Министерский моделист-конструктор ( Или пламенный привет от Сизифа )

Министерский моделист-конструктор

Лучшим подарком для примерного (это важно!) советского мальчика в 60-х годах прошлого века был металлический конструктор. Лично у меня такой был, из чего следует, что я удовлетворял всем необходимым критериям моих родителей. Именно в те годы сформировались навыки использования гаечного ключа, отвёртки, а затем и паяльника, что и определило мою будущую профессию – “радиоинженер”, и специальность – “радиоэлектронные системы и устройства”.

Министерский моделист-конструктор

Но если в детском возрасте непрерывная переделка собранных “металлоизделий” или сборка абсолютно безумных конструкций не только простительна, но и поощряется, как залог формирования мелкой моторики рук и полёта фантазии, то перманентное “реформирование” системы образования и науки, в частности, аспирантуры ничего, кроме отборного русского мата, не вызывает.

“Когда б мы знали из какого сора
растут “реформы”… Лучше и не знать.
Тогда уж точно бы по всем родным просторам
Раздалось: “В бабушку и в Бога душу мать!”
(по мотивам “реформ” Минобрнауки,
стихов Анны Андреевны Ахматовой

и Владимира Владимировича Маяковского)

Процитирую к этому случаю Виталия Товиевича Третьякова: “Реформа, которая завершается за пять лет, это реформа. Реформа, длящаяся десять лет, это блеф. Реформа, длящаяся 15 лет – преступление”.

Проведение минобровских опытов над живыми молодыми людьми в школах и вузах, начиная с 2004 года, относится, как раз, к последней категории. “Забавно до дрожи1)Капитан Джек Воробей, х/ф “Пираты Карибского моря” (2003)., что когда вы сопрёте пару мешков комбикорма из склада для “на выпить”, то прокурорская “трёшка” в колонии общего режима вам обеспечена. Но если вы восемь лет, как г-н Фурсенко, или четыре года, как г-н Ливанов, реально гро́били российское образование, а заодно и науку (ну, чтобы два раза не вставать), то вас не только не “посодют”2)Тебя посодют, а ты не воруй!”, х/ф “Берегись автомобиля” (1966)., но даже пригреют “при дворе” и назначат “стремянным”3) “Верховный конюх, сопровождающий Государя верхом” или помощник Президента Российской Федерации., или “сытником”4) “Дворовый человек, отвечающий за перевозку продовольствия в походе” или специальный представитель Президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной..

Но не волнуйтесь, граждане аспиранты! Всё только начинается, потому что грядёт “вторая часть Марлезонского балета”: “Рабочая группа Минобрнауки работает над изменением функционирования аспирантуры”. Изменение функционирования, Карл!

При этом г-н Пилипенко, замдиректора Департамента госполитики в сфере образования и по совместительству человек без биографии5)Правда, те, кто видел г-на Пилипенко ещё в форме соответствующей организации, говорят, что она ему очень идёт., заявил, что ко Дню знаний, 1-го сентября 2017 года, будет представлена НОВАЯ МОДЕЛЬ6)Мне кажется, что Минобрнауки пора уже выпускать свой журнал “Моделист-конструктор”. аспирантуры.

Он напомнил, что аспирантура на сегодняшний день является третьим уровнем высшего образования наравне с бакалавриатом и магистратурой. Это закреплено законом “Об образовании в РФ”, который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Согласно ему, государственная итоговая аттестация аспиранта в конце третьего года предусматривает лишь защиту выпускной квалификационной работы, которая не является эквивалентом кандидатской диссертации. По окончании аспирантуры выпускнику присваивается квалификация “преподаватель-исследователь”, а не научное звание.

Читайте также:  Либеральные перекати-поле

“Мы прекрасно понимаем, что произошел достаточно серьезный разрыв, когда аспирантуру включили в уровень образования. Но практика наша такова, что это не совсем соответствует действительности, поэтому главная задача – это связка аспирантуры с защитой диссертации. Сейчас рассматриваются различные варианты, как это можно сделать”, – отметил замдиректора департамента.

Он добавил, что пока ведомство не готово рассказать о конкретной модели, поскольку вопрос еще окончательно не решён. “Есть действительно интересные модели, но вопрос серьёзный, поскольку он под вниманием и Государственной думы, и Совета Федерации и Администрации президента. Но к декабрю 2017 года, я думаю, даже к сентябрю мы должны уже представить конкретные модели, конкретные предложения”, – заключил Пилипенко.

Что вообще происходит в Минобрнауки? Сначала разорвать аспирантуру и защиту диссера (поимев при этом охренительные бабки за внедрение долбаных ФГОСов и прочей херни), а потом публично жалобно мяукать и думать, как же это “порватое” связать воедино (надо думать, что опять небезвозмездно!).

В какой ещё стране первого, второго, третьего мира модель аспирантуры находится “под вниманием” Парламента и Президента? Реально “я другой такой страны не знаю, где так вольно курит человек”. Либо я сошёл с ума, либо, как говорит моя супруга: “жопа пишется с двумя “п””.

Кстати, знаете, чем настоящий, закоренелый чиновник отличается от обычного homo-sapiens с принципами? Тем, что если новый начальник даёт установку на то, чтобы переиграть или переделать то, что навыдумывал предшественник, то чиновник с не меньшим энтузиазмом выполнит “разворот судна на 180 градусов” и с прежним пылом начнёт воплощать “гениальные задумки” своего очередного руководителя.

Но самая большая хохма с новой моделью аспирантуры – это то, что сейчас за неё “топит” г-н Пилипенко – персонаж, который активно отстаивал ФГОСы по направлениям подготовки в аспирантуре – этот феноменальный геморрой XXI века, родившийся в башке у дятлов из Высшей школы экономики.

Когда б мы знали из какого сора растут “реформы”… И, на самом деле, многие противоречивые и сложные, на первый взгляд, процессы можно объяснить довольно просто и банально.

Так, финансовое и идеологическое “доминирование” НИУ ВШЭ в сфере “реформирования” образования и выданный им сверху карт-бланш на любой идиотизм (позаимствованный у западных “коллег”) в этой сфере, объясняется банальным кумовством (или, если угодно, непотизмом) в виде “супружеского тандема” Кузьминов–Набиуллина (ну, прямо как знаменитые своей честностью государственно-коммерческие арендаторы Москвы Лужков–Батурина).

Читайте также:  Хождения по аспирантуре

Бессмысленный и беспощадный развал прежней Российской академии наук во многом увязывают с неудовлетворёнными амбициями г-на Ковальчука, которого прокатывали на выборах в действительные члены РАН, но который (какая удача!) имеет непосредственный доступ к телу Президента РФ.

Новой – лично для меня, оказалась версия о причине появления “Положение о порядке формирования перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется право самостоятельно присуждать учёные степени”. Утверждается, что корни этого решения, а также появление возможности присвоения российских PhD-степеней, лежат в их лоббировании ректором СпбГУ Н.М. Кропачёвым7)Занятный, надо сказать, питерский пацан. В интернете о нём – масса интересного. через небезызвестного в пенсионерских кругах г-на Д.А. Медведева8)Докторскую диссертацию он, видите ли, не стал писать: “очень смешно будет выглядеть”. А с 2008 года смешить сквозь слёзы народ – не надоело ещё?. Принцип “вась-вась” в действии?

Министерский моделист-конструктор

Что министерская братия выдумает для вас, господа аспиранты, к сентябрю 2017 года я не знаю. Какая очередная хрень придёт им в верхнюю часть туловища – это большущий вопрос. Но вот, что я “сванговал” больше года назад: “… процесс возвращения аспирантуры в исходное, более или менее человеческое, состояние, займёт не один и не два года. Переходный процесс, ёлы-палы: cколько времени у вас ушло на то, чтобы вывести систему из равновесного состояния, столько же вам понадобится, что вернуть всё “взад”. “А мы просо сеяли-сеяли, а мы просо вытопчем-вытопчем”. Товарищ Сизиф из царства теней приветствует всех своих собратьев по бессмысленной работе из Минобрнауки и с нетерпением ждёт их в ведомстве тов. Тана́та!”.

В советское время в “Литературной газете” была такая смешная по сегодняшним меркам рубрика: “Если бы я был директором”. Попробую.

Так вот, первое, что нужно сделать “рабочей группе” по “изменению функционирования аспирантуры”, – это добиться на самом высоком уровне (дожили!) полного отстранения НИУ ВШЭ от участия в “реинжиниринге” этой самой аспирантуры.

Люди, которые неоднократно участвовали в тематических семинарах, организованных и/или проводимых ВШЭ, просто в трансе от манеры поведения присланных оттуда запрограммированных “девочек” и “мальчиков”. Эти зомби не слышат других доводов и аргументов, а только тупо, как мантры, повторяют то, что им забили в башку. Если не выкинуть эту шакалью стаю из всех стадий – от обсуждения до выработки и принятия решений, то НИЧЕГО не изменится.

Читайте также:  Почём нонче Scopus для народа?

Второе. Я понимаю, что полностью ликвидировать ФГОСы по направлениям подготовки в аспирантуре практически нереально. Такого в Российской истории – заставить публично признаться кучу руководящего народа на всех уровнях в том, что они, мягко скажем, чудаки, никогда не было и вряд ли произойдёт в будущем. Значит, нужно по максимуму выхолостить дебильную сущность этих стандартов (стандарты в науке, “ржунемогу”!) и свести к минимуму их влияние на аспирантуру.

Тому, кто пришёл в аспирантуру просто поучиться, скажу следующее. На мой взгляд, аспирантура – это тот период в жизни ещё молодого человека, когда нужно получить НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ(!). Неужели кому-то интересен лишь “процесс обучения”, аналогичный 11 годам в школе и 5 годам в вузе? Ещё три-четыре года просто “походить на занятия” – уж больно это смахивает на затянувшийся инфантилизм. Единственное, что реально в аспирантуре – это непрерывный процесс самообучения при наставничестве научного руководителя! Никому, повторяю, НИКОМУ, дурацкий диплом об окончании аспирантуры, кроме, возможно, папы с мамой, ни во что НЕ упёрся.

Третье. Необходима безусловная отмена этой дури – государственной итоговой аттестации аспиранта в конце отбываемого срока вместе с дурацкой защитой выпускной квалификационной работы (выпускная работа, Карл!). Какой идиот вообще высосал из пальца эту “квалификационную работу”?! Единственное, что имеет смысл – это полноценная публичная защита диссертации на соискание степени кандидата наук.

The last but not the least. “Эй, вы, там, наверху!”, верните ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”, Мероприятие 1.3.2 (Технические науки)! К сожалению, ничего равноценного этому мероприятию после 2013 года для умненьких аспирантов-технарей так и не появилось.

На этой пессимистической ноте остановлю бег своего компьютерного пера, ибо всё равно ничего к лучшему не изменится…

Сноски

1 Капитан Джек Воробей, х/ф “Пираты Карибского моря” (2003).
2 Тебя посодют, а ты не воруй!”, х/ф “Берегись автомобиля” (1966).
3 “Верховный конюх, сопровождающий Государя верхом” или помощник Президента Российской Федерации.
4 “Дворовый человек, отвечающий за перевозку продовольствия в походе” или специальный представитель Президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной.
5 Правда, те, кто видел г-на Пилипенко ещё в форме соответствующей организации, говорят, что она ему очень идёт.
6 Мне кажется, что Минобрнауки пора уже выпускать свой журнал “Моделист-конструктор”.
7 Занятный, надо сказать, питерский пацан. В интернете о нём – масса интересного.
8 Докторскую диссертацию он, видите ли, не стал писать: “очень смешно будет выглядеть”. А с 2008 года смешить сквозь слёзы народ – не надоело ещё?
Яндекс.Метрика