Пятью пять? ( Или рекомендации поляка по поиску научной литературы )

Я удивляюсь, что до сих пор ещё не появилась книжка «Аспирантура для чайников», учитывая повсеместно распространившуюся среди молодёжи болезнь — инфантилию левого полушария мозга1)Как утверждают, это полушарие отвечает за логическое мышление, контролирует речь, способности к чтению и письму, распознаёт числа и математические символы и т.п.. У аспирантов это заболевание обычно выливается в ожидание, что их в аспирантуре будут перманентно «кормить с научной ложечки» тем, что уже пережёвано другими.

«Стотыщпитсот» раз уже доказано, что только постоянная и самостоятельная работа аспиранта может дать приличный и достойный научный «выхлоп». Но при этом стоит прислушиваться к полезным советам умных и опытных людей со стороны.

Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на принцип «5х5», подробно рассмотренный г-ом Марчином Дембовски (Marcin Dembowski) в ходе его видео-лекции «Как опубликовать статью в научном журнале Оксфордского университета», которую я уже дважды прорекламировал господам аспирантам в предыдущих материалах. На мой взгляд этот принцип будет особенно полезен тем, кто только-только окунулся в этот «сладостный научный мир», то есть аспирантам первого года или даже задумавшимся магистрантам.

Чем больше мы читаем книг,
тем раньше настанет в стране
процветание, чем меньше
мы читаем книг, тем позже
страна начнёт процветать.
(Лозунг к 70-летию основания
Трудовой партии Кореи)

Вот так выглядит мой перевод слайда (стр. 64) презентации г-на Дембовски:

Первоначальный обзор литературы: принцип «5х5»

  • Найти 5 лучших реферируемых научных журналов, посвящённых конкретно вашей тематике.
  • Найти 5 лучших монографий или коллективных работ, признанных во всём мире, конкретно по вашей тематике.
  • Выбрать 5 ведущих научно-исследовательских центров, специализирующихся на вашей тематике.
  • Определить 5 самых известных профессоров в вашей узкой области (т.н. «гуру»).
  • Выбрать 5 авторитетных международных научных конференций, проводимых на регулярной основе и охватывающих вашу тематику.

Но устная презентация тем и отличается, что информация на слайде может быть представлена оратором в более развёрнутой и доходчивой форме. Я предлагаю вам прослушать фрагмент презентации с 26:30 по 32:16, где г-н Дембовски чётко излагает суть данного принципа. Мне кажется, что это важно.

Кстати, дяденька один в один повторяет мои регулярные рекомендации (основанные на личных воспоминаниях) поучаствовать в авторитетных конференциях за бугром. Добавляя некий комичный момент: совместить отдых с участием в конференции.

Однако, в этом аудио-фрагменте я углядел одно небольшое противоречие в его словах. С одной стороны, ссылаясь на принцип «5х5», г-н Дембовски указывает на то, что его автор (профессор Чешник, если я правильно понял) предлагал использовать этот принцип для поиска темы исследования. А на слайде в его презентации во всех пяти пунктах фигурирует «your specific subject» — «ваша конкретная тематика». То есть, получается, что тема уже сформулирована. Ну, это так. Мелочь.

Вообще-то, весь разговор касается научных публикаций, но я считаю, что принцип «5х5» совершенно спокойно можно применить и к начальному этапу работы над диссертацией — написанию обзорной Главы, из которой затем должны «вырасти ножки» всей квалификационной работы.

Итак, слушаем почти 6-минутный кусочек выступления г-на Дембовски и мотаем себе на ус.

Пояснение принципа «5х5»

Сноски   [ + ]

1. Как утверждают, это полушарие отвечает за логическое мышление, контролирует речь, способности к чтению и письму, распознаёт числа и математические символы и т.п.