Чтительность forever! Или аспирантский Змей Горыныч
Содержание
Сегодня, товарищи аспиранты, я хотел бы обсудить с вами такой “феномен” как чтительность и почему её надо повышать. Для этого вернусь к своему комментарию 10-летней давности, который предварял один из материалов на моём старом (2010-2014) сайте “ПатИнформБюро”, и добавлю небольшие уточнения. Кстати, несмотря на относительную давность, суть высказанной тогда идеи остаётся, на мой взгляд, справедливой и поныне. Если не более актуальной, чем десять лет назад.
Аспирантский “Змей Горыныч”
Я считал и считаю, что основной “враг”, с которым невольно приходится “сражаться” бо́льшей части современных аспирантов-технарей – это “трёхголовый Змей-Горыныч”.
Одна голова этой мифической рептилии называется “Узкий кругозор”, вторая – “Слабая математическая подготовка”, и третья – “Хреновое понимание физики процессов”. Помогают же этой “гадине” “дожрать” аспиранта (вместе с тапками) такие “идолища поганые”, как “Лень”, “Нелюбознательность”, “Самоуверенность” (в плохом смысле этого слова), “Неорганизованность” и др. и пр.
В бытность свою начальником патентно-информационного отдела Университета я время от времени “натыкался” на аспирантов 2-го или даже 3-го (третьего, Карл!) года обучения, у которых в головах ещё не было чётко сформулированной темы диссертации. Так я вам, уважаемые “грызуны” научного “гранита”, скажу, что шансов защититься в срок, или даже через год после окончания аспирантуры, у такой научной по́росли просто нет. Бо́льшая часть вины (процентов 70) за такой пердимонокль1)Выражение “пердимонокль” происходит от французского словосочетания “perdit monocle” и переводится как “терять монокль”. Пердимонокль характеризует состояние человека, увидевшего нечто очень удивительное. лежит, конечно же, на научном руководителе соискателя. Ну, так и вода под лежачий камень-то не течёт. Шевелиться надо самому! И шевелить мыслями, естественно!
Об н/т кругозоре
В стародавние времена, то есть начиная с конца 80-х годов прошлого века, я был знаком с тогдашним проректором МГТУ ГА2)МГТУ ГА – Московский государственный технический университет гражданской авиации. по научной работе – Анатолием Ивановичем Козловым. Правда, встречались мы с ним в основном на буржуйских конференциях и совещаниях, в разных там голландиях, германиях, франциях, польшах… Человек это удивительный. Кроме того, что в СССР он являлся автором концепции поляризационного контраста РЛ3)РЛ – радиолокационный. объектов и был одним из ведущих специалистов в области радиолокационной поляриметрии, это ещё и самый эрудированный4)Между прочим, Анатолий Иванович автор 23 монографий и свыше 300 научных работ. человек среди тех, с кем мне довелось встречаться в прошлой научной жизни.
Багаж знаний, ассоциативность мышления и чувство юмора у него были просто поразительные. Его ученик, д.т.н., профессор Александр Иванович Логвин, долгие годы проработавший вместе с ним в МГТУ ГА, рассказывал мне, как Анатолий Иванович мог между делом, за 20 минут, с нуля, составить план диссертации для какого-нибудь соискателя по тематике, которой он никогда в жизни не занимался. При этом попадание в диссертационное яблочко было, как правило, стопроцентным. Были годы, когда у Анатолия Ивановича защищалось по несколько человек: как кандидатов, так и докторов. В общей сложности под его руководством в качестве научного руководителя и консультанта защитились 22(!) доктора наук и 63(!) кандидата.
Всё это я рассказываю для того, чтобы молодые аспиранты понимали: написать по-настоящему толковую научно-квалификационную работу (диссертацию), не имея более или менее широкого научно-технического кругозора, чрезвычайно трудно. А без серьёзной “помощи” со стороны научного руководителя или опытных “старших товарищей” – просто невозможно. Надеяться на родного папу, который вам напишет кандидатскую диссертацию и обеспечит защиту, можно, но у 99% это вряд ли получится5)Хотя лично я знаю о двух таких случаях – в 2002 году, когда одному соискателю папа профессор фактически от корки до корки написал диссер. И в 2004 году, когда другой папаша пустился во все тяжкие при оформлении актов о внедрении результатов диссертации своего чада. Что выяснилось только спустя пол-года после защиты..
Тем более, что за последнее десятилетие произошла очевидная и объективная деградация среднего уровня знаний тех, кто поступает в аспирантуру на технические специальности. Причём молодые люди, “запрыгнувшие” в аспирантуру сразу же6)Лет сорок назад поступление в аспирантуру по физмат или техническим наукам сразу после студенческой скамьи было событием довольно неординарным. Гораздо чаще в аспирантуру поступали люди после нескольких лет работы инженером или программистом. Соискатель, которому было 35-40 лет, ни у кого не вызывал вопросов. А защищённая диссертация была итогом нескольких (многих) лет исследований в составе коллектива или самостоятельного научного труда. после специалитета или магистратуры, как правило, плохо готовы к самостоятельной научной деятельности. У таких аспирантов, прочитавших самостоятельно две книжки – научный букварь и “синюю”, шансы написать хоть “хлипенькую” диссертацию и защитить её ассимптотически приближаются к нулю. Даже несмотря на то, что объективные процессы постепенного “омоложения”7)”Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт.” диссертационных советов не всегда (“что там скрывать, ха-ха-ха”) обеспечивают прежний уровень требовательности и квалификации членов диссоветов из-за физической убыли научных “монстров”, научное становление которых произошло ещё в СССР.
К числу таких “монстров” – не в смысле “кровожадности” к соискателям, а в смысле масштаба научной личности, относился один из “отцов-основателей” ТИРиЭТа8)ТИРиЭТ – Томский институт радиоэлектроники и электронной техники (1962-1971). Ныне – ТУСУР., Герман Сергеевич Шарыгин (1934-2018). Сначала я учился у него в студентах (1974-1980), затем работал инженером (1980-1984) в возглавляемой им Лаборатории радиотехнических систем ТИАСУРа; а с 1998 по 2004 гг. сотрудничал в рамках совместных научно-технических проектов ТУСУРа с Делфтским университетом технологии (TU Delft, Голландия).
Так вот, несколько метров стены высоченной профессорской квартиры Германа Сергеевича – от пола до самого потолка, были заняты стеллажами с книгами технической направленности и научными монографиями, которые он в своё время прочитал или регулярно пересматривал. Для контраста: у другого моего учёного коллеги вся его домашняя техническая “библиотека”, которой он пользовался, умещалась на двадцати сантиметрах сиротливой книжной полочки. Как говорится, почувствуйте разницу!
С каждым годом большое количество ранее незаменимых слов и словосочетаний в русском языке незаметно вымываются из нашей повседневной жизни, пополняя “Красную книгу” вымирающих слов великого и могучего. Одним из них является слово “букинист”. Современные аспиранты поди́ и не знают, что в букинистических магазинах, на книжных развалах, можно было наткнуться на такие книжки, что только держись.
Моя личная техническая библиотека, которую я начал формировать ещё лет 50 назад, больше чем наполовину состояла из книг, приобретённых в 70-90-х годах в небольшом томском магазинчике в переулке Ба́тенькова9)Сейчас этот магазин называется “Букинист Суздальский” – по имени человека, который стоял у истоков создания того “Букиниста”, который знало большинство томичей..
“Книжная пути́на” начиналась, как правило, перед массовым отъездом выпускников томских вузов по распределению10)Представляете, была такая “странная” традиция обучения в СССР – направлять выпускников вузов по местам их работы по приобретённой ими специальности. Фантастика!. Граждане, получившие дипломы о высшем образовании и “навострившие лыжи” из Томска, избавлялись от накопленного за годы обучения печатного груза, в том числе, и путём сдачи книг в “Букинист”. При этом сдать можно было не всё. “Ширпотреб”, как правило, не принимали. Поэтому, перерывая стопки книг на столах или ряды книжек на полках, можно было наткнуться на редчайшую и нужную книгу по своей специальности.
Но буквально “праздник” на книжную улицу приходил тогда, когда в 70-х и 80-х годах прошлого века какая-нибудь известная томская профессорская семья убывала на ПМЖ в далёкие края, или на свою “ну, очень историческую родину”. В этом случае в “Букинисте” появлялись книги абсолютно уникальные. Главное было – суметь оказаться в магазине именно в этот исторический момент.
Между прочим, все книжки, которые сыграли определяющую роль при написании кандидатской диссертации “Поляризационный контраст радиолокационных объектов”,
были приобретены мной именно в том славном месте.
Конечно, при поголовной “гаджификации” населения, я допускаю (чисто теоретически) существование аспиранта-технаря, который за четыре года аспирантуры так и не подержал в руках бумажную книгу. Но правильно ли это? На мой взгляд, кактегорически нет!
Кстати, сохраняю глубокую убеждённость в том, что усваивать “основы” своей научной специализации современным аспирантам-технарям в области радиолокации, связи, распространения радиоволн, обработки сигналов и т.п. лучше всего по советским книгам, написанным много-много лет назад, или по толковым буржуйским монографиям, как современным, так и изданным уже давно.
Ибо большинство хороших технических книг даже полувековой “выдержки” могут дать фору современным “монографиям”. Классический пример: до сих пор никто не превзошёл так называемого “Жёлтого Канарейкина” – монографию 1966(!) года издания11)Канарейкин Д.Б., Павлов Н.Ф., Потехин В.А. Поляризация радиолокационных сигналов. – Москва : Советское радио, 1966. – 440 с.. Я не знал ни одного аспиранта или инженера, который бы занимался вопросами поляризации сигналов, не прочитав эту книжку трёх “отцов-основателей” радиолокационной поляриметрии. В “старое” время умные люди, как правило, писали для людей, а не только ради бабла или званий. Написать просто и понятно для инженера или аспиранта – вот архисложная задача. А написать “монографию”, которую никто не понимает и забудет на следующий же день – нефиг делать!
Читать, читать и читать – вот что нужно аспиранту-технарю! Другими словами, повышать свой научно-технический “культур-мультур” с тем, чтобы количество “чужой” информации в вашей голове диалектически трансформировалось в качественные изменения.
Но это если вас, конечно, интересует конкретный результат – защита диссертации и последующая активная жизнь в науке, а не сам процесс пребывания в аспирантуре как легальном “убежище” от военкома или, упаси Бог, “процесс обучения”12)На мой взгляд, продавленная либерастами в 2012-13 гг. в Законе об образовании “концепция” превращения аспирантуры в третью ступень образования была ничем иным, как целенаправленной диверсией с целью извращения сути аспирантуры, как механизма создания новых научно-технических результатов в интересах страны и обновления профессионального сообщества высококлассных специалистов.. А то, ведь, можно эволюционировать и в такой комичный персонаж:
Товарищи аспиранты! Развивайтесь духовно чтительными практиками
и идите по жизни только вперёд! Грамотно поставляйте свою речевую активность! Поддерживайте друзей ментальностью и какими-нибудь словами!
Математика – царица полей
Второй критический момент в жизни аспиранта-технаря – это уровень его общей и специализированной математической подготовки. Понятно, что “знать всю математику” невозможно. Не всем пригодятся векторы, тензоры, кватернионы, матрицы и прочие занимательные математические “штучки”. Но без приличного базового уровня и более-менее внятного понимания специфики математического (а также статистического) аппарата в конкретном техническом направлении аспирант стопроцентно обречён на фиаско.
У нас лекции по высшей математике на первом-втором курсах (1974-1975) радиотехнического факультета ТИАСУРа13)ТИАСУР – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. Ныне – ТУСУР. читала и вела занятия могучая и харизматичная Алевтина Павловна Ерохина, дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни. Однажды на поточной лекции для первого курса два парня – выпускники знаменитой новосибирской физмат-школы, вели себя несколько шумно и вызывающе, показывая, что математика – это их конёк, и учить их – только портить. Алевтина Павловна вызвала этих “умников” к доске и за 15 минут убедительно доказала всем присутствующим студентам из восьми групп, что данная парочка – это балбесы, шалопаи, ни черта в математике не понимают, и вообще надо бы разобраться, как они поступили в институт.
Один раз на втором курсе я сдавал ей экзамен шесть часов: с 9 утра до трёх дня. Она почему-то была уверена, что я знаю её предмет на “пять”, а у меня всё время получалось “четыре с хвостиком”. После чего она предлагала мне взять следующий билет. В результате, в три часа пополудни, когда экзамен сдали уже практически все – и двоечники, и троечники, она сказала: “Карнышев, вот тебе твои четыре балла и иди отсюда к чёртовой матери, не расстраивай меня!”.
Кстати, вот чего у моего бывшего научного руководителя, а затем научного консультанта, профессора Татаринова В.Н., нельзя было отнять (при всех нюансах наших сложных взаимоотношений, дошедших до полного разрыва в конце 90-х), так это – основательная математическая подготовка в области радиофизики. Поступив в середине шестидесятых годов прошлого века в аспирантуру в ТИРиЭТе, он преспокойно и хладнокровно “забил болт” на все сельхозотработки14)Непременный атрибут жизни вузов и научных организаций – так называемая тогда “помощь селу”. За отказ от участия в которой, между прочим, аспиранта Татаринова пропесочили в одном из номеров газеты “Радиоэлектроник”, выпускавшейся в ТИРиЭТе с 1963 года. Для современных аспирантов регулярная “помощь селу” сотрудников вузов, особенно, в летне-осенний период, или отработка на стройках города или в овощехранилищах – вещь абсолютно непонятная. Хотя, ещё неизвестно, так ли уж плохо это было. Традиционный месяц летом у чёрта на куличках на “сенокосе” по неудобицам – это был такой “тимбилдинг”, который сейчас вряд ли удастся осуществить. и прочую непрофильную деятельность, и “засел” на три года в научную библиотеку ТГУ15)ТГУ – Томский государственный университет. Так что с математикой высокого уровня Виктор Николаевич был, как минимум, на “ты”. Хотя оборотной стороной этого уровня стало то, что лично я знаю всего лишь несколько человек, кто смог до конца осилить две его монографии 197416)Потехин В.А., Татаринов В.Н. Вопросы классической теории частичной когерентности случайного электромагнитного поля. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1974. 240 с. и 1978 годов17)Потехин В.А., Татаринов В.Н. Теория когерентности электромагнитного поля. М.: Связь, 1978. 208 с., посвящённых теории когерентности электромагнитного поля.
К слову, товарищи нынешние аспиранты, никаких специальных занятий в аспирантуре тогда – в 60-х, ни через двадцать лет, когда я поступал в аспирантуру, не было предусмотрено от слова “совсем”. Основной упор был сделан на самостоятельную(!) теоретическую и практическую подготовку и эффективное взаимодействие с научным руководителем. При, естественно, посильной помощи коллег в том коллективе, в котором “варился” аспирант.
Могу сказать, что мои личные книжки и справочники только по математике занимали дома метра два на книжных полках. Скорее всего, из-за отсутствия в те времена интернета и, возможно, большой нелюбви сидеть в библиотеках, тишина и умиротворённость которых навевали мне спокойный и здоровый сон уже минут через двадцать.
Физика – это сила!
Третьим (по моей классификации) “смертельным врагом” аспиранта-технаря является “хреновое понимание физики изучаемых процессов”. И этот недостаток, замечу, свойственен не только нынешним аспирантам. Он был, в принципе, характерен для учёной мо́лоди и в далёком прошлом. Причём удовлетворительное или даже хорошее знание математики и владение соответствующим аппаратом никаким лекарством или гарантией от наступления на эти “грабли” не является. Хорошо знаю это по себе.
В самом начале своей деятельности в качестве аспиранта по специальности “Радиолокация и радионавигация” (05.12.04) я занимался, извиняюсь за выражение, гомоморфной фильтрацией и кепстральным анализом радиолокационных сигналов. Эти данные регистрировались на загоризонтных (100-400 км) трассах аппаратурой, разработанной и изготовленной в Лаборатории радиотехнических систем ТИАСУРа и установленной на НИС18)НИС – научно-исследовательское судно. ДВНИГМИ19)ДВНИГМИ – Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт. “Академик Ширшов” и “Академик Королёв”. А предназначена эта аппаратура была для регистрации сигналов обзорных РЛС большой мощности, расположенных преимущественно на территории Японии, Южной Кореи и Тайваня.
Именно эти данные, которые мой коллега “Х” по Лаборатории РТС “привёз” в конце 1983 года из трёхмесячного рейса по Тихому океану на “Академике Ширшове”, стали его “приданным”, с которым он поступил к В.Н. Татаринову в аспирантуру в 1984 году. Причём “плодотворная дебютная идея” у него, 30-летнего и безусловно очень талантливого радиоинженера, уже была им вчерне сформирована20)Исследование эффекта многолучевого распространения радиоловолн на загоризонтных трассах и обнаружение приводных атмосферных волноводов.. В отличие от меня – рядового “программёра”. Несмотря на это, Татаринов взял меня к себе в аспирантуру “прицепом” за компанию с “Х”, полагая, что работающая связка “железячника” и “машиниста” будет ему полезной.
Так вот, не вдаваясь в детали, скажу, что мне неоднократно “прилетало по полной” от “Х”, когда я в очередной раз приносил ему результаты моделирования многолучевого ДТР УКВ21)ДТР УКВ – дальнее тропосферное распространение ультракоротких волн. с использованием кепстрального анализа. “Ты, чо, б..дь, тут насчитал?” – это был ещё лайт-вариант его “комментариев”. Когда я пытался ему рассказать, как это у меня получилось, он начинал орать: “Да, <трам-тарарам-там-там> такого не может быть, в принципе. Просто физически быть не может!”. Потом, поостыв, объяснял, в чём был мой “косяк” с точки зрения физики процесса. С тех пор я хорошо усвоил, что “машине” (ЭВМ, компьютеру) действительно “по барабану”, что “считать”.
И если вы не до конца, или вообще не понимаете, что моделируете, то наверняка получите “результаты”, на первый взгляд претендующие на “Нобелевку”, а, по сути, не имеющие ничего общего с реальностью. Кстати, слепая вера в “безграничные” компьютерные возможности или “болезнь абсолютизации” вычислительных методов чрезвычайно распространена среди нынешних аспирантов, особенно среди тех, кто занимается моделированием.
К чему это я всё “воспоминаю”? Да, к тому, что без чёткого и однозначного понимания, какие объективные физические процессы происходят в вашем устройстве (установке, системе и т.п.) и каким образом всё это взаимодействует с внешней средой, вы такого намоделируете, что мама не горюй! И если рядом не окажется человека (лучше, конечно, чтобы это был научный руководитель), который вам вовремя “вправит мозги”, то шансы написать фуфлыжную диссертацию, а затем на защите быть “уничтоженным” оставшимися в диссовете профессионалами, резко возрастают.
Послесловие
В начале 90-х прошлого века зарабатывать на жизнь наукой в нашей стране было чрезвычайно трудно. Повезло не всем. Кто-то выжил, продав за три буржуйские копейки Соросу результаты многолетних трудов научных коллективов и свалив “за бугор”. Кто-то освоил смежные специальности – продавца, дворника, проститутки, таксиста или бандита. Кто-то безвременно отбыл в иной мир…
После этого прошло уже тридцать лет. Многое изменилось. Но во всём мире, при колоссальном избытке населения, до сих пор наблюдается катастрофическая нехватка специалистов с головой. Как в России, так и в “забугорье”.
Причём сейчас, когда вопрос научно-технологического суверенитета на самом деле является вопросом выживания нашей страны, у вас, молодых аспирантов, есть все шансы выстроить свою жизненную траекторию “именнашта” в российской науке. И выстроить её так, чтобы она приносила вам не только моральное, но и материальное удовлетворение. Опять же при условии, если у вас кое-чего имеется в голове.
Можно, конечно, в силу молодости испытывать “девичьи” иллюзии, что вас сейчас или в ближайшие 5-10 лет кто-то “ждёт” на этом самом Западе. Безусловно, все возможности свалить “за бугор” у вас имеются. Не вопрос. Но только если вы готовы к тому, чтобы стать там людьми второго, а, может быть, и третьего сорта.
И даже если вам удастся получить какую-то позицию (“position”) в каком-нибудь тамошнем университете, то в условиях ухудшения отношений с условным Западом в обозримом будущем, первыми из университетов будут выбрасывать на улицу именно выходцев из России.
Кто из вас готов к тому, что любая западная чиновничья морда будет с наслаждением вытирать о вас ноги только потому, что вы – русский или из России?
Кто готов мыкаться по засранным иммигрантами “хазам” в ожидании вида на жительство в какой-нибудь условной “голландии” или долгие годы ждать на полулегальном положении получения гражданства?
Кто готов вместе со всеми сотрудниками университета дружно бегать с ЛГБТшным или украинским флажком и делать вид, что вся эта педерастия – это наивысшее достижение цивилизации, а хохлы – “невинные жертвы” российской “агрессии”?
Кто готов к добровольно-принудительному участию в истерических акциях осуждения “русского империализма”?
Кто готов к тому, что любой занюханный нигер или зачуханный араб на улице может запросто дать вам по физиономии или куда дотянется, и ничего ему за это не будет, а вас в полиции ещё и обвинят в расизме, или даже “посодют”?
Кто из вас готов смириться с “достижениями” западного здравоохранения: когда температура до 39 не является поводом к вызову врача; когда вы не сможете купить в аптеке элементарных лекарств, кроме ваты и прокладок; когда к зубному нужно записываться минимум за пол-года; когда стоимость операции по удалению аппендикса будет стоить просто безумных денег; или когда вы вообще можете “отбросить коньки” без медицинской страховки или с её страшно урезанным вариантом?
Готовы? Попутного восточного ветра и в недобрый путь!
А тем аспирантам, кто решил остаться в своей стране и продолжать заниматься наукой, хочу сказать, что именно в условиях серьёзного и нарастающего кризиса у вас появляются реальные шансы добиться многого. Во всех смыслах.
Сноски
↑1 | Выражение “пердимонокль” происходит от французского словосочетания “perdit monocle” и переводится как “терять монокль”. Пердимонокль характеризует состояние человека, увидевшего нечто очень удивительное. |
↑2 | МГТУ ГА – Московский государственный технический университет гражданской авиации. |
↑3 | РЛ – радиолокационный. |
↑4 | Между прочим, Анатолий Иванович автор 23 монографий и свыше 300 научных работ. |
↑5 | Хотя лично я знаю о двух таких случаях – в 2002 году, когда одному соискателю папа профессор фактически от корки до корки написал диссер. И в 2004 году, когда другой папаша пустился во все тяжкие при оформлении актов о внедрении результатов диссертации своего чада. Что выяснилось только спустя пол-года после защиты. |
↑6 | Лет сорок назад поступление в аспирантуру по физмат или техническим наукам сразу после студенческой скамьи было событием довольно неординарным. Гораздо чаще в аспирантуру поступали люди после нескольких лет работы инженером или программистом. Соискатель, которому было 35-40 лет, ни у кого не вызывал вопросов. А защищённая диссертация была итогом нескольких (многих) лет исследований в составе коллектива или самостоятельного научного труда. |
↑7 | ”Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт.” |
↑8 | ТИРиЭТ – Томский институт радиоэлектроники и электронной техники (1962-1971). Ныне – ТУСУР. |
↑9 | Сейчас этот магазин называется “Букинист Суздальский” – по имени человека, который стоял у истоков создания того “Букиниста”, который знало большинство томичей. |
↑10 | Представляете, была такая “странная” традиция обучения в СССР – направлять выпускников вузов по местам их работы по приобретённой ими специальности. Фантастика! |
↑11 | Канарейкин Д.Б., Павлов Н.Ф., Потехин В.А. Поляризация радиолокационных сигналов. – Москва : Советское радио, 1966. – 440 с. |
↑12 | На мой взгляд, продавленная либерастами в 2012-13 гг. в Законе об образовании “концепция” превращения аспирантуры в третью ступень образования была ничем иным, как целенаправленной диверсией с целью извращения сути аспирантуры, как механизма создания новых научно-технических результатов в интересах страны и обновления профессионального сообщества высококлассных специалистов. |
↑13 | ТИАСУР – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. Ныне – ТУСУР. |
↑14 | Непременный атрибут жизни вузов и научных организаций – так называемая тогда “помощь селу”. За отказ от участия в которой, между прочим, аспиранта Татаринова пропесочили в одном из номеров газеты “Радиоэлектроник”, выпускавшейся в ТИРиЭТе с 1963 года. Для современных аспирантов регулярная “помощь селу” сотрудников вузов, особенно, в летне-осенний период, или отработка на стройках города или в овощехранилищах – вещь абсолютно непонятная. Хотя, ещё неизвестно, так ли уж плохо это было. Традиционный месяц летом у чёрта на куличках на “сенокосе” по неудобицам – это был такой “тимбилдинг”, который сейчас вряд ли удастся осуществить. |
↑15 | ТГУ – Томский государственный университет |
↑16 | Потехин В.А., Татаринов В.Н. Вопросы классической теории частичной когерентности случайного электромагнитного поля. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1974. 240 с. |
↑17 | Потехин В.А., Татаринов В.Н. Теория когерентности электромагнитного поля. М.: Связь, 1978. 208 с. |
↑18 | НИС – научно-исследовательское судно. |
↑19 | ДВНИГМИ – Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт. |
↑20 | Исследование эффекта многолучевого распространения радиоловолн на загоризонтных трассах и обнаружение приводных атмосферных волноводов. |
↑21 | ДТР УКВ – дальнее тропосферное распространение ультракоротких волн. |