Азбучное убийство ( буква "А" - Аспирантура )
Много-много лет назад, по весне, иду это я с нашей самой младшей дочкой в детский клуб “Звёздочка”. Идём своей обычной дорогой вдоль пятиэтажных “хрущёвок”, по тротуару, по протоптанной в снегу тропинке. И тут, ни с того, ни с сего, я решаю пойти не по нахоженной тропе, а по “газону”. И когда мы пошли “в обход”, с крыши вдруг срывается огромная глыба льда и падает на “тротуар” в том месте, где бы мы должны были пройти.
Сначала, “автоматом” произносится реплика с использованием слов на седьмую и вторую буквы алфавита, и только потом – нечто цензурное. Правда, не очень громко. Ребёнок же рядом. Как говорится, отвёл Господь! Точно также, с выдохом, каждый раз вспоминаю начало своей инженерной и прочей деятельности больше 35 лет назад, когда я не пошёл в преподаватели. Особенно вспоминаю сейчас, когда над этими святыми людьми издеваются не только и не столько студенты, сколько профильное министерство “образования и науки”.
Хотя, конечно, неприкрытые издевательства над школой и вузами начались уже пару десятков лет назад, как минимум. И самое трагичное состоит в том, что за эти десятилетия министерские чиновники не выдумали ничего своего, толкового и полезного, в этой сфере.
Россия с их подачи, как слабоумная приживалка в доме у богатых господ, тупо донашивает за буржуями их интеллектуальные “обноски”, которые эти московские “креаклы” выдают за “идеал и верх совершенства”. Это и идиотская Болонская система, усердно слизанная “реформаторами” у европейцев, которые уже либо отказались, либо откажутся от неё в ближайшие годы. Это и навязший в зубах ЕГЭ, который бездумно и безальтернативно распространили на 1/7 часть суши в приказном порядке. Это и уродливое равнение на коммерческие системы Web of Science и Scopus, которые по мнению отечественных “командиров наукой” должны стать “мерой компетентности и признания” российских учёных. А маниакальное убеждение, что попадание 1-2 вузов России в топ-100 решит все проблемы с наукой в нашей стране? Да ни хрена это ничего не решит!
А ведь есть и другие, совершенно противоположные, примеры. Не думаю, что Сергей Кужегетович самолично придумал уже знаменитый на весь мир “Танковый биатлон”. Так, ведь, роль и значение руководителя именно в том и заключается, чтобы вовремя поддержать здравую и полезную идею, рождённую отечественными умами, а не стыренное у буржуев и проношенное до дыр интеллектуальное дерьмо. И очередь желающих поучаствовать в наших военных соревнованиях теперь выстраивается к нам, а не мы – к ним.
Кстати, одна из причин того, что за последние годы авторитет службы в армии вырос, а обеспечение и техническое оснащение эффективными системами вооружения продолжает улучшаться, состоит в том, что в эту сферу закрыт доступ всякому брехливому треплу́ из ВШЭ, РАНХиГС и других либероидных гадюшников.
Написав в предыдущем материале строки:
… Когда я на днях узнал, что аспирантам впендюрили целые курсы всяческих занятий и даже госэкзамен(!), я просто охренел. Похоже в Минобрнауки уже полностью «снесло крышу» у тех, кто отвечает за это направление. А когда молодые люди будут заниматься собственно научными исследованиями и писать диссертацию? …
я не мог предположить, что всё гораздо хуже и паршивей. В который раз права́ оказалась поговорка “меньше знаешь, лучше спишь”.
Оказывается эти …, как бы их поделикатнее назвать, – “специалисты”, нафигачили целую кучу ФГОСов (Федеральный государственный образовательный стандарт) по различным научным специальностям. Прочитав один из ФГОСов, я вспомнил старую репризу нашей томской команды КВН:
— Открыт новый метод размножения.
— А чем вам старый то не нравится?
(“Дети лейтенанта Шмидта”,
полуфинал КВН, 1998 год)
Действительно, а как же тогда ещё 10-15 лет назад, я уже не говорю про глубоко ушедшие советские времена, люди обучались в аспирантуре и защищали не просто хорошие, а отличные квалификационные работы, без вот этого стандартизованного и регламентирующего дерьма? Зачем, или скажем помягче, нахера́, появился ФГОС по аспирантуре, кто его выдумал? В чьей нелепой башке вообще зародилась эта дурная мысль?
Такое ощущение, что Минобрнауки под завязку набито обозлёнными на весь свет старыми девами, неудачниками-выпивохами, защитившими никому не нужные диссертации, выгнанными из школ тупоголовыми и бессердечными преподами и прочими псевдо-интеллектуальными барыгами. И они, забравшись “наверх” и став чиновниками, просто тупо мстят всем остальным за свою никчёмную, бессмысленно прожитую, серую жизнь.
Наши “руководители”, особливо 50-летний “красавчег”, любитель и почитатель тамошней оргтехники, любили к месту и не к месту ссылаться на буржуйский опыт. Так вот, за все годы периодического пребывания в Делфтском университете технологии (TUDelft) я не видел, чтобы там молодых ребят-аспирантов, “прессовали” подобным “маразмом”.
Ну, а после просмотра 56 убористых слайдов презентации “Рекомендуемая структура программы аспирантуры и формы учебно-методических документов, её составляющих”, мне захотелось прижать к груди всех руководителей отделов аспирантуры страны и зарыдать вместе с ними. Пятьдесят шесть слайдов чистого производственного онанизма! Ну, ладно бы они сами этим занимались в тиши своих кабинетов на Тверской и Люсиновской. Но ведь этим они заставляют заниматься кучу неповинного народа по всей стране, а, в конечном счёте, будущую научную по́росль России.
На недавнем выступлении Светлейшего на коллегии ФСБ он сообщил о пресечении в 2015 году деятельности более 400 кадровых сотрудников зарубежных разведок. Так, может быть, “конторе” сто́ит уже вплотную заняться Министерством образования и науки, и поискать повнимательнее в тамошних кабинетах, тем более, что они особо и не скрывают свою подрывную деятельность.
Дебилами не рождаются,
Дебилами становятся!
(народная мудрость)
Из разговоров со знающими людьми выяснилось, что у истоков этого формализованного идиотизма стоит некий “педагог”, сочинявший всю эту хренятину. Причём педагог, очевидно, наипаршивейший. Конечно, найти концы в нашей стране, как всегда, фиг удастся, поэтому истинных вдохновителей подобных дебильных попыток заформализовать до смерти аспирантуру мы, скорее всего, никогда не узнаем.
Кроме того, вся эта люсиновская братва, мнящая себя “специалистами”, по-видимому никогда не были настоящими преподавателями или настоящими учёными. Они просто банальные серые офисные крысы. А чиновничьи о́соби в принципе не способны облегчать жизнь другим людям, или упрощать её. Чтобы изо всех сил удержаться наверху, в слое руководящей “пены”, им нужно постоянно “булькать”, испуская и вымучивая из себя идиотские инициативы. И по сути Минобрнауки уже давно превратилось в МУФИ – “Министерство унификации, формализации и имитации”.
Те, кто присутствовал на московских совещаниях по вопросам аспирантуры и докторантуры, говорят о железобетонной “стене” между Президиумом и залом. Так называемые “начальники” не понимают, и самое ужасное, не хотят понимать, что им говорят “снизу”. При этом ни на один конкретный вопрос эта стая ответить не может, отделываясь прибаутками “Это – на ваше усмотрение”. А тогда, какого хера вы там уселись и “руководите”, если нифига не “сечёте” в этом деле? Даже у людей интеллигентных при взгляде на эту московскую шо́блу из глубин подсознания всплывают самые изощрённые матерные выражения.
Когда я вижу слова “Карта компетенции”, которыми “Рекомендуемая структура программы аспирантуры…” засижена как старое зеркало мухами, мне хочется дать в морду тому, кто это накарякал. На мой взгляд, главная катастрофа последних десятилетий, произошедшая в России и сравнимая с Чернобыльской аварией, – это приход к власти на всех уровнях структурированных идиотов, пытающихся зарегулировать и формализовать всё, до чего дотянутся их шаловливые ручонки.
Нормальные люди, понимающие процесс научного исследования и знающие его изнутри, никогда такой ереси, как аспирантский ФГОС или упомянутая “программа аспирантуры”, не написали бы. А московские чинодралы умудрились таки́.
Полюбуйтесь на “гениальное” творение анонимных чиновников из Минобрнауки – календарный учебный график.
Не надо па́рится, ребята, и напрягать свой мозг! Они в Москве оказывается всё знают за аспирантов всей страны, и уже подробненько расписали “ихнюю” жизнь по дням на четыре года вперёд. С практиками (П), экзаменами (Э), подготовкой и сдачей госэкзамена (Г), каникулами (К) (не понимаю, какие могут быть, к лешему, каникулы в аспирантуре?), и, всё-таки, слава тебе, Господи, с научно-исследовательской работой (Н). А то уж я подумал, что сам-то диссер в этой конфигурации уже нафиг не нужен. Но, нет! Они, на удивление, даже защиту диссертации предусмотрели: “Д” – подготовка и/или защита ВКР. Итить-колотить! Правда, “чо-то” меня смущает вот эта логическая операция “и/или”.
По-видимому, основная “инновационная” идея состояла в том, чтобы приравнять аспирантов к младшей ясельной группе, расписав каждый их шаг, вплоть до времени сна и количества хождений на горшок. Эй, вы московские “мудрецы”, вы ничего не попутали? Настоящая наука конвейерным способом, под ваше бодрое “айн, цвай, драй”, не делается. И это знают все, кто мало-мало ею занимался. Бюрократическое “Откроем новую частицу в текущем квартале” (х/ф “9 дней одного года”) превращается в реальность. Кто бы мог подумать, что великие “Pink Floyd” попадут буквально в точку с нынешней аспирантурой в России, изобразив процесс превращения молодых людей в “фарш” с помощью ФГОСа.
На конвейере можно сделать лишь одно – высосать из пальца диссертацию в области противоестественных наук, обладатели которых и заполонили все государственные структуры, включая Минобрнауки. А “чо” – “copy-paste”, “copy-paste” – и, вот, очередной “стотыщпитсотый” кандидат или доктор каких-нибудь социологических, политологических и прочих недоношенных наук готов к труду и обороне в органах власти. И именно эти так называемые “учёные” рисуют планы для настоящих аспирантов.
А знаете ли вы, господа тупоголовые московские чиновники, что такое написать и защитить диссертацию в технических науках, связанную с разработкой с нуля нового “железа”, изготовлением работоспособного макета установки, организацией и проведением натурных физических экспериментов, обработкой экспериментальных данных и кучей других трудоёмких вещей? Это вы сидите в креслицах по уютным кабинетам и передираете друг у дружки целыми Главами своё диссертационное дерьмо, заменяя только слова “мясомолочная промышленность” на “полиграфическую”.
Между прочим, находясь в аспирантуре с 1984 по 1987 годы, я регулярно участвовал в экспедициях и командировках по теме диссертации. Где они в вашем графике? Если бы мне в 1984 году нарисовали такую “перспективку” пребывания в аспирантуре, как сейчас – с кучей абсолютно ненужных занятий, дурацких практик, идиотским госэкзаменом и прочей лабудо́й, то я бы показал международный жест со средним пальцем, и занялся бы другим, более полезным делом.
Так, может быть, глобальная цель всех этих “нововведений” в аспирантуре и заключается в том, чтобы привить устойчивое отвращение к занятию наукой, либо просто выдавить любыми способами всех талантливых ребятишек из страны “за бугор”? Будь мне сейчас лет двадцать пять, тридцать, я бы, ей Богу, мотанул туда, скажем, в Голландию.
Вот как, например, понимать следующую фразу из “карты компетенции”: обучающийся(!!) должен владеть “методами генерации новых идей, поддающихся операционализации, исходя из наличных ресурсов и ограничений”? Это что за хрень? Вы хоть сами-то понимаете, что накарякали? “Когда Вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите”. А когда вы пи́шите, господа чиновники, такое ощущение, что у вас – сифилис головного мозга в запущенной форме.
Ну, а то, что аспиранту оказывается жизненно необходимо “уметь использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений”? Как комментировать этот пассаж? На мой взгляд, как бы не старался любой аспирант, ему не удастся проанализировать такое необъяснимое явление как “московский чиновник от образования”, используя категории “бытия”, “материи”, “пространства” и “времени”. Тут в дело должен вступать исключительно категорийный аппарат психиатрии.
Некоторые места из “Рекомендуемой структуры программы аспирантуры …” невозможно читать без дикого ржания. Оказывается (Карл!) аспирант должен УМЕТЬ “следовать нормам, принятым в научном общении, и осуществлять личностный выбор при работе в российских и международных исследовательских коллективах, …”. Я вас умоляю, дайте же поскорее в студию перечень упомянутых таинственных норм! Как же я семь лет-то отработал вахтовым методом в Международном центре телекоммуникаций и радиолокации (IRCTR, TUDelft, Голландия), и ни сном, ни духом об этих нормах! Похоже на Кодекс строителя коммунизма, или просто не пить и не курить? Хотя для Голландии последняя норма звучит несколько двусмысленно. А что такое “личностный выбор”? Раскройте тайну, я же спать не буду, пока вы мне не разъясните.
Но вишенкой на торте от Минобрнауки для аспирантов стало появление государственного экзамена. Причём никто из этих придурковатых чиновников не даёт ответа на вопрос: “А зачем же он всё-таки нужен? А если вы его замутили, то как его проводить?”. “На ваше усмотрение” – отвечают, “Но если что не так, то отвечать будете перед Рособрнадзором”. То есть раньше был “ГУЛАГ”, а теперь эта карательная организация?
Вообще-то, я всегда полагал, что лучшим экзаменом для аспиранта-технаря является защита его диссертации, а не высосанная из пальца мура́. Но вводить госэкзамен только для проверки формирования выдуманных вами долбаных компетенций?! А не пошли бы вы все строем в ж.пу!
У меня только два последних вопроса: “Минобрнауки специально культивирует у себя дебилов, или это просто “естественный” отбор?” и “Во сколько десятков миллионов бюджетных рублей государству обошлось это нормотворчество на грани клинического идиотизма?”.
Кстати, из всей этой просмотренной мной бумажной макулатуры, не видно только одного – научного руководителя, от которого зависит, как минимум, 50% успеха. Ну, тупые!
В 1972 году на экраны СССР вышел неплохой фильм “Человек на своём месте”. Сюжет, в общем, типичный для советского кинематографа – борьба хорошего с очень хорошим. Но дело не в этом. Меня интересует небольшой философский вопрос: “Когда приходит осознание, что ты – не на своём месте?”.
“На спину б надо бубновый туз”
(А.А. Блок, “Двенадцать”, 1918)
Как гласит легенда, в 1709 году Пётр Алексеевич учредил серебряный пятикилограммовый “Орден Иуды”. Я – не Пётр I, но, честное слово, если бы у меня была такая возможность, то учредил бы пудовый “Орден почётного дебила” из гранита, обязательный к ношению в общественных местах чиновниками Минобрнауки. Эскиз ордена прилагаю.
Закончить хочу обращением к Министерству образования и науки, перефразируя неподражаемого Дэвида Гилмора из “Another brick in the wall (part II)” в отношении аспирантов:
Hey! Cacklers! Leave them kids alone!
Эй, чинуши! Оставьте их в покое!
А минобровским чинодралам, возводящим стену между собой и людьми, тем, кто считает, что они вечно будут измываться над здравым смыслом, советую досмотреть видеофрагмент “Another Brick In The Wall” до конца…