Бог гитары и юная Эвтерпа Дуэт дуэту рознь

Бог гитары и юная Эвтерпа

Я думаю у многих возникал вопрос, куда деваются юные таланты или “звёздочки”, когда они подрастают и уходят во взрослые. Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос, затронув музыкальную тему, связанную, в частности, с Богом гитары и его юной Эвтерпой.

Честно сказать, я всю свою уже долгую жизнь, не имея особых художественных талантов, всегда завидовал белой завистью своим знакомым, которые умели рисовать, сочиняли стихи (музыку), или пели и играли на музыкальных инструментах. Чего мне не было дано в принципе, “чё там скрывать, ха-ха-ха!”.

Например, одна из тех, кто училась со мной в одной школе, но, в параллельном классе, исписывала в год по три общих тетради (96 листов) своими стихами. Правда, именно из-за этого она чуть не “вылетела” из школы. Уже давно кандидат наук. Кстати, пишет стихи до сих пор. И довольно часто матерные. Другая моя очаровательная знакомая – бывшая коллега по работе, в два раза младше меня, оказалась чрезвычайно скромной на фоне целого склада своих положительных качеств. Поэтому о том, что она играет на гитаре и поёт, я узнал совершенно случайно. Удивительное дело: чем талантливее человек в своих многочисленных проявлениях, тем он скромней. Про своих кумовьёв – музыкально одарённых людей с детства, косвенно поспособствовавших успеху моих научных “странствий” в Голландии в начале 2000-х, я уже неоднократно писал1) “IRCTR на дому”, “Музыка, жизнь и кумовья”.. И, несмотря на годы, они по-прежнему остаются удивительными оптимистами, не теряя интерес к музыке.

Читайте также:  Почём нонче Scopus для народа?

Сегодня я предлагаю небольшую музыкальную ретроспективу (2003-2013), касающуюся творческого дуэта одного из гитарных “богов” в мировой блюз-рок музыке – Джеффа Бека (Jeff Beck) и его “нимфы” или музы Тэл Вилкенфельд (Tal Wilkenfeld).

С 2003 года 17-летняя девушка с бас-гитарой и брекетами

Tal Wilkenfeld 2003

за десять лет превратилась в одну из самых известных сессионных бас-гитаристок в мире, взойдя на самую вершину звёздной музыкальной тусовки. Естественно, не без помощи Джеффа Бека, который в те годы был почти в три раза старше мисс Вилкенфельд.

В видео чуть ниже представлена нарезка из выступлений моего любимого инструментального дуэта Бек-Вилкенфельд,

Jeff Beck & Tal Wilkenfeld

а также выступлений группы2)Джефф Бек (гитара), Винни Колаюта (ударные), Джейсон Ребелло (клавишные), Тэл Вилкенфельд (бас-гитара). Джеффа Бека.

Группа Джеффа Бека на джазовом Фестивале в Монтрё 2007: Джефф Бек (гитара), Тэл Вилкенфельд (бас-гитара), Джейсон Ребелло (клавишные), Винни Колаюта (ударные)

Уже всего через несколько лет после того как она взяла в руки гитару, Тэл Вилкенфельд выступила в составе группы Джеффа Бека на знаменитом рок-фестивале “Crossroads” (2007) в США перед тридцатью тысячами зрителей, раскупившими билеты за 20 минут, в Швейцарии – на престижном джазовом фестивале в Монтрё (2007), в популярнейшем джазовом клубе Лондона Ронни Скотта (2008), в многочисленных клубных концертах в Америке (2009), в концертах в Японии (2009), в концерте вместе с мировыми супер-звёздами, посвящённом 25-летию Зала славы рок-н-ролла (2009), в Мэдисон-сквер-гардене (2013) в Нью-Йорке и т.д. и т.п.

Читайте также:  Цитатное

Совершить такой потрясающий взлёт без недюжинного таланта, а также моря обаяния, просто невозможно. Кстати, обратите внимание на фрагмент выступления в джазовом клубе Ронни Скотта, в частности, на то, как 22-летняя Тэл смотрит на Джеффа Бека после завершения своего соло на бас-гитаре. Это взгляд человека, сдавшего экзамен строгому учителю на пятёрку…

Итак, видео в студию!

video
play-rounded-fill

Скрипач подарил своему соседу
контрамарку на свой юбилейный концерт.
И на следующий день спрашивает у того,
как ему понравилось его выступление.
Слушай, вот когда ты вышел
на сцену весь в белом – это было
круто. Но когда ты начал пиликать,
это ты уже выёживался.

(Старый анекдот)

С 2013 года творческий союз Тэл Вилкенфельд и Джеффа Бека распался, и мадмуазель Вилкенфельд занялась своей сольной карьерой. Что, в общем-то, совершенно понятно и логично. Потому что любой творческий человек, точно также как альпинист, пытается достичь новых вершин. И мадмуазель Тэл запела…

Пару слов о голосе. Когда-то давно я составил свой перечень номинантов на мой домашний “Оскар”. Одна из “номинаций” звучала так: “Лучшие мужской и женский голоса”. Победителями я выбрал драматических актёров Валентина Юрьевича Никулина (1932-2005) и Аллу Сергеевну Демидову (род. 1936). В отличие от Аллы Сергеевны, Валентин Юрьевич – талантливейший театральный актёр, так и не сыграл почти ни одной главной роли3)Хотя такого Смердякова в “Братьях Карамазовых” (1969) вряд ли кто-либо из нынешних сможет сыграть. в фильмах. Но его голос, как и голос Демидовой, лично меня просто завораживал… Скорее всего, сказывались могучая советская театральная и актёрская школа и данный им от Бога дар.

Кстати, советские мультики и аудио-сказки, как правило, озвучивали настоящие народные и заслуженные артисты СССР и РСФСР, в сопровождении серьёзных симфонических оркестров. И когда в 90-х какому-то идиоту в башку пришла сумасшедшая идея переозвучить этот Золотой фонд с привлечением кучки серых бездарей с абсолютно дурацкими и бесцветными голосами в сопровождении музычки из трёх аккордов на мидишной клавиатуре, это было нечто… Это был такой примитив, что уши сворачивались в трубочку.

Поэтому, когда я услышал, наверное, одно из первых вокальных выступлений Тэл Вилкенфельд (“Chelsea Hotel”), то я, откровенно говоря, “выпал в осадок”. Не то, чтобы меня смутило несоответствие её наружности и довольно низкого голоса. Озадачен я был несколько другим. Как-бы это попонятней объяснить?… Лично у меня ощущение от её вокала примерно такое же, как от сравнения обычной фотографии и стереофотографии. Вроде бы изображено одно и то же, но на первой не видно “объёма”. Говоря по-нашему, по рабоче-крестьянски, “плоский” у неё голос – 2D, а не 3D. При этом моё мнение о том, что Тэл Вилкенфельд – это классная инструменталистка, осталось неизменным.

Да, и вообще-то на эти “претензии” обывателей к работникам творческих профессий уже почти двести лет назад ответил наш великий Александр Сергеевич:

А.С. Пушкин, отрывок из “Египетских ночей”

Поэт идёт: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его…

«Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».

— Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжёл и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.

video
play-rounded-fill

Так что не будем дёргать Тэл Вилкенфельд за край её одежды. Кумир для своего сердца она выберет сама. Хотя, на мой взгляд, период сотрудничества с Джеффом Беком в 2007-2013 гг. был для Тэл звёздным часом. А что касается её крайнего видео “Killing Me”, то любителей психоделики или творчества Альфреда Хичкока оно несомненно порадует. Я же по-прежнему остаюсь поклонником её инструментальных произведений и желаю дальнейших успехов молодому и обаятельному таланту.



Yandex.Metrika


Сноски

1 “IRCTR на дому”, “Музыка, жизнь и кумовья”.
2 Джефф Бек (гитара), Винни Колаюта (ударные), Джейсон Ребелло (клавишные), Тэл Вилкенфельд (бас-гитара).
3 Хотя такого Смердякова в “Братьях Карамазовых” (1969) вряд ли кто-либо из нынешних сможет сыграть.
Яндекс.Метрика Hide picture