Дедушка-аргонавт ( или близкие к помешательству поиски Руна )

Когда говорят, что внуков любят больше детей, — это не совсем так. Внучек любят точно также сильно, как и внуков, это во-первых. А во-вторых, «чо» это за дискриминация поколений такая? Мы с супругой и детей своих, ну, просто о-бо-жаем!

Дедушка-аргонавт

Так вот, пребывание нашего старшего внука, третьеклассника, у нас дома на выходных ознаменовалось добровольно-принудительным мозговым штурмом с моей стороны. Дело в том, что помимо роли строгого дедушки, я временами, отряхивая пыль со своего головного мозга, играю роль научного консультанта. В этот раз мне предложили (поскольку супруга пекла блины, а «ты всё равно ничего ни делаешь») поучаствовать в ответах на вопросы Международного игрового конкурса по истории мировой художественной культуры «Золотое руно». Тема весьма актуальная — XVII ВЕК: Россия накануне перемен. Ну, прямо, как мы сейчас. Не прошло и четырёх веков.

Обращаю внимание, что конкурс, состоящий из 60 вопросов с четырьмя вариантами ответов, предназначается для учеников 3-го и 4-го классов начальной школы. Кроме того, заранее сообщаю, что я всё-таки бывший «технарь», закончивший радиоэлектронный вуз, а не филолог или историк по образованию. Поэтому честно признаюсь, что из шестидесяти вопросов я самостоятельно, то есть из головы, никуда не подглядывая, правильно ответил примерно на четверть вопросов.

А вот, чтобы ответить на оставшиеся 45 вопросов, пришлось мне на пару с Гуглом попыхтеть в полный рост. И не только найти нужную информацию, но и многое прочитать, чтобы выковырить правильный ответ из достаточно здоровых по объёму текстов. Хорошо, что внук с супругой в другой комнате были заняты своими делами, и всю мою ненормативную лексику приняла на себя наша кошка Нюся, которая любит лежать на полке над монитором и контролировать сверху моё щёлканье по клавиатуре.

Хочу привести в качестве примера только особо понравившиеся мне вопросы.

14. Благодаря условиям «Вечного мира» 1686 года с Речью Посполитой Россия впервые в истории:

  1. получила границу с Германской империей
  2. добилась признания царского титула правителей
  3. получила выход к Черному морю
  4. вступила в европейскую коалицию
45. Герою «Азбуки о голом и небогатом человеке» не поехать в гости, потому что:

  1. псы на двор не пускают
  2. не зовут
  3. не пускает жена Соломонида
  4. не благословляет поп Фома
48. В повести «Суд Шемякин» горожанин, пострадавший от бедного крестьянина, направлялся:

  1. в баню
  2. в трактир
  3. на базар
  4. в церковь
50. Голова богатыря, с которой разговаривал главный герой «Повести о Еруслане Лазаревиче», принадлежала:

  1. брату царевны Настасьи
  2. сыну Прохора-царя
  3. царю Далмату
  4. князю Ивану

Ну, как вопросы, зашибись? Вот и меня «вштырило»! Особенно пятидесятый вопросик. Проштудировав не на один раз «Сказку о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», я обнаружил, что ни царевны Настасьи, ни Прохора, ни Далмата, ни князя Ивана в этом произведении просто нет. Нет, и всё! А товарищ Росланей, собственно, речь о голове которого в вопросе и идёт, не является ни одним из перечисленных персонажей. Конечно, можно было бы поднять диссертацию на соискание степени кандидата филологических наук «Образная система и жанровая сущность «Сказания о Еруслане Лазаревиче»», но для третьего класса это было бы немножко чересчур.

Причём этот вопросик напомнил мне ситуацию из книги В.М. Санина «За тех, кто в дрейфе!». Один из персонажей полярной экспедиции любил до самозабвения разбирать и смазывать свой пистолет. И вот однажды, когда он, оставив разобранным оружие, вышел, его товарищ-шутник подкинул похожий винтик в кучку деталей. Целый день недоумённый «сборщик» ломал себе голову, почему у него остаётся лишняя деталь. Господа составители по-видимому попутали что-то с чем-то, чуть не доведя меня до сумасшествия в поисках родственных корней великана Росланея.

В материале «Азбучное убийство» я высказал гипотезу о том, что Минобрнауки  либо специально культивирует у себя дебилов, либо это просто «естественный» отбор. Я не знаю, в каком подчинении у данного министерства находится организатор конкурса — Институт продуктивного обучения, и кто у него «крыша», но не могу избавиться от ощущения, что эти две конторы — просто сообщающиеся сосуды, доверху наполненные чудаками на букву «М».

Нахерачить такие вопросы для РЕБЯТИШЕК(!) третьего и четвёртого классов не смогли бы даже законченные кретины, всё-таки испытывающие некоторую жалость к детям. По аналогии хотелось бы задать «крыше» этого «Института» следующий вопрос, и предложить на выбор четыре варианта ответа, как положено:

Подобные задания игрового (Карл!) конкурса для 3-4 классов сочиняют люди, у которых:

  1. не было, нет и никогда не будет своих детей
  2. имеется удостоверение сотрудника ЦРУ
  3. отсутствуют мозги и совесть
  4. есть справка из психиатрического диспансера

У меня после найденных (с помощью Гугла и такой-то матери) в течение двух часов ответов на 60 вопросов этого игрового конкурса возникло непреодолимое желание взять за грудки «сочинителей» вопросов для третьеклассников(!) и посмотреть им в глаза. Я не буду их бить, я просто хочу посмотреть в их бездонные чиновничьи глазенапы, чтобы понять, осталось ли в них хоть что-то человеческое, либо это лечится только средством, идея которого была выдвинута Осипом Игнатьевичем Гильотеном?