Декомпрессия 5-100 Или о кессонной болезни в высшем образовании
В фильме 1930 года “Праздник святого Йо́ргена”, навсегда вошедшем в Зал Славы советского кинематографа, главный персонаж фи́льмы – вор и аферист, Микаэ́ль Ко́ркис, (в исп. народного артиста СССР Анатолия Петровича Кто́рова), объясняет с научной точки зрения суть двух весьма распространённых тогда профессий: вора и святого.
С тех пор, по данным гидрологов Аи́да, воды́ в Ле́ту утекло будь здоров сколько. Поэтому, благодаря прогрессу, падающему стремительным домкратом, и особенностям построения капитализма в России, я бы расширил перечень, озвученный тов. Коркисом, на целый ряд других профессиональных занятий. В первую очередь, на банкиров и чиновников разного ранга, в особенности, граждан отечественного производства. Ибо чиновник российский обыкновенный (functionarius russica vulgaris), а пуще всего, чиновник высокопоставленный, отличается от западных и, наипаче от восточных (китайских) чиновников тем, что никогда не отвечает за последствия принятых им решений.
Я, конечно, далеко не Исаак и где-то даже не Ньютон, но “Закон российской безответственности” таки сформулировал в следующем виде: “Мера ответственности за ошибки и преступления чиновника обратно пропорциональна квадрату высоты занимаемой должности”. Понятно, что в стародавние времена в крестьянской среде трудно было бы ожидать аллюзий на закон всемирного тяготения, но и тогда с народной мудростью и изустным творчеством в нашем Отечестве всё было ОК: “Кто украл рубль, того под суд, а кто тысяч двести, того держат в чести”, “Кому дана большая власть, тому безнаказанно можно красть”, “Кто сильнее, тот и правее”, и так далее.
Молодёжь, скорее всего, не помнит, как российские чиновники федерального уровня 15 лет назад распинались и беспрестанно ездили по ушам о грядущей пользе и буквально ослепительных перспективах объединения региональных вузов в Федеральные университеты, которые к 2020 году таки в обязательном порядке ворвутся в сотню лучших университетов мира, и наведут шмон среди всяких там массачусетсов, кембриджей, оксфордов и прочих недорезаных буржуев.
Ну, и?
Да, ничо! Как “грится”, проехали и забыли. Кому надо, тот уже “поднялся”, “наварился” и вполне достаточно “прикурил” от этой темы. А то, что классные технические вузы с историей и традициями после “вливания” в большой табор под названием “Федеральный университет”, “потерялись” – то такое…
А что и пошутить нельзя?
Ну, что не скажешь
в шутейном разговоре.
Вы пошутили, я тоже
посмеялся.
(“Копчёный”, х/ф “Место
встречи изменить нельзя”)
Другой аферой, близкой по масштабам к замесу Федеральных университетов, стала “программа” распила бюджетных денег под условным кодовым наименованием “5-100”, вызывающим у истинно русского человека нездоровые ассоциации. Правда, уже мало кто из старожилов помнит, что же такое “5”, и что такое “100”.
Причём среди действующих чиновников, как бы руководящих наукой и образованием в наше время, упоминать прилюдно и вербально об этой бесславной завершившейся авантюре, сродни́ испусканию звуков, вполне естественных в домашних условиях, но неприличных в респектабельном обществе. И, тем более, не принято напоминать об этом конфузе, хоть звуком, хоть писком, Президенту Путину, который, собственно, и дал старт этой многомиллиардной херне своим майским указом 2012 года. А вдруг Он спросит, чем дело закончилось и на чём сердце успокоилось?
Я так и представил себе историческую картинку.
Май 1945. Звонок из Ставки Верховного Главнокомандующего Маршалам Советского Союза, Жукову и Коневу:
— Доложите. Берлин взят?
— Так точно, Иосиф Виссарионович! Мы значительно продвинулись! 1-му Украинскому фронту осталось до Берлина каких-то 300 километров, а 1-му Белорусскому фронту – 200.
— Так, взят Берлин или нет?
— Товарищ Верховный Главнокомандующий, понимаете,… Тут такое дело…
— Ту-ту-ту-ту-у-у…
После этого говорить о каком-либо многообразии “исторических рукавов” в судьбе великих русских полководцев, Георгия Константиновича Жукова и Ивана Степановича Конева, за исключением одного и однозначно печального, не пришлось бы.
Но если оба Маршала в годы Войны на самом деле каждодневно ходили буквально по лезвию бритвы, то жизням чиновничьей своры молодых шакалов, подъедающихся возле Путина, практически ничего не угрожает. С другой стороны, престарелые ректоры вузов и так должны находиться в полной боевой готовности, чтобы в любой момент отправиться в райские кущи по повестке ключника Петра. И, тем не менее, ни одна уполномоченная на это падла не встала на каком-нибудь тематическом Госсовете и не сказала: “Уважаемый Владимир Владимирович, Вас по-видимому ввели в заблуждение. Предложенная программа “5-100” абсолютно порочна в своей основе и к 2020 году однозначно не будет выполнена. Я складываю с себя полномочия вице-премьера (ректора) и участвовать в этом цирке не желаю”. Я себе представляю!
Наоборот, восемь лет назад в среде чиновников, депутатов и крайне ограниченной (по численности) компашки специально подобранных ректоров, верных (на словах) учению ельцинизма-путинизма, произошёл вполне ожиданный и поголовный “одобрям-с” просто гениальной задумке Президента о вхождении пяти российских вузов в топ-100 лучших университетов мира. В стенограмме заседания 70-х годов прошлого века сет десизьён (cette décision) прокомментировали бы, как “бурные продолжительные аплодисменты, временами переходящие в овацию”.
Но если вошедшая в список “5-100” московско-питерская фракция вузов, благодаря своим отлаженным лоббистским связям в Министерстве и прикормленным за многие годы чиновникам от образования и науки, не стала особо напрягаться, и вписала в индикаторы своих программ развития более или менее достижимые показатели, другим пришлось впендюрить туда абсолютно нереальные цифры.
В Томске на этот гибельный – “я говорю это слово вполне серьёзно”1)Х/ф “Доживём до понедельника”, 1968., путь встал Томский политехнический университет (ТПУ), руководимый тогда г-ом Чу́биком. Именно с того времени и началась грустная сага под названием “Как убивали томский Политех”.
Лично для меня, проработавшего всю жизнь в другом вузе, ТПУ или, что мне ближе, ТПИ2)ТПИ – Томский политехнический институт., не совсем чужой. Мой батя проработал в НИИ ядерной физики при ТПИ с 1959 года до выхода на пенсию по инвалидности в конце 90-х. Моя маманя с конца 60-х до конца 70-х работала в деканате геологоразведочного факультета. Наша самая старшая дочь несколько лет преподавала в Институте языковой коммуникации ТПУ. Я уже не говорю о многочисленных одноклассниках, закончивших ТПИ и работавших там на протяжении нескольких десятилетий.
Тем грустнее, что в итоге произошло с ТПУ, ввязавшегося в 2013 году по инициативе Чубика и его придворной камарильи в бессмысленную и беспощадную авантюру “5-100”.
Далее я предлагаю вашему вниманию маленькую часть комментариев сотрудников ТПУ по поводу того, что происходило в их вузе всего лишь полтора года назад.
Это имело место ещё до того, как г-ну Чубику настоятельно порекомендовали (откуда надо) не выдвигать свою кандидатуру на очередных выборов ректора ТПУ, после чего он благополучно – по достоверным слухам – сдриснул в Испанию, обрубив все концы…
И до того, как в Министерстве на посту министра науки и высшего образования сменили шило на мыло, то есть безродного мальчика-счетовода Котюкова – ставленника Голиковой, поменяли на другое такое же недоразумение – на юриста Фалькова…
…
Приведённые ниже материалы взяты из открытой группы “ВКонтакте” под названием “Реформа в ТПУ”. Никаких изменений в текст я не вносил. Ненормативную лексику в исполнении доцентов и профессоров модераторы группы заменяли на более благообразные словосочетания или эвфемизмы, помещая их в квадратные скобки. Итак, комментарии с места событий полуторагодичной давности в студию!
Хотелось бы немного уточнить вектор дискуссии. Чубик очень даже не глуп. И в рамках его параллельной вселенной он развивает ВУЗ и делает его одним из ведущих в России. Примерно в той же вселенной обитают чиновники из минобра, включая министра, не имеющего к высшему образованию никакого серьёзного отношения (ни степени, ни звания – обычный выкормыш из числа “эффективных менеджеров” и протеже Голиковой). Показатели формально по отдельным критериям улучшаются – по ним Чубик эффективен. А если других критериев оценки наверху нет – к чему мы можем апеллировать (пусть даже по факту идёт развал и деградация)?
Первоисточник проблем – программа “5-100”, под критерии которой вполне успешно подстраивается ректор.
Ну, а исходный посыл – занятие мест нашими ВУЗами в международных рейтингах (где учёт идёт по формальным показателям) – исходит от В.В.П., которому так захотелось (так прямым текстом говорила Ольга Васильева в одном из интервью). Это к вопросу о векторе политики на уровне государства, а также о добром царе и плохих боярах.
В отношении властей области – не всё так просто. Есть “наблюдательный совет”, да, пусть и во главе с губернатором, но он лишь предлагает кандидатуры. А вот утверждает их минобр. Для ликбеза – предлагаю ознакомиться со статейкой с портала соседнего ВУЗа (ссылка).
Проблема в том, что кого сейчас не утверждай, а двигаться они будут всё-равно примерно в одном направлении. Вопрос лишь в степени накала маразма, который, безусловно, зависит и от политики ректора. Но, как показала практика, наш ректор вполне устраивает минобр.
Если посмотреть с точки зрения этого “5-100”, то реальных результатов ноль. Львиная часть денег уходит иностранным учёным, покидая страну. Нам только бусы взамен золота. В недалёком прошлом это называлось Госизмена и наказывалось свинцом. Мы какого будущего своим потомкам хотим? Или, может, думать об этом нам не стоит? В итоге образование в заднице, медицина там же.
Уважаемые коллеги!
Вы поднимаете актуальные вопросы, о многом пишите правильно, но, позвольте мне высказать вам одно замечание. Вы обращаете внимание на симптоматику и не доходите до самой болезни.
То, что Томский политехнический университет чахнет, причём значительно, резко теряя авторитет в городе, вы правы. То, что сама система образования в университете разрушена до основания – вы тоже правы. То, что в университете стало неинтересно работать, потерян смысл такой работы – правы. Происходит быстрое выгорание. Молодые преподаватели, кто ещё заинтересован в качественной работе, быстро теряют интерес. Остаются только те, кто готов бегать с плакатами – дадим партии 130% плана по хлопку. Что привело к этому? Необходимо сконцентрировать внимание на этом моменте.
Несмотря на то, что университет выполняет (не совсем) показатели по науке, она сама не становится лучше в рамках университета. Много талантливых педагогов покинуло стены университета. Постоянные сокращения, отсутствие понимания у руководства университета видения завтрашнего дня, и будущего в целом, только усугубляет данную проблему.
Обратив пристальное внимание на университетскую науку можно обнаружить массу мёртвых душ, которые ставят аффилиацию в публикациях, но знают о существовании университета только по финансовым поступлениям за это. Таким образом, идет банальная покупка рейтинга за наши деньги. Становится ли лучше университету? Однозначный ответ – нет! Деньги налогоплательщиков уходят из страны. Идет развитие зарубежной науки. Мы довольствуемся покупными липовыми рейтингами и стагнацией собственного образования. Правильно ли это? Однозначный ответ – нет!
“Зарабатывая” такой рейтинг, наш университет похож на быка-производителя, к детородному органу которого привязаны гири, которые постоянно увеличивают его размер. Становится ли от этого больше потомства? Вроде и “причиндал” внушительного размера, и уже волочится по земле, но он не выполняет своих функций. По сути, становится импотентом. Это вы сами видите по проектам газификации угля, разработке солнечных панелей, смешных и глупых предложениях для агропромышленного комплекса. Фактически университет не может самостоятельно решать не то, что крупные научные задачи, а не способен даже на инженерную деятельность. Всё это приводит. в конечном итоге, к тому, что за именем университета, в его стенах, ничего не кроется.
Как же [раздражает] этот ШБИП3)ШБИП – Школа базовой инженерной подготовки.. Из-за него всё [медным тазом] накрывается. Все учебные графики, все наработки. Только ради тупой идеи выделить два первых курса в отдельную систему. Ну, нельзя начинать специализацию только на третьем курсе. У нас в ИШЭ4)ИШЭ – Инженерная школа энергетики. изучение ТОЭ5)ТОЭ – теоретические основы электротехники. и ФОЭ6)ФОЭ – физические основы электроники. ушло на третий курс. И теперь спецпредметы изучаются параллельно с базовыми. Это как учить арифметику и алгебру параллельно.
Коллеги!
Ну, что за [ерунда] происходит? Ну, как так посокращали, а нормально лекции читать просто некому?! Ну, как так, кого мы выпускать будем?! Это же швах полный!!! Я просто в [удивлении] полном!!! Я смотрю, кто у нас читает лекции, их образование и их багаж – это [конец]!!! Нет – это [КОНЕЦ]!!! К дипломному проекту будут овощи, которые только слышали что-то, но не понимают ничего!!! И это базовые предметы!!!
Ребята, я, вот, читаю ваши публикации и у меня складывается впечатление, что Чубик на всю голову глуп или думает, что его верёвочка будет виться вечно. Такого же не бывает. Рано или поздно, конец этой верёвочки настанет. А в ситуации с имиджем ТПУ лучше ему настать быстрее. Поскольку это всё наносит серьезнейший урон городу, в котором вузы являются основой его существования. Столь безответственное назначение Чубика и игнорирование проблем является грубейшей ошибкой властей Томска. Ректоры вузов должны быть порядочными, а не калька с Чубика. Куда смотрит Жвачкин7)Жвачкин С.А. – губернатор Томской области. совершенно непонятно. Дыма без огня не бывает. Или у нас ситуация схожа с пожарами? Пока всё не сгорит, ничего не делается? Тушить потом будет уже нечего.
Коллеги, “пардоньте” мой французский…
Но у меня тоже созрел вопрос! [Почему] у доцента нагрузка больше 1000 часов?!!! Да ещё [запланировали] новых предметов! То, что [кто-то] развалил систему образования в ТПУ и разогнал ППС8)ППС – профессорско-преподавательский состав., не означает, что остальное надо свалить на оставшихся!!!
Я что, как раб на галере (БЕЗ галеры), должен [работать] без какого либо шанса выполнить твой дефективный контракт по части науки?!!! А по окончании года еще [взыскание] получить?!!! [Ректор], [Вы] там окончательно [обнаглели]?
Многоуважаемые сотрудники Университета, коллеги!
Не могу понять, как все вы умудрились так запустить Университет? Почему вы молчите, почему не защищаете свою колыбель – ваш родной Университет?
Давеча обсуждали поступление внучки моего сослуживца, а ныне члена Профессорского собрания, в магистратуру университета в городе Санкт-Петербург. Я был обескуражен и не мог поверить словам милого создания об отсутствии перспектив, и бессмысленности обучения в Университете.
Господина Чубика мы знаем с давних времен. Вы его знаете, наверное, не хуже нас. Отсутствие здравого смысла и карьеризм являются его серьёзными недостатками. Нетерпимость инакомыслия, нетерпимость к критике и собственное “Я” сопровождали Чубика ещё со студенческой скамьи.
Имею глубокое разочарование в современных веяниях развития науки в нашем любимом городе Томске. Мы теряем нашу молодёжь, она не желает оставаться здесь, развивать город, в котором выросла.
Дамы и господа, искренняя благодарность от нас за Ваш труд!!!
В этом году имел честь быть в последний раз (больше не имею желания) председателем на защитах ВКР9)ВКР – выпускная квалификационная работа. в ТПУ. Имею ряд существенных замечаний, часть из которых огласил, полностью оглашу тут:
- существенное количество работ не соответствует специальности обучения;
- существенное количество работ носит обзорный характер, а не прикладной;
- существенное количество работ с завышенной оценкой, которую можно смело понижать на два (2) балла;
- крайне низкое качество исследовательской части;
- отсутствие квалифицированных руководителей ВКР; содержание работ носит характер “на что способен и что знаю” или “что вижу, то и пою“;
- крайне низкое качество самих комиссий по защитам ВКР; в комиссии присутствуют люди с весьма посредственными знаниями;
- крайне низкое качество подготовки и знаний самих руководителей ВКР.
К данному заключению мы пришли после коллегиального обсуждения с несколькими нашими коллегами, также участвовавшими в комиссиях.
Заключение: с образовательной частью в ТПУ крах. Как вы будете восстанавливать репутацию ТПУ, для нас полная загадка.
Ремарка. Касаемо того, к чему пришел ТПУ во главе с Чубиком.
- Развал образовательной составляющей ТПУ.
- Существенное снижение компетенций выпускников ТПУ.
- Падение репутации ТПУ в Томске.
- Притеснения и сокращения представительниц прекрасного пола, находящихся в интересном положении или в декретном отпуске (с ваших слов) полностью и безвозвратно стирает имидж ТПУ как порядочного работодателя.
- Мошенничество с крупными, я бы сказал, репутационными, НИОКР. Вы уже поднимали у себя на странице эти вопросы.
- Криминализация верхушки правления в ТПУ, которая негативно отражается на всех вузах города и наносит серьёзный ущерб городу.
- Безнаказанные безобразия, творимые в ТПУ, негативно отражаются на всей правоохранительной системе Томска. Бросают тень на репутацию правоохранительных органов, в частности ФСБ (именно эта структура, как и в других вузах, отслеживает и пресекает правонарушения).
Предположить было сложно, что Томский политехнический институт, в былые времена, не побоюсь этого слова, гигант – постигнет такая печальная и грязная участь.
Дамы и господа, вы молодцы!
Уважаемые коллеги!
Позвольте выразить Вам огромное спасибо за Вашу работу!
Проработав в ТПУ более 40 лет, пребывал в своем мире, в котором ТПУ для меня являлся эталоном (как бы пафосно это не хвучало, но была гордость за ТПУ), родной Альма-матер.
После всего прочитанного тут, для меня стало очевидным, что в управлении ТПУ сосредоточена организованная преступная группа, в простонародии – ОПГ. Только такими словами можно характеризовать то, что образовалось за последние годы в ТПУ. За всё время работы в ТПУ я насмотрелся на многое, и на подковровые схватки, и на скандалы, и на выселение из корпусов, на многое…
Прежде всего, мне стыдно перед студентами, в каком высшем учебном учреждении они обучаются, и куда будут поступать. Стыдно за то, что эту ОПГ мы сами допустили в управление. Хотя, надо отдать должное, ректора, как “своего”, мы не выбирали.
Стыдно за то, что, несмотря на стремительное ухудшение ситуации внутри ТПУ, мы ничего не предпринимаем.
Стыдно за то, что “умный город” превратился в пустые слова, за которыми нет ничего кроме пустого бахвальства.
Стыдно за то, что ТПУ, как кузница элитных инженеров, превратился в кучку пустоголовых лжецов и обманщиков.
Вдвойне стыдно за то, что компетентные органы осуществляют покровительство этой ОПГ. Совершенно справедливо допустить и то, что они состоят в этой ОПГ и им, каким-то образом, это выгодно.
Стыдно за то, что преподаватели ТПУ, скурвившись, превратились в стервятников, активно принимающих участие в уничтожении ТПУ.
Стыдно за то, что всё это распространяется за пределы города. Буквально недавно узнал от своих коллег из центральной части России, что они в курсе происходящего в ТПУ. Насколько большим удивлением было и то, что о наших проблемах наслышаны в самой восточной части нашей страны. Ситуация напоминает неоперабельного больного, у которого поврежден жизненно важный орган.
Считаю правильным то, что вы организовали данный сайт, и подняли то, что тщательно скрывалось в стенах ТПУ. В данном случае воспринимать это стоит не как вынос мусора, а как прорвавшийся гнойник, который вскрылся по причине давления некротических масс. Критическая масса которых превысила допустимую концентрацию и хлынула наружу. Кто виноват в этом? Мы все виноваты!
Прискорбно осознавать, что нами управляет ОПГ, которая не гнушается никакими средствами.
Маленькая реплика апа́рте (a parte). Несколько лет назад, когда наша старшая дщерь ещё работала в Политехе, она, естественно, была вынуждена участвовать в народной забаве под названием “Эффективный контракт”. Но, как и другие её соратницы по лингвистическим угодьям Института языковой коммуникации, она никогда особо не ощущала на себе благостного последействия выполнения пунктов ЭК. Тёплые и обильные финансовые дожди проливались где-то в стороне.
И, вот, однажды в конце 20NN-года она, имея страшно удивлённое лицо, подходит ко мне, протягивает телефон и говорит: “Папа, посмотри, что это такое бухнулось мне на зарплатную карту? Ошиблись что-ли?”. Сумма, которая там значилась, состояла из множества цифр, и меня, честно говоря, весьма впечатлила. В результате последующих телефонных распросов в бухгалтерии она услышала: “Ну, что вы беспокоитесь? Всё вам начислено правильно!”. Ошибки не было.
“А Ларчик просто открывался”. Как мне потом пояснили знающие люди, в вуз позвонили из одной весомой организации и сказали почти прямым текстом, что если и в этот раз “премию” в рамках “5-100” освоит исключительно руководство университета, то тем, у кого ещё не приобретён домашний агрегат для сушки сухарей, нужно срочно бежать в магазин. Поэтому некоторым “товарищам” наверху пришлось таки подужаться, затянуть пояса и бюсгальтеры, наступить на горло своей собственной финансовой песенке, и, скрепя сердце, поделиться с “народом” частью, чтобы не потерять всё. Во избежание…
И вы думаете, что в других вузах из “5-100” было кардинально по-другому? Я вас умоляю…
Сноски
↑1 | Х/ф “Доживём до понедельника”, 1968. |
↑2 | ТПИ – Томский политехнический институт. |
↑3 | ШБИП – Школа базовой инженерной подготовки. |
↑4 | ИШЭ – Инженерная школа энергетики. |
↑5 | ТОЭ – теоретические основы электротехники. |
↑6 | ФОЭ – физические основы электроники. |
↑7 | Жвачкин С.А. – губернатор Томской области. |
↑8 | ППС – профессорско-преподавательский состав. |
↑9 | ВКР – выпускная квалификационная работа. |