по возвращении начинать всю процедуру заново. И никого это, собственно, особо не напрягало и не удивляло. Если только не случалось диареи.

Поэма о печатной машинке

Нынешняя молодая научная по́росль и не подозревает о том, какое это было везение в 80-х годах прошлого века купить, хотя бы и с рук, портативную печатную машинку “UNIS” югославского5)Югославия – была когда-то такая неплохая квази-капиталистическая страна социалистической ориентации. производства или её советского собрата, изготовленного по лицензии. Те кто не знает, механическая или реально бьющая по ушам электрическая печатная машинка была в те страшно далёкие годы наиболее распространённым средством превращения рукописи6)В буквальном смысле этого слова – “писать рукой” диссертации в её печатный аналог. И не просто в аналог, а в аналог в виде шести или восьми аутентичных(!) экземпляров.

Читайте также:  Мат о Первом

Кстати, разница между какой-нибудь нашей портативной печатной машинкой и югославской “UNIS” была примерно такая же, как между тушью для ресниц и бровей “Ленинградская” производства фабрики “Грим” и какой-нибудь польской (про французскую, вообще, умолчу) тушью. Спросите про “Ленинградскую” своих, уже скорее всего, бабушек, а не мам. Для того, чтобы сделать себе красиво, женщины в процессе макияжа должны были извести немереное количество слюней. И, обычно, своих. Поскольку неотъемлемой частью процесса накрашивания было беспрестанное плевание в эту самую тушь, чтобы добиться от неё желаемой консистенции и, естественно, потрясающего и сногсшибательного эффекта на выходе.

Другой отличительной чертой современной научной мо́лодёжи и по́дростков я бы назвал эмоциональную рудиментарность. Да, и правда! Откуда же у нынешних аспирантов взяться эмоциям? Настоящие эмоции появляются тогда, когда ты, почти допечатав страницу диссертации (1800 знаков) на пишущей машинке, в самом её конце допускаешь какой-нибудь ляп, который нельзя было исправить уже ни с помощью стирательной резинки, ни с помощью безопасного бритвенного лезвия7)Листочки-корректоры или замазка-корректор были далеко не у всех. Да и исправить таким образом можно было всего несколько букв, а не пропущенный абзац., и уж, тем более, с использованием трёхэтажных идоматических выражений.

Кроме того, портативная машинка “UNIS” или её аналоги хорошо “пробивали”, как правило, только два листа бумаги с проложенной между ними копиркой, а экземпляров собственно диссертации перед защитой нужно было “выкатить” шесть или восемь. Поэтому в дело шла “тяжёлая артиллерия” – электрические пишущие машинки типа “Ятра́нь”, выпускавшиеся в украинском Кировограде – нынешнем хохлятском мiсте Кропивницький. Профессиональные машинистки, работавшие на “Ятрани”, могли, в принципе, выходить на пенсию точно также как рабочие, чьим основным инструментом был отбойный молоток. И ровно с теми же признаками глухоты, как профессионального заболевания машинисток и дорожников.

Развенчание иллюзий

Вы можете спросить, к чему все эти замшелые реминисценции о давно и безвозвратно ушедшем прошлом? Да, всё к тому, господа аспиранты, что, имея абсолютно несопоставимые (по сравнению с моей научной молодостью) информационно-технические возможности в наше время, жалобно скулить о каких-то “занятиях” и царапаться в дверь отдела аспирантуры – это просто неприлично, и какой-то, я извиняюсь, моветон.

Неужели, вы серьёзно думаете, что суть аспирантуры – это лишь добросовестное и регулярное посещение неких занятий? Неужели, вы реально полагаете, что своевременная сдача зачётов и экзаменов таки гарантирует вам на выходе из аспирантуры искомую учёную степень кандидата некоторых наук? При этом я действительно не понимаю, каких занятий вы “хочите” и чего вам не хватает?

Если не хватает ума, то вопрос с аспирантурой и вообще с наукой лучше закрыть и заняться другими богоугодными делами.

Только не надо мне “ездить по ушам”, что вам не хватает информации, чтобы начать работу над диссертацией. Этой самой информации, причём в открытом доступе в интернете и буквально на кончиках пальцев, сейчас столько, что аспиранта, который об этом “промяукает”, нужно незамедлительно отчислять за профнепригодность и издевательство над порядочными людьми.

Читайте также:  Либеральные перекати-поле

Если вам не хватает знаний для того, чтобы начать научное исследование или продолжить его, то, почти наверняка, никакими занятиями с пусть даже умными преподавателями вы устранить эту нехватку не сможете в принципе.

В таких случаях ликвидация научной “безграмотности” по теме диссера должна лечь почти полностью на самого аспиранта и его научного руководителя. Рассчитывать в процессе пополнения своего персонального багажа знаний на кого-либо ещё, кроме себя и научрука, можно. Только последствия при этом будут почти стопроцентно однозначными – отсутствие в финале написанной диссертации, а, стало быть, и её защиты и степени. Кстати, по нынешним временам я бы особо не рассчитывал даже на научного руководителя. Эпоха, когда научный руководитель действительно становился Учителем и Наставником для аспиранта, навсегда ушла в небытиё. Ребята, вы, похоже, жаждали капитализма с человеческим лицом? Ну, так получите пламенный привет от Карла Маркса: “товар-деньги-товар”.

Могу сказать, в том числе, и по своему личному опыту, что у некоторых на латание “дыр”, а по учёному “лаку́н”, в собственных знаниях уходила вся аспирантура. Хотя если вы шли туда именно за этим – стать тро́шки умнее, то я вас поздравляю. Как пела группа “Король и Шут”: “Португальцы вешать нас пытались, Но убить нас не смогли. Мы раскачивались и смеялись, Круто время провели!”.

Вопрос номер два. Каких таких особенных навыков или умений, которые вы надеетесь “приобресть”, посещая пресловутые лекции и семинары “для аспирантов”, вам не хватает?

Если вы до сих пор не овладели навыками поиска нужной вам информации в безбрежном интернете, и не можете сосредоточиться, чтобы прочитать две страницы букв, не устраивая в результате интеллектуального перенапряжения недельный перекур, то вы, очевидно, перепутали аспирантуру с церковно-приходской школой или “Домом-2”. Ссылки на повсеместное распространение клипового мышления не принимаются. С этой аргументацией, пожалуйста, к Бузовой и другим человекоподобным белково-силиконовым организмам.

Если вы даже не подозревали о том, что в аспирантуре нужно САМОСТОЯТЕЛЬНО трудиться почти каждый день, а одним из основных “выхлопов” работы над диссертацией являются научные статьи, опубликованные с вашим авторством, и, желательно, единоличным, то вы с поступлением в аспирантуру явно погорячились, или вас туда завлекли обманом.

Если вы ничего не знаете о структуре научной статьи, что она из себя представляет, и как её правильно написать и оформить, то самых разнообразных (от половины странички до полновесных монографий) материалов в интернете на эту тему, особенно в англоязычном сегменте, – не просто много, а буквально завались, как говорил кот Матроскин. Замечу, что научиться писать научные статьи, не пытаясь сделать это самостоятельно, – это всё равно, что пытаться научиться ездить на велосипеде, но так и не сев на него и даже не нажав педали.

Если вы не умеете в технический английский, по крайней мере, в части более или менее свободного чтения без словаря текстов по вашей специальности, то какого х…, ну, пусть будет, хрена, вы делали все эти годы в бакалавриате и магистратуре, прежде чем вас угораздило загреметь в аспирантуру?

И чтобы окончательно развеять остатки иллюзий у бо́льшей части аспирантов – наивных или только притворяющихся таковыми, скажу, что ни ваша диссертация, ни ваша учёная степень не нужны никому, кроме вас. Да, собственно говоря, и вы сами-то нужны лишь чрезвычайно ограниченному кругу лиц.

Читайте также:  Пиддесятая гадавщина

Мне кажется, что зря в российских школах перестали с 1-го класса учить детей пению “Интернационала” (слова: Эжен Потье, музыка: Пьер Дегейтер, перевод: Аркаша Коц). По крайней мере, куплету со словами “Никто не даст нам избавленья: Ни бог , ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья Своею собственной рукой”.

Кстати, если кто не знает, то процесс раскурочивания и примитивизации российской аспирантуры, как института подготовки для страны научных (научных, Карл!) кадров высшей квалификации, был начат с подачи грёбаных либерастов из ВШЭ. Именно это либеральное кубло8)Или “Наша синагога”, как они сами ласково называют свой вуз., приютившее русофобов, полу-фашистов, потасканых педерастов и лесбиянок со всей Москвы, предложило превратить “молитву в фарс”, то есть почти полностью выхолостить из аспирантуры научную компоненту, сделав её тупым продолжением магистратуры, а именно, “третьей ступенью высшего образования”. Твою-ж мать!

По моему мнению, одной из стратегических ошибок Президента Путина, как верного ученика Ельцина, было то, что в начале 2000-х он не отдал приказ расстрелять из танков Высшую школу экономики, РАНХиГС и Финансовый университет, ну, типа, как в 1993 году в Москве расстреляли российский Парламент. Возможно, что если бы Владимир Владимирович решился на эту хирургическую операцию по зачистке прозападной кодлы с использованием аргументов 125-мм калибра, то многих из нынешних проблем в образовании и науке, скорее всего, бы не было. Но поскольку время упущено, то остаётся надеяться лишь на повторение фрнцузского кейса Шарли Эбдо 2015 года, но только не на улице имени изобретателя консервов Николя Аппера, а на Мясницкой. Что, кстати, несколько созвучно.

Мне просто интересно, сколько сотен миллионов баксов получили конкретные вышкинские уроды, министерские чиновники и депутаты Госдумы от западных кураторов, чтобы, “реформируя” аспирантуру или другими словами “переламывая ей кости”, заложить на десятилетия вперёд охрененную мину под российскую науку. Цель была простой и однозначной. Дождаться, когда повымрут специалисты и профессионалы ещё советской школы, чтобы им на смену, в том числе и во власть, пришла абсолютно никчёмная в научном и техническом плане псевдогуманитарная бестолочь. Или вы думаете, что катастрофический развал образования и науки в России вызван совершенно случайным и роковым стечением обстоятельств? Ну-ну…

Вот почему большинство9)К счастью, не все. молодых людей, после того как попротирают свои штаны и колготки в бакалавриате и магистратуре, по инерции планируют заниматься этим же увлекательным процессом трения и в аспирантуре. Именно поэтому у них возникают идиотские вопросы про расписание занятий! Учиться они пришли, ёкарный бабай! Причём кто-то из этих аспирантов на полном серьёзе воспринимает нелепую и бессмысленную бумажку под названием “Диплом об окончании аспирантуры”, которую из-за высокой плотности г/м2 и обилия офсетной краски нельзя толком использовать даже по её прямому назначению.

Несмотря на моё “неоднозначное” отношение к А.Б. Пугачёвой, она ещё сорок лет назад совершенно точно описала состояние нынешней аспирантуру в своей песенке “Волшебник-недоучка” (1978). Замените лишь слово “магия” на “науку”, а слово “маг” на “учёный”, и вы полу́чите облик современного аспиранта… Аминь!

video
play-rounded-fill

Сноски

1 ТГУ – Томский государственный университет.
2 ТИАСУР – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники.
3 ТПИ – Томский политехнический институт.
4 Гриф ДСП – “Для служебного пользования”.
5 Югославия – была когда-то такая неплохая квази-капиталистическая страна социалистической ориентации.
6 В буквальном смысле этого слова – “писать рукой”
7 Листочки-корректоры или замазка-корректор были далеко не у всех. Да и исправить таким образом можно было всего несколько букв, а не пропущенный абзац.
8 Или “Наша синагога”, как они сами ласково называют свой вуз.
9 К счастью, не все.
Яндекс.Метрика Hide picture